Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как

Общие сведения

Умственная
отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние
общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных
способностей.

Умственная
отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и
патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития,
родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость
является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом
когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Долгое время
общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был
термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е.
малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого
им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)

Коэффициент
умственного развития (IQ)
ниже 20, что указывает на весьма низкий
уровень интеллекта и минимальный уровень
сенсомоторики. Большинство больных
даже не способны контролировать
физиологические отправления. Элементарное
общение возможно лишь на невербальном
уровне.

Клиническая картина
характеризуется:

  • многочисленными
    физическими дефектами (заячья губа,
    волчья пасть, неправильный рост зубов
    и др.);

  • выраженной
    неврологической симптоматикой (параличи,
    парезы конечностей, нарушение различных
    видов чувствительности, поражение
    черепно-мозговых нервов, выпадение
    корковых центров различных анализаторных
    систем);

  • проявлениями
    простейших рефлекторных актов (например,
    чувство голода вызывает у них злобные
    крики, аутоагрессию, при этом они могут
    хватать ртом все, что находится в поле
    их зрения).

Таким образом,
основными признаками умственной
отсталости при любой степени тяжести
являются нарушения интеллекта и снижение
социальной адаптации на фоне различных
неврологических и психических проявлений,
а также физических дефектов развития.
Особо важным является тот факт, что
систематическое медицинское наблюдение,
специальное обучение и повседневная
коррекционная работа с такими детьми,
независимо от тяжести заболевания,
приводят к тем или иным признакам
положительной динамики, в связи с чем
разработка новых методов лечения и
коррекции умственной отсталости является
одной из актуальных проблем современной
медицины и коррекционной педагогики.

Встречается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной могут быть также наследственные заболевания в сочетании с поражением ЦНС.

внимание, память, восприятие. В связи с этим отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в движениях, страдают недержанием мочи и кала. С ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Отмечаются все формы апраксий. Они не способны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самообслуживании.

Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Не отличают съедобное от несъедобного. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают.

Наблюдаются аффекты гнева, аутотравматизация (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие – злобны, раздражительны, агрессивны. Часто имеются тяжелые соматические и неврологические нарушения (такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха).

Классификация умственной отсталости

Существуют
разные подходы к классификации состояний умственной отсталости. Наиболее
распространенной клинической классификацией является разделение умственной
отсталости по степени интеллектуального дефекта. Традиционно выделялось три
степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как

В
Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная
отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и
подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную
(F71), тяжелую (F72) и глубокую
(F73). Другая клиническая классификация
предполагает подразделение состояний умственной отсталости (независимо от
глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую
и атоническую формы (Д.Н. Исаев).

Кроме того, выделяют «ядерные» формы
умственной отсталости (Н.И. Озерецкий), для которых свойственна тотальность
психического недоразвития, затрагивающая всю психику в целом, и атипичные
формы, для которых свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками
парциального психического недоразвития.

1.               
состояния, обусловленные наследственными
(генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе
относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную
микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными
нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические
и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2.               
состояния, вызванные действием различных
вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят
состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа,
паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсоплазмоза и пр.),
интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3.               
состояния, вызванные действием различных
вредностей во время родов или в первые месяцы и годы жизни. Выделяют
умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с
черепно-мозговыми травмами и нейроинфекциями, перенесенными в раннем детстве.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Во многих
случаях достоверно выявить этиологические причины умственной отсталости не представляется
возможным, поэтому такие состояния обозначают как недифференцированные
формы. В свою очередь дифференцированные формы умственной отсталости представляют
собой нозологически самостоятельные заболевания с установленной этиопатогенезом
и характерной клиникой. Часто при дифференцированных формах умственная
отсталость является лишь одним из симптомов в ряду других тяжелых проявлений
этих заболеваний.

9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

Краснуха.
Заболевание
вызывается вирусом краснухи, который
проникает в плод в первые три месяца
беременности и вызывает тяжелые дефекты
развития внутренних органов и головного
мозга. Клинически это проявляется
врожденными пороками сердца, дефектами
глазных яблок, возникновением глухонемоты,
гидроцефалии, микроцефалии, а иногда и
анэнцефалии и гидроанэнцефалии, которые
могут возникнуть и при других видах
расстройств.

Гидроцефалия

водянка мозга, вследствие поражения
ликворных путей и нарушения оттока
спинномозговой жидкости (ликвора).
Заболевание характеризуется резким
увеличением размеров черепа, как
результат расхождения швов и родничков,
вследствие резкого повышения
внутричерепного давления, истончением
костей черепа.

Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как

При внешнем осмотре
отмечается резкая диспропорция головы
и тела. Нередко врожденная гидроцефалия
сочетается с множественными аномалиями
развития лицевого скелета. Лоб высокий,
нависающий, лицевой скелет относительно
мал, веки полуприкрыты. Кожа головы
истончена, натянута. При перкуссии
головы ощущается баллотирование костей,
звук с коробочным оттенком (звук
«треснувшего горшка»).

В неврологическом
статусе отмечаются спастические парезы
и параличи, слепота, глухота, нарушения
речи и др. Выражено резкое отставание
психического развития таких больных.
Интеллектуальные нарушения проявляются
в виде прогрессирующего слабоумия в
связи с вторичной атрофией мозгового
вещества.

Микроцефалия

заболевание, характеризующееся малыми
размерами черепной коробки и мозга,
вследствие недоразвития мозгового
вещества и раннего заращения родничков
и швов черепа.

Клинически
заболевание проявляется глубокой
умственной отсталостью, спастическими
парезами и параличами конечностей,
судорожными припадками и резким
замедлением психического развития.
Обращают на себя внимание некоторые
особенности психики микроцефалов: они
добродушны и ласковы, однако неожиданно
для окружающих у них могут возникать
недлительные аффективные вспышки.

Характерен внешний
вид больного: голова сужена кверху,
низкий и покатый лоб, ресницы длинные,
большие оттопыренные уши, не симметрично
расположенные, зубы большие и редкие,
часто кариозные. Рост черепа больше
идет в длину, и высота его мало меняется
в течение жизни.

Микроцефалический
синдром впервые описан английскими
врачами Е. Коккейном (Е. Cochlayne)
и Ф. Нэйлом (F.
Neil
F)
в 1936 г.

Анэнцефалия

врожденное недоразвитие черепа и
полушарий головного мозга. Обычно
сохраняются лишь подкорковые образования,
ствол и мозжечок, что обусловливает
сохранность лишь простых рефлекторных
актов. Продолжительность жизни – не
более 10 суток. Частота анэнцефалии —
5—8 случаев на 1000 новорожденных.

Гидроанэнцефалия

врожденное недоразвитие мозга, при
котором отсутствуют полностью большие
полушария и кости черепа. Пузырь с
жидкостью, замещающий головной мозг,
покрыт только кожей и мягкими тканями
головы. Продолжительность жизни до 3
месяцев. Частота гидроанэнцефалии
составляет 1 случай на 18 000
новорожденных.

Врожденный
токсоплазмоз —
паразитарное заболевание, которое
проявляется различными видами врожденных
уродств, в том числе и нервной системы,
приводящих к тяжелой и глубокой умственной
отсталости. Заболевание вызывается
токсоплазмой — одноклеточным простейшим
организмом, паразитом, которым женщина
заражается от домашних или диких животных
в период беременности.

Умеренная умственная отсталость может быть охарактеризована как

Передача токсоплазм
от матери плоду происходит трансплацентарным
путем. Циркулирующие в крови плода
токсоплазмы заносятся во все органы и
ткани, что обусловливает полиморфизм
клинической картины. Поражение плода
приводит к выкидышам, мертворбждениям,
а также к тяжелым поражениям всех органов
и систем, вплоть до гидроцефалии и
анэнцефалии.

Врожденный
сифилис. Сифилис
— хроническое инфекционное венерическое
заболевание, вызываемое бледной
трепонемой (спирохетой), поражающее все
органы, ткани и системы человека,
характеризующееся тяжелым прогрессирующим
течением. Термин «сифилис» дан в честь
«героя» поэмы Дж. Фракастора (1530) пастуха
Сифилуса.

Заболевание передается по
наследству. Проникновение бледных
спирохет в организм плода осуществляется
также, как токсоплазм, трансплацентарным
путем. Вследствие поражения сифилитической
инфекцией плаценты затрудняется питание
плода, в результате чего часто наступает
внутриутробная смерть. В случаях рождения
ребенка клиника заболевания характеризуется
разнообразными поражениями всех органов
и систем организма, среди которых
наиболее ранимой является нервная
система.

Поражение нервной системы
(нейросифилис) проявляется в виде самых
различных клинических симптомов и
синдромов (глухонемота, слепота, параличи
конечностей, гидроцефалия, микроцефалия,
эпиллептические припадки, недоразвитие
и нарушения высших мозговых функций,
резкая задержка психического развития,
тяжелая и глубокая умственная отсталость).

Весь полиморфизм психоневрологической
патологии сочетается с рядом врожденных
дефектов, аномалиями скелета, поражениями
кожи, почек, печени, костной системы
(разжижение костной ткани с последующими
патологическими переломами), а также
поражением слизистых оболочек гортани,
проявляющимся осиплым голосом (афонией)
и др.

Токсикоз
беременных —
заболевание, возникающее во время и в
связи с беременностью и, как правило,
проходящее в раннем послеродовом
периоде. Термин «токсикоз» не совсем
точен, так как до сих пор не удалось
обнаружить специфические токсические
вещества, вызывающие заболевание. В
основе заболевания лежит поражение
плодного яйца и плаценты.

Основными
факторами риска такого поражения
являются хронические заболевания,
поражения иммунной системы и снижение
реактивности организма как результат
употребления алкоголя и наркотиков,
курения, бессонных ночей, психоэмоционального
стресса и др., иными словами, тот образ
жизни, который ведут будущие родители
до наступления беременности или ведет
женщина в период наступления и протекания
беременности.

Токсикоз беременных
проявляется поражением внутренних
органов, и прежде всего плаценты и плода,
в результате чего возникают рвота,
повышенное слюнотечение, кожные
высыпания, водянка, нефропатия, поражения
почек, желтуха, поражение печени,
бронхиальная астма, судороги мышц
верхних и нижних конечностей, размягчения
костей скелета, асфиксия плода,
преждевременные роды, кровотечения и
др.

В зависимости от степени тяжести
токсикоза перинатальная смертность
колеблется от 38 до 90%. Дети, родившиеся
при осложненной токсикозом беременности,
имеют различные аномалии организма,
органические поражения нервной системы,
задержку интеллектуального и психического
развития. Умственная отсталость у них
колеблется от легкой до глубокой степени
в зависимости от тяжести дефекта вещества
головного мозга.

Энцефалиты.
Энцефалит
— воспаление головного мозга — является
одной из наиболее часто встречающихся
форм нейроинфекции.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Заболевание
обусловлено множеством факторов, в
зависимости от которых у детей наиболее
часто встречаются следующие клинические
формы: клещевой, вирусный, коревой,
поствакцинальный.

Клещевой
энцефалит. Возбудителем
заболевания является вирус, который
передается человеку при укусе клеща. В
тканях мозга вирус появляется на 2—3
сутки после укуса. Инкубационный период
от момента заражения до появления первых
симптомов болезни длится 8—20 дней.
Клиника заболевания характеризуется
острым началом, подъемом температуры,
головной болью, однократной рвотой,
мышечными и корешковыми болями, слабостью,
потерей аппетита, повышенной утомляемостью,
адинамией, бледностью кожных покровов,
расстройством стула.

Как проявление
выраженной интоксикации у детей в первые
дни болезни отмечается артериальная
гипотония в сочетании с тахикардией. В
неврологическом статусе выявляется
полиморфизм клинической симптоматики:
ме-нингиальные симптомы, гемипарезы,
бульбарные и псевдобульбарные параличи,
другие психические расстройства.

умеренная умственная отсталость

Профилактика
клещевого энцефалита включает в себя
уничтожение клещей в зараженных областях
и вакцинацию населения, проживающих в
этих зонах.

Вирусный
энцефалит. Существует
множество штаммов нейровирусов, каждый
из которых избранно поражает ту либо
иную зону мозга, проявляясь своеобразным
течением и клиникой.

Очаговая
неврологическая симптоматика в виде
гемипарезов, менингиального и
гипертензионного синдромов, бульбарных
и псевдобульбарных параличей, эпиприпадков
и др. выявляется уже в первые дни от
начала заболевания на фоне повышения
температуры, а зачастую и потери сознания.
В остром периоде болезни отмечаются
различные психические расстройства.

Резидуальный
период, так же как при клещевом энцефалите,
сопровождается интеллектуальной
недостаточностью различной степени
выраженности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Коревой
энцефалит и
менингоэнцефалит.
Воспаление
головного мозга и его оболочек
(менингоэнцефалит) на фоне коревой
инфекции (вирус кори), инфекционное
заболевание детского возраста,
характеризующееся полиморфизмом
неврологической симптоматики и тяжелым
течением. Коревой менингоэнцефалит в
10—15% случаев заканчивается летальным
исходом.

Клиническая картина
проявляется уже к 3—5 дню, когда коревые
высыпания на коже прекращаются и
нормализуется температура тела, у детей
внезапно вновь отмечается подъем
температуры, в одних случаях развивается
вялость, адинамия, сонливость, переходящая
в бессознательное состояние (сопор,
кома), в других, наоборот, возникает
бред, возбуждение, спутанность сознания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector