Как восстановить речь после инсульта в домашних

Как восстановить речь после инсульта

Комплексная терапия требует не только правильно составленного лечения, но и активного участия больного. От мотивации и деятельности пациента зависит 50% времени реабилитации. К методам восстановления афазии и других расстройств относятся:

  • прием медикаментов;
  • терапия стволовыми клетками;
  • помощь логопеда;
  • занятия в домашних условиях;
  • работа с психологом для предупреждения депрессии.

После инсульта восстановление речи занимает большое количество времени и является трудоемким процессом.

Полезные упражнения

Для эффективного восстановления речевой функции больной должен заниматься логопедическими упражнениями после инсульта в домашних условиях. Это обусловлено тем, что в 85-90% случаев люди страдают сенсорно-моторной афазией. Поэтому нужно интенсивно заниматься во время реабилитации не только со специалистом, но и делать упражнения дома.

К наиболее эффективным занятиям относятся следующие приемы:

  1. Нужно 4-5 раз провести языком по поверхности верхней и нижней губы по часовой и против часовой стрелки.
  2. Нижней губой необходимо захватить как можно больше пространства верхней губы и задержать мышцы в таком положении на 1-2 секунды. По прошествии можно расслабить мимику. Повторять упражнение требуется 5-10 раз. Аналогичное упражнение требуется повторить с верхней губой.
  3. Завернув язык вверх, нужно дотронуться им до твердого, а затем до мягкого неба. При этом рот должен быть закрыт.
  4. Голову и шею требуется вытянуть вперед. Из открытого рта нужно максимально выдвинуть язык и задержаться в таком положении на 2-3 секунды. Необходимо повторять занятие 5-10 раз.
  5. В течение дня допускается щелкать языком неограниченное количество раз. Звук должен напоминать цоканье копыт.
  6. Скрученный трубочкой язык нужно попытаться высунуть из полости рта.
  7. 5-10 раз нужно улыбнуться так, чтобы рот был закрыт, а приоткрытые губы показывали зубной ряд. Затем 4-5 раз улыбка должна быть закрытой — губы сомкнуты, зубы не видны.
  8. Требуется высунуть язык изо рта и издавать шипящие звуки, похожие на змеиное шипение.
  9. 5-10 раз необходимо сжать губы соломкой и удерживать в такой позиции около 5 секунд.
  10. Нужно сомкнуть губы. При этом между зубами должно сохраняться расстояние в 2 см. Между губами и зубами язык должен совершать круговые движения по и против часовой стрелки.
  11. Следует выполнить воздушный поцелуй. При этом губы необходимо разжимать с громким звуком.
  12. Нужно высунуть язык и стараться дотронуться им до основания носа.

Важно помнить, что упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях предназначены не для однократного выполнения. В процессе 1 процедуры требуется повторить приемы не менее 5-10 раз.

Помощь логопеда

Как восстановить речь после инсульта в домашних

В период реабилитации при полной или частичной потере речевой функции пациент должен проконсультироваться с логопедом. Специалист поможет определить вид расстройства и составит индивидуальный план по восстановлению, основанный на имеющихся нарушениях. При строгом соблюдении инструкций логопеда 25-30% больных с тяжелыми осложнениями начинают говорить к моменту выписки из стационарного учреждения.

Чтобы научиться говорить полноценно, важно продолжать заниматься в период реабилитации и периодически консультироваться в логопедом для корректировки реабилитационного курса. Основные позиции работы, на которые опирается специалист:

  • наблюдение за реакцией пациента на громкие звуки и шепот;
  • постепенное увеличение и усложнение упражнений;
  • на начальных стадиях терапии пациент должен понимать речь и попытаться произносить звуки, на более поздних этапах больной осваивает построение сложных разговорных конструкций — от слов к предложениям и текстам;
  • врач следит не только за правильным выговариванием слов, но и за пониманием значения слов;
  • специалист учитывает интерес пациента к выбранной тематике;
  • больной должен продолжить начатую фразу;
  • музыкальные упражнения: пациент должен подпевать по тексту любимых песен;
  • техника рисования: то, что человек не может выговорить, ему следует нарисовать.

Лекарства назначают только после уточнения диагноза и вида речевого расстройства. Необходимо помнить, что препараты не помогут вернуть речь. Медикаментозная терапия нужна для восстановления кровообращения в ишемизированной области и как метод профилактики тромбообразования:

  1. Для предупреждения тромбов используют разжижающие кровь антикоагулянтные препараты (Гепарин) и тромболитики (Аспирин).
  2. Для улучшения кровоснабжения пораженной области питательными веществами назначают ноотропные лекарства.
  3. Для предупреждения рецидива инсульта показаны нейропротекторы, антидепрессанты и витамины.

Для восстановления кровоснабжения пораженной области используют лечение стволовыми клетками. В ходе терапии улучшается психоэмоциональное состояние пациента: у больного появляется мотивация к выздоровлению, нормализуется способность осознавать и выговаривать сложные словесные конструкции. Клеточная терапия особенно эффективна в первые дни после поражения. Процедуру проводят за 2 курса, между которыми сохраняется временной интервал в 2-3 месяца.

Лечение афазии после инсульта ориентировано на восстановление сосудов: нормализуется кровоснабжение и работа гладкой мышечной мускулатуры эндотелия, исчезают атеросклеротические бляшки и тромбы. Наблюдается повышение эластичности сосудов, восстанавливается естественная толщина стенок и их проницаемость. В местах разрыва строятся новые церебральные сосуды.

После проведения 2 курсов проводят главную процедуру, в ходе которой обновляются пораженные клетки головного мозга. Используется биоматериал из спинного мозга самого пациента. Стволовые клетки выращивают в лаборатории до необходимого объема и вводят в вену за 2 процедуры.

К хирургической операции прибегают в редких случаях, когда другие методики неэффективны и не улучшают состояние больного. Проведение оперативного вмешательства возможно только при перенесенном ишемическом инсульте. Для восстановления речевого аппарата проводят нейрохирургическую операцию, которая заключается в формировании экстра-интракраниального микроанастомоза.

В результате восстанавливается процесс кровоснабжения области, отвечающей за речь. Поэтому при речевых нарушениях может наступать улучшение. Выраженного эффекта не наблюдается у 75% больных, поэтому риск в ходе операции превышает ее пользу.

Сроки реабилитации речевой функции зависят от площади поражения соответствующей области головного мозга. Чем сильнее была ишемия, тем хуже процесс восстановления. Поэтому речь после инсульта у одних пациентов может восстановиться в течение нескольких недель или месяцев, тогда как у других реабилитация занимает годы. Кроме того, возможно пожизненное затруднение при разговоре.

Как восстановить речь после инсульта в домашних

Наиболее интенсивное восстановление длится в течение первого года, после чего регенерация нейронных связей замедляется, и идет адаптация к имеющимся дефектам.

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Восстановление речевых способностей

Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?

Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.

В 70% случаев этот процесс является очень медленным.

Причины инсульта и как он возникает у молодых и людей старшего возраста

Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.

Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.

Основные правила, которых необходимо придерживаться:

  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.

Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.

Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.

Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:

  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.

Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.

Упражнения

Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?

Как восстановить речь после инсульта в домашних

Это практически не реально.

Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.

Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.

Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.

К эффективным приемам относят следующие:

  1. медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
  2. верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
  3. нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
  4. следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
  5. несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
  6. язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
  7. при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
  8. рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
  9. о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
  10. изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
  11. рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
  12. язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
  13. нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.

Полезное видео

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.

Нарушение речи после инсульта происходит вследствие полного или частичного поражения центра Брока. Он находится в задней части извилины участка лобной доли наряду с частями двигательной коры, которые отвечают за деятельность конечностей. Расстояние между указанными анатомическими участками маленькое, поэтому при обширной патологии гемодинамики или кровоизлиянии в лобную извилину нарушения речевой активности совмещается с двигательными расстройствами рук и ног.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания.

Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.

Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.

Если после нарушения церебрального кровообращения пропала речь, необходимо выяснить причину возникновения расстройства. При потере способности к разговорной речи на фоне кровоизлияния в головной мозг или ишемии наблюдается повреждение центра речи в подкорке больших полушарий. Он локализован в левом мозговом полушарии у людей, свободно владеющих правой рукой. У левшей наоборот. В некоторых случаях потеря речи происходит из-за повреждения височной, теменной, лобной доли или мозжечка.

При поражении лобной или теменной области у больного возникает моторная афазия. Пациент не способен строить сложные речевые конструкции. В редких случаях прогрессирует паралич голосовых связок, языка, глотки и губ. Восстанавливается речь медленно. В результате изменяется тембр голоса, слова произносятся с трудом, особенно согласные буквы.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Логопед

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Нарушение речевой функции

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Как мы уже упоминали, большое значение при проведении восстановительной терапии имеет психологическая помощь родственников. При этом рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • в присутствии больного нельзя применять резкие высказывания в его сторону или по поводу его заболевания, потенциальной невозможности выздоровления и тому подобное
  • нужно тщательно корректировать выражение лица и интонации при высказываниях, чтобы своим недовольством не повлечь ухудшение психосоматического состояния больного
  • общение с больным должно проходить в мягких и ласковых тонах. Однако это не должно напоминать общение с ребенком
  • ни в коем случае нельзя уменьшать количество общения. Это может способствовать развитию депрессивного состояния, а также отсрочит положительную динамику выздоровления путем стимулирования речевой деятельности

Соблюдение этих простых правил поможет установлению благоприятного микроклимата для больного. Это, в свою очередь, будет способствовать ускорению выздоровления и восстановлению утраченных функций.

Афазия

Из последствий инсульта афазия относится к наиболее распространенному виду речевых расстройств. При развитии патологии пациент теряет способность к восприятию смысла сказанного окружающими людьми, забывает как читать и писать. При этом не происходит ухудшение когнитивных функций.

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Как восстановить речь после инсульта в домашних

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Причины афазии

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии.

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта. Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся. При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно.

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному. Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации.

Разработкой плана лечения должен заниматься квалифицированный врач. Только так удастся добиться значительного результата за короткий срок. Когда больной будет выписан из больницы, ему назначат прием специальных медикаментов и прохождение процедур, направленных на восстановление речи и здоровья. Терапия должна быть комплексной, при этом в ней важно участие родственников больного, т.к. поддержка близких имеет очень большое значение для реабилитации.

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями:

Заболевание Афазия

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как “том — дом”, “точка — почка” и т. п.

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Лечение является очень важным этапом в процессе постинсультного восстановления больного. Вовремя начатая терапия часто помогает сохранить не только определенный вид функциональной активности и работы отдельных систем человеческого организма, но и саму жизнь пациента.

Сначала в таких случаях речь идет об общей терапии, которая направлена на улучшение и стабилизацию состояния всего тела. После относительного улучшения лечение направляют на преодоление патологий работы некоторых видов активности, пострадавшие после заболевания.

На начальных этапах такая работа заключается в проведении терапевтических сеансов с логопедом. Врач будет способствовать восстановлению утраченных функций и общему улучшению работы речевой системы. При этом большое значение имеет систематичность проведения такого лечения. При наличии такой возможности сеансы нужно проводить как можно чаще, что будет способствовать ускорению наступления результатов.

Прием медикаментов

Такая терапия имеет позитивный эффект только в сочетании с приемом фармакологических средств. Параллельно с проведением сеансов у логопеда больной должен принимать курс гемостатиков или тромболитиков (в зависимости от вида перенесенного инсульта).

Иногда практикуют хирургическое вмешательство для восстановления утраченных функций и преодоления различных видов афазии. Однако такой метод воздействия применяется относительно реже, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям. Несмотря на уровень развития технологий и профессионализм хирургической бригады, при проведении таких манипуляций и вмешательства, которые проводятся на головном мозге, всегда существует определенная опасность.

Физиотерапевтические процедуры применяются как дополнительный метод при лечении патологий речи, которые возникают в постинсультном состоянии. В перечень таких методов внешнего воздействия входит лечение электротоком (например, электрофорез), магнитным воздействием, рефлексотерапия и иглотерапия, использованием пиявок.

Часто применяют различные виды массажа. Этот перечень физиотерапевтических процедур не является полным и может варьироваться в зависимости от особенностей организма и его потребностей. Назначение таких средств воздействия осуществляется только реабилитологом. Последний также тщательно следит за выполнением всех процедур больным, правильностью их осуществления, а также динамикой наступления положительного результата.

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Упражнения речи

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи. Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая. Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Прогноз после потери речи

При поражении участков головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, прогноз может быть очень разным. Он будет зависеть от нескольких факторов. В первую очередь, от степени поражения, то есть, интенсивности развития патологического процесса и его последствий. Важную роль также играет оказания первой неотложной помощи. Важно, чтобы это было быстро и квалифицированно.

При обеспечении восстановительной терапии в постинсультном периоде важное значение имеет качество проведения лечения. При условии соблюдения всех рекомендаций реабилитация будет проходить относительно быстро. Поэтому при комбинированном использовании медикаментов, физиотерапии, работы с логопедом и помощи родственников результат не заставит себя долго ждать.

Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:

  1. в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
  2. в 75% при средней степени болезни;
  3. в 92%, если диагностирована легкая форма.

Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Правила лечения

Специальные уроки с логопедом после инсульта являются важнейшей составляющей лечения. Начать посещать специалиста нужно сразу после определения типа нарушений речи. Чем раньше больной начнет тренировать способность полноценно говорить, тем больше шансов добиться желаемого результата. Все занятия делятся на 2 этапа.

Первый этап

Занятия на первом этапе направлены на восстановление элементарных речевых функций. Он применим как для взрослых, так и для детей. Если пациент страдает от легкой афазии, то первый этап может проходить в укороченном виде. Он подразумевает применение следующих практических занятий:

  1. Разговор логопеда с пациентом, вынуждение восприятия информации. Для этого специалист говорит на различные темы, заставляя больного понять речь.
  2. Постановка вопросов, требующих развернутого ответа. Врач задает больному особый вопрос, в котором отсутствует возможность ответа только утвердительным или отрицательным жестом.
  3. Распознавание фотографий. Пациенту показывают фото с предметами или знакомыми людьми, а он должен назвать, что именно видит.
  4. Зачитывание букв или цифр. Больному показывают числовые или буквенные ряды, где элементы расположены без какого-либо упорядочивания. Его задача заключается в зачитывании того, что он видит.
  5. Письмо и чтение. При незначительных нарушениях речи больному предлагается писать фразы или предложения, а также читать заготовленные тексты вслух.

Если занятия приносят плохой результат, то они могут проводиться повторно в более упрощенной форме.

Второй этап

На втором этапе больному предлагается более сложный комплекс заданий. Очень важно исключить излишнюю нагрузку, т.к. она может снизить результативность занятий. Поэтому логопед должен внимательно следить за состоянием пациента и давать ему время для отдыха.

Упражнения:

  1. Восстановление связи между словами и образами. Для этого пациенту дают усложненные задания, подобные упражнениям из первого этапа. Также его просят составлять рассказы на основе связанных картинок, работать над интонацией, пересказывать тексты, а также самостоятельно читать и писать небольшие сочинения или письма.
  2. Распознавание речи. Больной должен классифицировать услышанные слова по определенным признакам, выполнять инструкции, выраженные сложными предложениями, импровизировать на любую тему, стремиться к эталонной речи.
  3. Коррекция артикуляции и произношения. Проработка шаблонных фраз, попытка максимально четкого произношения фраз, развитие интонации и навыка окрашивания речи, устная реализация всех мыслей.
  4. Восстановление основных способностей. Чтение книг или писем, анализ прочитанного, проработка узнавания букв с цифрами, написание больших сочинений с постепенным повышением сложности задач.

Для полного восстановления может потребоваться проведение большого количества занятий с логопедом. Если стал заметен прогресс, то прекращать уроки со специалистом нельзя, т.к. следует добиться максимального результата, а также закрепить его, чтобы речевые навыки не начали вновь ухудшаться.

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

С самого начала логопедом проводится “размораживание” нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого – поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Помощь логопеда

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Второй этап

Дополнительно каждый больной должен заниматься дома самостоятельно. Это поможет ускорить процесс реабилитации. Некоторые врачи выдают пациентам специальную методичку, где описаны все основные упражнения для домашней гимнастики, которые следует выполнять каждый день. Если ее не выдали, то это не означает, что нужно отказаться от домашней тренировки.

Одиночные занятия

Добиться успеха можно без помощи других людей. Достаточно выполнять следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Вытянуть губы трубочкой на 7 секунд.
  2. Стараться свернуть язык трубочкой, повторять многократно до сильной усталости.
  3. Открыв рот, высунуть язык, потянуться им максимально высоко на 5 секунд. Желательно вместе с этим вытягивать шею.
  4. Потянуться языком до носа, а потом до подбородка.
  5. С закрытым ртом постараться дотянуться языком до горла, делать максимально долго.
  6. Водить языком от одного края рта к другому. Делать это с разной скоростью.
  7. Выдвинуть нижнюю челюсть, захватив ею верхнюю губу, на 3 секунды. Повторить то же самое с верхней челюстью и нижней губой.
  8. Приоткрыть рот, соединив губы вместе, водить языком по верхнему ряду зубов, затем повторить с нижним, а также с губами.
  9. Улыбнуться, показав зубы, затем спрятать их губами, продолжая держать улыбку.
  10. Многократно чмокать, словно посылая воздушный поцелуй.
  11. Цокать языком, стараясь постепенно увеличить скорость до предела.
  12. Вытянув язык, долго шипеть.

Упражнения следует делать по 5-10 подходов, если не указано иное. Иногда количество повторений можно увеличивать на свое усмотрение, но не следует забывать о важности отдыха.

Совместные занятия

Дополнительно следует включить в список домашних упражнений специальные тренировки, предусматривающие помощь близких. Они также очень эффективны, поэтому отказываться от их выполнения не рекомендуется.

Что можно сделать с посторонней помощью:

  1. Помощник произносит фразу, обрывая ее на полуслове. Больной должен правильно завершить слово. Начинать следует с удаления одного слога, а потом усложнять задачу.
  2. Оба человека тихим голосом поют. Начинает помощник, ограничивая громкость голоса, затем больной присоединяется к пению.
  3. Больной зачитывает скороговорки своему помощнику. Постепенно их нужно обязательно усложнять, но начинать следует с максимально простых вариантов.

Также больной может самостоятельно читать книги или писать короткие сочинения, если его речевые навыки позволяют это сделать. Дополнительно следует выполнять домашние упражнения, которые посоветует логопед.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

Лечение стволовыми клетками

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector