Стертая псевдобульбарная дизартрия

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Дизартрия

Терминология — формы и стадии нарушения

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины дизартрии

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдается поражение проводящих путей, которые соединяют ядра бульбарных нервов. Подобное состояние может возникнуть по разным причинам. Человеку следует рассмотреть наиболее распространённые провоцирующие факторы, из-за которых можно столкнуться с серьёзным заболеванием.

Основные причины:

  • Черепно-мозговые травмы. Из-за них нередко появляется дизартрия, при этом она наблюдается как у детей старше 1 года, так и у взрослых людей. Повреждение может появиться при сотрясении и ушибе головного мозга. Его сопровождают гематомы внутри мозга, а также размозжение церебрального вещества. Перечисленные изменения приводят к компрессии, а также к проблемам с кровоснабжением кортико-бульбарных трактов.
  • Дегенерации церебрального характера. Может наблюдаться прогрессирующий паралич либо лейкодистрофия. Проблемы с речью связаны с тем, что возникла дегенерация и гибель двигательных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра.
  • Цереброваскулярные расстройства. Проблемы с речевой функцией могут появиться при образовании тромба в головном мозге и при обширном ишемическом инсульте, имеющим двухсторонний характер. Псевдобульбарные расстройства будут прогрессировать в той ситуации, если у человека наблюдается хроническая мозговая ишемия, атеросклероз и ангиопатия.
  • Перинатальная патология. Это может быть гипоксия плода в период внутриутробного развития, сложные роды, внутриутробные инфекции и асфиксия новорожденного. Даже родовая травма приводит к повреждению структур головного мозга. Как итог, у ребёнка можно обнаружить первые симптомы псевдобульбарной дизартрии в течение 1 года жизни.
  • Нейроинфекции. Воспалительные изменения диффузного характера наблюдаются при нейросифилисе и энцефалите. Человек может столкнуться с тем, что болезнь приведёт к развитию дизартрии.

Вне зависимости от причины понадобится незамедлительно начать лечение, чтобы можно было улучшить своё самочувствие. Псевдобульбарная дизартрия значительно ухудшает качество жизни, по этой причине требует незамедлительного лечения. Лишь в этой ситуации будет возможность нормализовать состояние и восстановить речевую функцию.

Патология всегда развивается на фоне органического повреждения нервно-проводящих волокон. Развивается двухсторонний спастический паралич мышц. Таким образом, при анатомически правильном речевом аппарате сознательное управление мускулатурой оказывается невозможным.

Как и ДЦП, псевдобульбарная дизартрия связана с аномалиями внутриутробного развития или сложным родовым процессом. На формирование патологии влияют:

  • тяжело протекающая беременность, отягощенная гестозом, гипоксией плода, несовместимостью резус-фактора;
  • осложненная родовая деятельность;
  • асфиксия в родах;
  • внутриутробные инфекции, поражающие нервную систему плода.

В раннем детском возрасте дизартрия формируется, как осложнение перенесенных состояний:

  • инфекционно-воспалительные процессы мозговых оболочек;
  • тяжелая общая интоксикация;
  • гнойно-воспалительные патологии ЛОР-органов: синусит, отит;
  • травмы черепа.

Патология может настигнуть и взрослого человека при следующих отклонениях:

  • ишемическая форма инсульта;
  • формирование атеросклеротических бляшек, хроническая гипоксия мозга;
  • поражение нервных волокон при рассеянном склерозе;
  • новообразования головного мозга любой этиологии.

Проводить полноценную коррекцию и восстановительную терапию без воздействия на первопричину невозможно. Поэтому лечение всегда идет параллельно.

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Характеристика клинических форм дизартрии

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Симптомы

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Проявления псевдобульбарной дизартрии можно заметить уже в новорожденном периоде:

  • ребенок напряженно сосет грудь или бутылочку, ему с усилием даются сами движения;
  • возникает быстрая утомляемость во время кормления;
  • малышу свойственны частые поперхивания и срыгивания.

В дальнейшем формируется тихий неразборчивый лепет. Мимика вялая. Наблюдается резкая смена тонуса артикуляционной мускулатуры: от чрезмерного напряжения до полного расслабления. Развитие речи запаздывает.

Первые слова появляются после 2,5 лет и сопровождаются нарушением ритма дыхания. Ребенок разрывает фразы короткими вдохами, виной тому повышенный тонус мышц грудной клетки.

Малыш разговаривает чаше односложными или двусложными словами. Большинство звуков дается с напряжением, при этом простейшие рефлексы: зевание, плач, улыбка, облизывание губ выполняются легко.

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Дисбаланс между произвольными и рефлекторными движениями – характерная черта псевдобульбарной дизартрии.

При псевдобульбарной дизартрии у человека будут наблюдаться характерные признаки патологии. Нельзя однозначно сказать, с какими проявлениями придётся столкнуться. Всё зависит от того, насколько тяжёлая форма болезни у человека. Можно рассмотреть примерный перечень симптомов, при возникновении которых необходимо будет незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Признаки псевдобульбарной дизартрии:

  • Человек начинает гнусавить, то есть, он произносит звуки «в нос».
  • Наблюдается напряжение языка, его тяжело поворачивать в ротовой полости. При этом мышечная атрофия данного органа отсутствует.
  • Темп речи становится аномально медленным, произношение слов тихое и неотчётливое. Пациент разговаривает так, будто он пытается выдавить из себя слова.
  • Разговор монотонный, связано это с общей малоподвижностью гортанных мышц. Человек не имеет возможности изменять высоту тона, за счёт чего речь могла бы быть эмоциональной.
  • Для того чтобы полностью закрыть рот, необходимо приложить усилия. Из-за этого можно наблюдать повышенное слюноотделение.
  • Могут присутствовать неожиданные проявления аффектного поведения. Например, человек начинает резко смеяться или плакать.
  • Понижается или полностью пропадает возможность управлять мимическими мышцами в области лица. Допустим, улыбка может выглядеть как оскал.
  • Наблюдаются спазмы в голосовых связках. Это явление называется дисфонией.
  • Значительно повышаются глоточные и нижнечелюстные рефлексы.

При этом врачи выделяют несколько стадий заболевания, от которых зависит тяжесть патологии. При классификации болезнь делится на 3 основные формы: спастическую, паретическую и смешанную. При этом важно определить, на какой стадии находится патология. От этого будет зависеть дальнейшая схема лечения.

Степенипсевдобульбарной дизартрии:

  • Лёгкая. Грубые нарушения отсутствуют, при этом артикуляционные движения значительно замедлены. Они не отличаются точностью. Речь смазывается, при этом она остаётся понятной для окружающих людей. Естественная мимика лица у человека сохраняется.
  • Среднетяжёлая. У человека присутствует значительный дефект произношения слов, части речи нечленораздельны и непонятны для окружающих. Пациент может общаться в основном с близкими людьми. Только они могут понимать, что хочет сказать человек. Присутствует повышенное слюноотделение, проблемы с мимикой, нарушение жевательного и глотательного рефлекса.
  • Тяжёлая. Имеется полная анартрия. Человек не может разговаривать, его слова не понимают даже члены семьи. Лицо становится похожим на маску, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть висит. У пациента начинает вытекать слюна, при этом язык неподвижно лежит в ротовой полости. Значительно ухудшены глотательные и жевательные рефлексы.

При диагностике врач обязательно определит форму и степень псевдобульбарной дизартрии. После этого можно будет определить конкретную схему лечения, которая поможет восстановить речь. Чем раньше начать терапию, тем больше вероятность улучшить самочувствие. Не стоит ждать, пока состояние здоровья значительно ухудшится, потому как важно максимально рано обратиться к доктору.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Методы диагностики

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;
  • МРТ.

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз.

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Псевдобульбарная дизартрия: характеристика, симптомы и причины

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы с речевым  дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

Причины возникновения дизартрии

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам. Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии.

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность, плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Для подтверждения псевдобульбарной дизартрии проводится ряд исследований, по итогам которых можно сделать вывод о самочувствии человека. В первую очередь медицинский специалист выслушает жалобы человека и проведёт зрительный осмотр. После этого специалист направит на определённые методы исследования, при помощи которых удастся подтвердить или опровергнуть диагноз.

Непосредственно понадобится пройти следующие процедуры:

  • Неврологический осмотр. Врач проведёт тестирование мимических движений и артикуляционной моторики. Определит степень ограничения мимики, присутствие псевдобульбарного синдрома. Врач проверит, имеется ли повышение нёбного и глоточного рефлексов. Понадобится выявить неврологический дефицит, а также установить локализацию патологического процесса.
  • Нейровизуализация. Чаще всего применяется магнитно-резонансная томография головного мозга. С её помощью удастся понять, имеется ли инсульт, воспалительный процесс в черепно-мозговой коробке, дегенеративные изменения. Получится выявить посттравматические повреждения и новообразования. При наличии показаний к МРТ выполняется КТ для головного мозга.
  • Исследование спинномозговой жидкости. Забор выполняется с помощью люмбальной пункции. Во время анализа можно выявить признаки нейроинфекции.
  • Логопедическое обследование. Медицинский специалист оценит состояние артикуляционных органов, проведёт тестирование устной и письменной речи.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Она требуется, если подозревается цереброваскулярная недостаточность. По показаниям осуществляется УЗДГ, дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Если определена проблема с церебральным кровотоком, тогда подобное состояние будет считаться фоновым. Оно не исключает наличия иных проблем со здоровьем.
  • При необходимости понадобится посетить педиатра, инфекциониста, генетика и травматолога. По результатам всех исследований удастся подтвердить или опровергнуть псевдобульбарную дизартрию. Если у человека выявят данное заболевание, тогда понадобится незамедлительно начать лечение для улучшения самочувствия. Только в этой ситуации будет возможность значительно улучшить состояние человека.

Выявление патологии проходит в три этапа. Для начала собирается анамнез протекания беременности:

  • наличие раннего или позднего токсикоза;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • осложнения в родах;
  • травмы.

Поскольку псевдобульбарная дизартрия всегда сопровождается органическими нарушениями, проводится диагностика работы головного мозга, нервной системы, мышечного ответа. Основные методы:

  • магнитно-резонансное обследование;
  • ЭЭГ;
  • Электронейромиография.

Ключевое значение имеет психолого-логопедическая характеристика. При псевдобульбарной дизартрии, в отличие от других форм, страдают именно осмысленные действия. На что обращает внимание логопед:

  • амплитуда движения языка, выполнение точных упражнений губами, достаточно длительное удерживание позиций;
  • устная речь: запас и сложность произносимых слов, ритмичность, интонация, правильность звукового ряда, дыхание при разговоре;
  • письменная речь.

Важную роль в диагностике играет дифференцирование псевдобульбарной дизартрии от других видов патологии.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмыПантогам;
  • ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение. Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Поскольку заболевание комплексное, лечение проводится параллельно в нескольких направлениях:

  1. Медицинские процедуры нацелены на борьбу с первопричиной. Из лекарственных препаратов применяются ноотропные средства. Они улучшают кровоснабжение мозга, доставку кислорода, активизируют биохимические процессы.

Заметный результат дает иглоукалывание и точечный массаж. В комплексе назначаются успокаивающие ванны, ароматерапия. Для улучшения общей моторики – лечебная гимнастика.

  1. Профессиональная коррекция подразумевает занятия с логопедом. С помощью артикуляционной гимнастики прорабатывается правильное произношение звуков, слогов, простых и сложных слов. Ребенок учится общаться выразительно, уместно ставить интонацию, пополняется словарный запас. Параллельно идет развитие мелкой моторики.

Положительный эффект дают как индивидуальные, так и групповые тренировки. В первом случае ребенок сосредоточен на правильности выполнения задания, отведенное время полностью используется на упражнения. При занятиях в группе основной фактор – общение и социализация, проведение совместной деятельности.

  1. Домашние тренировки направлены на закрепление полученных навыков. Они складываются из комплекса артикуляционной зарядки, которую необходимо проводить несколько раз в день, общей гимнастики, специального массажа мимических мышц.

Детям с дизартрией полезно общение с домашними животными, занятия творчеством, водными видами спорта.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Почему возникает дизартрия

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
  • вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Прогноз дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Поскольку этиология заболевания в 80% случаев связана с нарушением внутриутробного развития, особое значение обретает здоровье и благополучие будущей мамы. Важно:

  • своевременно встать под наблюдение специалиста;
  • отказаться от вредных пристрастий еще на этапе планирования беременности;
  • избегать возможности заражения инфекциями любого характера.

Особое значение необходимо уделить патронажу детей с родовыми травмами и перенесенными нейроинфекциями. Чем раньше выявятся признаки дизартрии и своевременно окажется помощь, тем успешнее будет лечение.

Полное восстановление артикуляционной функции происходит при легкой степени поражения, нормализация речи и контролируемая моторика – при средней.

Псевдобульбарная дизартрия требует терпения родителей, желания самого ребенка и профессионализма ведущего лечение специалиста. Но заболевание не считается неизлечимым. Лишь тяжелая форма патологии не разрешает человеку жить полноценной жизнью.

В остальных случаях при систематических тренировках, возможно, добиться впечатляющих результатов.

Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты. Немаловажно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких. Особенно эффективно это при стертой дизартрии.

Детям с тяжелой формой заболевания можно слегка улучшить речевые функции.

Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями заключается в медико-педагогической работе на ранних стадиях. Также следует ограждать малыша от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.

Поддержка ребенка больного дизартрией родными и близкими людьми имеет немаловажное значение. Малышу необходимо сформировать стимул для самостоятельных упражнений и занятий. Для этого его необходимо хвалить при любых результатах. Это придаст ребенку уверенность в себе.

Важно! Ребенок должен всегда чувствовать любовь от родных людей, не зависимо ни от чего.

26.09.2016

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector