Вопрос 31.Девиантное поведение, его виды. Коррекция девиантного поведения детей разного возраста.

Кто такой девиантный ребенок?

Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:

  • при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
  • при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).

Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=ajtW19C3yDM

Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.

Ориентируясь на то, что личность ребенка до конца не сформирована, а также учитывая возрастную активность (которая часто направлена не в то русло или не реализована вовсе), можно управлять процессом нравственно – ценностной ориентации. Этим поведенческие отклонения детей и подростков отличаются от отклонений других возрастов.

Не выделено четкой зависимости девиаций от семьи ребенка, то есть девиантные дети встречаются как в полных, так и неполных семьях, благополучных и неблагополучных. Однако специалистами были выделены несколько типичных семей, способствующих формированию девиантного поведения у ребенка:

  1. Семьи, где родители страдают психическими расстройствами или зависимостями.
  2. Асоциальные семьи.
  3. Семьи, где кто-то из ее членов тяжело болен.
  4. Семьи, в которых присутствует феномен подавления ребенка, насилия (психологического, физического), депривации (лишение родительского внимания, любви, невыполнение родительских бытовых обязанностей).
  5. Семьи, где один или оба родителя не хотели ребенка, что выливается нелюбовью к нему.
  6. Семьи с повышенной строгостью, контролем, деспотичным или авторитарным стилем воспитания.
  7. Семьи с избыточным потакательством ребенку, чрезмерной опекой.
  8. Семьи, где родители не уважают друг друга; присутствуют ссоры, скандалы, насилие.

· раннее выявление одаренных детей;

· обеспечение психического и
психологического здоровья одаренных
детей, обучающихся по специальным
программам;

· создание системы психологического
сопровождения педагогического и учебного
процессов;

· внедрение системы отслеживания
развития детских способностей,
закономерностей их динамики, построения
набора возможных индивидуальных
траекторий развития;

оказание своевременной
психологической поддержки родителям
одаренных детей.

· Психологический мониторинг;

· Психологические тренинги;

· Родительский клуб;

· Индивидуальные консультации для
родителей;

· Коррекционная работа;

Вопрос 31.Девиантное поведение, его виды. Коррекция девиантного поведения детей разного возраста.

· Групповые консультации для учащихся;

· Психологические практикумы;

· Система развития детской
одаренности;,

· Система семинаров и
практикумов для преподавателей.

Таким образом, направления социального
педагога в работе с одаренными детьми
должны учитывать основные особенности
одаренных детей в целом и потребности
конкретного ребенка. Необходимо создавать
индивидуальные условия не только для
образовательной деятельности таких
детей, но и для общекультурного развития,
а также для активного включения в социум,
осознания и принятия собственного «Я».
Нельзя оставлять без внимания работу
с окружением ребенка, так как это играет
важную роль для его гармоничного
развития.

В. 33.Совр. система
образ-я в РФ. Соц-но-культурные функции
и проблемы обр-я как соц. института.
Гос.соц. политика в обр-и. Типы и виды
совр. школы в РФ. Инновационные школы.
Школа как соц.-пед. комплекс.

Под образованием
понимается единый процесс физического
и духовного становления личности,
процесс социализации, сознательно
ориентированный на некоторые идеальные
образы, на социальные эталоны.

Система образования
в России включает в себя:

  • образовательные
    стандарты и федеральные государственные
    требования,

  • образовательные
    программы различных видов, уровней и
    направленности,

  • организации,
    осуществляющие образовательную
    деятельность, педагогических работников,
    обучающихся и родителей (законных
    представителей) несовершеннолетних
    обучающихся,

  • органы управления
    в сфере образования (на федеральном
    уровне, уровне субъектов федерации и
    муниципальном уровне), созданные ими
    консультативные, совещательные и иные
    органы,

  • организации,
    осуществляющие обеспечение образовательной
    деятельности, оценку качества образования,

  • объединения
    юридических лиц, работодателей и их
    объединений, общественные объединения,
    осуществляющие деятельность в сфере
    образования.

ГОС устанавливают
содержание федерального и
национально-регионального компонентов
обр-я. Федер. компонент устанавливает
обязательный минимум содержания основных
обр-х программ, максимальный объем
учебной нагрузки, требования к уровню
подготовки выпускников школ, расположенных
в разных регионах.

Российское
образование подразделяется:

  • на общее образование,

  • на профессиональное
    образование,

  • на дополнительное
    образование,

  • на профессиональное
    обучение.

Эта система
образования должна обеспечивать
возможность реализации права на
образование в течение всей жизни
(непрерывное образование).

Таким образом,
сейчас система образования в Российской
Федерации выглядит так:

  • общее
    образование
    :

    • дошкольное
      образование;

    • начальное
      общее образование;

    • основное общее
      образование;

    • среднее общее
      образование;

  • профессиональное
    образование
    :

    • среднее
      профессиональное образование;

    • высшее
      образование
      — бакалавриат;
      специалитет,
      магистратура

    • высшее образование
      — подготовка кадров высшей квалификации;

  • дополнительное
    образование:

    • дополнительное
      образование детей

      и взрослых;

    • дополнительное
      профессиональное образование
      ;

  • профессиональное
    обучение.

5. Развивающее направление.

Оказание методической помощи педагогам.

Одаренные дети нуждаются
в индивидуальных программах обучения.
Педагоги, работающие с такими детьми,
должны проходить специальную подготовку.
Неподготовленные учителя часто не могут
выявить одаренных детей, не знают их
особенностей, равнодушны к их проблемам,
а иногда и враждебно настроены по
отношению к выдающимся детям, часто
используют для одаренных детей тактику
количественного увеличения заданий, а
не качественное их изменение.

· создание очно-заочных школ;

· организация лицейских
классов ;

· поддержка научных обществ учащихся;

· вовлечение вузов в систематическую
работу с одаренными детьми.

Факторы девиантного поведения

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что становится причинами возникновения отклонений. Обобщенно все причины и факторы можно разделить на общественные и личностные.

Согласно Н. В. Абрамовских, на девиации детей влияет:

  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность общества;
  • усиленная пропаганда альтернативных ценностей средствами массовой информации;
  • неблагополучие семьи;
  • низкий родительский контроль из-за занятости на работе.

Такие же причины отклонений указывают в своих трудах А. М. Столяренко, Н. А. Мельникова, А. А. Акмалова, Д. В. Афанасьев, Ф. Б. Бурханова.

Итак, на возникновение поведения, не соответствующего нормам общества, влияют:

  • улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью;
  • пробелы и недостатки в основных сферах воспитания (семья, школа).

Создать проблемы в адаптации (приспособлении к образовательной организации, сложившейся социальной ситуации) могут не только пробелы в воспитании, но и нервно-психические заболевания и отклонения. В этом случае педагогической коррекции будет недостаточно, необходимо вмешательство:

  • психиатров,
  • невропатологов,
  • психотерапевтов.

Специфика подростковых девиаций

На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

Биологические и психологические факторы связаны с:

  • анатомическими особенностями организма;
  • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
  • поражениями и заболеваниями головного мозга;
  • психическими или умственными нарушениями;
  • наличием акцентуированных черт характера;
  • особенностями нервной системы и др.

Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам. Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности. Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.

Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.

Вопрос 31.Девиантное поведение, его виды. Коррекция девиантного поведения детей разного возраста.

Социальные факторы связаны с:

  • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
  • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
  • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
  • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
  • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

Отечественный психолог и социолог Игорь Семенович Кон среди ведущих причин девиаций детей и подростков выделил:

  • проблемы подростка в школе;
  • психические травмы;
  • отрицательное влияние группы на несформировавшуюся личность;
  • снижение самоуважения и низкую самооценку личности.

Таким образом, спровоцировать девиантное поведение детей и подростков могут следующие факторы и причины:

  • неустойчивость психики, слабость процессов;
  • завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов);
  • проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников;
  • тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения;
  • первичные девиации (многие формы отклоняющегося поведения возникают на фоне имеющихся);
  • патологические поражения мозга в онтогенезе (травмы, заболевания, врожденные аномалии);
  • включенность в молодежные субкультуры;
  • неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность;
  • наложение реакции эмансипации на реакцию группирования со сверстниками;
  • низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи.

В последние десятилетия резко стал падать уровень физического, морального и духовного здоровья детей. В результате в развитии детей часто появляются проблемы, которые выражаются в отклонениях (девиациях) от общепринятых социальных возрастных ожиданий.

Согласно Л. А. Рассудовой, отклонения подростков могут быть связаны с недостаточно развитым механизмом децентрации (способность принять свою социальную роль и роли других людей). С этим механизмом напрямую связаны когнитивная эмпатия, коммуникативное взаимодействие.

А. С. Горбунова пишет в своей работе о том, что при выявлении причин и особенностей девиаций у подростков необходимо обращать внимание на акцентуации личности подростка. То есть те черты его характера, которые проявляют себя в крайней границе нормы и могут при определенных условиях перерасти в отклонения. Подробнее о подростковых акцентуациях вы можете прочитать в моей статье «Акцентуации характера в подростковом возрасте».

Подростки с акцентуациями составляют группу повышенного риска. Зная тип акцентуаций, можно прогнозировать, как будет развиваться этот подросток, а также какие условия поспособствуют раскрытию или наоборот угасанию этих акцентуаций.

Как правило, девиации, основанные на акцентуациях, решаются методом смены обстановки. Но при таких девиациях важно учитывать поведенческие реакции, как свойственные всем возрастам, так и чисто подростковые:

  • эмансипация;
  • группирование со сверстниками;
  • увлечение;
  • реакции на основе формирования сексуального влечения.

Для детей характерны:

  • активность;
  • целенаправленность (порой проявляющаяся в виде упрямства);
  • стремление к подражанию;
  • тяга к группе сверстников («быть как все»);
  • чувство ответственности и долга;
  • откровенность (открытость);
  • увлеченность;
  • эмоциональность;
  • стремление к признанию среди сверстников и взрослых;
  • чувство сопереживания.

Начинает развиваться самооценка (зависит от оценки взрослого), рефлексия, стремление работать самостоятельно от взрослого, но в коллективе.

Стоит отметить, что каждое личностное качество имеет противоположную характеристику, потому в силу определенных причин (педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда) дети могут быть безответственными, слабовольными, озлобленными и так далее.

Ведущий вид деятельности – учебная. Социальная ситуация развития – общение с коллективом и общение со взрослыми (родители и учитель). Отношения ребенка с педагогом (который является отражением общества) служат основой для отношений ребенка с родителями и сверстниками.

Вопрос 31.Девиантное поведение, его виды. Коррекция девиантного поведения детей разного возраста.

Главная задача возраста (противоречие) – перенос нравственных (то есть абстрактных) общественных норм и ценностей в личностные. Происходит это за счет активно развивающегося словесно-логического мышления. Как правило, в любой деятельности детей интересует не результат, а сам процесс.

Это также период активного развития самосознания, воображения и памяти. Все действия ребенка в этом возрасте осознаны и произвольны. Младшие школьники ориентируются на настоящее и лишь немного на ближайшее будущее (например, на подростков они смотрят с завистью и стремлением стать такими же).

Дети подросткового возраста имеют свои особенности. Прежде всего это маргинальное положение (переход от детства к взрослости), усвоение новых социальных ролей, зависимый или полузависимый статус, формирование ценностей.

Среди особенностей поведения и менталитета:

  • жажда деятельности;
  • амбициозность;
  • специфическое понимание себя и мира (противоречивое и двоякое отношение);
  • взаимосвязанность, совместная активность и групповая саморефлексивность;
  • групповое сознание;
  • максимализм;
  • демонстрация смелости и оригинальности;
  • стремление к идеальному;
  • развитие личной рефлексии;
  • восприимчивость к любой информации и любым ее объемам;
  • критичность мышления;
  • поиск альтернативных вариантов и своей позиции;
  • становление субъектной реальности;
  • множественность социальных выборов.

Ведущий вид деятельности подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Однако Л. И. Фельдштейн ведущей называл общественно-полезную деятельность. А общение со сверстниками, согласно автору, становилось главным при невозможности реализации первой деятельности.

В этом возрасте происходит конфликт теории подростка (активная ценно-созидательная деятельность) и практики предыдущего возраста (неполная включенность в общество).

девиантное поведение подростков

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Нужно ли говорить, что только на фоне естественных возрастных изменений нелегко избежать девиаций? Все особенности возраста можно назвать личностными факторами девиантного поведения. А уж если еще негативные внешние факторы присоединятся…

Итоги

Как мы видим, главная общая характеристика детского и подросткового возраста – активность, стремление к признанию, тяга к самостоятельности и чувство коллективизма. Эти характеристики говорят о том, что дети и подростки готовы и хотят быть полезными и социально активными. Нужно лишь уметь вовлечь их в полезное дело, научиться грамотно объединять молодых людей и ставить перед ними задачи.

Если дети найдут рациональный выход своей энергии, то о девиантном поведении не будет и речи. Но конечно, важно подкреплять это хорошими семейными отношениями. Иногда для этого может понадобиться индивидуальная или семейная психотерапия.

Учитывая описанные ранее критерии и принципы профилактической работы, а также психофизиологические особенности детей и подростков, можно сказать, что молодежная субкультура имеет большой воспитательный потенциал для профилактики и преодоления девиантного поведения. К слову, большинство детей и подростков оказываются вовлечены в субкультуры. Вопрос в том, в какой группе окажется ваш ребенок, и чему она будет его воспитывать?

Итак, работа с ребенком или подростком по исправлению девиантного поведения должна базироваться на следующих положениях:

  • определение специфики характера, разрушение отрицательных черт и становление положительных;
  • перестройка мотивов и самосознания;
  • перестройка жизненного опыта (уклада, образа, режима);
  • предупреждение отрицательного опыта и стимулирование положительного.

В заключение, как всегда, рекомендую литературу. Книга «Психология девиантности: Дети. Общество. Закон: монография» под редакцией А. А. Рейна. В работе вы сможете найти подробное описание феномена девиантного поведения (виды, формы, мотивы, причины, динамика и другое), личности ребенка и подростка. Также подробно рассмотрены отдельные девиации, например, суицид, воровство и сразу представлены рекомендации по коррекции поведения. То есть в книге вы сможете подобрать актуальную именно для себя информацию.

Кроме этого, советую прочитать еще несколько моих работ по теме девиантности: «Теории девиантного поведения», «Девиантное поведение: виды, причины, проявления», «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Посмотрите видео и узнайте, как можно помочь детям с девиациями и перенаправить активность детей и подростков в нужное русло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector