Чем занять ребенка аутиста

От автора

Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением.

Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки – «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма».

https://www.youtube.com/watch?v=upload

После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз – «ранний детский аутизм».Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей… Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями.

по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку специальные условия для обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации.

Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонимания и осуждения со стороны окружающих.Книга «Игры с аутичным ребенком» – обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране.

Главная цель автора – помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, не менее важная цель, – помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме.

Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения – единственно возможный.Еще одна цель книги – информационная: здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов.

В книге описаны игры и приемы, использование которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие – прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература).

Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма – необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития.

Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управлять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в целом) может оказаться вредным для ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Устройство книги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей занятия и т. п. Описания игр подробны, снабжены примерами, представлены разные варианты дальнейшего развития игры.

Предлагаются советы по преодолению возможных затруднений в ходе игры. Приложении 1 приведены используемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски).Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая – работе специалистов.Задача родителей – прежде всего организация пространственно-временной среды (глава 2, с.

Чем занять ребенка аутиста

22), в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 38), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 115).Задача специалиста на начальном этапе обучения – установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с.

52), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений (раздел «Сенсорные игры», с. 55); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 79); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления (раздел «Психодрама», с. 97).

При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с.

в книге описан лишь самый первый, начальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приемов работы и их оптимального сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций.

Цели занятий с детьми-аутистами

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:

    • поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
    • посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.

Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад и школу с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы.

Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки.

Ошибки при работе с ребенком-аутистом

Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании.

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше. Этот способ можно использовать как в школе или детсаду, так и в кружке или секции.

Поддержка

Работа с детьми аутистами в детском саду или школе обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.». Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног».

Сенсорные игры

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду. Например, если воспитатель замечает, что аутенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

Стереотипные игры

Аутенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим, придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.).

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.

Корректная работа с детьми аутистами в школе или детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п.

Основные ошибки, которые допускают учителя и воспитатели при работе с аутятами, базируются на непонимании самой сути аутизма. К ним относятся:

  • поспешность, желание за короткий срок добиться от аутичного ребенка тех же реакций, что и от нейротипичного, не давая ему времени полноценно адаптироваться к новому коллективу;
  • навязчивое и жесткое принуждение ребенка к взаимодействиям с другими детьми, визуальному контакту, активному участию в общих играх и занятиях;
  • попытки «ускорить» действия малыша, медлительного просто по своей природе;
  • повышение голоса, приказной тон, насмешки и многое другое.

То есть самые серьезные и грубые педагогические нарушения всегда основываются на недостаточной компетентности в вопросах правильного взаимодействия с аутичными учениками. Для сокращения числа подобных случаев созданыкурсы дистанционного обучения АВА терапии, программа которых позволяет педагогам и родителям детей-аутистов освоить наиболее эффективный подход к их обучению и всесторонней социальной адаптации.

Введение в проблему

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее яркие внешние проявлениями синдрома:– аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.

Чем занять ребенка аутиста

Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

– стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз;

пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;– особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – ее коммуникативной функции.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т. д.). Даже если такой ребенок формально имеет хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой, то она штампованна, «попугайна», «фонографична». Он не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т. е.

избегает речевого взаимодействия как такового. Характерно, что речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонация речи;– раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер.

При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943 г. Изучением его, поиском путей гармонизации развития аутичного ребенка занимались многие специалисты разного профиля.

Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом. Неспециалисты часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями.

Такое представление формируют некоторые телепередачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька из фильма «Куб», одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма «осхождение Юпитера» мог расшифровывать сложнейшие коды, а аутичная девушка – героиня австралийского фильма «Под рояль» – обладает абсолютным музыкальным слухом.

беспомощность, зависимость от близких, социальную неприспособленность и неадекватность поведения. Увидеть реальное положение вещей позволяет знание психологической картины нарушения. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно, реализовывать себя, быть счастливым.

случае глубокого аутизма он навсегда останется зависимым от других и сможет жить лишь в специально созданных условиях. Это очень правдиво и реалистично показано в фильме «Человек дождя» – хотя главный герой в гениальном исполнении Дастина Хоффмана несомненно вызывает симпатию, ему нельзя не посочувствовать, ведь он уязвим и беззащитен перед окружающим миром и людьми, он несвободен, и, несмотря на его гениальность, совсем не хочется оказаться на его месте.

У специалистов, занимающихся синдромом аутизма, есть разные подходы к данной проблеме. Многие из предлагаемых сегодня программ развития, обучения и адаптации аутичных детей развиваются и корректируются. Можно говорить о том, что научный поиск продолжается в разных странах мира.Российские ученые предлагают направить усилия на коррекцию поведения аутичного ребенка, его обучение и социализацию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Другими словами, прилагаются все усилия для того, чтобы путем специального обучения и воспитания по возможности скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность выйти в большой мир людей. Иногда этого удается достичь, и, хотя у такого человека на всю жизнь сохраняются особенности поведения и странности характера, в целом он живет самостоятельно и полноценно.

Однако, пока общество не готово понять проблемы «не таких» людей, отнестись к ним с сочувствием и желанием помочь, возможности такой интеграции ограниченны.В нашей стране возникают новые организации, помогающие детям с проблемами в развитии. Эти организации часто ведут свой поиск новых путей помощи таким детям, используя в работе различные подходы, в том числе и опыт зарубежных специалистов.

В развитых странах Запада также есть разные подходы к проблеме обучения, воспитания и адаптации людей с аутизмом. Часто подход зарубежных специалистов основывается на признании несомненной уникальности для мира любого человека. Поэтому предлагается не исправление «недостатков», а создание для особых людей условий, в которых они могут жить и оставаться сами собой.

Такой подход объясняется еще и тем, что в мире здоровых людей человек с нарушениями всегда будет оказываться в ситуации неуспеха, т. к. его особенности делают его неконкурентоспособным.Но у этого подхода есть минусы. Во-первых, создание адекватных специальных условий для жизни людей с нарушениями развития могут позволить себе только развитые капиталистические страны.

Во-вторых, организация таких специальных условий напоминает порой создание некой «резервации» с достаточной степенью автономности (точнее – изолированности) от мира.Этот подход к проблеме не единственный. На Западе аутичным детям помогает множество организаций, они ищут (и находят) новые пути и подходы.

Мы не будем анализировать разные подходы к проблемам людей с нарушениями развития и решать, какой из них самый гармоничный. Будем исходить из реалий: в нашей стране специальных учреждений для систематического обучения и воспитания детей с синдромом аутизма, а также их дальнейшего попечения ни на государственном уровне, ни в форме частных заведений пока не существует, а возможности интеграции ограничены.

Методы работы с аутичными детьми в группе

Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда принимать их во внимание, разрабатывая учебный план. Для продуктивной работы можно использовать следующие методы:

  • сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;
  • поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста, связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за минуту до начала этого занятия);
  • разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в коридор, обойти класс по периметру, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом. Такие передышки не дают накапливаться усталости и способствуют лучшему усвоению учебной информации.

Если ученику нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая учителя, или рисовать что-то в тетради – не стоит запрещать ему это: так ему проще сосредоточиться на объяснении учебной темы. Также стоит подобрать игры для детей аутистов, которые помогут лучше усвоить материалы. 

Многие дети с РАС, даже гиперактивные, успокаиваются, выполняя какую-либо рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному ученику складывать в шкаф учебные пособия по определенной системе.

Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника или младшего школьника с РАС могут возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть готовым.

В школе

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Аутичный ученик в школе может вести себя как очень маленький ребенок: ему может быть трудно усидеть за партой, он будет стремиться встать, пройтись по классу, прервав урок и т. д. При этом он может очень быстро осваивать какой-либо сложный учебный материал (например, иностранный язык), но нуждаться в дополнительной поддержке педагога для усвоения обыденной информации и переноса навыков из АВА-занятий в реальную школьную жизнь.

Также ученик может игнорировать учительские обращения к нему и отказываться от выполнения инструкций, будто бы не слыша и не видя педагога. Однако зачастую он вполне способен понимать происходящее, а внешнее «игнорирование» основывается лишь на затрудненных концентрации и реакции.

Задача учителя – деликатно приучить ученика к стабильной работе на уроках. «Торопить события» не стоит: процесс должен быть как можно более мягким и постепенным, поскольку излишнее переутомление ребенка может привести к его нервному перевозбуждению, стереотипным действиям, истерике и т. д.

В детском саду

Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет), оказываясь в детском саду, часто демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.

Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая туалет).

Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не выказывает интереса на занятиях. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.

Чем занять ребенка аутиста

Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад «внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика, посмотрите вместе, как там играют детки. При этом нужно детально рассказывать малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут приходить родители.

В секциях

В секции или кружке ребенок может столкнуться с трудностями в следовании общим инструкциям, данным группе. Поэтому инструкцию лучше повторять для него индивидуально, начиная фразу с его имени. Тренер должен говорить спокойно, внятно и медленно, стараясь использовать короткие предложения и, если есть возможность, дополнять их изображениями, жестами и т. д.

Аутичные ученики часто имеют склонность к буквальному восприятию слов. Поэтому если тренер просит всех «собраться» (то есть, собраться с силами, чтобы лучше сыграть или пробежать/проплыть дистанцию и т. д.) – аутист может решить, что группу просят собраться вместе. Поэтому лучше не использовать идиомы и метафоры слишком часто, чтобы избежать недопонимания.

Координация работы специалистов и семьи

Общие требования

В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов:– врач-педиатр;– врач-психоневролог;– психолог;– коррекционный педагог;– социальный работник.Работа с таким ребенком должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.

Чем занять ребенка аутиста

Однако сейчас в нашей стране это практически нереально. Распространен вариант помощи аутичному ребенку, когда на дом приходит педагог или психолог. Зачастую это его первый опыт работы с аутичным ребенком. Если ребенок наблюдается у врача-психоневролога, то его работа и работа педагога скорее всего ведутся автономно.

Пожелания родителям

Активная позиция

Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна». Помощь такому ребенку – это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.

Это потребует от родителей и близких ребенка с синдромом аутизма большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть. Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.

Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.

Главный принцип – соблюдение интересов ребенка

Родителям аутичного ребенка важно научиться не сравнивать своего малыша с остальными детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.Не стоит стремиться сделать его более «удобным» и внешне адекватным.

Если родители хотят достичь именно этого, значит, они думают прежде всего о своем собственном спокойствии, а проблемы ребенка при этом усугубляются, не проявляясь внешне, загоняются глубоко внутрь. Помните о том, что странное и неуправляемое поведение ребенка все же лучше полной отрешенности – ведь таким способом он уже пытается активно взаимодействовать с миром.

К тому же всегда лучше, когда проблемы оказываются на поверхности, – в этом случае понятно, над чем необходимо работать.Близким аутичного ребенка придется в его интересах во многом перестроить повседневную жизнь семьи. Одному из близких необходимо посвящать ребенку большую часть дневного времени, взаимодействуя с ним, помогая ему осваиваться в этом сложном мире, используя любую возможность для обучения.

Пожелания педагогам и психологам

Опыт коррекционной работы показывает, что построение занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода.Прежде всего, перед тем как начать занятия, педагог (или психолог) должен осознать ту степень ответственности, которую он берет на себя.

занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия с аутичным ребенком потребуют большого терпения, интуиции и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий.

Поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным.

Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придется в зависимости от ситуации и желаний ребенка. На этапе налаживания контакта с ребенком не настаивайте на проведении конкретных игр.

Будьте более чутки к реакциям ребенка, и увидите, что часто он сам предлагает вам форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам.

Следует предупредить, что поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:2Qi0Gh5QFeQ

на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Это потребует от педагога (психолога) индивидуального подхода к ребенку и мобильности – не бойтесь пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же «дайте задний ход».

4. Организация взаимодействия педагога, психолога и родителей

Жизненное пространство аутичного ребенка

«…мы во многом можем снять с себя задачу непосредственного давления на ребенка, продумав заранее планировку пространства комнаты, четкое определение мест, связанных с различными занятиями, выбор определенных игрушек и пособий, порядок, в котором он их увидит».Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации.

Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория.

По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое – все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д.), игровое – место для разнообразных игр, учебное – место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение – лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица. Постараемся описать возможности организации пространства, в котором живет и действует аутичный ребенок, учитывая оба аспекта.

Детская комната

Первое условие – безопасность

Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует «чувство края», а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.

В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.). Эта рекомендация касается и квартиры в целом: все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Иначе мы рискуем спровоцировать ситуацию, в которой ребенок примется подбрасывать вверх молоток или разбивать электрические лампочки о кафельный пол на кухне.

Поскольку аутичного ребенка очень трудно, а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникает ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется.

Второе условие – обеспечение комфорта и уюта

Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Третье условие – наличие необходимого оборудования

Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учится, она требует содержательного наполнения.Так, в комнате обязательно должна быть парта или столик со стульчиком.Ребенку нужны игрушки:– деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;– разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

– звучащие игрушки и набор игрушечных музыкальных инструментов (см. раздел «Игры со звуками», с. 71);– игры для развития мелкой моторики – мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками и др.;– развивающие настольно-печатные игры – разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.;– игрушки для сюжетно-ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольная посуда и мебель, аптечка и т. д.

Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочтений. Они должны быть понятны ребенку, полезны для реального освоения окружающего мира (избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов), вызывать положительные эмоции (книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить, во всяком случае – на начальном этапе).

Если ребенку особенно нравится какая-то история, поддерживайте его интерес, развивайте его, связывая с повседневной жизнью.Кроме этого, у ребенка должен быть материалы для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т. д.

Особо отметим необходимость для физического развития ребенка спортивного оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.Принцип действия многих спортивных снарядов очевиден, и после небольшого обучения ребенок вполне может действовать самостоятельно.

Это очень важно, так как аутичный ребенок, особенно на начальном этапе коррекционной работы, неспособен произвольно управлять своими движениями или по подражанию повторить действия взрослого. Это же правило касается и большинства дидактических игрушек, с которыми ребенок может самостоятельно играть, постепенно усваивая понятия величины, формы и т. д.

Ребенок вставляет фигуры в рамки, нанизывает кольца пирамидки на стержень, так как этот способ действия заложен в устройстве игрушки, адекватно действовать с ней по-другому не получится (если ребенок начинает бросать и т. п., такие действия нельзя считать адекватными, они ничему не учат, ничего не развивают).

Обеспечение ребенка такими предметами, игрушками, снарядами поможет освоить многие навыки действий с предметами, физически развиваться даже в условиях, когда контакт со взрослым не налажен и специальное обучение не проводится.Однако ни в коем случае не следует ограничиваться созданием развивающей предметной среды.

Четвертое условие – поддержание порядка

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Например, возле дивана стоит коробка с пластмассовыми кубиками, матрешки и пирамидки стоят на полке, в шкафу лежат бумага и краски, у стены стоит кукольный домик, в котором живет любимый плюшевый мишка.

Вещи в платяном шкафу лучше раскладывать на те же места – так легче приучать ребенка к самостоятельности. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие жизни. Однако избегайте раз и навсегда установленной завершенности.

Пространство квартиры

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения.

Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д.Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись – руки-то какие грязные! Пойдем мыть!

Где мы руки моем? Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? от оно, мыло – как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец – вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. от полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать».Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому.

Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда – бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложите ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т. д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.

Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем – позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду.

И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на лоджии можно «полететь в космическом корабле», на кухне «печь пироги» и т. д. – часто ребенок сам предлагает, где и во что хочет поиграть.

Ближайшее социальное окружение

Организация занятий

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Уже из описания игр, которые станут основой занятий с аутичным ребенком на начальном этапе обучения, становится понятно, насколько важно добиться взаимопонимания и взаимодействия с родителями ребенка.Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими детьми. На взгляд не посвященного в проблему человека, такие занятия могут выглядеть по меньшей мере странно.

Однако нельзя сравнивать особую ситуацию взаимодействия с аутичным ребенком с обычными стандартными ситуациями обучения.Для того, чтобы не возникло непонимания родителями происходящего, мы советуем постоянно и подробно объяснять, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую очередь родители аутичного ребенка должны осознать цели занятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector