Страх и тревога психология

Описание феномена

Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.

Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.

Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

  1. Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
  2. Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
  3. Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
  4. Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
  5. Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
  6. Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
  7. Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
  8. Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
  9. Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный.

На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:

  • гиперреактивности;
  • беспокойства;
  • слюноотделения и так далее.

Основные причины возникновения тревожности и страха

Страх и тревога психология

Если человек хочет избавиться от тревожных мыслей, ему вначале нужно понять причины волнения, разобраться в механизме его появления. Существует несколько факторов, влияющих на душевное состояние индивида и его настроение. Человеку может передаться внутреннее беспокойство его родственника. Маленькие дети очень привязаны к матерям. Если маму одолевает чувство страха, ребёнку также передаётся тревожное настроение.

Следует отличать тревогу от страха. Причинами тревожного состояния может быть не явная, а надуманная опасность. Страх, как правило, появляется, если угроза приобретает конкретные черты. Тревога на душе человека может возникнуть без каких-либо веских оснований. В большинстве случаев чувство страха — это реакция организма на явную опасность.

Причины тревоги:

  • переживания за здоровье близких;
  • плохая информированность по поводу интересующих реальных событий, которая даёт пищу для домыслов;
  • боязнь за последствия своих поступков;
  • неуверенность в собственных силах;
  • отголоски психологически травм, полученных в детстве;
  • частые стрессы на работе или в быту, постоянное нахождение в нервной обстановке, общение с неуравновешенными, слишком эмоциональными людьми;
  • нарушение нормальной работы организма, гормональный сбой, эндокринные заболевания;
  • малоактивный образ жизни, неправильное питание, вредные привычки;
  • мнительный и пессимистический характер;
  • предстоящая смена места жительства, работы;
  • жизненные обстоятельства, имеющие неясные перспективы.

Если нет никаких причин испытывать беспокойство, но человек находится в состоянии душевного дискомфорта, у него развивается патологическая тревога. Индивид не только не понимает причины своего состояния, но не может справиться с тревожным чувством. Человек постоянно ждёт плохих известий, хотя у него нет никаких причин чего-либо бояться. Он не может усидеть на месте, постоянно куда-то звонит, бежит, собирается уезжать.

Организм на слишком эмоциональное состояние индивида реагирует усиленным сердцебиением, повышением давления, бессонницей, приступами удушья. Иногда тревога вызывает у человека подавленное настроение, отсутствие аппетита, апатию и депрессию. Впоследствии такое состояние сказывается на нервной системе. У индивида развиваются неврозы или другие тяжёлые расстройства психики.

Причины страха:

  • прямой контакт с явлением, от которого идёт угроза;
  • реальная опасная ситуация;
  • надуманная угроза;
  • психологическая травма;
  • неуравновешенная нервная система, излишняя мнительность.

Страх, в зависимости от типа нервной системы человека и стрессоустойчивости, может ввести индивида в состояние паники, растерянности или, наоборот, мобилизует все силы, заставляет активно действовать. У сильного духом и морально подготовленного человека явная угроза всегда вызывает желание бороться за свою жизнь. Индивид может напасть на обидчика или быстро от него убежать.

Если человек не умеет вести себя в опасной ситуации, он может запаниковать и полностью потерять самообладание. Есть категория людей, которые боятся привычных вещей. Например, темноты, высоты, насекомых, воды. Причинами таких фобий являются психологические травмы и мнительный, ранимый характер индивида.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Как побороть чувство страха и тревоги

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Чем опасно чувство тревоги и страха?

Если страх или тревога возникают по поводу реальной опасности или неприятной ситуации, то о прошествии какого-то отрезка времени состояние индивида нормализуется. Когда угроза исчезает, человек возвращается к привычной жизни, ведёт себя спокойно, у него отличное настроение и ничто не тревожит его душу.

Бывают ситуации, когда нет видимых причин чего-либо бояться или по какому-либо поводу беспокоиться. Однако человека мучают пугающие мысли, он находится во взвинченном состоянии, постоянно ждёт ужасных новостей, боится окружающих людей. Такое состояние нельзя назвать нормальным.

Страх и тревога психология

Эмоциональное напряжение сказывается на здоровье индивида. У него начинают дрожать руки, затем появляется дрожь во всём теле, учащается пульс, усиливается потоотделение, повышается давление. Впоследствии такое состояние приводит к развитию нервных заболеваний. Если их вовремя не лечить, человек может заболеть какой-нибудь телесной болезнью. Ведь все заболевания, как известно, от нервов.

Особенности поведения высокотревожного человека

Обычно люди не могут самостоятельно избавиться от волнующих душу жутких фантазий и тревожного состояния. Навязчивые мысли не отступают от человека ни днём, ни ночью. Они стают причинами бессонницы или страшных сновидений. Если человек не ощущает душевного спокойствия или внутреннего равновесия, ему тревожно или страшно, значит, нужно обратиться за помощью к опытному психотерапевту. Например, к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

В первую очередь психолог выявляет причину беспокойства. Он детально расспрашивает клиента о его переживаниях, просит вспомнить прошлое, особенно детские годы. Выявив психотравмирующее событие, психотерапевт меняет к нему отношение самого пострадавшего, учит не волноваться по поводу страшных мыслей и воспоминаний, рассказывает, как отогнать от себя навязчивые фантазии.

В тяжёлых случаях психолог использует гипноз. Он погружает клиента в гипнотический транс, во время которого воздействует на его подсознание. В процессе нескольких сеансов гипнотерапии гипнологу удаётся изменить образ мышления человека, настроить его мысли на позитивный лад. Гипноз помогает избавить сознание клиента от навязчивых фантазий, гнетущих страхов.

Во время лечения клиента несколько раз погружают в состояние, при котором он испытывает чувство дискомфорта и страх. Человек учится правильно реагировать на стрессовую ситуацию, контролировать свои эмоции, дыхание и настроение. Справиться с тревожным состоянием в этот момент ему помогают советы психотерапевта.

Если человека несколько раз ставят лицом к лицу с его фобией, он перестаёт на неё остро реагировать и её бояться. После 5–10 сеансов психотерапии и гипноза клиент полностью избавляется от беспокойства и различных фобий. Его душевное состояние нормализуется. Клиент возвращается к привычной и обычной жизни.

Узнать, как самостоятельно бороться со страхом и тревогой, можно здесь

Похожие записи:

В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:

  • некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
  • неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
  • больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
  • вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
  • некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
  • смены школы.

Страх и тревога психология

В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.

Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:

  1. Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
  2. Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
  3. Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.

Как справиться с тревогой и страхом: советы психолога

  1. Разобраться в чем причина.

  2. Осознание и «борьба» со страхом.

Определившись с причинами можно начинать активную «борьбу» с этой проблемой. Для этого нужно начать преодолевать эмоциональное состояние. Постарайтесь посмотреть панике в глаза, нафантазируйте ужасы, которые вы так боитесь. Только так реально справиться со негативными ощущениями. Попытайтесь осознать, что это в вашей голове, на самом деле, это не так страшно.

  3. Измените точку зрения.

  Посмотрите на эмоцию под другим углом. Смените свою точку зрения. Это в корне может поменять отношение к страху. Настраивайте себя на оптимистичный лад. Подходите ко всему с юмором, тогда проблема становится менее острой.

  4. Займитесь аутотренингом.

  Это простой и эффективный способ. Каждый день убеждайте себя, что не боитесь «чертей», что нет никакой власти над вами. Несколько месяцев упорных ежедневных тренировок и результат превзойдет ваши ожидания.

Страх и тревога психология

  5. Научитесь быть решительным и принимать волевые решения.

Не нужно идти на поводу внутреннего отрицательного состояния. Учитесь принимать волевые решения. Обозначился какой-либо страх, не нужно впадать в панику, сразу ищите вариант его преодоления. Страх силен до той поры, пока в голове нет четкого плана, как его победить, как только вы наметите дальнейшие действия, он отступает.

Знайте – состоянию боязни чего-либо подвержены все люди. Эмоциональные процессы всегда обоснованы и служат для выживания индивида, за исключением патологических форм. Каждое волнение нам необходимо – оно выполняет определенную функцию. Кому-то надо лучше готовиться к выступлению, а кто-то не подойдет близко к обрыву.

Может не стоит купаться в открытом водоеме, если боитесь заразиться или работать продуктивнее и не отвлекаться на работе, тогда не уволят. Не стыдитесь своих страхов! Важнее познать себя и принять таким, какой вы есть. Преодолевать свои опасения и панику – значит быть свободным, развитым и сильным.

  А, если вы испытываете явные трудности в преодолении страха, запишитесь на прием к специалисту, вам обязательно помогут и пусть вас не «пугают» цены на услуги психолога!

От беспричинного беспокойства и страха можно попытаться избавиться самостоятельно. В борьбе с тревогами и волнениями помогут советы психолога. Они научат правильно действовать в те моменты, когда одолевает беспокойство и чувство страха.

Методы борьбы со страхами и тревогой:

  1. Найти причину внутреннего беспокойства.

Необходимо внимательно присмотреться к себе, окружающим, понять, что конкретно вызвало тревожные мысли. Важно проанализировать своё прошлое. Вспомнить, когда чувство беспокойства возникло впервые, какие события повлияли на его появление.

  1. Принять собственные страхи, не отрицать факт их существования.

Справиться с тревожным состоянием можно, если не игнорировать проблему и не прятаться от неё. Если индивид поймёт, что он чего-то боится, он начнёт искать причину своих страхов. Впоследствии будет думать, как от них избавиться.

  1. Во время приступа паники постараться перевести мысли на другую тему.

Страх и тревога психология

Нельзя зацикливаться на плохих и деструктивных состояниях. Тревожные мысли нужно отгонять от себя подальше. Когда на ум приходят пугающие догадки, необходимо переключиться на что-то весёлое. Вспомнить смешной анекдот или случай из жизни.

  1. Научиться расслабляться.

Волнение всегда отбирает у человека душевные силы, энергию. Восстановить их можно, если научиться расслабляться. Можно принять горячую ванну, почитать книгу, посмотреть смешную кинокомедию, послушать спокойную музыку. Восстановлению душевного равновесия способствует дыхательная гимнастика, аффирмация, мантры, медитация, йога, прогулка по лесу или парку.

  1. Обсудить своё состояние с близким человеком.

Если не дают покоя тревожные мысли, можно рассказать о них своему другу. Важно не держать в себе свои догадки, а выговориться и поведать собеседнику о своих проблемах. Обычно после душевной беседы человеку становится легче на душе, и он успокаивается.

  1. Написать рассказ о своих страхах на листе бумаги.

Если человек не может понять причину своего беспокойства, он может написать о своём состоянии на бумаге. Через некоторое время внимательно прочитать и проанализировать написанное. Как правило, когда проходит несколько дней и человек возвращается к своим записям, он понимает, насколько безосновательны были его страхи.

  1. Улыбаться несколько раз в день.

Даже если не хочется смеяться и нет никаких причин радоваться жизни, всё равно нужно улыбаться. Смех запускает реакцию в организме, которая впоследствии приводит к снятию напряжения, ощущению счастья и лёгкости.

  1. Постоянно чем-то заниматься.

Если ничего не делать и просто сидеть без дела, постоянно будут мучить грустные или пугающие мысли. Избавиться от них можно, если заняться каким-нибудь делом. Например, сделать уборку в квартире, прочитать журнал, поговорить по телефону с друзьями. Можно отправиться на прогулку в парк, съездить на экскурсию в другую страну.

  1. Ежедневно в течение 30 минут сдаваться на милость страхам.

Избавиться от тревожных фантазий не так просто. Пугающие душу мысли постоянно досаждают человеку, что бы он ни делал. На протяжении дня их нужно гнать от себя. А вечером им нужно дать волю. Можно придумать самую страшную развязку пугающей ситуации. Затем минут тридцать пострадать и поплакать. Потом успокоиться, посмотреть весёлый фильм и выпить чашку чая с мятой и мелиссой.

  1. Забыть прошлые обиды, простить своим обидчикам.

Нет смысла переживать по поводу событий, которые уже свершились. Жить необходимо настоящим, а чтобы прошлые обиды не давали о себе знать, нужно простить своих обидчиков и всё попытаться забыть.

  1. В воображении откорректировать пугающую ситуацию.

Страх и тревога психология

Когда мучают страшные мысли, в сознании человека рисуются жуткие картины. Можно вообразить другую развязку опасной ситуации. Например, переживая по поводу здоровья близкого человека, можно придумать, будто он ежедневно правильно питается, заботиться о себе, пьёт целебные напитки и лекарственные препараты, которые ему помогают. Таким образом удастся убедить себя в бессмысленности собственных страхов.

  1. Часто общаться с людьми.

Живое общение избавляет от любых страхов и тревог. Необходимо почаще бывать в общественных местах, разговаривать с людьми, встречаться и беседовать с друзьями.

Если человеку не с кем пообщаться, он может поговорить сам с собой. Высказанные вслух мысли успокаивают нервную систему. Главное, следить, чтобы их никто не слышал. Важно не пугать своим состоянием близких. Если в доме не удаётся уединиться, можно пойти в парк или лес и там покричать и поговорить с собой.

На тревожное состояние влияют некоторые продукты. Например, сладости, кофе, алкоголь, чёрный чай. Если человек хочет вернуть себе нормальное душевное состояние, ему нужно исключить их из рациона. Необходимо употреблять продукты, которые, наоборот, успокоят нервную систему. К ним относятся, например, бананы, они помогают снять раздражительность и уснуть.

Диагностика тревожности

Начать работу над тревожностью рекомендуется с ее четкого определения.

  1. Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
  2. Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

  1. Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
  7. Никогда не замыкайтесь в себе.
  8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
  9. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
  • проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять).

В заключение хочу порекомендовать очень хорошую книгу Г. Лорейн «Как развить силу ума». Теме тревожности в ней отведена целая глава. Что важно, это реальное практическое руководство по обретению контроля над своей тревожностью.

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector