Суицидальные проявления не включают в себя

Признаки суицидального поведения у подростков

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Причины и признаки

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений.

Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков

Причины суицидального поведения

Предпосылками суицидального поведения являются:

  • биологические причины: снижение уровня серотонина в крови, нарушение гипоталамо-гипофизарной оси;
  • наследственность;
  • психологические причины: низкая стрессоустойчивость, эгоцентризм, зависимость от мнений окружающих, эмоциональная лабильность, невозможность реализовать потребность в безопасности, в любви;
  • медицинские факторы: алкоголизм, наркомания, психические расстройства, онкологические патологии, СПИД, соматические заболевания с инвалидизацией, летальным исходом.

Потенцирующие факторы, которые повышают риск суицида:

  • религиозные факторы: самоубийство в некоторых культах расценивается как очищение и жертвоприношение; в отдельных течениях собственноручная смерть рассматривается как жест романтизма;
  • внутрисемейные факторы: дети и подростки из неполных, асоциальных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, отчуждения;
  • влияние социума: конфликтная атмосфера в общении со сверстниками, проблемы любовных отношений.

Непосредственными причинами попыток самоубийства являются:

  • стресс: смерть близких, случайное наблюдение самоубийства, отвержение коллективом, знакомыми, состояние в результате изнасилования;
  • доступность средств самоубийства при специфическом состоянии повышает риск их использования.

Виды конфликтов

Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы:

  • конфликты на почве профессиональной деятельности и социального взаимодействия, включая межличностные конфликты, индивидуальные трудности адаптационного характера;
  • регулируемые спецификой личных и семейных отношений (неразделенная любовь, измена, развод, болезнь или смерть близких, сексуальная несостоятельность);
  • в связи с антисоциальным поведением: страх уголовной ответственности, позора;
  • по причине состояния здоровья: заболевания физического, психического характера, хронические болезни;
  • обусловленные финансовыми сложностями;
  • другие разновидности конфликтов.

Суицидоопасная ситуация создается при взаимодействии конфликтов различных видов. Утрата жизненных ценностей сопровождается индивидуальной оценкой, суждением, мировоззрением. Не существует личностной структуры, специфичной для суицидального поведения.

Наибольшей уязвимостью обладают личности с психопатическими чертами характера. В сложных условиях, на фоне возрастного кризиса, при заостренности определенных качеств, человек приходит к дезадаптации.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация суицидального поведения

Выделяют три вида суицидальных действий:

  • Истинные: тщательно спланированные поступки, которым предшествует формирование соответствующих высказываний, поведения; решение бывает принято на почве долгих размышлений о смысле жизни, предназначении, тщетности существования; доминируют признаки суицидального поведения; другие эмоции и черты характера остаются в тени, и цель умереть бывает достигнута.
  • Демонстративные: попытки самоубийства напоминают театральное действие, могут являться способом диалога с близкими. Признаки демонстративного суицидального поведения – в том, что они производятся с расчетом “на зрителя”, и их целью является привлечение внимания, быть услышанным, получение помощи. Смерть возможна из-за плохой расчетливости.
  • Маскированные: суицидальное поведение несовершеннолетних предполагает косвенные способы самоубийства – экстремальные виды спорта, скоростная езда на транспорте, опасные путешествия, употребление психотропных веществ; чаще всего настоящая цель не осознается окончательно.

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

Признаком суицидального поведения у взрослых является гнев, направленный внутрь себя. На него могут указывать и тяжелые потери, плохое состояние дел, отсутствие надежды и вариантов помощи. Другим симптомом является всепоглощающее чувство безысходности, а также, собственно, попытка ухода из жизни.

Распознав признаки суицидального поведения, можно спасти жизнь человека. Потеря энергии, постоянное чувство скуки, усталость, длительные нарушения сна и аппетита, кошмары с картинами катастроф, злейших существ, гибелью людей – все это входит в перечень общих симптомов.

Другие признаки: повышенная самокритичность, выраженное чувство вины, несостоятельность, стыд, страх, тревожность, неуверенность, нарочитая дерзость, агрессия. Депрессия проявляется в виде меланхолии, а также в бессоннице, беспокойстве, вследствие чего приходит “усталость от жизни”.

Признаки суицидального поведения у взрослых:

  • планирование убийства, озвучивание намерения совершить действие в отношении себя или другого человека;
  • наличие инструмента убийства – пистолета и подобного, наличие доступа к нему;
  • утрата связи с действительностью (психоз), слуховые галлюцинации;
  • употребление психотропных веществ;
  • разговоры о способах и предметах нанесения физического вреда;
  • стойкое желание остаться наедине;
  • раздаривание личных вещей;
  • агрессия или неадекватное спокойствие.

Любое высказывание относительно самоубийства должно быть воспринято со всей серьезностью. Наблюдая признаки суицидального поведения, необходимо как можно быстрее узнать, имеется ли у человека оружие, медикаменты для совершения запланированных действий, определено ли время данного поступка и нет ли ему альтернативы, другого способа утолить боль.

Если не удается оказать помощь, необходимо сообщить об угрозе в милицию и больницу. Рекомендуется присутствовать с человеком, которому требуется поддержка, попросить сделать это других, кому можно довериться. Следует убедить человека в том, что он нуждается в профессиональном наблюдении специалистов.

Депрессивные проявления выглядят как расстройства физической активности: появляются боли в теле, нарушения сна, аппетита, пищеварения. У мальчиков чаще наблюдается раздражительность, у девочек – слезливость, подавленность. Смерть может восприниматься как сон или временное явление.

Суицидальное поведение ребенка выражается в его рисунках и придуманных историях. Дети могут рассказать о преимуществах и недостатках того или иного способа ухода из жизни. Они могут обсуждать опасность лекарств, падения с высоты, утопления или удушья. При этом у ребенка отсутствуют интересы к настоящему, планы на будущее. Наблюдаются вялость движений, ухудшение успеваемости в школе, бессонница, нарушение аппетита, снижение массы тела.

Среди признаков суицидального поведения у подростков присутствуют откровенные высказывания, фразы: “не желаю жить”, “хочу умереть”, “жизнь окончена”. Подобная одержимость продолжается стремлением смотреть фильмы или читать книги о совершении самоубийства, искать информацию в Сети. В творчестве любого вида содержатся темы смерти.

Прочие признаки суицидального поведения у подростков:

  • уход из дома;
  • неустойчивость эмоций, агрессивность, грубость;
  • равнодушие к своему внешнему виду;
  • отчужденность от родственников, друзей, хотя отношения могут быть стабильными, посещение школы – регулярным;
  • опасные увлечения;
  • вождение автомобиля в нетрезвом виде;
  • демонстративное противоречие окружающим;
  • поведение, представляющее опасность для здоровья и жизни.

К опасным симптомам следует отнести:

  • попытки совершения самоубийства в прошлом;
  • намерения самоубийства в семье;
  • наличие депрессии, шизофрении, биполярные расстройства.
  • Информировать родителей о существовании проблемы подросткового суицида.
  • Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  • Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально — психологической поддержкой  детей в семье.
  • Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
  • Ход собрания
  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Мы выбираем жизнь, они – смерть.
  • Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
  • Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего.
  • Кажется, что мы и они – из разных миров.
  • Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?
  • Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
  • Всего лишь – шаг.
  • Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
  • Они продолжают умирать.
  • Слайд 3

Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами очень сложный и очень серьезный вопрос — подростковое самоубийство.

Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения?

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо.

Человек не хочет умирать, в его сути биологической заложено изначально —  выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти.

А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок —  вот это уже настораживает.

  1. Слайд 4
  2. По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
  3. Слайд 5

За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза. Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить  попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

С другой стороны — девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

  • Слайд 6
  • Почему же подростки пытаются покончить собой?
  • Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  • Какие дети могут совершить такой поступок?
  • Чаще подвержены: подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения; подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
  • Слайд 7
  • Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
  • Слайд 8

Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Слайд 9

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных.

Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение.

Слайд 10

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.

Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Слайд 11

Причины суицида.

Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

  1. Несчастная любовь, одиночество.
  2. Страх перед будущим.
  3. Потеря смысла жизни.

Подражание кумирам. В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.

Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств  после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок.

Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля.

После попыток суицида такие люди нуждаются в госпитализации, а повреждения могут привести к инвалидности и ограничениям, наложить тяжелый психологический отпечаток на дальнейшую жизнь. Присутствует риск социальной дезадаптации.

Способы суицида в разных странах имеют определенную степень распространенности:

  • повешение: лидирующий метод во всем мире;
  • огнестрельное оружие: в США ему отводится 60 % популярности; в Канаде – 30 %;
  • отравление: передозировка лекарств, в США – составляет 18 % от всех самоубийств;
  • ДТП с единственной жертвой: около 17 %;
  • прощальные записки с наложением на себя рук: 15-25 %.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа.Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Выявление признаков суицидального поведения у детей и подростков осуществляется врачом-психиатром, клиническим психологом. После предъявления родителями жалоб на эмоциональное состояние ребенка – вялость, подавленность – врач предполагает наличие депрессии и склонности к суициду.

Методы обследования:

  • беседа: психиатр уточняет время проявления и выраженность симптомов, их длительность;
  • опросники, тестирование: используются разнообразные методики, включающие прямые вопросы о мыслях и попытках самоубийства (опросник Айзенка “Самооценка психических состояний личности”);
  • проективные методы: применяются для детского младшего школьного возраста, подростков, не осознающих суицидальные тенденции (тест Люшера, тесты с помощью рисунков, “сигнал”, метод неоконченных предложений).

В результате комплексного обследования активности личности выявляют признаки суицидального поведения у детей, включая истериодные, сензитивные, возбудимые акцентуированные, эмоционально-лабильные черты. Сочетание депрессии, неуравновешенности, импульсивности является указанием на существенный риск попыток самоубийства.

Задачи специалиста, консультанта

Кризисные службы по-разному относятся к суициду. Некоторые ставят целью поиск местонахождения клиента и задачу воспрепятствовать убийству. Они могут самостоятельно передавать информацию о клиенте в медицинские и полицейские службы. С целью профилактики суицидального поведения несовершеннолетних необходим особый профессиональный подход.

Задачи консультанта “горячей линии” заключаются в следующем:

  • распознать признаки суицидальных мыслей и тенденций;
  • оценить степень опасности поведения;
  • проявить деликатную заботу о клиенте.

Принципы беседы с клиентом:

  • не пренебрегать суицидальными высказываниями;
  • выразить заинтересованность личностью и судьбой собеседника;
  • вопросы нужно задавать спокойно и искренне, активно слушая;
  • аккуратно выяснить представления и план суицидальных действий пациента;
  • узнать, присутствовали ли подобные мысли в прошлом;
  • выяснить причины и условия формирования суицидальных мыслей;
  • побудить собеседника выразить чувства в связи с болезненной сферой.

Суицидальные проявления не включают в себя

Запрещенные действия при первой помощи:

  • не вступать в прямую конфронтацию с клиентом при его заявлении о суицидальных намерениях;
  • не показывать своего шока от услышанного;
  • не вступать в дискуссию о допустимости действия;
  • не прибегать к аргументации, учитывая угнетенное состояние клиента;
  • не гарантировать того, чего нельзя осуществить (помощи семьи);
  • не осуждать, проявлять искренность;
  • не предлагать упрощенных схем, наподобие: “стоит вам только отдохнуть”;
  • не акцентировать внимание на негативных факторах, попытаться закрепить оптимистичные тенденции.

Приоритетным действием в оказании помощи суицидально настроенному клиенту является умение поддерживать разговор с ним как можно дольше. В дальнейшей работе следует позволить клиенту высказаться, выплеснуть чувства, пообещать быть полезным в разговоре, помочь структурировать истоки проблемы в его сознании, подвести к мысли о том, что подобные ситуации встречаются достаточно часто.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей.

Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Прогноз и профилактика суицидального поведения подростков имеют положительную тенденцию при комплексной помощи медиков, психологов, участии родителей. Частота рецидивов приближается к 50 %, а повторные попытки осуществляются только личностями с психическими заболеваниями, являющимися членами неблагополучных семей.

Важны доверительные отношения и благоприятная атмосфера внутри семьи для противостояния стрессу. При наличии признаков подозрительного поведения нужно уведомить психолога, при значительных отклонениях в поведении – психиатра.

На индивидуальном уровне помощь специалиста заключается в пропаганде позитивного отношения к жизни и негативного – к смерти, расширение путей решения конфликтных ситуаций, эффективные методы психологической защиты, повышение уровня социализации личности.

Формы выражения антисуицидальных личностных факторов:

  • эмоциональная привязанность к близким;
  • обязанности родителей;
  • чувство долга;
  • опасение причинить себе телесное страдание;
  • представление о низости суицида;
  • анализ неиспользованных жизненных возможностей.

Чем большее количество антисуицидальных факторов насчитывается, тем мощнее барьер в плане совершения самоубийства. Значимую роль играет полнота и своевременность выявления потенциальных намерений.

Острота и актуальность проблем суицидального поведения требует от специалистов понимания сути явления, владения методами его диагностики и организации профилактических методов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector