Восстановление речевых функций при афазии

Основные понятия

В действительности данное заболевание является составляющей клинического проявления иного недуга, который поражает височную, лобную или теменную зоны ГМ. Также расстройство речи может возникать при повреждении нервных структур, передающих импульсы в соответствующие участки коры ГМ. Проявление симптомов и разновидность афазии, скорость развития осложнений будет зависеть от причины утраты вербального общения.

Основные факторы:

  • Внутримозговые новообразования полушарий ГМ.
  • Лидирующей причиной развития данной патологии являются доброкачественные и злокачественные образования, находящиеся непосредственно в тканях мозга. Опухоли полушарий чаще всего затрагивают как раз те области коры, которые фактически отвечают за механизм работы данной функции. Обычно именно нарушение речи может оказаться симптомом для диагностирования новообразования, поэтому следует очень серьёзно относиться к такому состоянию.

  • Сосудистые болезни головного ГМ.
  • Наибольший вес в ряду причин развития данного недуга занимает недостаточность мозгового кровообращения. Различают переходные (транзиторные) или ишемические приступы, которые проявляются в виде острых коротких атак церебрального кровообращения. Они вызывают остановку циркуляции кровотока в определённых участках мозга и сопровождаются локальной симптоматикой, в зависимости от расположения патологического процесса.

  • Заболевания, у которых основным патологическим процессом является демиелинизация.
  • В группу демиелинизирующих болезней входят воспалительные заболевания вещества ГМ (абсцесс, лейкоэнцефалит, РС (рассеянный склероз), энцефалит, РЭ. Механизм их развития проявляется в виде повреждения миелиновой оболочки нервных волокон. Миелин отвечает за проводимость нервных импульсов от ГМ. При его повреждении могут развиваться разные симптомы, среди которых и афазия.

  • Эпилепсия.
  • Распространённое хроническое нервное заболевание характеризуется образованием в ГМ очага импульсов, вызывающих внезапные судорожные приступы или кратковременное помрачение сознания. Когда судорожный очаг находится в центрах мозга, которые контролируют речь, соответственно это может спровоципрвать развитие афазии.

  • ЧМТ (черепно-мозговые травмы).
  • Механические овреждения костей черепа или мягких тканей мозга являются серьёзными факторами, которые могут привести к развитию афазии и провоцируют отклонения, что приводят к утрате некоторых функциональных способностей. Случается, что заболевание возникает не сразу после травмы, а может проявляться в виде последствий.

  • Отравления.
  • Множество ядовитых отравляющих веществ, которых при попадании в организм вызывают негативное действие на клетки ГМ и ЦНС. Отравление нейронов сопровождается утратой их функций.

  • Дегенеративные болезни.
  • Данная группа хронических заболеваний ЦНС характеризуются постепенной и прогрессирующей гибелью нейронов с дальнейшей утратой некоторых функциональных способностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Одновременно с другими неврологическими симптомокомплексами также имеется вероятность развития афазии.

Речь
и ее понимание обеспечиваются совместной
работой речедвигательного центра
(Брока) и слухоречевого центра (Вернике)
коры левого полушария головного
мозга. 
Височные отделы коры левого
полушария головного мозга принимают
особое участие как в восприятии на слух
звуков речи (фонем), так и в осуществлении
слухоречевой памяти.

Здесь происходит
дифференциация (различение) на слух
акустически похожих звуков (например,
звонких и глухих: б—п, д—т, з—с), что
позволяет человеку не смешивать близкие
по звучанию слова, такие, как «дом»,
«том», «класс», «глаз». Различение
обеспечивает способность точно
воспринимать в любом слове все звуки,
и не только услышать слово, но и сохранить
на несколько секунд в памяти, чтобы
связать его смысл со следующими,
воспринятыми на слух словами.

В
осуществлении речевой функции задние
нижнетеменные отделы левого полушария
мозга принимают участие в расшифровке
смысла слов, сложных словосочетаний,
сравнительных оборотов, значения
предлогов, метафор, пословиц, поговорок.
Больные с поражением этих отделов мозга
часто испытывают трудности в назывании
предметов, заменяя слово описанием
функции предмета или его назначения.
Например, вместо слова «нож» они говорят
«то, чем режут», вместо «хлеб» — «то,
что едят с супом» и т. п.

Осуществление
сложных артикуляторных движений
обеспечивают передние нижнетеменные
отделы левого полушария. Здоровый
человек, как правило, их не осознает,
так как они автоматизированы. А при
поражении передних нижнетеменных
отделов мозга человек как бы забывает
артикуляционные позиции губ и языка,
не может повторить звуки, легко
произносимые даже самыми маленькими
детьми. Более того, такие больные нередко
не могут выполнить целый ряд движений
— высунуть язык, надуть щеки, поцокать
языком.

Восстановление речевых функций при афазии

Они
утрачивают опыт звукоподражания, которым
человек овладевает еще в раннем детстве.
Эти больные могут произносить в процессе
общения лишь оставшиеся речевые «осколки»
(речевые эмболы) — слоги «на-на-на»,
«то-то-то», «ма-ма-ма». 
В более легких
случаях больные способны произносить
(хотя и не всегда четко) отдельные слова
и фразы, заменяя в них близкие по
артикуляции звуки (м-б-п, н-д-т-л), произнося
вместо слова «папа» — «мама», вместо
«дом» — «ном» или «лом», а вместо «Нина»
— «мина» или «тина». Такая форма речевых
нарушений относится к моторной афазии.

Очень
важную роль в речи играют заднелобные
отделы левого полушария. Они регулируют
не только выбор звуков, слогов и слов в
процессе высказывания, но и выбор
предлогов, окончаний существительных
и глаголов, то есть как бы организуют
синтаксическое оформление предложения.
При поражении этих отделов больной
застревает на каком-либо слове или слоге
и несколько раз его либо повторяет, либо
с трудом переходит к следующему слову,
в результате чего в его речи возникают
длительные паузы.

При
этой форме афазии иногда проявляется
в более легких случаях активное
словоупотребление, ограниченное
произнесением вслух существительных
лишь в именительном падеже. Речь больных
выглядит примерно так: «Кухня… кран…
вода… раковина… лужа… пол» (что
означает: «На кухне испортился кран,
вода переполнила раковину и на полу
образовалась лужа»).

Как видно из этого
примера, у больного нарушен поиск
глаголов, предлогов, окончаний
существительных и других элементов
речи, а в произнесении слов возникают
длительные паузы. В письме больных, если
оно Возможно, много пропусков и замен
букв. Эта форма нарушений речи также
относится к моторной афазии.

И
наконец, существует еще одна форма
моторной афазии, также возникающая “при
поражении заднелобных отделов левого
полушария. Это так называемая динамическая
моторная афазия. 

В
чем ее суть? Для того чтобы произнести
какое-либо высказывание, необходимо
быть активным в речевом отношении и
иметь намерение высказать свою мысль
в процессе общения. Важно отдавать себе
отчет, что в ней главное и что второстепенное,
то есть иметь не только замысел, но и
план высказывания.

Больные с динамической
моторной афазией не способны на это.
Они не активны, очень редко самостоятельно
о чем-либо просят, кратко отвечают на
вопросы, при этом повторяют часть слов
из вопроса собеседника. В то же время
они могут писать под диктовку отдельные
слова и читать несложные тексты, однако
пересказать их самостоятельно не в
состоянии.

Диагностика афазии

Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов – афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом. Для определения наличия и степени нарушений доктор может предложить пациенту пройти несколько простых тестов.

Диагностическое обследование речевой деятельности включает:

  • Оценку устной речи – чтение и понимание прочитанного.
  • Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
  • Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
  • Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия – динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
  • Способность узнавать предметы.
  • Интеллектуальные процессы.

Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:

  • Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Люмбальная пункция.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.

Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний — алалии, дизартрии, тугоухости, умственной отстали.По результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.

Моторная афазия

В
последующие дни на смену тотальной
афазии может прийти моторная афазия —
больной узнает близких, понимает
обращенную речь, но сам не может общаться
с окружающими. Позже при общении он
начинает произносить отдельные звуки
с яркой интонационной окраской, так он
пытается выразить свои мысли и желания.

Афазия
— системное нарушение уже сформировавшейся
речи.

При
моторной афазии нарушен речедвигательный
центр или центр Брока. Он находится в
задней трети нижней лобной извилины
левого полушария и отвечает за моторную
функцию речи. В этом случае нарушена
звукопроизносительная сторона речи, а
понимание речи в основном остается
сохранным.

Некоторые
больные при этом могут воспроизводить
отдельные речевые движения, но затрудняются
объединить их при произнесении слов.
Могут путать сходные по артикуляции
звуки.

Особенности лечения афазии

Тактика лечения недуга зависит от причины, которой было спровоцировано это расстройство. Терапевтическая помощь направлена на воздействие специфических состояний, которые вызвали дефект речи и складывается из медикаментозной терапии. При этом также обращается внимание на корректирование артикуляции и помощь квалифицированного логопеда.

Эти мероприятия имеют прямое влияние на аппарат речи, несут целенаправленное воздействие, позволяют ускорить процесс развития речи и устраняют приобретённые нарушения. Активная реабилитация включает в себя – лечебную физкультуру (ЛФК), комплекс восстановительных упражнений при помощи спецсредств (механотерапия), физиотерапевтические процедуры, массаж.

Лечение основной причины, вызвавшей заболевание, проводится под контролем невропатолога или нейрохирурга, ведь они специализируются на лечении инсультов, травм головы и других повреждениях, связанных с ГМ. В случае, если дефекты речи спровоцировали новообразования, тогда ликвидацией симптомов будет заниматься также и онколог.

В медикаментозной терапии назначают медпрепараты, действие которых направлено на улучшение микроциркуляции крови и метаболизма в тканях коры мозга. Эффективным также применение ноотропных средств, которые хорошо улучшают когнитивные функции мозга, а также возможность говорить и правильно воспринимать обращённую к человеку речь.

Все фармакологические лекарства, которые назначают при лечении данного недуга, тщательно подбирают на предмет побочных осложнений и взаимодействия с другими препаратами, что принимает больной. Нельзя самостоятельно заниматься лечением с помощью медпрепаратов. Это может причинить серьёзный вред пациенту.

В случае крайней необходимости, для устранения серьёзных симптомов, вызывающих афазию назначается хирургическое вмешательство.

https://www.youtube.com/watch?v=https:uOgOC_ZLxiU

Как правило эффективной оказывается логопедическая помощь, курсовые занятия которой позволяют корректировать функциональные расстройства речевого аппарата без приёма медикаментов.

Основная цель логопеда – формирование отчетливых установок, чтобы пациент сосредоточенно мог работать над собой и вырабатывал новые схемы для развития нормальной речи. Лечебно-коррекционные мероприятия охватывают все виды речи – устную (диалог и монолог) и письменную. Человек учится слушать обращённую к нему речь, анализирует услышанное, самостоятельно составляет из слов предложения и затем усложняет их.

Конечным результатом логопедического лечения становится выработка грамматически правильно поставленной речи, которая пациент быстро составляет. Однако, работать над этим придётся довольно длительный период. В зависимости от степени расстройства и конкретного случая, эффективность лечения у специалиста-дефектолога достигает за два-три года.

Начинать лечебно-коррекционные терапевтические мероприятия следует сразу, как только миновал острый период болезни или начали появляться симптомы. Своевременное начатое лечение позволяет ускорить устранение приобретённые нарушения и предупредить вторичные изменения, обусловленные расстройствами речи.

Методика коррекции речи посредством лечебной езды верхом на лошади. Занимаясь реабилитацией в специализированных центрах под руководством опытных тренеров и квалифицированных врачей, улучшение в состоянии пациента наступает уже к концу первого месяца регулярных тренировок.Постоянные общения с лошадьми оказывает успокоительное воздействие на ЦНС, что является более положительным фактором в отличие от логопедических занятий, которые порой вызывают у пациента волнения, тормозя таким образом процесс лечения.

Восстановление речевых функций при афазии

Положительные эмоции активизируют процессы в гипоталамусе (центр мозга), который в свой черёд побуждает иммунную систему настроиться на восстановление пострадавших клеток. Замечено, что на занятиях иппотерапии больной полностью забывает о своих недостатках, начинает нормально разговорить, понимает практически все команды тренера, а в другой обстановке его проблема не даёт про себя забыть. По ходу лечения больной начинает постоянно чётко разговарить и правильно воспринимать речь, независимо от окружающей обстановки.

Кроме эмоционального общения, верховая езда воздействует на психику и когнитивные способности пациента, развивает моторику тела, а это положительно влияет на восстановление клеток ГМ. Эмоциональное общение, верховая езда, уход за животными показывают отличные результаты.

Заболевание полностью отступает и человек возвращается к нормальной жизнедеятельности.

Во многих случаях афазия является приобретенным следствием органического повреждения речевых центров в коре ГМ, которое через некоторое время может бесследно исчезнуть. Такое обычно происходит при не тяжёлых формах инсульта, после которых мозговые функции полностью восстанавливаются.

И именно в этот непродолжительный период, важное значение имеет обращение близких людей с человеком, у которого развивается неврологическая патология с нарушениями речи или расстройством артикуляционного аппарата. Родные должны соблюдать некоторые несложные рекомендации, благодаря этому будет происходить улучшение общего состояния и быстрее произойдёт восстановление:

  • Упростить речь.
  • Разговаривать нужно короткими и простыми предложениями, избегая сложных слов и длинные построения вопросов.

  • Повторять сказанное.
  • Для улучшения понимания нужно повторять некоторые ключевые слова в предложении. Это помогает больному расставлять важные приоритетные значения.

  • Общаться на привычном уровнен.
  • Нельзя пользоваться новыми формами речи, которыми ранее не общались. Необходимо сохранить обычные взаимоотношения и знакомый уровень общения, это облегчит пострадавшему адаптацию.

  • Запастись терпением.
  • Предоставлять человеку достаточно времени на выражение мнения и построения предложений. Больному трудно быстро говорить, поэтому нужно с пониманием относиться к этому.

  • Язык жестов.
  • Помимо разговоров, имеются и другие способы общения, способствующие установлению взаимопонимания между людьми. Обязательно нужно пользоваться ими, упрощая таким образом задачу для болеющего афазией.

  • Проявлять активность.
  • Нельзя энергично кого-то вовлекать в разговор, побуждая делать то, что даётся с большим трудном. Ошибочно распространённое мнение, будто-то интенсивное общение помогает быстрее восстановиться. Затруднения у больного при выговаривании слов способствует развитию аутизации, замкнутости в себе, и человек просто перестаёт совсем говорить, потому что не верит в свои способности.

  • Исправление.
  • Также не надо поправлять пациента и указывать, как говорить. Люди с таким заболеванием допускают много ошибок, а если их всё время исправлять, тогда разговор для них может потерять всякое значение.

Сенсорная афазия

При
сенсорной афазии нарушено понимание
обращенной речи. Другое название этого
типа афазии – Афазия Вернике. Причиной
является органическое поражение центра,
обеспечивающего звуковой анализ устной
речи.

Центр
Вернике находится в заднем отделе
верхней височной извилины, если мы имеем
дело с правшами, в левом полушарии. В
результате, тем, что больной не распознает
звуковой и слоговой состав слов,
вследствие чего не понимает их смысла.
Родную речь он воспринимает как
иностранную.

Это
ограничивает контакт с больным и
препятствует определению степени
поражения функций речи. Нарушения речи
при инсульте могут быть смешанного
характера – моторно-сенсорные.

После
инсульта встречается так же семантическая
и амнестическая афазии.

Логопедические приемы

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

После
обследования больного и определения
типа афазии следует немедленно приступать
к логопедическим занятиям. Для того
чтобы вселить оптимизм в родственников
и больных хочется отметить, что до 30 %
больных выписываются из больницы с
почти полностью восстановленной речью.
Конечно, при условии, что в штате больницы
есть логопед, который начинает проводить
логопедические занятия с больными в
1-3 неделю после начала болезни.

Логопедия
— наука о нарушениях речи, их преодолении
и предупреждении средствами коррекционного
обучения и воспитания.

Больные,
которые даже после занятий с логопедом
выписываются с более тяжелыми нарушениями,
при последующей регулярной помощи
логопеда могут полностью справиться с
речевыми недостатками и выйти на работу.

В
самом начале производит растормаживание
речевых функций на основе прежних
речевых стереотипов. Проверяется реакция
больного на слабые раздражители (шепот,
тихий голос). Работа ведется от легких
заданий к трудным.

Тут
важно понимать, что для каждого больного
речевая нагрузка должна быть разной, в
зависимости от типа афазии и степени
нарушения речи. То есть первое занятие
должно быть легким для данного конкретного
больного. Для одного легче называть
предметы, для другого вести диалог и т.
д. Но нельзя давать слишком легкие
задания, степень сложности должна все
время нарастать.

На
первых этапах занятий для речевого
растормаживания следует использовать
материал, значимый для данного больного
по эмоциональному и смысловому содержанию.
Чего не следует делать на начальном
этапе работы, это предлагать работу с
отдельными словами вне контекста и
звуками. При восстановлении речи логопеду
необходимо, по возможности, раньше
создать для больного условия, при которых
он вынужден вступить в диалог.

Логопедические
занятия после инсульта с применением
элементов музыкотерапии дают стойкие
положительные результаты. Если пациент
затрудняется закончить предложение,
начатое логопедом, ему можно предложить
прослушать и спеть любимые песни.

Восстановление речевых функций при афазии

Пение
помогает восстанавливать речь после
инсульта

Здесь
очень важно выяснить, какие песни знает
и предпочитает больной. В процессе пения
он сначала нечетко, затем лучше произносит
слова песен. Такие занятия протекают в
позитивной обстановке и больной с
удовольствием выполняет задания.

Для
людей с сенсорной афазией применяют
наглядные материалы. Больному показывают
картинку, предлагают ее срисовать (если
позволяет его состояние), и называют
слово, обозначающее предмет на картинке.
Все действия, производимые логопедом
с больным, сопровождаются комментариями
тихим спокойным голосом: «Сейчас я
поправлю тебе подушку. Подними голову.
Теперь можешь положить голову на подушку»
ит. д.

Продолжительность
занятий и промежутки времени между ними
определяются индивидуальными возможностями
больного. В среднем длительность речевых
занятий в первые недели после инсульта
7-15 мин. Через 2 месяца время занятий
можно увеличить до 30 мин. Следует так
же контролировать речевую нагрузку на
слух. В палате не должны работать радио
и телевизор, не должно быть шумно.
Посторонние звуки утомляют и истощают
больного.

В
настоящее время одной из часто встречаемых
проблем является восстановление речи
после перенесенного инсульта. В России
каждый год инсульт случается у 400 000 (и
более) человек, при этом в половине
случаев наблюдаются дизартрия и афазия,
то есть речевые расстройства. На степень
речевого расстройства влияет обширность
и поражение отвечающей области головного
мозга.

Восстановить
речь можно с помощью упражнений, которые
следует начинать выполнять сразу после
того, как состояние стабилизовалось.
Восстановление речи обычно продвигается
очень медленно, в отличие от восстановления
двигательных функций. Иногда на
восстановление речи уходит около 6 лет,
а восстанавливается речь не полностью.

Чаще всего перенесшие инсульт не
понимают, что у них произошли серьезные
нарушения в речи, счете и письме, поэтому
полагают, что все наладится само по
себе, нужно только время. В связи с чем,
больному следует объяснить, что он
должен прилагать немало усилий, так как
успех лечения в большей степени зависит
от него. Больший результат дают желание
больного добиться поставленной цели и
его оптимизм, нежели медикаментозная
терапия.

За
любым процессом восстановления речи
должен следить квалифицированный
логопед. Процесс лечения заключается
в специальных логопедических упражнениях
и в медикаментозном лечении. Все
практикуемые упражнения следует
согласовывать со специалистом.

Если
упражнения будут подобраны неправильно,
вреда, конечно, не будет, но у больного
пропадет вера в то, что восстановить
речь вообще возможно. Очень важную роль
в восстановлении речи играют родственники
больного, которые должны всячески
помогать больному — проявлять максимальное
терпение, внимательно выслушивать
больного, поддерживать в нем веру и
интерес ко всем упражнениям (так как на
восстановление могут уйти месяцы и даже
годы), не раздражаться, не давать больному
в себе замкнуться. С больным необходимо
каждый день неторопливо, спокойно и
негромко разговаривать, даже если он
не поддерживает разговор.

Восстановление речевых функций при афазии

Если
после инсульта нарушилась речь, то
хорошо поможет пение. Объясняется это
тем, что во время пения задействуется
«певческий центр», находящийся в
неповрежденном отделе головного мозга,
а при инсульте повреждается «речевой
центр». Родственникам желательно петь
вместе с больным. Пение должно быть
негромким и с хорошим настроением.

Можно
начать с чтения детских считалочек и
стишков, а можно начать читать букварь,
ведь в нем чтение начинается со слогов,
потом идут слова, которые плавно переходят
в предложения. Со временем больному
нужно начинать задавать вопросы по
поводу того, о чем он прочитал. Начинать
следует с наводящих вопросов, затем
постепенно переходить на самостоятельные
вопросы.

Чтобы
ускорить процесс восстановления речи
при правостороннем гемипарезе больному
рекомендуют писать левой рукой. Кстати,
такое действие поможет восстановить и
письмо

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Начинать
писать рекомендуется по программе
первого класса, а именно с палочек,
кружочков, волнистых линий, потом
переходить на буквы, слоги и слова.

Нарушения
речи нередко возникают при инсульте в
левом полушарии головного мозга. Чтобы
понять, в чем заключаются эти нарушения
и с помощью каких приемов реабилитации
их можно преодолеть, необходимо
познакомиться с основными
психофизиологическими механизмами,
осуществляющими речевую функцию.

Занятия с больным в домашних условиях

Самостоятельные
занятия с больным после инсульта родные
могут проводить только с разрешения
или по просьбе логопеда. Здесь важно не
навредить: не дать излишнюю речевую
нагрузку или непосильные упражнения
для больного, не разрушить его оптимизм.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Родным
иногда не хватает терпения, они хотят
как можно раньше слышать восстановленную
речь. И неуспех больного в выполнении
упражнений вызывает у них разочарование,
которое выдают их мимика и жесты. Больной,
замечая такую реакцию, теряет позитивный
настрой и, впоследствии, может отказываться
от занятий. Поэтому на логопедических
занятиях не рекомендуется присутствовать
родственникам пациента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector