Сенсорная афазия – особенности, виды, прогнозы

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия

Афазия

Симптомы и диагностика

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток.

Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца.

Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Сенсорная афазия - особенности, виды, прогнозы

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Сенсорная афазия - особенности, виды, прогнозы

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Сенсорная афазия - особенности, виды, прогнозы

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения Ссылка на основную публикацию

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Речь является одной из важнейших функций в жизни человека. Ее потеря как в полном, так и в частичном объеме, нарушает качество жизни, часто приводит к инвалидности.

В медицине такое заболевание носит название афазия. В зависимости от степени речевых поражений выделяются разные виды заболевания. Одним из самых тяжелых является сенсомоторная афазия.

Она представляет собой сочетание двух форм сенсорной и моторной. Какие прогнозы у человека, которому поставили диагноз сенсомоторная афазия?

Причины патологии

Сенсомоторная афазия развивается из-за нарушения функции левой лобной доли полушария головного мозга. Именно она отвечает за функции речевого аппарата. Поражение левого полушария головного мозга может быть спровоцировано следующими факторами:

  • Перенесенным инсультом.
  • Черепно-мозговыми травмами.
  • Инфекционными поражениями мозга.
  • Абсцессом головного мозга.
  • Хроническими нарушениями со стороны центральной нервной системы.
  • Злокачественными и доброкачественными опухолями внутри головного мозга, которые разрастаются.
  • Болезнями Альцгеймера или Пика.

В группу риска входят пациенты, которые страдают гипертонией, а также склонны к внутричерепному давлению и ишемической болезни сердца. Чаще всего у такой категории болезнь диагностируются в пожилом возрасте.

Виды нарушения

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Симптомы и лечение сенсомоторной афазии после инсульта. Сенсомоторная афазия — тяжелое поражение речевых центров

Виды нарушения

Сенсорная афазия характеризуется специфической глухотой. Человек не способен воспринимать чужую речь, но при этом не страдает слух. В данном случае происходит нарушение в отделе головного мозга, который несёт ответственность за восприятие речи. При этом слуховая функция не затрагивается.

При развитии такого нарушения больной может свободно говорить, но не сможет услышать то, что произносится, так как его речь теряет внятность. Слова заменяются бессмысленными звуками. Сенсомоторная афазия — это одновременно неспособность и произносить, и воспроизводить речь на слух. Такое нарушение считается самым сложным и практически не поддается лечению.

Сенсомоторная афазия подразделяется на два отдельных вида, которые характеризуются своими симптомами. Медики разделяют: эфферентная моторную афазию и афферентную моторную афазия.

Эфферентная афазия сопровождается возможностью человека произносить слоги, но слова из них он складывать не может.

Сложностью заболевания является то, что больной как бы зацикливается на определенных звуках, которые у него хорошо получается произносить.

И при этом у него вызывает большую сложность переключение с одной группы звуков на другую. Именно это является препятствием для нормальной речи.

Афферентная афазия проявляется тем, что пациент не может специально произнести отдельные звуки.

Но такая форма патологии характеризуется произвольным произношением отдельных звуков без особого труда для пациента.

Если такого больного попросить произнести какое-либо сочетание звуков, он сделает это не сможет. Но если понаблюдать за ним спустя некоторое время, можно услышать, как он произносит эти звуки.

Сенсомоторную афазию в медицине ещё называют афазия Брока. Она подразделяется на:

  • амнестическую;
  • семантическую;
  • тотальную.

Амнестическая афазия приводит к тому, что у слов теряется смысл для пациентов. При такой форме больной не сможет назвать предметы. происходят такие нарушения в памяти, при которых больной забывают названия предмета, но может описать его функции. Он может вспомнить наименование, если ему подскажут первые буквы.

Характерными симптомами сенсомоторной афазии являются:

  • Нарушение произношения слов.
  • Возникновение заикания.
  • Проблема в памяти и анализе разговорной речи.
  • Разговор у больного происходит не эмоционально.
  • Человек пропускает буквы при письме и речи. Он произвольно переставляет звуки в словах.

Стиль речи такого больного очень меняется. Если он адекватно может оценивать эту ситуацию, состояние усугубляется тем, что человек становится замкнутым и может впадать в депрессию.

Сенсорная афазия - особенности, виды, прогнозы

Теряется эмоциональная окраска речи, возникают большие паузы между словами в тот период, когда он пытается вспомнить и произнести один звук.

В основе диагностики заболевания лежит обследование мозга с помощью МРТ и анализ полученных результатов. На МРТ можно увидеть количество поврежденных участков и определить степень повреждения.

Также больному назначают допплерографию сосудов головного мозга. Обязательно должна быть проведена оценка речи больного, для этого его просят прочитать отрывок и написать несколько слов или предложений.

В зависимости от того, в какой степени будет поражение лобной доли головного мозга, будет подбираться медикаментозная терапия. Лечение сенсомоторной афазии должна проводиться комплексное. В комплект входят как медикаменты, так и упражнения логопедического характера. В качестве препаратов применяется:

  • ноотропные препараты;
  • антидепрессанты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц.

Особое внимание уделяется ноотропным препаратом, которые должны улучшать когнитивную функцию и нормализовать обменные процессы в головном мозге.

Лечение должно быть направлено на снижение артериального давления и восстановление клеток головного мозга. В таких случаях назначается гипотензивные препараты.

Для снятия отека мозга применяются мочегонные средства. С их помощью можно быстрее вывести жидкость из организма. В редких случаях применяется стволовые клетки.

Это универсальный способ замены замены отмерших нейронов. Такой метод считается самым эффективным.

Большую роль в восстановлении речи играют занятия с логопедом. Это один из самых главных врачей при семантической афазии. Часто восстановление речи приходится проходить с нуля. После инсульта восстанавливаться можно в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации обязательно должна быть оказана помощь профессионала.

Полная или частичная утрата речи

Логопед работает по следующим методам:

  • В самом начале заболевания он знакомится с пациентом, устанавливает с ним контактах, оценивает тяжесть поражения. Очень важно, чтобы отношения было доброжелательными, иначе эффекта в лечении не будет достигнуто.
  • Все занятия с логопедом должны строиться по нарастающей. Весь материал подбирается в зависимости от тяжести патологии.
  • В самом начале занятия проводится работа по произношению отдельных слов, затем человек должен освоить понимание их в контексте. Затем это закрепляется путем упражнений, например, врач начинает фразу, но не договаривает ее, а предлагает закончить больному.
  • Все занятия должны быть построены на положительной мотивации. Врач предлагает вспоминать пациенту любимые песни, рассказы, стихи. Больному предлагают рисовать картинки по выбранной темы.

Длительность занятий должна быть не более 15 минут. Только через 2 месяца можно добавлять еще 15 минут и так доводить до полчаса. Важно, чтобы занятия проводились ежедневно. После того, как пройдет острый период, пациент может выполнять комплекс упражнений на дому.

Дополнительно

При сенсомоторной афазии могут применяться дополнительно следующие методы терапии:

  • Физиотерапевтический способ для улучшения мозгового кровообращения. Такой метод полезен для активации работы речевой мускулатуры.
  • В исключительных случаях может быть назначена операция.

Длительность восстановления у пациента будет зависеть от степени поражения и качества оказания первой медицинской помощи. Острый период может длиться до полугода.

Исключение составляет тотальная афазия. До полного восстановления может пройти более трех лет. Шансы на полное восстановление при сенсомоторной афазии зависят от наличия сопутствующих заболеваний у пациента.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. В любом случае незамедлительно пройдите обследование.

Крайне тяжело восстановить речь у пожилых людей. Но и у молодых людей возникают сложности с реабилитацией, если поражения головного мозга очень значительны. Важно начать лечение при появлении первых симптомов патологии и четко соблюдать все показания врачей.

Больной долго подбирает слова и говорит неразборчиво, неправильно строит фразы, активно использует мимику и жесты, сохраняет верную интонацию. Парафазия — нарушение, при котором больной меняет местами слоги в словах или сами слова.

Возможно также повторение отдельных слов, которые записаны на бумаге или запомнились ранее. Моторная афазия имеет разные черты протекания. В зависимости от клинической картины различают несколько видов афазии Брока:

  1. Афферентная моторная афазия. Больной неточно воспроизводит звуки — нарушена артикуляция. Прежде чем произнести определенный звук, больной хаотично движет губами и языком. Если повреждение легкое, больной говорит очень охотно и развернуто.
  2. Эфферентная моторная афазия. Причинами подобного расстройства могут быть травмы и опухоли мозга, также этот тип моторной афазии характерен при инсульте. Резкое нарушение кровообращения приведет к тому, что навыки речи будут полностью утрачены. Больному трудно соединить звуки в слоги и составить из отдельных слогов слова, что сопровождается аграфией.

Сенсорная афазия

Если больной перестал понимать обращенную к нему речь, говорят об афазии сенсорной. Человек, страдающий этим расстройством, воспринимает слова и предложения как шум, из-за этого не может контролировать и свою речь. Однако больной не осознает этого. При письме и чтении наблюдается перестановка и замена букв.

Логорея (невозможность остановить поток слов) и персеверация, характеризующаяся постоянным повторением звуков, — основные признаки сенсорной афазии. Сенсорная афазия при инсульте подразумевает обязательные занятия с логопедом, на которых будут использоваться различные способы взаимодействия: не только речь, но и жесты.

При сочетании сенсорной и моторной афазии возникает частичная или полная утрата речи. Такой вариант возможен вследствие травм, опухолей, энцефалита и менингита, после инсульта. Считается наиболее тяжелой формой и с трудом поддается лечению.

Основные симптомы

Нарушены функции нижней лобной извилины и верхней доли височной области. Больной не может воспринимать и произносить слова, при этом слух сохраняется. Из-за таких симптомов заболевание имеет другое название — акустико-гностическая афазия, которая имеет следующие признаки:

  1. Спонтанная нечленораздельная речь, напоминающая мычание;
  2. Рассеянность и сонливость;
  3. Неспособность сконцентрироваться;
  4. Частичный паралич мышц;
  5. Апатия.

Вызвать серьезные осложнения могут и другие заболевания: повторное кровоизлияние, артериальная гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет.

Методы лечения

Если у больного сенсорная афазия, лечение будет сложным и длительным. Назначаются упражнения для восстановления речевой функции со врачом-логопедом и препараты, стимулирующие мозговое кровообращение. Если присутствует абсцесс или гематома, будет проведена нейрохирургическая операция. К другим методам относятся иглорефлексотерапия и электрофорез.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Основные лекарства, назначаемые при нарушении речи:

  1. Церебролизин — ноотроп и нейропротектор, ускоряет метаболизм, усиливает нейромодуляцию и обеспечивает нейротрофическую активность. Терапия длится около года.
  2. Вазобрал — комбинированный препарат, содержит кофеин и адреноблокатор. Улучшает мозговое кровообращение, расширяет сосуды, не оказывая влияние на артериальное давление. Средство назначают на 2−3 месяца.
  3. Пиритинол — стимулирует метаболизм, стабилизирует мембраны клеток и защищает нейроны мозга от гипоксии. Является производным витамина B6 (пиридоксина), необходимого для нормального функционирования нервной системы. Терапия после инсульта проводится 3−4 месяца.
  4. Пирацетам — известный ноотроп, производное ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) — важного нейромедиатора. Улучшает обмен веществ и микроциркуляцию, влияет на связи между полушариями. Обычно применяется до полугода.

Прогноз

    К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.

  • Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.
  • Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.
  • Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Диагностика

Учитывая разнообразие проявлений сенсорной афазии, разную степень их выраженности, а также большую вероятность совмещения сразу нескольких патологий, для постановки точного диагноза потребуется провести подробное обследование пациента, которое включает:

  • Сбор анамнеза. Изучение истории болезней пациента поможет выяснить, когда и почему именно начала развиваться афазия;
  • Осмотр невролога. Врач оценивает симптоматику, предполагает локализацию поражения. У детей оценивается уровень психического развития, его соответствие возрасту;
  • Посещение нейрохирурга. Обязательно для пациентов с черепно-мозговыми травмами и внутричерепными опухолями;
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Методы позволяют выявить изменения структуры головного мозга: гематомы, новообразования, воспаления, зоны инсульта, дегенеративные процессы;
  • При нарушениях мозгового кровообращения необходимо сделать МРТ сосудов головного мозга;
  • Все пациенты с подозрениями на психические нарушения попадают на осмотр к психиатру. Задача врача в этом случае — выделить признаки сенсорной афазии на фоне когнитивных расстройств.

Дальнейшая диагностика заключается в проведении множества тестов, выявляющих афазические нарушения. Тестирование контролируется логопедом, неврологом, психологом.

Изучается устная и письменная речь больного, его способность к повторной и рядовой речи (перечисления дней недели, числовой ряд), сохранение грамматики и понимания терминов.

Проверяется слуховое и визуальное понимание цифр, способность производить вычисления.

Для выявления скрытых нарушений восприятия пациента просят прочитать отрывок текста вслух или про себя, а затем пересказать прочитанное.

Тестирование маленьких детей проводится по специальной методике, приближенной к игровой форме.

Используются карточки с картинками, пазлы, логические и математические задания. Ребенка просят вспомнить сюжет любимой сказки, посмотреть мультфильм и кратко пересказать его.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи Методика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Вот некоторые из них:

  • инсульты — это наиболее распространенная причина;
  • различного рода воспалительные процессы, такие как энцефалиты и лейкоэнцефалиты;
  • сильные травмы и ушибы головы;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
  • осложнения после операции на коре головного мозга;
  • некоторые психические заболевания.

Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.

Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.

Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.

Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом восстановление речи после инсульта требуется почти всегда. Подробней в статье.

В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и нюансы подготовки и проведения исследования.

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

Однако есть общие советы и рекомендации:

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

  1. афферентная моторная;
  2. эфферентная моторная;
  3. акустико-гностическая (сенсорная);
  4. акустико-мнестическая;
  5. семантическая афазия;
  6. динамическая.

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Динамическая

Динамическая афазия — ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания — сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

  • очень мало говорят (важный признак);
  • речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова;
  • ребёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко;
  • речь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла;
  • ребёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих.

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector