Психогенно психотический синдром

Общая характеристика

Развитие болезни зависит от характера и длительности действия психотравмы, состояния психической защиты, особенностей личности.

Другое название расстройства — психогенный психоз. Также специалисты употребляют термины — психогения, реактивное состояние, психогенная реакция, психогенный шок, ситуационный психоз. Зарубежные исследователи описывают такие состояния как психогенные, стрессовые или аномальные реакции.

Основным отличием этого вида психотических расстройств является полная обратимость их развития после прекращения действия травмирующей причины или вследствие лечения заболевания.

Активное изучение реактивных состояний началось в конце 19 века. Информация, накопленная во время Гражданской войны (1917 – 1922), значительно расширила знания о них. Большинство исследователей — медиков признали психогенные болезни самостоятельной нозологической единицей.

Немецкий психиатр К. Ясперс в 1946 г для диагностирования реактивных заболеваний выделил основные клинические признаки, которые назвали триадой:

  • болезнь возникает в результате психологической травмы;
  • проявления психогенных расстройств связаны с интенсивным воздействием неблагоприятных факторов или стресса на психику;
  • обязательное угасание выраженности симптомов после прекращения действия психотравмы.

Психогенно психотический синдром

Актуальность данной триады сохраняется в настоящее время. В конце 20 века российские ученые подтвердили, что у 60- 80% людей, которые находились в состоянии тяжелого стресса, развиваются реактивные психозы.

При этом их разновидности не объединены в одну рубрику Международной классификации болезней, а внесены в различные блоки и классы.

Проявления каждой из них разнообразны, кардинально отличаются, поэтому включены в различные группы заболеваний.

Часто психозы выявляют у больных с пограничными состояниями. Некоторые из них, особенно неврозы, нередко идентифицируют с психогенными расстройствами. Основной причиной при этом считают внешнее воздействие на психику.

Но реакцией на психогенный фактор является, прежде всего, психогения. При этом временно, но полностью утрачивается возможность критически оценивать свое состояние и взаимодействовать с социальной средой.

2.1. Нарушения сознания и самосознания

В
психиатрии используется “рабочее”
определение сознания, отличающееся от
философско-психологического его
понимания. Расстроенное, “помраченное”
сознание противопоставляется “ясному”
сознанию. Термином “ясное сознание”
обозначают такое психическое состояние
человека, при котором у него сохраняется
способность отдавать отчет о месте,
времени, окружающей обстановке, состоянии
и образе действий собственной личности.

1)
дезориентировка – полное или частичное
нарушение ориентировки во времени,
месте, собственной личности;

2)
неотчетливость, фрагментарность,
беспорядочность восприятия окружающего
мира;

3)
разные степени бессвязности мышления
(затруднения анализа и синтеза,
установления причинно-следственных
связей);

4)
амнестические расстройства: неточность,
отрывочность или отсутствие воспоминаний
о пережитом в период расстроенного
сознания;

5)
острота возникновения и относительная
кратковременность этих состояний.

Виды
нарушенного сознания

1)
непродуктивные
(состояния выключения сознания):
оглушение, сопор, кома;

2)
продуктивные
(состояния помрачения сознания): делирий,
онейроид, аменция, сумеречное расстройство
сознания.

Психогенно психотический синдром

Нарушения самосознания

К.Ясперс выделил
следующие основные признаки самосознания,
нарушение которых является типичным
при психической патологии:

  1. чувство
    деятельности – осознание себя как
    существа активного;

  2. осознание
    собственного единства в каждый момент
    времени;

  3. осознание
    собственной идентичности;

  4. осознание
    того, что “Я” отлично от остального
    мира, от всего того, что не является
    “Я”.

Деперсонализация– нарушение самосознания, выражающееся
в отчуждении от самого себя, от своего
“Я”. Может касаться как отдельных
соматических или психических функций,
так и личности в целом. Субъективно
всегда неприятна и может существовать
длительно или проявляться приступами.

1.
Познакомьтесь с клиническими проявлениями
нарушений сознания и самосознания по
[1].

2.
Какие нарушения психических функций
являются признаками помраченного
сознания?

Литература

1. Зейгарник Патопсихология. –
М., 1986. С.49-57.

2. Сидоров П.И., Парняков А.В.
Введение в клиническую психологию. –
М., 2000. – Т. 1. – С.272-301

Этиология развития и факторы риска

В основе патогенеза психогенных заболеваний лежит сильное душевное потрясение. Но психотравма вызывает заболевание не у каждого человека.

Чаще реактивный психоз выявляют у акцентуированных личностей с выраженными свойствами характера, которые находятся в пределах нормы, но граничат с патологией. Также уязвимы эмоционально — неустойчивые, с высокой реактивностью, истеричные, склонные к паранойе люди.

Выделяют факторы риска, при которых наиболее вероятно развитие психогенных расстройств:

  • нервно-психическая слабость, бессилие, усталость (астения);
  • травма головного мозга (ЧМТ);
  • генетическая предрасположенность;
  • тяжелые соматические и инфекционные болезни;
  • физиологические изменения гормонального фона (пубертатный возраст, беременность, роды, климакс);
  • половой признак (женщины болеют чаще, чем мужчины);
  • интоксикация организма (алкоголем, наркотиками, лекарственными веществами);
  • авитаминоз, особенно недостаток витаминов В1 и В3.

Вероятность выявления заболевания у ребенка, родные которого болеют психозом, очень велика.

2.2. Нарушения восприятия

  1. Клиническая феноменология нарушений
    восприятия

а)
Патологию
ощущений,
проявляющуюся в их патологическом
ослаблении, усилении, извращении или
утрате. Некоторые из этих симптомов
встречаются не только при психических,
но и при неврологических, инфекционных,
общесоматических заболеваниях.

б)
Агнозии
– различные типы нарушений узнавания
при относительной сохранности элементарных
ощущений и интеллекта. Являются объектом
изучения нейропсихологии.

в)
“Обманы
чувств”:
иллюзии и галлюцинации;

Иллюзии – искаженное восприятие реально
существующих объектов.

Галлюцинации – мнимое восприятие, или
восприятие без объекта.

г)
Психосенсорные
расстройства
– расстройства восприятия, возникшие
на основе нарушений сенсорного синтеза.
Возникают при состояниях нарушенного
сознания при органических и эндогенных
психозах, а также в эксперименте у
здоровых после приема ЛСД, мескалина,
гашиша.

Разновидности психогенных нарушений

В зависимости от силы и длительности действия психотравмы, ее характера, состояния здоровья больного, его личностных характеристик различают следующие формы психогенных реакций:

  • острый реактивный психоз возникает внезапно, резко, длится несколько часов или дней, проявляется возбуждением или заторможенностью;
  • затяжное расстройство развивается из-за длительного психогенного воздействия, больной находится в состоянии беспрерывного тяжелого стресса от одной недели до месяца, на фоне которого развивается депрессия, бредовое расстройство, паранойя.
Острый реактивный психоз также называют аффективно — шоковой реакцией, так как при этом происходит взрыв неконтролируемых эмоций и дезорганизация психической деятельности.

Острые аффективные и шоковые реакции появляются после мощной психотравмы, вызывающей огромное душевное потрясение и сильнейший страх потери родных и своей жизни. Это может быть стресс из-за смерти близких людей, утраты имущества или свободы.

Аффективно — шоковые реакции проявляются в двух видах:

  1. Двигательный (гиперкинетический) тип нарушения характеризуется возбуждением. Больного охватывает ужас. Речь расстроена или отсутствует. Движения «реактивные», резкие, выраженные, хаотические, постоянные. Наблюдается помрачение сознания. Больной может бесцельно идти, бежать, кричать. После приступа отмечается частичная амнезия, он не помнить моментов острого состояния.
  2. При гипокинетической реакции проявляется двигательная заторможенность, выражено значительное напряжение мышц. У больного спутано сознание, утрачивается чувство опасности. Он в ступоре, ни на кого и ни на что не реагирует. Такое состояние длиться до 3 дней. Больной может утрачивать память на период приступа. Эти реакции могут следовать одна за другой.

Истерические психозы также являются разновидностью острых реактивных состояний:

  1. Истерическое расстройство сознания (синдром Ганзера) проявляется тревожностью больного, сосредоточенностью на определенных переживаниях, эмоциональной неуравновешенностью, сменой настроения. Нарушена ориентация в пространстве и во времени.
  2. Психогенное ложное слабоумие (псевдодеменция Вернике) — состояние, при котором больной не может четко действовать, ясно мыслить. Он дезориентирован, не узнает место своего пребывания, не помнит прошлого, растерян, его сознание спутано. На несложные вопросы отвечает неправильно, но по теме. Нарушена речь и написание слов, букв. Его лицо с глупой улыбкой или выражает печаль и страх.
  3. Пуэрилизм — переход психической деятельности взрослого человека на детский уровень. Появляется детскость в его поведении и речи. Такие люди не выговаривают некоторые буквы, слова, гримасничают, играют детскими игрушками, обижаются, если не выполняют их требования. Утрачиваются навыки взрослого, иногда сохраняются только некоторые — применение косметики, курение, бритье. Это состояние самостоятельно проявляется редко, чаще — параллельно с ложным слабоумием.
  4. Эмоциональный (истерический) ступор — состояние с двигательной заторможенностью и суженным сознанием. Характерно сильное мышечное напряжение, больной долго неподвижен, но сопротивляется попыткам изменить положение его тела. Он не идет на контакт, отказывается от еды. Лицо с остановившимся взглядом, выражает безысходность, печаль, злобу. Если больной выходит из ступора постепенно, то могут проявляться признаки паралича, неустойчивая походка, дрожь во всем теле или отдельных его частях.

Выделяют два вида затяжных психогенных психозов – реактивная депрессия и бредовый психоз.

Реактивная депрессия появляется после смерти родных людей, в тяжелейших жизненных ситуациях. Она проявляется подавленностью, слезливостью, нежеланием общаться. Больной замыкается в себе.

Он бесконечно ищет свою вину в произошедшем, зацикливается на ситуации, чтобы пережить ее вновь. Могут появляться мысли о суициде. Затяжное течение депрессии приводит к вегетативным нарушениям — потеря аппетита, расстройство сна, учащенное сердцебиение и другие.

Реактивный параноид (бредовый психоз) выражен идеями и утверждениями, не соответствующими действительности. Выражен страх, растерянность, тревога, расстроенно сознание. Постепенно идеи становятся бредовыми, больной не может правильно оценить свое состояние и поведение.

Часто развивается бред преследования, другие идеи. Такие психозы часто выявляют у осужденных, военнопленных, эмигрантов.

1. Клиническая феноменология нарушений памяти

Гипермнезия(усиление памяти) – непроизвольное
оживление памяти, которое проявляется
в повышении способности воспроизведения
давних, незначительных, малоактуальных
событий прошлого. При этом страдают
произвольное запоминание и воспроизведение.
Происходит усиление механической памяти
при значительном ухудшении показателей
логико-смысловой памяти.

Гипомнезия–
постепенное ослабление памяти. Наблюдается
при церебральном атеросклерозе,
эпилепсии. Характерна следующаядинамика
ослабления памяти: 1) ослабление
произвольной репродукции; 2) ослабление
удержания материала в памяти; 3) нарастающая
недостаточность запоминания. Характерно
снижение механической памяти вначале
и более длительная сохранность смысловой
памяти.

Амнезия– пробел
воспоминания, выпадение из памяти
событий определенного отрезка времени.
Встречается как после состояний
нарушенного сознания, так и в связи с
грубыми органическими поражениями
головного мозга.

Ретрограднаяамнезия – выпадение из памяти событий
до начала (острого периода) болезни;
может возникнуть, например, после
черепно-мозговой травмы.

Антерограднаяамнезия – утрата воспоминаний о событиях,
происходящих после острого периода
болезни.

Фиксационнаяамнезия – утрата способности запоминания,
отсутствие памяти на текущие события.
Наблюдается при старческом слабоумии.
Свидетельствует о грубых расстройствах
памяти, при которых оказываются
нарушенными запоминание, удержание и
воспроизведение.

Общая прогрессирующаяамнезия заключается в утрате способности
запоминания и постепенно нарастающем
оскудении запасов памяти. Является
типичным симптомом старческого слабоумия.
Вначале из памяти исчезают недавно
приобретенные сведения, забываются
события текущие или недавнего прошлого,
воспоминания о событиях далекого
прошлого сохраняются сравнительно
более длительное время. На этой стадии
прогрессирующей амнезии может произойтисдвиг ситуации в прошлое– больные
живут переживаниями своего детства,
юности.

Аффектогеннаяамнезия – амнезируются определенные,
обычно тяжелые для человека переживания.

Парамнезии–
обманы памяти. Различают несколько
видов парамнезий.

Псевдореминисценции– ошибочные воспоминания, “иллюзии
памяти”. Имеющиеся пробелы памяти
больной заполняет событиями более
отдаленного прошлого.

Конфабуляции –
вымыслы памяти – ложные воспоминания
с убежденностью в их истинности. По
сравнению с псевдореминисценциями
конфабуляции более красочны, аморфны,
нестойки.

Псевдореминисценции
и конфабуляции наиболее характерны для
состояний, при которых теряется
способность к запоминанию корсаковский
синдром, старческое слабоумие,
прогрессивный паралич.

Криптомнезии–
искажения памяти, при которых происходит
отчуждение или присвоение воспоминаний.
Например, увиденное в кино, прочитанное
в книге воспринимается как пережитое.
Или наоборот – личные события
воспринимаются как чужие.

  1. Патопсихологическое
    исследование нарушений памяти

а) строении мнестической
деятельности опосредованного и
непосредственного, произвольного и
непроизвольного запоминания;

б) динамике мнестического
процесса;

в) мотивационном
компоненте памяти.

Амнестические синдромы
имеют сложное строение, в них не всегда
удается вычленить отдельно эти
характеристики, большей частью они
переплетаются; однако экспериментально
удается нередко выделить ведущую роль
того или иного компонента.

В патопсихологии
наиболее полно экспериментально
исследованы такие формы нарушения
памяти, как:

  • нарушение
    непосредственной памяти;

  • нарушение
    опосредованной памяти;

  • нарушение динамики
    мыслительной деятельности;

  • нарушение
    мотивационного компонента памяти.

1. Познакомьтесь с психологическим
исследованием нарушений памяти по книге
[2].

2. Какие методики используются
для исследования нарушений памяти?

3. Какова сущность Корсаковского
синдрома, и какой процесс памяти при
этом нарушается?

4. В чем проявляется нарушение
динамической стороны памяти?

5. Что такое “эффект Зейгарник”,
и как он проявляется у психически больных
людей?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков
Н.С. Практическая патопсихология. –
Ростов н/Д, 1996. С. 70-84.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология.
– М., 1986. С. 147-169.

3. Сидоров П.И., Парняков А.В.
Введение в клиническую психологию. –
М., 2000. – Т. 1. – С. 113-119.

Диагностика и лечение

Психиатр устанавливает диагноз на основании сбора и изучения анамнеза, психопатологического обследования больного. Основой исследования является общение с пациентом.

Врач уделяет внимание динамике развития проявлений, их исчезновению или ослаблению после благоприятного разрешения психотравмы.

При диагностировании важнейшей является триада Ясперса.

Специалист учитывает, что психотравмирующие причины могут также способствовать развитию некоторых психических болезней эндогенного происхождения. Поэтому реактивный психоз дифференцируют с шизофренией, маниакально — депрессивными и органическими психозами.

Дифференциальную диагностику проводят в период выраженности развития заболевания и выхода из него.

Лечение реактивных психозов комплексное, проходит чаще всего в стационаре. Медикаменты сочетают с психотерапией, подбирают индивидуально.

При реактивной депрессии применяют транквилизаторы и антидепрессанты (Феназепам, Медазепам, Анафрил, Имипрамин).

Бредовые психозы лечат с помощью нейролептиков с седативным и антипсихотическим действием (Трифлуоперазин, Трифтазин, Галоперидол).

При истерических психозах используют транквилизаторы и нейролептики с антипсихотическим действием (Тиорил, Тиоридазин).

Эмоциональный ступор снимают психостимуляторы с постепенным действием (Мезокарб или Сиднокарб).

При психогениях с двигательным возбуждением назначают нейролептики седативные и антипсихотические (Хлорпомазин, Перфеназин, Тизерцин).

Основным методом лечения психогенных психозов является психотерапия. В легких случаях за несколько встреч специалист избавляет от проявлений болезни.

Важен опыт и профессионализм психотерапевта. Он определяет факторы, вызвавшие психоз, на которых сосредоточен больной. На них направлено лечение. Врач помогает больному вернуться к нормальной жизни, быстрее адаптироваться в ней.

Его учат противостоять стрессам, самостоятельно снимать напряжение, накапливать положительные эмоции.

Специалист проводит семейную психотерапию, учит родственников правильному взаимоотношению с больным, созданию благоприятной среды для полного выздоровления и возможности оказания помощи по преодолению стрессовых ситуаций в будущем.

Своевременная квалифицированная помощь при реактивном психозе без отягощенного анамнеза обеспечивает благоприятный прогноз на выздоровление. После выхода из стрессовой ситуации больной контактен, адекватен, не утрачивает эмоциональных связей с родными и близкими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector