Сенсомоторная алалия у детей симптомы и лечение

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто.

В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Классификация алалии

Алалия не может появиться сама по себе, чаще всего она появляется из-за повреждения речевых центров мозга.

В зависимости от того какой именно центр коры головного мозга был поврежден, выделяют 3 вида алалии:

  • сенсорная;
  • моторная;
  • и сенсомоторная алалия.

Моторная алалия

Что касается моторной алалии, то в этом случае ребенок полностью понимает речь его родителей, но самостоятельно не может выражать собственные чувства или эмоции.

Это появляется из-за плохого владения языком, незнания элементарных понятий или маленького словарного запаса.

Моторная алалия имеет такие признаки:

  • задержка в формировании речи (около 5-7 лет);
  • неправильное построение предложений или словосочетаний;
  • недостаточно большой словарный запас для такого возраста;
  • плохая концентрация;
  • торможение интеллектуального развития.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия характеризуется затруднительным пониманием речи, то есть, нарушена взаимосвязь между словами и их смыслом. Хотя в этом случае сохраняется способность формировать речь.

Очень часто при сенсорной алалии нарушается работа интеллекта, потому что ребенок не может воспринимать слова, не понимает их значения. Снижается обучаемость, что приводит к задержке умственного развития.

Для сенсорной алалии характерны такие симптомы:

  • смешивание или сливание слов в одну непонятную массу;
  • эхолалия – повторение за другими людьми услышанных слов;
  • в некоторых случаях ребенка достаточно трудно заставить помолчать.

Сенсомоторная алалия у детей симптомы и лечение

Эти два вида алалии схожи между собой тем, что в обоих случаях поражается область коры головного мозга и поэтому нарушаются речевые способности ребенка.

Но разница заключается в том, что при сенсорной алалии ребенок не понимает того, что ему говорят, а при моторной наоборот – малыш понимает, но не может этого сказать.

Сенсорно моторная алалия сочетает в себе характеристики двух видов этого расстройства речи.

Коррекция сенсорной алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Выделяют большое количество причин, которые могут вызывать это заболевание. Основными считаются следующие факторы:

  1. Возможное внутриутробное повреждение центральной нервной системы, которое возникает вследствие тяжелого протекания беременности или родов.
  2. Травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, которые могли повредить речевые центры мозга.
  3. В некоторых случаях может рассматриваться фактор наследственности, то есть если были какие-то проблемы с развитием речи у родителей, то это может негативно сказаться и на самом малыше.
  4. Внутриутробные заболевания или перенесенные в раннем детстве болезни, которые могли дать осложнения на мозг.
  5. Неблагоприятные условия, в которых развивался плод или ребенок.
  6. Тяжелые заболевания, которые могли возникнуть у женщины во время беременности.
  7. Воздействие токсичных веществ.
  8. Вредные привычки у беременной женщины.

Группы риска

В основном этому заболеванию подвержены дети, которые во время родов перенесли удушье или травмы головы, а также дети, которые подвергались внутриутробным заболеваниям.

Это может быть энцефалит, менингит или другого рода болезни ЦНС.

Лечение эпилепсии народными средствами — рецепты, обряды и поверья и другие методики народной медицины.

Противоэпилептик Габапентин — инструкция по применению, цена, отзывы врачей и пациентов, аналоги лекарства и другая необходимая информация содержится в нашем материале.

Малыши, страдающие сенсорной алалией, имеют способность к формированию активной речи и неповрежденный слух. Однако при этом такие дети характеризуются наличием разрыва между смыслом и звучанием слов, вследствие чего понимание речи страдает. Малыши не понимают речь, поэтому и не используют ее, что провоцирует возникновение сопутствующих нарушений: затрудненность установления контактов с окружением, искаженность зрительного восприятия, замедление в умственном развитии.

Зачастую больным деткам ставится неверный диагноз, например, могут диагностировать аутизм или олигофрению. Вследствие ошибочного диагноза проводимая коррекционная работа будет неадекватной.

Ребенок с сенсорной формой алалии невнимателен к звукам, он может слышать негромкие звуки, а может совершенно не реагировать на акустические раздражители. Такие малыши с большой сложностью заучивают отдельные слова. Им трудно сберегать их в памяти. Пассивный словарь детей с данной патологией обогащается очень медленно, наблюдается диссоциация между обозначаемым предметом и пониманием значения слова, которое его обозначает.

Зачастую дети способны лучше воспринимать окружающую речь утром, поскольку непосредственно после сна способность к рабочему функционированию коры мозга значительно выше. По мере усиления утомления понимание речи малышами значительно ухудшается. Реже встречаются случаи, когда ребенок лучше воспринимает вечером речь, так как после ночного отдыха может действовать тормозной фон.

Понимание речи детьми не улучшается при увеличении ее громкости, что позволяет отличить детей с сенсорной формой алалии от слабослышащих малышей. Сильные раздражители провоцируют появление в головном мозге запредельно охранительного торможения, вследствие чего недоразвитые клетки исключаются из деятельности.

Часто у малышей с данной патологией отмечается гиперакузия, выражаемая в увеличенной восприимчивости к звукам, которые окружению безразличны, например, звук сминаемой бумаги или капающей воды. Обычно у здоровых индивидов, слышащих подобные звуки, не отмечается реагирования на них. Исключением служит утомленность человека либо раздраженное состояние.

Дети, страдающие алалией с сенсорной формы, воспринимают подобные звуки обостренно, вследствие этого болезненно реагируют на них: выражают беспокойство и жалобы на ушную либо головную боль, плачут.

Дети-алалики характеризуются высокой речевой активностью, проявляемой логорреей, при которой кроха бессвязно повторяет все слова, известные ему. Малыш, не понимая значения, проговаривает слова и словосочетания, ранее или в данную минуту услышанные им, а произнесенные подобным образом слова и фразы не осознаются детьми и не закрепляются.

Кроха с алалией сенсорной формы может с восторгом слушать собственную речь и голосовые интонации. Речи алалика сопутствует живая мимика и жестикуляция. Сама речь характеризуется выразительной интонацией.

Сенсорные алалики не способны управлять собственной речью. Высказывания их ошибочны по содержанию и не точны по форме. Довольно часто вызывает затруднение понимание их «пламенной» речи. Парафразия (замена) присутствует в большом количестве. Также речь наполнена пропусками, соединением частей разных слов друг с другом.

Кроме перечисленных симптомов малышей с сенсорной формой алалии наблюдаются расстройства личности; различные трудности поведения, вторичное отставание в умственном развитии. Речевые навыки не могут служить ни регулятором, ни саморегулятором поведенческих действий и деятельности больного ребенка.

Коррекционная работа при алалии, в первый черед, должна учитывать, что у сенсорных алаликов возможности развития речи не страдают, у них затронута возможность речевому обучению на основе слуха. В этом и заключается основная специфика коррекционной работы.

Сенсорная алалия прогноз ее имеет непосредственную зависимость от тяжести недуга и своевременности начала коррекционной работы. При грамотном и адекватном вмешательстве врачей, регулярных логопедических занятиях, а также соответственных действиях близкого окружения, дети овладевают речевыми навыками на бытовом уровне, что подарит возможность для коммуникативного взаимодействия, обучения и познания мира.

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов.

Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Профилактика болезни

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии. Моторная алалия имеет характерные симптомы:

  • cлабое развитие движения рук;
  • плохая координация;
  • плохая работоспособность;
  • речь может проявляться только к 4 годам;
  • неспособность выразить свои мысли словами;
  • замена одних слов на другие;
  • неправильно построенные предложения;
  • нежелание говорить;
  • обидчивость, замкнутость, агрессивность.

У детей, страдающих сенсорной алалией, проявляются такие симптомы:

  • нарушение восприятия речи;
  • повторение за кем-то слов;
  • замкнутость;
  • изменение букв в словах;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен;
  • отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Сенсомоторная алалия у детей симптомы и лечение

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения.

Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития.

Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум.

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

— в расстройстве экспрессивной речи на фоне неплохого понимания обращенной речи;

Сенсомоторная алалия у детей симптомы и лечение

— в запоздалом формировании фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;

— в скудности предречевых этапов, нередко лепет отсутствует совершенно.

Данному недугу сопутствует грубые дефекты грамматического строения, проявляемые в дефиците согласованности слов в падеже, роде и числе, перестановкой слогов внутри слова, неверности употребления предлогов в речи, отсутствии отглагольных форм и т.п.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженной скудностью словарного запаса и является фундаментом нарушений учебных навыков по типу дисграфии и дислексии, расстройства пространственного гнозиса и дефектов моторики в форме апраксии. Кроме этого алалия протекает в сочетании с очаговой и рассеянной неврологической клиникой, поражением доминантного полушария, обусловливающего возможности экспрессивных речевых навыков.

У ребенка с подобной патологией в психическом состоянии зачастую наблюдаются признаки психоорганического синдрома разной степени выраженности, которые проявляются нарушением работоспособности в комплексе с дефектами интеллектуального развития, расстройством внимания, двигательной расторможенностью.

Сенсомоторная алалия у детей симптомы и лечение

Сенсорная речевая алалия проявляется в дефицитарности понимании обращенной речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта с отсутствием отделения звуков. Дети характеризуются затрудненностью и замедлением формирования сопоставления между словом и объектом. Они не в состоянии осмыслить произносимое окружением, вследствие чего у них и экспрессивная речь весьма ограничена.

Такие малыши коверкают слова, спутывают звуки сходные по произношению, не вслушиваются в речь окружения, не отзываются на зов, но при этом на отвлеченные шумы реагируют. У них отмечаются эхолалии, слуховое внимание резко нарушено, наряду с этим интонации и тембр речи остаются не измененными. В психическом развитии наблюдаются проявления органического поражения мозга, зачастую они могут обнаруживаться в сочетании с умственным недоразвитием.

— перестановки (вместо «молоко» – «моколо»);

— персеверации – (вместо «волосы» – «вововосы»);

пропуски («моко»);

контоминации (вместо слов «белок и желток» получается «белток»).

Также многие исследователи отмечают искажение слогового строения слова. Количество подобных искажений увеличивается по мере речевого развития и по мере утомляемости крохи. Выделяют два типа аграмматизмов: импрессивный и экспрессивный. У алаликов с моторной формой выявляется практически всегда экспрессивный аграмматизм, а с сенсорной – импрессивный аграмматизм. Грамматическая структура речи формируется поздно, дисгармонично и не имеет стадийности.

Все формы алалии характеризуются разладом между вербальными и неречевыми структурами психической деятельности. Неречевые задачи производятся малышом в соответствии с возрастным периодом без выраженных затруднений (значение и последовательность сюжетных образов, графические аналогии и др.). Замедление темпа формирования речи выражаются запоздании наступления определенных доречевых этапов.

Проще говоря, гуление, лепет, отдельные слова и фразы у таких крох формируются с отставанием, также отмечается свернутость этапов или полное отсутствие. Кроме растягивания сроков выработки функции, свойственно продолжительное сохранение ранее освоенных этапов формирования речи: эгоцентрическая речь, подмена речи жестикуляцией либо громкими несловесными криками. Также нередко наблюдается скудность словарного запаса, аграмматизм и косноязычие.

Зачастую у малышей с алалией отмечаются невротические реакции, являющиеся ответом на наличествующий дефект речи. Кроме этого, дети, страдающие данной патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, сниженным вниманием и пониженной работоспособностью. У них отмечается вторичная задержка развития психики. В разные периоды речевого формирования при моторной алалии наблюдается отсутствие плавности речи и возникает заикание.

Коррекционная работа при алалии должна учитывать специфику речевого расстройства, особенности личности малыша, его интересы и компенсаторный потенциал. Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в характере крохи и воспитанию сознательной целеустремленной личности.

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

Симптомы алалии у детей, методы лечения в домашних условиях

РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок).

В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях. Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга.

Смешанная алалия

Методы диагностики алалии

Диагностирование проводиться чаще всего логопедом, но в некоторых случаях родители обращаются к педиатрам, психологам, неврологам или другим специалистам.

К основным методам диагностирования относят:

  • МРТ;
  • рентгенография черепа;
  • ЭЭГ;
  • аудиометрия;
  • исследование функции органов слуха.

Также проводят и диагностику устной речи ребенка. Особенно врачи обращают внимание на то, как ребенок строит предложения, на его правильное произношение и понимание слов.

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Если вы заметили тревожные симптомы алалии у своего ребенка, нужно незамедлительно обратиться за помощью к докторам. Крохе понадобится консультация сразу нескольких специалистов – педиатра, логопеда, психолога, невролога и отоларинтолога. Такие медики смогут провести осмотр, изучить особенности развития речи у крохи, и поставить правильный диагноз.

  • Рентгена головы;
  • МРТ, ЭЭГ;
  • Эхоэнцефалографии.

Все эти методы диагностики абсолютно безболезненные. Ждать результатов вам придется совсем не долго. Каждый тип алалии имеет свои особенности, поэтому методы диагностики могут незначительно отличаться. К примеру, сенсорную патологию можно легко спутать с тугоухостью. Если малыш не понимает, что вы ему говорите, не отзывается на ваш голос, первым делом нужно провести аудиометрию или отоскопию.

  • нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
  • логопед (диагностика речи);
  • психиатр (исключение психических заболеваний);
  • отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
  • невролог (выявление органических нарушений).

В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.

Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:

  • медикаментозное лечение (назначает невролог);
  • нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
  • занятия с детским или медицинским психологом;
  • физиотерапия;
  • эрготерапия;
  • логопедический массаж.

Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.

Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.

Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:

  • запуска речи;
  • понимания обращенной речи;
  • снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
  • улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
  • стабилизации поведения.

Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия).

Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Лечение алалии

Лечение как моторной, так и сенсорной алалии состоит в том, чтобы скорректировать и улучшить речь малыша. Для этого могут использовать некоторые методы.

Занятия с логопедом

Лечение алалии таким способом самое распространенное и проходит в несколько этапов.

Первый этап при алалии– это занятие с врачом, а второй – самостоятельные занятия родителей с ребенком.

В ходе процедур можно добиться таких результатов:

  • развитие словарного запаса;
  • появляется связная речь;
  • появление речевой активности;
  • понимание значения слов.

Лечебные массажи направлены на улучшение работы речевых мышц.

Также для улучшения состояния ребенка назначают электрофорез, водолечение, магнито- и лазеротерапия, но их используют в качестве вспомогательных методов лечения.

В ряде случаев алалия может пройти без лечения по мере взросления крохи. Но зачастую невозможно обойтись без медицинского и логопедического вмешательства. Если коррекция алалии проводится грамотно и на достаточном уровне, если начата своевременно, то речевые навыки формируются полностью, также улучшаются умственные способности малыша, он лучше адаптируется в реальном мире. Своевременная коррекция позволяет крохам в дальнейшем налаживать контакты со сверстниками и адекватно взаимодействовать с взрослыми.

Обследование должно проводиться комплексно, при непосредственном взаимодействии педиатра, невропатолога и логопеда. Наиболее важным является выявление степени мозгового поражения, поскольку от этого зависит степень тяжести патологии.

Легкая степень алалии ограничивается логопедическими занятиями и домашними упражнениями, позволяющими довольно быстро обучить кроху словам и грамматике. Логопедическая коррекция различных форм алалий способствует расширению словарного запаса и делает речь крохи более грамотной. Однако подобный вид лечения эффективен исключительно при систематических занятиях.

В тяжелых случаях, когда существуют грубые поражения речевых центров, терапия может быть малоэффективной.

— логопедические занятия;

алалия фото

— логопедический массаж (воздействие на артикуляционную мускулатуру для нормализации тонуса речевых мышц, что облегчает произношения звуков);

— микротоковая рефлексотерапия, целью которой является активизация зон коры мозга, отвечающих за желание говорить, дикцию, словарный запас и т.п.

Эффективность медикаментозного лечения научно не доказана, но работа над формированием речевых навыков ведется на фоне лекарственной терапии, обращенной на активизацию созревания мозговых компонентов. Также используют физиотерапию лазеротерапию, водолечение. При алалии любой формы важно начинать работу с развития общей и мелкой моторики, формирование когнитивных психических функций, таких как память, мыслительная деятельность, внимание. Большим значением в терапии алалии обладает занятия и работа с детьми с алалией в домашних условиях с применением наглядных материалов.

Выводы

В большинстве случаев, при своевременном лечении дети выздоравливают, и со временем речь становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих сверстников.

Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии или плохого состояния речи врачи не могут гарантировать полного избавления от этого недуга. При этом сенсорная алалия лечится гораздо быстрее, чем моторная.

Не стоит оттягивать поход к доктору или усугублять ситуацию, ведь здоровье ребенка для родителей – это самое важное в жизни.

Моторная алалия

Моторная речевая алалия возникает вследствие поражения центра Брока, то есть лобно–теменной области мозга. Подобная патология чаще возникает у малышей, подверженных гиперопеки со стороны близкого окружения. Гиперопека может иметь под собой основания. Так, например, кроха, будучи новорожденным или младенцем, перенес серьезное заболевание либо получил травму в связи с тяжелыми родами. В таких семьях малыши характеризуется излишним упрямством, повышенной раздражительностью и капризностью.

Характеристика моторной алалии.

alt

завязывание шнурков, самостоятельное застегивание пуговиц. Также наблюдается расстройство движений. Больные дети не в состоянии совершать прыжки на одной ноге, не могут пройти по бревну, чаще спотыкаются и падают, под музыку двигаться ритмично не способны. Речь детей, страдающих моторной алалией, характеризуется несколькими стадиями речевого развития: от абсолютного отсутствия речи, до развернутой речи с наличием небольших отклонений.

Речь малышей с алалией первой стадии для рядового слушателя полностью непонятна, так например, «тя бах» означает, что чашка упала. Для понимания высказываний ребенка необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жестикуляцию и мимику. Зачастую малыши с данной патологией не способны выразить при помощи слов собственные чувства, указать на то, что ему необходимо.

Для второй стадии речевого развития характерно появление умения выражать в более ясной для окружения форме некоторые наблюдения, например, «тятя кутил сяик», что означает: «папа купил шарик».

Малыши с третьей стадией развития речи употребляют более развернутые фразы, содержащие ошибки лексической и грамматической направленности.

Особенностью этой формы алалии является понимание детишками речи, обращенной к ним. Они в состоянии выбрать нужную картинку с предметом либо живым существом, которую родитель просит показать. Больные малыши понимают лишь лексический смысл слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием малышей на обращения взрослых, выполнением ими простых поручений, существует опасность пропустить и запустить недуг. Ведь родители считают, что раз их чадо все понимает, но не говорит, следовательно, он просто ленится.

Диагностика алалии моторной формы основывается на работе с дитем, когда выявляются его речевой потенциал. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Также проводится проверка слуховых возможностей ребенка и интеллектуальное развитие.

Коррекция алалии направлена, в первый черед, на выработку механизмов речевой деятельности, создание у малыша речевой базы, которая в дальнейшем позволит речи развиваться спонтанно и сформироваться в систему. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию знаний у ребенка об окружающей среде соответственно его возрастной норме.

Моторная алалия прогноз ее зависит от своевременности диагностирования, тяжести основной патологии, степени нарушения речи, наличия грамотной коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector