У ребенка психоз что делать

Проявление душевного расстройства в двухлетнем возрасте

Шизофрения и подобные шизофрении состояния характеризуются фундаментальными и характерными изменениями в мышлении и восприятии, которые приводят к бреду и галлюцинациям, а также к неадекватному или уплощенному аффекту.

Психозы являются относительно редкими состояниями у детей и подростков, и их трудно выявить и оценить. Восприятие реальности необходимо рассматривать в зависимости от стадии развития ребенка.

Тревожные расстройства у детей и подростков. Причины возникновения, признаки заболевания и способы лечения.

Прогноз зависит от времени появления и продолжительности состояний и формы, степени когнитивных нарушений и от того, как ребенок / подросток работал до психического заболевания.

Раннее начало и развитие коварных симптомов с большим количеством негативных признаков связаны с худшим прогнозом. Острые симптомы появления с высокой частотой положительных признаков, часто из-за острого стресса, имеют хороший прогноз. Создание хорошего союза с пациентом и хорошее понимание болезни также значительно улучшает прогноз у детей и подростков.

У младенцев душевные расстройства обнаружить очень трудно. Заподозрить отклонения можно при наличии аутистических тенденций в поведении. Малыш не улыбается, у него отсутствует проявление эмоций. Задерживается развитие процесса речи. Наблюдаются навязчивые действия (например, хлопки в ладоши). Младенец не интересуется окружающими предметами, не показывает привязанности к родственникам. Когда пациенты с таким отклонением становятся старше, диагностика психоза у детей не является столь сложной задачей для специалистов.

У ребенка психоз что делать

Как правило, данное состояние связано с влиянием провоцирующих факторов. К таким обстоятельствам относятся различные инфекционные патологии, употребление медикаментов, высокая температура, плохая работа иммунной системы или нехватка полезных веществ. Важную роль играет генетика. Течение психозов у ребенка 2 лет может быть острым, при этом они возникают внезапно и ярко проявляются. Иногда болезнь имеет затяжной характер или периодически провоцирует ухудшение состояния.

Согласно отзывам, в некоторых случаях патология дает о себе знать на протяжении долгого времени.

У двухлетних пациентов заподозрить психоз можно при наличии апатии, расстройства сна, отказа от еды, приступов боли в голове и сильного сердцебиения. Так как недуг нередко связан с телесными заболеваниями, ребенка должны обследовать специалисты разных профилей. Например, нужно проверить, насколько правильно работают органы зрения, нет ли у малыша нарушений слуха и процесса речи.

Заболевание характеризуется отклонениями в поведении, отсутствием логики в высказываниях. Пациент совершает странные поступки. Психоз у ребенка 3 лет можно также заподозрить при наличии резких перемен настроения. Реакции на внешние обстоятельства у пациента неадекватны. Например, он может разозлиться на безобидное замечание, выдумать новые слова или смеяться в той ситуации, когда надо грустить. Кроме того, ребенок видит или ощущает то, чего нет.

Иногда родителям трудно отличить фантазии от галлюцинаций различного характера. Естественно, мальчик может играть в принца, который спасает красавицу от дракона. Однако, если пациент действительно видит монстра, он испытывает ярко выраженные эмоции, например сильный страх, и ведет себя соответствующим образом.

Признаки патологии

У маленького ребенка невозможно диагностировать психоз, потому что он еще не умеет разговаривать и выражать свои чувства. Поэтому в двухлетнем возрасте еще сложно выявить заболевание, а вот в три года малыш уже может рассказать о своих страхах и эмоциях. Тем не менее обратить внимание на некоторые признаки стоит.

Возраст

Признаки психоза

2 года
Меняется характер и поведение малютки. Появляется слабость и ухудшается настроение, отсутствует улыбка, нарушается сон, учащается пульс.
3 года
Усложняется ориентирование в пространстве, происходит частая смена настроения, могут появиться головные боли, учащенное сердцебиение.
4 года
Появляются беспочвенные страхи, заторможенность, быстрая утомляемость, головные боли.
5 лет
Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, чередующиеся с повышенной возбудимостью, желанием беспрестанно что-то делать и говорить. Возможно головокружение, одышка.
6 лет
Ребенок становится раздражительным и агрессивным, любит гримасничать. У него нарушается аппетит: полный отказ от пищи сменяется прожорливостью.
7 лет
Болезнь характеризуется сложными фобиями, появлением навязчивых движений или тиков. При разговоре может перекривлять собеседника. Эмоционально неустойчив.
8 лет
Нарушается связность мышления, появляется повышенная агрессивность. Лицо становится бледным с лихорадочным румянцем. Теряется интерес к играм.
9 лет
Беспричинная раздражительность, склонность к совершению немотивированных поступков. Лихорадочно блестящие глаза наряду с запекшимися губами и обложенным языком.
10 лет
Нарушение опорно-двигательных функций, длительное пребывание в одной и той же позе, сопровождающееся отказом от еды. Настроение становится депрессивным или маниакальным, то есть чередуется пессимизм с беспричинной радостью. Неустойчивое артериальное давление.

Наиболее очевидный признак психоза, характерный для любого возраста – галлюцинация, бред. В этом состоянии ребенок видит, слышит или ощущает то, чего нет на самом деле.

При психозах у детей симптомы наблюдаются следующие:

  1. Галлюцинации, имеющие зрительный и слуховой характер. Пациент видит вещи, людей, животных или события, которых нет на самом деле. Он может рассказывать о звуках, прикосновениях или запахах, отсутствующих в реальном мире.
  2. Спутанный характер сознания. Данный симптом проявляется в процессе речи. Высказывания пациента бессмысленны, не связаны друг с другом.
  3. Импульсивная манера поведения. Это может быть безудержное веселье, гнев. Ребенок раздражается по пустякам, ломает предметы, жестоко обращается с домашними питомцами.
  4. Агрессия по отношению к людям, как к сверстникам, так и к взрослым. При посещении учебного учреждения пациент обзывается на ровесников, дерется.
  5. Колебания аппетита. Ребенок может постоянно испытывать голод, а через некоторое время совсем отказываться от пищи.
  6. Долгое нахождение в одинаковой позе, бедная мимика, застывшее или печальное выражение глаз.
  7. Лабильность эмоционального фона. Апатия и грусть сменяются возбуждением, злостью.
  8. Сильные проявления чувств. Данный симптом выражается в громком плаче, обидах, приступах испуга.
  9. Нарушения сна (повышенная активность ночью, разбитость в дневное время).
    сонливость у ребенка
  10. Постоянные боли в голове, утомляемость без особых причин.
  11. Внешние признаки недуга (холодные кожные покровы, обильное истечение пота, сухость губ, увеличение объема зрачков). При виде такого пациента создается впечатление, что он страдает лихорадкой.

Проявление психотического поведения может иметь разнообразные формы. К наиболее очевидным признакам можно отнести галлюцинации. Это возможность ребенка видеть, ощущать, слышать и осязать то, чего нет в действительности. Ещё один признак расстройства психики можно определить как бред – неверное толкование смысла того, что действительно существует. Возникает поведение, которое включает в себя сочинение слов, смех над неприятными вещами, раздражение без наличия повода.

Присутствие состояний бреда и галлюцинаций, являются отличительными признаками для констатации психоза у детей. К примеру, сказка о Золушке у здорового ребенка вызовет мечту стать Золушкой и неприязнь к злой мачехе, а ребенок с наличием психоза будет верить, что она на самом деле Золушка и мачеха живет с ней в квартире.

Психоз у детей причины

Причинами для возникновения психоза могут являться кратковременные либо длительные состояния физического вида. К ним относятся приём лекарств, высокая температура, гормональный дисбаланс, менингит. Обычно приступ психоза, источником которого выступает физическая проблема, прекращается с её решением.

Наблюдаются случаи развития психозов у детей без наличия сопутствующих болезней. Существует экспертное предположение, что источником таких состояний служит отклонение биохимического характера. Данные отклонения считаются полученными при родах или приобретенными после злостного приема лекарств или алкоголя.

Дети, рожденные с тяжелыми отклонениями конституционного типа, страдают психозами, спонтанно проявленными ещё в раннем возрасте. Как правило, они сохраняют инвалидность на протяжении всей жизни. Многие медики не считают внешние факторы убедительными для психоза, если он проявлен симптоматически в раннем детстве. Исследования проверяют теорию генетического фактора, как источника болезни.

К физиологическим причинам возникновения психотических расстройств в раннем возрасте относятся:

  1. Дисфункции щитовидной железы.
  2. Последствия гормонального сбоя, период полового созревания.
  3. Высокая температура, вызванная иными заболеваниями.
  4. Побочные эффекты при химиотерапии, приеме лекарств.
  5. Менингит.
  6. Алкоголь, принимаемый беременной женщиной (внутриутробный алкоголизм плода) или при кормлении грудью.
  7. Генетическая наследственность.

У подростков часто срывы психики случаются как следствие попадания в стрессовую ситуацию. Серьезной психотравмой для них может стать смерть близкого человека, конфликтные ситуации в семье или с друзьями, резкая смена жизненных обстоятельств.

Психоз, возникший на фоне психотравмы у подростка, как и подобные проявления болезни у взрослых людей, может длиться недолго и исчезает с устранением стрессового фактора.Но стоит помнить, что склонность к психотическим расстройствам может передаваться по наследству, и тогда течение заболевания бывает более тяжелым. Иногда дисфункция сознания достигает инвалидности, сохраняясь всю жизнь.

Психолог рассказывает о том, как поведение родителей может спровоцировать развитие психоза у ребенка

Сегодня у специалистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Но есть данные о том, что признаки психоза у ребенка возникают из-за следующих обстоятельств:

  1. Употребление некоторых медикаментов.
  2. Нарушения гормонального баланса.
  3. Воспаление мозговых оболочек.
  4. Инфекционные патологии, которые сопровождаются значительным повышением температуры.
  5. Механические повреждения, полученные в процессе родов.
  6. Злоупотребление спиртными напитками матерью во время вынашивания плода и кормления грудью, прием препаратов.
    прием препаратов беременной женщиной
  7. Психическое перенапряжение, травмирующие события.
  8. Плохая наследственность, проявление признаков душевных расстройств у кого-либо из членов семьи.
  9. Неправильные тенденции в воспитании (черствость, насилие как на физическом, так и на эмоциональном уровне).

Данное расстройство может начаться как в дошкольном, так и в более позднем возрасте. Как правило, патология, которая была спровоцирована каким-либо фактором (например, серьезным недугом), проходит сама по себе после исчезновения симптомов основного заболевания. Когда организм малыша восстанавливается, душевное равновесие тоже приходит в норму.

В некоторых случаях психоз у детей возникает без воздействия обстоятельств внешней среды. Специалисты полагают, что это можно объяснить биохимическими нарушениями. Они развиваются в результате тяжелого родоразрешения, употребления матерью спиртных напитков или лекарств. Неблагоприятные обстоятельства лишь провоцируют симптоматику душевных расстройств, к которым пациент был предрасположен.

могут быть самыми различными. Некоторые из них оказывают кратковременное влияние на ребенка и устранение причины помогает быстро восстановить нормальное функционирование, тогда как часть причин требует длительного лечения и проработки. Среди наиболее распространенных причин психоза у детей выделим следующие:

  • Лекарственные препараты. Некоторые медикаменты могут вызвать психотическое состояние, которое проходит, если прекратить фармакотерапию.
  • Высокая температура. Во время болезни высокая температура может явиться причиной бреда и галлюцинаций у ребенка. После нормализации температуры психоз у детей быстро проходит.
  • Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, миелиты и т.д.)
  • Эндокринные нарушения
  • Стрессовые ситуации (ссоры родителей, развод, авторитарное воспитание)
  • Психотравма (физическое или моральное насилие)
  • Наследственные причины. Если один из родителей страдает психотическими расстройствами, вероятность, что психоз передастся ребенку по наследству очень высок.

Отметим, что психозы могут проявляться у детей как в дошкольном, так и подростковом возрасте.

Симптомы детского психоза

Существует несколько подходов к делению психических нарушений на группы. Возникшие юношеские психозы классифицируются в зависимости от причин, повлекших формирование психического нарушения:

  1. Эндогенные — патологии, формирующиеся в результате поражения внутренних органов. К этой категории относятся эндогенные депрессии, шизофрения, циклоидные и симптоматические состояния.
  2. Экзогенные — психические состояния, развитие которых спровоцировало действие внешних факторов.

В зависимости от интенсивности выраженности симптоматических проявлений и темпов их нарастания психологи выделяют реактивные и острые психозы. Первая группа состояний является обратимым заболеванием, развитию которого предшествовало длительное воздействие провоцирующего фактора. К острым нарушениям относятся психические изменения, развившиеся внезапно в короткие сроки.

Главными признаками психоза у детей, по которым можно говорить о наличии клинического заболевания, являются:

  1. Галлюцинации – когда ребенок кого-то видит или слышит, соответственно, начинает на него указывать или общаться (то есть говорить сам с собой).
  2. Бред – когда ребенок искаженно интерпретирует окружающую действительность.

Данные искажения восприятия мира сказываются на формировании эмоций, поведения и даже личности ребенка. Он становится другим, не таким, как обычные дети.

Также у ребенка с психозом наблюдается:

  • Вялость.
  • Расстройство интеллекта и мышления.
  • Эмоциональная тупость, когда ребенок становится раздражительным, грубым, замкнутым, соответственно, неприспособленным к окружающему миру.
  • Пассивность и безынициативность.

Конечно, у любого человека можно наблюдать некоторое искаженное восприятие окружающего мира. Здесь речь не идет о психозе, хотя в некоторой степени напоминает его. Психоз сопровождается галлюцинациями и бредом. Однако есть многочисленные здоровые люди, которые тоже занимаются тем, что искаженно воспринимают действительность.

У каждого человека имеется своя модель мира. Их может быть большое количество. Это нормально, поскольку люди сталкиваются в своей жизни с разными ситуациями, обстоятельствами, людьми. В детстве их обучают, они привыкают к разным условиям жизни. Сочетание всего этого многообразия приводит к тому, что на один и тот же мир люди смотрят по-разному.

Бедные люди считают деньги злом, а богатые – добром или возможностями. Хотя речь идет об одних и тех же деньгах. Одни женщины ненавидят мужчин, а другие – любят. Хотя речь идет об одних и тех же людях. Одни мужчины считают работу каторгой, а другие – возможностью саморазвиваться, хотя речь идет об одном и том же.

Счастливым и эффективным становится тот человек, у которого модель мира совпадает с реальным миром, каким он есть на самом деле. В этом и заключается адаптация, гармония, спокойствие. Гармонично – значит уметь жить в том мире, каким он есть на самом деле. Обладают спокойствием те люди, которые смотрят на мир «трезвым» взглядом, не борются с ним, а учатся в нем жить. Адаптироваться – значит жить в реальном мире, а не видеть что-то свое и не понимать, почему ничего не получается.

Люди бесплодно пытаются подчинить себе всех и вся. Но мир никогда не будет играть по правилам отдельного человечка, который лишь несколько лет будет жить. Мир таков, каков он есть. И чем более реально вы на него смотрите, не боритесь с ним, не пытаетесь изменить (поскольку это невозможно), а учитесь в нем жить так, чтобы иметь все желаемое, тем больше вы становитесь счастливыми, спокойными и уверенными в себе. И чем больше ваша картинка мира не совпадает с реальным миром, тем больше разочарований, горя и страданий вы испытываете на своем пути.

Проблемы, неприятные ситуации, страдания – все это является показателем того, что вы нереально смотрите на мир. У вас проблем бы не было, если бы вы трезво смотрели на ситуацию. У вас не случались бы неприятные неожиданности, если бы вы реально смотрели на людей и изучали их способности и возможности, а не навешивали на них свои ожидания.

У ребенка психоз что делать

перейти

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

  • депрессивные;
  • маниакальные;
  • шизоаффективные;
  • органические.

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;Девочка грустит
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Они делятся на:

  1. Позитивные (также называемые первоклассными).
  2. Негативные симптомы — это термин, обозначающий симптомы, характеризующиеся снижением функции или отсутствием способностей.
  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Ранний возраст

Диагностика

детский.jpg

Диагностические мероприятия при подозрении у ребенка психоза занимают несколько недель или месяцев. Его должны тщательно осмотреть следующие врачи: специалист по болезням развития, отоларинголог, логопед, невропатолог. Проводят обследование физической и психологической направленности – длительно наблюдается поведение ребенка, тестируются способности ума, проверяется слух и речь. Возможна госпитализация для разного рода исследований нервной системы.

Если определяется, что психоз ребенка имеет в основе физическое заболевание, диагностика переключается на поиск его причины. Родители всегда имеют право на сомнения в правильном диагнозе и могут получить консультацию других специалистов.

Детальную диагностику психических отклонений лучше проводить в стационаре под постоянным наблюдением врачей. Для назначения эффективной терапии необходимо четко определить причину возникновения психотической реакции.

В осмотре, помимо психиатра, обязательно принимают участие отоларинголог, невропатолог, психолог, логопед. Кроме общего обследования организма, ребенок также проходит специальное тестирование умственного развития (например, компьютерный или письменный тест на уровень развития мышления в соответствии с возрастной группой, связанность речи, тесты в картинках и т.д.).

Доктор попытается выяснить, есть ли типичные признаки путаницы. Если состояние длится более одного месяца и появляются несколько из вышеперечисленных симптомов, врач может диагностировать психоз. Другая важная информация — это история жизни ребенка и любые предыдущие телесные заболевания. Регулярное обследование тела также проводится, чтобы исключить телесные заболевания.

· ЭЭГ — производство электрической активности мозга.

· КТ головного мозга — компьютерная рентгенография разреза, которая показывает повреждение, опухоли и пороки развития головного мозга.

· Нейропсихологическое тестирование — тестирование интеллекта, внимания / концентрации, ощущения пространства.

Очень часто для постановки диагноза психоз требуется обследование нескольких специалистов – детского психиатра, невролога, клинического психолога, педиатра. Дополнительно могут быть назначены такие проверки, как МРТ, ЭЭГ, анализы крови, люмбальная пункция или электромиография. Эти проверки необходимы для подтверждения или исключения органической причины для психоза у детей.

После установления точной причины психотических приступов, назначается терапия. Если речь идет о психологической причине, могут быть назначены успокоительные препараты, консультации ребенка психологом либо семейная психотерапия. В ряде случаев требуется достаточно длительные занятия с психотерапевтом для стабилизации состояния – до полугода.

для постановки точного диагноза и назначения максимально эффективной терапии. Помимо фармакотерапии и психотерапии среди методик клиники есть арт-терапия, иппотерапия, гидротерапия или спорт-терапия, в зависимости от интересов и склонностей маленьких пациентов. Доказано, что такие вспомогательные методики терапии психозов дают устойчивые результаты.

У ребенка психоз что делать

Чтобы выявить данную патологию, нужно наблюдать за больным в течение длительного времени. Сначала осуществляется осмотр, беседа с ребенком и его родственниками. Затем специалисты должны сделать обследования, лабораторные анализы, тесты на определение умственных способностей, социальных умений, развития речи и слуха. В некоторых случаях необходимо осуществить диагностику недугов нервной системы. Для этого пациента помещают в стационар.

Диагностика и лечение психоза

Цель состоит в том, чтобы как можно лучше стабилизировать ситуацию внутри пациента и вокруг него. Кроме того, максимальное снижение симптомов достигается при минимизации побочных эффектов. В экстренных случаях подростки проходят обследование, чтобы снять беспокойство и замешательство. Консультации и информация для ребенка и его родственников являются важной частью лечения и направлены на снижение нагрузки на семью. Медикаментозное лечение является центральным.

Если у ребенка или подростка имеются серьезные субъективные заболевания, как правило, лечение психоза у ребенка следует начинать, если симптомы еще не смягчены скринингом. Такими субъективными недугами выступают: выраженное беспокойство, серьезные проблемы со сном (круглосуточное бодрствование), выраженное принуждение, большая лабильность и / или гнев или сильное внутреннее смятение.

Раннее лечение важно. Регулярный сон улучшает состояние. Причины плохого сна и способы борьбы с бессонницейузнайте здесь. На ранних стадиях заболевания ребенок также более подвержен попыткам приема лекарств, но более поздний запуск более сложный, поскольку пациент часто проявляет большой скептицизм по поводу лекарственного лечения.

Используемые лекарства для детей называются нейролептиками или антипсихотиками. Нейролептики действуют, блокируя молекулу рецептора для сигнального вещества допамина. Нейролептики подразделяются на высокие дозы (необходимо давать их в больших дозах, чтобы иметь эффективность и высокую степень седативного эффекта) и низкие дозы (в низких дозах, работают специфично для заблуждений).

Другое лечение

Другими важными мерами лечение детей и подросткового психоза являются семейная терапия, специальные образовательные мероприятия и экранирование социальных ситуаций.

Список психических расстройств у детей и взрослых.

Вам важно выстроить грамотные отношения с больным ребёнком. В их поведении должна быть последовательность и уверенность. Следует избегать ситуаций стресса, ссор и домашних конфликтов, обстановка в семье должна быть благоприятной для выздоровления малыша.

При устранении физической причины заболевания, оно постепенно проходит. Поэтому важно правильно выявить источник болезни и приложить усилия для его ликвидации.  

При обнаружении отклонений в поведении ребёнка, разумно обращаться за консультацией специалиста.

Что делает врач

Для детей, подверженных психозам, требуется постоянное наблюдение доктора (психиатра, психолога, например). В ряде случаев может потребоваться терапевтическая помощь, индивидуальные или семейные сеансы у психолога, коррекция поведения ребёнка. При сложных формах заболевания доктор может назначить лекарственные препараты.

Что приводит к расстройству

Данная патология не представляет прямую угрозу для жизни. Однако ее осложнения бывают весьма неприятными. Отзывы свидетельствуют, что ребенок становится отрешенным, необщительным, агрессивным, у него портится характер, нарушается интеллектуальная деятельность. Иногда родители списывают изменения в поведении на кризисы, которые проходят сами по себе.

Вспышки злости и неконтролируемые реакции затрудняют взаимодействие с окружающими.

  • К появлению может привести болезнь менингит.
  • Также некоторые лекарственные препараты могут послужить катализатором состояния.
  • К факторам риска возникновения проблемы относится повышенная температура, гормональный дисбаланс, нарушение работы щитовидной железы, стрессовые ситуации.

Иногда для того, чтобы избавить ребенка от психоза, необходимо всего лишь устранить причину его возникновения.

Например, прекратить прием определенных лекарственных препаратов, ликвидировать стрессовую ситуацию.

Иногда применяются медикаменты для регулирования биохимических процессов. Для подавления агрессии назначаются транквилизаторы.

Как правильно реагировать на непослушание ребенка: конструктивное и деструктивное наказание

Иногда для того, чтобы избавить ребенка от психоза, необходимо всего лишь устранить причину его возникновения.Например, прекратить прием определенных лекарственных препаратов, ликвидировать стрессовую ситуацию.

В тяжелых случаях рекомендуется наблюдение у психиатра или психолога, которые окажут терапевтическую помощь.

Что делать, если ребенок не слушается

Почему дети подвержены психическим отклонениям

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Группы риска

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.
  • экзогенными
    – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.
  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Группы риска

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Ранний возраст

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

В зависимости от многих факторов, заболевание может протекать по-разному:

  • быстро и стремительно, с ярким проявлением симптомов;
  • долго, но с острыми периодическими всплесками;
  • быстро, но с невыраженными симптомами;
  • симптоматика развивается в течение длительного периода, проявляется неярко, вяло.

В зависимости от возраста пациентов выделяют также ранние (до подросткового возраста) и поздние (у подростков) формы патологии.

Психотические состояния, вызванные внешними временными факторами, обычно легче диагностируются и поддаются лечению. Острая фаза проходит, когда проблемы-провокаторы прекращаются, хотя для полного восстановления истощенной психики всегда требуется дополнительное время.

В случае долгого пребывания человека в травмирующей ситуации либо мозговых повреждений, вызванных биохимическим отклонениями (как врожденными, так и спровоцированными приемом лекарственных препаратов, болезнями и другими факторами) острое психотическое расстройство перерастает в хроническое. Затяжное помрачение рассудка крайне опасно для маленького человека.

Медикаментозное лечение и коррекционный психотерапевтический курс при тяжелых формах психических заболеваний обязательны. Особенно опасен острый психоз, когда все симптомы проявляются очень сильно и ярко, а нарастание патологических процессов идет стремительно.

Ранний возраст

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Осложнения

Наличие психоза серьезно усложняет ребенку жизнь. Он ведет к нарушению речи, затрудненному мышлению, невозможности контролировать действия и строить отношения в рамках общепринятого социального поведения. Появляется замкнутость, раздражительность, необщительность. Страдает интеллектуальное развитие.

Психоз негативно влияет на здоровье других органов. Поэтому он нуждается в срочном лечении.

Затяжной психоз может сделать ребёнка замкнутым, необщительным, раздражительным, т.е. могут появиться нарушения в формировании социальных навыков поведения, восприятия себя как отдельной личности, меняется характер. Развиваются навязчивые движения, иногда дети подолгу повторяют одни и те же фразы.

Детский психоз чреват расстройствами интеллектуального развития ребёнка, сбоями в процессах мышления и речи, вспышками агрессии.  

Психоз негативно влияет на здоровье других органов. Поэтому он нуждается в срочном лечении.4

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

недомогание у ребенка

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Психоз – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется нарушением способности различать фантазии и реальность. Психоз не позволяет адекватно реагировать на происходящее. Психоз – это общее название для целой серии тяжелых нарушений психического здоровья.

Психоз любого типа может вредить жизни больного, особенно это важно, если это угрожает жизни ребенка. Психоз создает проблемы с мышлением ребенка, в области его организации, с использованием речи, с контролем над побуждениями, над проявлением эмоций и отношений с другими людьми.

Типичное психотическое поведение трудно поддается описанию, потому что принимает различные формы. Одним из признаков психоза являются , при которых больной ребенок может видеть, слышать, осязать, ощущать на вкус то, чего в природе не существует.

Еще одним признаком психоза является бред – неверное толкование намерений или значений несуществующих предметов или образов.

галлюцинации у ребенка

Ещё одним показателем является придумывание слов, шуток, проявление веселья в ситуациях, которые не являются смешными. Дети с психозом проявляют раздражение по пустяковым поводам или без причин.

Галлюцинации и бред позволяют отличить детей с психозом от целого ряда других заболеваний. Например, сказка о золушке у девочки с нормальной психикой вызовет определенные эмоции: ей нравится золушка, она негативно относится к мачехе и мечтает о прекрасном принце. Девочка с психозом начинает верить, что она и есть та самая золушка, о которой написана сказка. Она начинает думать, что злая мачеха существует в действительности, находится рядом и не пускает её на прогулку.

Психиатры на протяжении многих лет ищут вопрос о возможности поражения психозом подростков. Науке известны факты детских и взрослых психозов, а подростковый период является упущенным в психиатрии.

Проявление психоза происходит по речевому описанию состояния человека. Поэтому психоз может диагностироваться у ребенка, овладевшего речью. При этом совершенно не ясно, в какой именно период появились у ребенка признаки психоза.

Психозы у детей могут возникать из-за кратковременных или, напротив, длительных состояний физического плана: повышение температуры, менингиты, нарушение гормонального равновесия, действие определенных групп лекарств, изменения в деятельности щитовидной железы, включая повышение или понижение функций.

Психоз, вызванный временными проблемными состояниями ребенка, заканчивается тогда, когда прекращаются эти самые проблемы. Иногда для полного психического выздоровления нужно дополнительное время. Получается, что, несмотря на то, что физическое состояние нормализовалось, мозгу необходимо дополнительное время для полного восстановления.

апатия у ребенка

К психопатическим проявлениям могут привести многие заболевания. Психозы могут также появляться вне заболеваний и протекать по собственному сценарию: быстро и остро; быстро и вяло; долго с острыми проявлениями; долго и вяло. Иногда психозы могут затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Длительные психозы чаще всего вызываются биохимическими отклонениями, которые могут быть у ребенка от рождения, а могут появиться значительно позже по причине применения лекарств или стрессовых ситуаций.

Чаще всего причиной врожденных психозов у детей является алкоголизация беременной матери или в период лактации. Таким же образом могут воздействовать некоторые группы лекарств.

Биохимические отклонения у отдельных людей могут привести к временным приступам проявления психоза, которые провоцируются внешними воздействиями – стрессами, болезнью.

У детей старшего дошкольного возраста могут встречаться галлюцинации, как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Так, например, после смерти близких дети могут долгое время ощущать запах свечей или ладана, видеть силуэты умершего родственника, ощущать его прикосновения. В этом случае лучшим лекарем является время и правильное отношение близких людей.

Бывают случаи, когда без видимых причин у детей с рождения появляются признаки психоза, не исчезающие всю жизнь. Это подводит к выводу о том, что стрессы не являются единственной причиной появления психоза. Психиатры до сих пор не могут назвать истинные причины психозов у детей.

социальные проблемы у ребенка

Обычно при появлении первых признаков в виде галлюцинаций и бреда ребенка обследует целый ряд врачей: психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед, психолог. Диагностика включает тщательное обследование состояния здоровья, развития (умственное, физическое, речевое), проверку слуха и речи, уровня развития мышления.

Ребенок может быть помещен в стационар для возможности более глубокого обследования. Вполне возможна ситуация, что причина психоза лежит в каком-либо серьезном заболевании. Поэтому важно не только констатировать наличие психоза, но и по возможности попробовать определить его причину, или хотя бы исключить заболевание ребенка, как причину психоза.

  • Двигательные расстройства: ступор или субступор, который проявляется у детей в застывании на месте с широко раскрытыми глазами, страдальческим выражением лица, немигающим взглядом. Часто ступор может смениться двигательным или речевым возбуждением, нередко с к окружающим.
  • Аффективные проявления: страх, эйфория, депрессия, иллюзорные расстройства, зрительные, слуховые, осязательные галлюцинации. Особенно часто у детей наблюдается аффект тоски, сопровождающийся озлобленностью, плачем, непонятной обидой, причитанием, рыданием.
  • Грубые проявления в поведении: , грубые шалости (порча чужого и своего имущества, грубое отношение к вещам и игрушкам), грубые слова и высказывания.
  • Проявления соматических расстройств: головные боли, сонливость днем и нарушение сна, быстрая утомляемость, сонливость. Очень часто эти проявления сменяют друг друга с поразительной скоростью, а могут проявляться одновременно. Соматика психоза часто напоминает лихорадку: зрачки расширены, губы сухие, кожа влажная с наличием холодного пота. Можно наблюдать перемены в артериальном давлении, одышку, учащение пульса.
  • Переменчивость аппетита: от жажды до полного отказа от пищи.

В острый период психоза отмечается частичная амнезия. Ребенок не может воспроизвести картины своего поведения. Обычно диагноз ставят по рассказам близких по ряду побочных явлений: травмы, интоксикации.

При периодических психозах наблюдается непродуктивность состояний: неловкость, угловатость движений нарушение координации движений. При этом отсутствуют появления радости, бодрости, внутреннего подъема.

При любых видах психозов возникает потеря в пространстве и времени. Обычно ребенок не может восстановить цепь событий.

Кратковременные эпизоды психозов, вызванные физическим состоянием или нарушением здоровья, проходят достаточно быстро, когда исчезает основное заболевание, являющееся причиной детского психоза. Однако глубоко пораженные психозом дети должны находиться под наблюдением у врача-психиатра, психолога и социального работника.

Некоторым детям достаточно нескольких встреч со специалистами, а другие нуждаются в длительном наблюдении и лечении. Обычно в качестве лечение психозов у детей применяют психотерапию, но часто этого недостаточно и больным детям назначается медикаментозное лечение. Лекарственные препараты призваны компенсировать биохимические нарушения.

Формы инфекционных психозов у детей

Инфекционные заболевания требуют пристального внимания детского психиатра. Психические нарушения встречаются не только при инфекциях центральной нервной системы, но и при многих общих детских инфекциях (грипп, малярия, скарлатина, корь и др.). Этим оправдывается общепринятая классификация инфекционных психозов по двум группам.

Первая группа включает симптоматические инфекционные психозы – психотические расстройства, развивающиеся во время общих инфекций и являющиеся лишь одним из проявлений основного заболевания. В этих случаях нервная система поражается токсинами, циркулирующими в крови. Ко второй группе относятся органические психозы, возникающие при инфекциях, непосредственно локализующихся в головном мозгу.

Такое деление на симптоматические и органические психозы является искусственным, потому что в настоящее время многие общие инфекции (сыпной тиф, грипп, ветряная оспа, эпидемический паротит) рассматриваются не только как соматотропные, но и как нейротропные. Критерий обратимости психических расстройств, который берется за основу при отграничении симптоматических инфекционных психозов, часто не оправдан, поскольку и в этой группе могут наблюдаться различные исходы.

Если чаще всего исход благоприятен и все нарушения обратимы, то в меньшей части случаев изменения в центральной нервной системе являются более стойкими. Однако принципиальное различие между этими двумя группами все же есть, и для практических целей деление на симптоматические и органические психозы удобно.

Как родителям помочь ребенку

От родителей многое зависит в лечении. Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения в семье. Больше уделять времени малышу, ласкать, проявлять любовь. Найти для него занятия по душе (спорт или творческая деятельность). Дать возможность самовыражения.

К шизофреническим психозам
относят психические заболевания, приводящие к дезинтеграции личности. При этом развиваются характерные расстройства мышления, восприятия и аффективной сферы. Интеллектуальные способности и сознание обычно не нарушены, однако в процессе заболевания часто формируются когнитивные нарушения.

Ввиду неизвестной этиологии шизофренических психозов
современные классификационные схемы, такие как МКБ-10 (ВОЗ) и DSM-3R (АРА), ориентируются при установлении диагноза на симптоматику и временные критерии. В соответствии с диагностическими указаниями МКБ-10 диагноз шизофренического психоза оправдан, если имеется по меньшей мере один из специфических симптомов (либо два или три менее специфических) из названных ниже групп симптомов 1-4 или по меньшей мере два симптома из групп 5-8.

Эти симптомы должны отчетливо проявляться почти постоянно в течение месяца или более длительного периода.
1. Эхо мыслей, вкладывание или отнятие мыслей, наплывы мыслей.
2. Бред воздействия, управления, чувство сделанности, четко относящиеся к движениям тела или конечностей или к определенным мыслям, действиям и ощущениям;

бредовое восприятие.
3. Комментирующие голоса, обсуждающие пациента и его поведение, или голоса, исходящие из какой-либо части тела.
4. Стойкие, не связанные с данной культурой и совершенно не соответствующие реальности бредовые идеи, такие как отождествление себя с религиозными или политическими деятелями, мысль о наличии у себя сверхчеловеческих сил и возможностей (например, возможности управления погодой или контакта с инопланетянами).
5.

Постоянные галлюцинации в любой сфере чувств, сопровождающиеся либо нестойкими или не вполне сформированными бредовыми идеями без четких аффективных проявлений, либо стойкими сверхценными идеями, проявляющимися ежедневно в течение недель или месяцев.
6. Обрывы мыслей или вмешательства в мыслительный процесс, приводящие к разорванности речи и неологизмам.
7.

Кататонические симптомы, такие как возбуждение, стереотипные застывания или восковая гибкость (flexibilitas cerea), негативизм, мутизм и ступор.
8. Негативные симптомы, такие как апатия, бедность речи, сглаженность и неадекватность эмоциональных реакций (что обычно приводит к социальной отгороженности и снижению социальной продуктивности). Должно быть очевидным, что эти симптомы не обусловлены депрессией или нейролептической терапией.

Кроме того, в соответствии с диагностическими критериями МКБ-10
могут быть выделены следующие клинические подтипы шизофренических психозов:
F 20.0 Параноидная
F 20.1 Гебефренная шизофрения
F 20.2 Кататоническая шизофрения
F 20.3 Недифференцированная шизофрения
F 20.5 Резидуальная шизофрения (хроническая недифференцированная шизофрения)
F 20.6 Простая шизофрения

Независимо от этого деления на клинические подтипы шизофрении
основанного на психопатологических симптомах и характере течения были разработаны и другие варианты классификации шизофренических психозов (Leonhard, Crow, Andreasen, Kay). Особое значение для лечения и динамики шизофрении в детском и подростковом возрасте имеет концепция позитивной (тип I) и негативной (тип II) шизофрении. В таблице приведены наиболее важные психопатологические симптомы, характерные для шизофрении типа I и типа II.

При этом позитивные и негативные симптомы
ни в коей мере не специфичны для шизофренического психоза – они наблюдаются также при психоорганических синдромах, депрессивных синдромах, расстройствах личности и неврозах (Angst et al.). Негативные симптомы доминируют в рамках шизофренических психозов у детей младшего возраста (5-10 лет) и у детей и подростков с когнитивным развитием ниже среднего уровня.

Результаты нескольких исследований по эпидемиологии шизофренических психозов
можно обобщить следующим образом:
1. Распространенность шизофрении с первичной манифестацией до 12-летнего возраста составляет менее 1 на 10 000 детей. Таким образом, она встречается реже, чем ранний детский аутизм (Burg, Kerbeshian).
2.

Шизофренические психозы с первичной манифестацией в детском возрасте встречаются в 50 раз реже, чем шизофрения у взрослых (Karno, Norquist).
3. Шизофренические психозы в детском и препубертатном возрасте представляют собой редкое явление, у подростков же это сравнительно частое заболевание. Первичная манифестация шизофренических психозов в 2,4% случаев происходит между 5- и 14-тым годами жизни и в 22,1% – между 15- и 19-тым годами (Remsclrmidt).
4.

Шизофренические психозы в детском и подростковом возрасте
всегда должны рассматриваться в контексте процессов развития. Симптоматика у конкретного пациента часто определяется фазой его развития. При этом следует отличать манифестации в детском возрасте от тех, которые возникают у подростков. Возраст и уровень развития с современных позиций рассматриваются как факторы, сильнейшим образом влияющие на клиническую картину психозов в детском и подростковом возрасте (Remschmidt, Remschmidt et al.).

Знание когнитивных и эмоциональных особенностей соответствующего возрастного периода
и точный анализ задач развития являются предпосылками для понимания психозов и такой их симптоматики, как бред и галлюцинации. Последние характеризуются типичными возрастными чертами: у детей они менее систематизированы и связаны с миром детских фантазий, что делает необходимым четкое отграничение их от нормальных детских переживаний.

У подростков
так называемые пубертатные кризы и кризы созревания могут предшествовать шизофреническим психозам, а также вначале маскировать их (Remschmidt, Martin). При подростковых кризах речь идет о нормальных вариантах переживаний и поведения в форме искаженной самооценки, чувства вины, чувства собственной неполноценности, о конфликтах, связанных с физической и психической самооценкой, нередко обусловливающих на поведенческом уровне самоповреждение, суицидальные попытки, уходы из дома и оппозиционное поведение (Remschmidt).

общение с ребенком

Отклонения и кризы, возникающие при преодолении проблем, могут быть начальным проявлением психоза и участвовать в развитии его симптоматики. Начало шизофренического психоза, согласно современным данным, можно объяснить взаимодействием имеющейся у пациента предрасположенности и особенностей преморбидной личности с отягчающими жизненными обстоятельствами и семейными факторами, что приводит к неудачам в преодолении проблем и к декомпенсации психоза.

Существенными признаками предрасположенности к шизофреническим психозам
являются:
ограниченная переработка информации (нарушение внимания, повышенная отвлекаемость при посторонних раздражителях, трудности их отбора);
неадекватные вегетативные реакции (гипо- или гипервозбудимость, недостаточные адаптивные способности вегетативной нервной системы);
ограниченная социальная компетентность;
недостаточные защитные механизмы.

При наличии психоза у детей, симптомы и признаки которого описаны выше, отзывы рекомендуют придерживаться таких советов:

  1. Установить четкий распорядок дня для малыша.
  2. Оградить его от потрясений и резких перемен.
  3. Стараться избегать наказания, не применять насилие.
  4. Создать теплую и добрую обстановку в доме.
  5. При необходимости сменить образовательное учреждение.

От родителей многое зависит в лечении. Прежде всего, необходимо наладить взаимоотношения в семье. Больше уделять времени малышу, почаще его хвалить, ласкать, проявлять любовь. Найти для него занятия по душе (спорт или творческая деятельность). Дать возможность самовыражения.

Не стоит слишком опекать свое чадо, это способствует возникновению психоза. В то же время необходимо выстроить доверительные отношения, чтобы малыш мог рассказать о своих страхах и переживаниях.

Как остановить детскую агрессию

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector