Вербальное общение: что это такое, виды, средства

Какой способ общения более важен?

На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. Это, безусловно, развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой стиль общения подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать “да”), пошатать головой влево-вправо (что будет означать “нет”) или пожать плечами, что означает “я не знаю”.

Вербальное общение в психологии

Разговаривают и глухонемые, но посредством жестов. Высказаться можно с помощью изменения положения тела, мимики лица, взглядом. Все это способы невербального контакта.

Вербальное общение это передача и получение информации посредством речи (не важно, устная она или письменная). Язык жестов понимают далеко не все люди, а вот знаковая система с использованием слов доступна большинству.

Человек еще ребёнком учится общаться, пользуясь речью, как самым доступным и понятным способом выразить свои желания и донести до собеседника важную информацию. Высказанные вслух фразы более очевидны, чем попытки что-то объяснить жестами. Сила слова помогает собеседникам услышать и понять друг друга.

Формирование навыков общения

Формирование навыков общения

Без вербального общения человек ощущает себя замкнутым в «скорлупе одиночества». Отсутствие коммуникативных навыков не даст возможности познавать мир, совершенствоваться и достигать определенных высот.

У речи имеется ряд особенностей, позволяющих людям взаимодействовать друг с другом. Эти характеристики подчеркивают значимость общения.

Вербальное общение: что это такое, виды, средства

Составляющие вербального общения

Наименование Особенности
Общая Даже общаясь на расстоянии (по телефону), можно по голосу, интонации, сказанным фразам получить некоторую информацию о собеседнике: пол, примерный возраст, темперамент, состояние здоровья и т.п.
Личностная Любая беседа вызывает эмоции, настраивая на положительный контакт, либо провоцирует негодование. С одними хочется общаться, с иными лучше сразу прервать разговор
Эмоциональная Общение – способ самовыражения, возможность для гармоничного развития. Добывать информацию можно из книг, учебников, телевидения. Получать эмоции, находить отклик на собственные чувства и мысли помогает взаимное общение

Общие предпочтения у окружающих людей или разные взгляды на жизнь – это не мешает им контактировать друг с другом. Речь помогает выстроить отношения (семейные, соседские, производственные) и является инструментом для достижения собственных целей.

Невербалика

Большую часть информации о человеке мы получаем именно в ходе невербального общения, которое может быть синхронизировано с вербальным или являться самостоятельным способом коммуникации.

Взаимодействие невербальных и вербальных средств общения часто происходит на подсознательном уровне. К последним мы относим мимику, жесты, пантомимику, смену локации в ходе общения. Но также огромное значение в невербальном общении играет внешний вид, стиль одежды, прическа или головной убор, аксессуары и аромат человека.

Ухоженная, опрятная личность с собранной мимикой и жестами уже многое может рассказать о себе собеседнику. Как минимум можно прочесть, что человек себя уважает, любит определенный стиль одежды, предпочитает определенную марку телефона, работает над своей речью или талантлив от природы, стремится хорошо зарабатывать, позитивно относится к жизни, на этой неделе делал маникюр и т. д. Внешний вид – это первая порция невербальной информации. Вот почему говорят, что встречают по одежке.

Без мимики, жестов и пантомимики речевое общение выглядело бы скучным и неполным. К тому же оно дает возможность понять истинную суть слов, ведь даже слово “спасибо”, произнесенное с разной интонацией, может иметь абсолютно противоположный смысл.

Интонирование, высота голоса, длина произносимых звуков, мимика, жесты, осанка, динамика телодвижений, угол между собеседниками, взгляд… Все это может говорить больше, чем сами слова. Если человек хорошо воспитан, то несовпадение вербальной и невербальной информации проявляется чаще.

Например, кто-то воспитанный опаздывает на поезд, а его собеседник все никак не закончит свой рассказ. Хоть этот интеллигентный товарищ и будет утверждать, что внимательно слушает своего знакомого, однако его стопы, скорее всего, будут направлены к выходу, глазами он подсознательно будет искать альтернативные способы выхода из помещения, чесать или теребить кончики пальцев. Жесты и мимика могут быть как осознанными, так и проектировать наше подсознание.

Эффективное использование вербальных средств общения с невербальными дают возможность воспринимать информацию наиболее объемно. Вот почему многие мессенджеры предлагают целый арсенал смайлов, мультов и гиф-анимаций.

Как используется вербальное общение

Вербальную речь называют знаковой системой общения, при которой не теряется смысл переданного или полученного сообщения. Основана она на двух принципах:

  1. совокупности слов конкретного языка (это лексика);
  2. правилах создания единиц речи (синтаксис).

В психологии речь и мышление неотделимы, ведь первое является формой существования второго. Когда люди общаются между собой, происходит это по такой схеме:

  • говорящий мысленно подбирает определенные слова;
  • пользуясь правилами лексики и синтаксиса, формирует из них фразы;
  • только потом произносит их вслух;
  • собеседник, услышав сказанное, декодирует информацию для мысленного восприятия и создает в голове собственные образы.

Обратите внимание! Даже при четкой передаче информации возможны искажения и смысловые потери, которые составляют порядка 60%.

Если предложение было составлено по правилам грамматики, сложностей в общении не возникнет. Но только в том случае, когда люди говорят на понятном друг другу языке.

Как достучаться до собеседника

Как достучаться до собеседника

Это же относится к письменной речи. Чтобы получить информацию из печатных изданий (или хотя бы прочитать sms), человек должен владеть данным языком. Чтобы изложить свои мысли на бумаге (напечатать текст на клавиатуре), нужно не только уметь говорить, но и писать.

Сказанные или написанные слова помогают анализировать предметы, события и явления, находить в них основные и второстепенные признаки. Голые, конкретные факты присущи деловой речи. Для эмоционального контакта нужны вербальные дополнительные средства:

  • модуляция голоса, интонация, паузы, ритмика в устной речи;
  • размашистость почерка и угол наклона, сила нажима и направление строк в письме.

Эти выразительные характеристики позволяют понять, как сам корреспондент относится к сообщению и человеку, с которым общается.

Виды вербальных средств общения

Характеристика данного метода коммуникации исходит из основных функций, одной из которых является передача закодированной информации. Код – это набор слов определенного языка. Для полноценного общения необходимо, чтобы собеседники владели хотя бы одним общим языком, в противном случае слова могут быть неправильно истолкованы либо вообще не поняты.

Многим приходилось бывать в ситуации, когда нужно было показать или спросить дорогу у иностранца на языке, которым вы не владеете, или разобрать его ломанный русский. Встречая непонимающий взгляд и оценивая всю сложность происходящего, в ход начинает идти весь арсенал невербальных средств.

Поэтому важной характеристикой вербальных средств общения является ясность излагаемого материала. К сожалению, недопонимания в разговоре встречаются гораздо чаще, чем можно подумать. Это касается и тех случаев, когда люди говорят на одном языке, но по-разному формулируют свои мысли.

Однако тот, кто говорит линейно, четко, в оптимальном ритме, не ответвляется во время разговора, всегда будет понят. Проблемой очень многих людей является то, что они не умеют понятно излагать свои мысли. Порой упускают важные нюансы и расписывают совершенно ненужную информацию, не умеют расставлять приоритеты, перескакивают с одной темы на другую, миксуют много языков, пресыщают свою речь диалектами, злоупотребляют словами-паразитами.

Получается, информация вроде бы и озвучена, но витает в воздухе, так как принять ее и разложить по полочкам собеседник не в силах, или в ней настолько неправильно расставлены акценты, что понять ее правильно не представляется возможным. Звуки изданы, а смысла в них немного.

В зависимости от количества персон, принимающих участие в коммуникативном процессе, выделяют диалогическое и монологическое общение.

Вербальное общение: что это такое, виды, средства

Все знают, что диалог – это разговор двух и более людей. Он может иметь деловой, межличностный или конфликтный характер. Интервью, разговор, дискуссия, собеседование и диспут относят к диалогическому общению.

Монолог – это рассказ одного человека. Он может быть направленным как вовне, на публику (лекция, театральный монолог, доклад и т. д.), так и происходить внутри человека( внутренний монолог).

Что общего между языками

Язык не просто выражает мысли и чувства людей. Невозможно представить ни один жизненный аспект, где бы ни применялась речь.

Функции языка

Наименование Определение
Коммуникативная Обеспечивает взаимодействие людей, позволяя полноценно общаться с себе подобными
Аккумулятивная Возможность накапливать и хранить знания, передавая их потомкам (записные книжки, конспекты, художественная и научная литература)
Познавательная Язык помогает получать знания из книг, фильмов, научных трактатов, лекций и т.п.
Конструктивная Дает возможность облечь мысль в доступную, понятную другим осознанную форму в виде письменного или словесного выражения
Этническая Объединяет людей не только в группы одной национальности. Посредством языка возможно общение между народами всего мира
Эмоциональная С помощью слов можно донести до собеседника свои чувства и эмоции

Чтобы успешно использовать функции языка в собственной жизни, человек должен научиться общаться и выстраивать отношения. На умение разговаривать оказывают влияние знание собственного и иностранного языков, правила постановки речи, а также психический аспект. Некоторым людям в общении мешает боязнь контакта с другими индивидуумами. Бездействие только усугубляет ситуацию.

Человек по жизни пользуется двумя типами общения. Невербальный язык – это не прерогатива глухонемых. Его можно назвать внешним проявлением деятельности мозга. Не начав еще произносить фразы вслух, индивид мимикой лица, позой тела, взглядом может невольно намекнуть о ходе своих мыслей.

Но собеседник может неправильно интерпретировать подобные сигналы, или индивидуум преднамеренно искажает информацию, передаваемую языком тела. Чтобы понять партнера и получить более полные сведения, для анализа необходим еще речевой контакт.

Невербальные и вербальные средства общения несут определенную информацию, передаваемую собеседнику, и являются способом организации обратной связи. При этом язык тела может дополнять вербальное сообщение, усиливая его, или, наоборот, противоречить сказанному.

Интонация, тембр и ритмика голоса – это элементы невербального языка. В то же время данные характеристики являются составляющей словесного общения. С их помощью легко изменить смысл сказанной фразы. Но остальные знаки тела, если их не контролировать, неосознанно «развенчают» ложность высказывания.

Словесная речь и язык тела в гармонии

Словесная речь и язык тела в гармонии

Чтобы общение не утомляло партнера, оба языка должны быть уравновешены. Монотонность, безэмоциональность речи, чрезмерная жестикуляция мешают в восприятии информации и способны оттолкнуть собеседника.

Недопонимание приводит не только к разочарованию в отношениях, но и к серьезным конфликтам. Проявляется это на любом уровне: в семье, бизнесе, деловом общении, усложняя тем самым жизнь. Научившись владеть языком тела и словесным, приведя оба вида общения в гармонию, человек добьется больших успехов на любом поприще.

Основными средствами вербального общения являются слова и построенные из них фразы. Причем к вербальным средствам коммуникации относятся слова, произнесенные вслух, воспроизведенные мысленно и написанные на различных носителях – бумаге, доске, напечатанные на ткани, высеченные на камне. Паравербалика – это форма коммуникации, которая предполагает использование невербальных компонентов в совокупности со словесной информацией.

Паравербальная коммуникация нередко ассоциируется с двойственностью, противоречивостью сведений, которые можно понимать по-разному с учетом индивидуальной оценки невербальных компонентов. Паравербальный канал коммуникации включает в себя неязыковые средства, которые обязательно используются в рамках речевого сообщения. Эти средства не относятся к речевым компонентам, сопровождают речь, делая ее более выразительной и понятной.

Паравербальная коммуникация – это часть вербального вида общения, для которой свойственны фонационные признаки. Произнесенная фраза практически никогда не бывает нейтральной. Смысл текстового сообщения меняется в зависимости от тембра голоса, интонации, ритма речи, логических ударений и фразовых акцентов. Несловесные приемы включают акустические элементы, звуки, которые сопровождают, дополняют, замещают слова:

  1. Темп, ритм, скорость речи.
  2. Высота, громкость, интонация голоса.
  3. Наличие пауз и звуковых акцентов.
  4. Вздохи, покашливание, короткие, чаще состоящие из 1-2 гласных звуков восклицания.

Вербальное общение: что это такое, виды, средства

Паравербальные средства общения – это звуковые приемы, которые усиливают эффект при передаче смыслового содержания речевого текста. Несловесные компоненты речи помогают понять, осмыслить сообщение. Вербальный тип общения предполагает передачу фактических знаний. Чтобы наполнить речевой текст эмоциями и чувствами, необходимы паравербальные средства. Психологи выделяют функции вербальной коммуникации:

  • Выражение мыслей. Отождествляется с необходимостью делиться мнением, взглядами.
  • Психологическое влияние. Отражает способность людей убеждать, воздействовать на слушателя при помощи слов.
  • Передача знаний, сведений. Олицетворяет потребность получать и распространять знания.

Используя определенные слова, можно корректировать поведение ребенка или взрослого. Речи отводится главенствующая роль в воспитательном и образовательном процессе. Руководитель, используя эффективные словесные тезисы, стимулирует сотрудников к надлежащему выполнению рабочих обязанностей.

Виды речевой деятельности

Речевое общение может быть как устным, так и письменным. К устным вербальным средствам общения относятся говорение и слушание, а к письменным – письмо и чтение.

В течение дня мы используем все четыре вида речевой деятельности, сами того не подозревая. Даже в самый пассивный выходной день мы с кем-то здороваемся, кому-то отвечаем, кого-то слушаем, читаем объявление в подъезде, новую газету или новость в интернете, отправляем сообщение в мессенджере…

Хотя ученые считают плохим способом коммуникации вербальные средства общения, но без них не обходится ни один наш день.

Правила вербального общения

Вербальная связь – это способ взаимодействия, который предполагает использование словесных информативных форм. Главная задача общения – донести до собеседника сведения, мысли, идеи. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо придерживаться правил:

  1. Ясность и конкретика. Чтобы собеседники поняли друг друга, важно подбирать слова, четко формулировать фразы, отражающие основную мысль. Если человеку сложно понять смысл сказанного собеседником, он теряет интерес к разговору, отвлекается, не «улавливает» и не усваивает новые сведения.
  2. Принцип аффилиации. В ходе разговора важно поддерживать атмосферу дружелюбия. Аффилиация отражает потребность человека в доверительных, «теплых» взаимоотношениях. Даже неприятная словесная информация, воспроизводимая человеком на фоне искреннего проявления симпатии и дружеских чувств, воспринимается мягче и менее болезненно.
  3. Обратная связь. Внимательно слушая собеседника, реципиент продемонстрирует желание общаться и понять его. Выражая лояльность, адресат способствует налаживанию тесных, доверительных взаимоотношений.

К вербальным средствам общения относятся голос и речь. Само определение этой формы коммуникации предполагает рациональность и осмысленность. Умственная деятельность сопровождается непроизвольным потоком слов, что подтверждает непременное участие речи в мыслительных процессах.

Чтобы добиться желаемого результата в развитии отношений, следует взять во внимание некоторые моменты и применить их на практике:

  • необходимо проявлять доброжелательность и уважение к собеседнику;
  • не навязывать свою точку зрения в обсуждаемых вопросах и тактично обходить «острые углы»;
  • соблюдать логику в высказываниях и последовательность в разговоре;
  • строить разговор на кратких репликах и оптимальном количестве информации;
  • преподносить правдивые сведения, соответствующие предмету разговора;
  • учитывать в общении национальность, социальный статус и отношение собеседника к субкультуре.
Учатся общаться

Учатся общаться

В диалоге важно соблюдение очередности высказываний. Человек, без причины перебивающий говорящего, подчеркивает таким поведением низкий уровень собственной речевой культуры.

Говорение

Как можно слушать, но не слышать, точно так же можно говорить, но ничего не сказать. Давайте вспомним скучный урок в школе или лекцию в институте, которая не была приправлена эмоциями или вескими фактами, не звучало такой информации, которая могла бы оставить отпечаток в нашей памяти. Или, например, обычный разговор с далеким знакомым о природе и погоде, когда молчание смотрится нелепо, а рассказывать сокровенное не хочется.

Говорение, рассматриваемое через призму вербалики, – это грамотное линейное и главное – всем понятное изложение информации. Но вот в чем беда: если речь монотонна, лишена нужного интонирования, пауз и точных жестов, то ее невозможно длительное время воспринимать. Даже самый заинтересованный слушатель не сможет вникать в суть текста спустя 45 минут. Все старания преподавателя или докладчика уже не воспринимаются аудиторией.

Чтобы информация дошла до слушателя и по возможности сразу не вылетела из его головы, этот вербальный способ нужно дополнить невербальными трюками. То бишь, делать акценты, что срабатывает как психологическая привязка. Например, после озвучивания очень важной ключевой информации стоит сделать паузу, а затем снова повторить последнее предложение. Еще лучше, если эта пауза будет дополнена поднятым вверх указательным пальцем.

Как сделать вербальное общение эффективным

Благодаря общению, люди сосуществуют в этом мире, добиваясь определенных высот в жизни. Чтобы коммуникации дали положительные результаты, и окружающие захотели общаться с конкретным человеком, необходимо придерживаться ряда принципов:

  • Своим вниманием и заинтересованностью вызывать сильное желание у оппонента к общению.
  • Искренне и честно оценивать людей и события.
  • Не жаловаться, не осуждать и не критиковать.
  • Проявлять интерес к собеседнику, говорить о вещах, важных для него.
  • Научиться не только четко излагать свою мысль, но и внимательно слушать речь оппонента.

Важно! Мысль, неумело выраженная, может быть истолкована неправильно. Но и невнимательное слушание искажает смысл принимаемой информации. Умение говорить и слушать – 2 составляющие коммуникативного общения.

Интерес к собеседнику

Интерес к собеседнику

  • Важно не только то, что говорят, но и как произносят слова. Для собеседника эмоции и паравербальные сигналы (артикуляция, скорость, тональность и сопровождающие звуки), присутствующие в речи, могут значить больше, чем сказанные фразы.

Есть люди, которые умеют четко мыслить, но не способны сформулировать фразы в устной речи. Другие неплохо говорят, но в письменную форму облекают слова с трудом. Или наоборот – красиво излагают на бумаге, но в устном общении косноязычны.

Письменная форма коммуникаций

Чтобы добиться гармонии во всех вариантах вербальной речи, нужно совершенствовать свои способности, преодолевая психологические барьеры.

Слушание

Слушание – самый активный вид речевой деятельности, не что иное как раскодирование сказанной информации. Этот процесс хоть и является более пассивным, однако все равно требует немалых интеллектуальных затрат. Особенно тяжело приходится тем слушателям, которые плохо владеют языком докладчика или определенной профессиональной терминологией, либо же говорящий высказывает свои мысли не линейно, перескакивая с темы на тему, забывая, о чем говорил вначале. Тогда мозг слушателя работает в усиленном режиме, дабы из этого сложить более или менее ясную картину.

Стоит отделить процесс слушания от слышания. Пусть такого слова нет, зато есть множество народных выражений: мимо ушей пролетело, в одно ухо влетело, в другое вылетело и т. д. Что это значит? Слушатель принимает информацию только тогда, когда нацелен на ее принятие. Если внутренние проблемы или интересы доминируют над информацией извне, то, скорее всего, она не будет воспринята.

Мы слышим только важную или интересную информацию, а всю остальную просто слушаем. За это мы должны сказать спасибо нашему мозгу, ведь он умеет разделить все окружающие шумы на фракции и отсеять лишние, иначе бы мы просто сошли с ума.

Чтение

Чтение, как вид коммуникативной деятельности, представляет собой аналитико-синтетический процесс. Читающий должен раскодировать символы, написанные на бумаге, определить слова так, чтобы они прозвучали в его голове, ну и, конечно же, понять смысл прочитанного.

В первом классе при чтении по слогам детям очень сложно концентрироваться на содержании текста, так как большую часть их внимания занимает раскодирование написанного в книге.

Изучая иностранные языки, люди снова проходят все те же этапы адаптации к письменному тексту. Особенного это касается языков, которые используют непривычные нам символы: арабский, грузинский, китайский, берберские и другие.

цветные человечки

Читая, мы анализируем и синтезируем информацию, но при неумении ее обобщать, делать умозаключения и прогнозировать, чтение не несет большой пользы. Помните, когда в школе учитель спрашивал: “Ты читал или буквы вспоминал?”, а недовольный ученик угрюмо отвечал: “Читал, но не мог связать и двух слов”.

Зоны устного вербального общения

Многие замечали, как некомфортно себя чувствуешь, когда при межличностном общении человек подходит к тебе слишком близко? И как удивляет, когда другой человек, наоборот, отдаляется, соблюдая дистанцию в два метра? Хоть это можно отнести именно к невербальным проявлениям, однако при устном разговоре стоит знать эти правила соблюдения дистанции, чтобы не прослыть странным или не загонять человека в неловкое положение.

Итак, интимная зона – это расстояние до 25 сантиметров. Она часто нарушается в общественном транспорте, но так есть на это веские причины. Если вы подойдете к малознакомому человеку слишком близко, не удивляйтесь, если он отстранится. В эту зоны мы пускаем только самых проверенных людей, а вторжение посторонних личностей вызывает как минимум дискомфорт.

Трудности

Вербальные средства общения (речь устная и письменная), по предположениям некоторых ученых, передают только от 20 до 40 процентов информации. Это означает, что невербальная составляющая значительно превалирует.

Действительно, если мимика, жесты и пантомимика человека вызывает в нас отвращение, то совершенно неважно, что он будет говорить.

Итак, при вербальном общении с глазу на глаз происходит наиболее полный обмен информацией, так как собеседники имеют возможность наблюдать мимику и жесты друг друга, ловить интонации, обонять аромат, что тоже является очень важной составляющей невербалики.

Однако есть люди (а в наше время их число заметно увеличилось), которые при разговоре с глазу на глаз не могут передать очень важную или трепетную информацию, им намного проще это сделать с помощью удаленных средств связи.

Помимо этого, вербальное общение имеет много грамматических, стилистических и пунктуационных уловок. Если в устной речи можно споткнуться о неправильное понимание значений некоторых слов, неверные ударения или о слова-паразиты, то в письменной куда больше мин.

Тотальная безграмотность населения начала прогрессировать лет 15 назад, когда мобильная связь и интернет стали доступны практически всем. Эра СМС породила болезненную лаконичность, частая переписка в различных мессенджерах и социальных сетях стерла грань между деловым и дружеским общением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector