Симптомы психических расстройств у детей

Причины

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Клинические особенности психического расстройства зависят от вида и причин, вызвавших его появление. В ряде случаев удается добиться восстановления психического здоровья ребенка, что позволяет ему вести полноценный образ жизни. Однако при некоторых патологиях нарушения психики накладывают на ребенка ряд пожизненных ограничений.

Умственная отсталость может быть выражена в легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенях тяжести. При умственной отсталости у ребенка наблюдается нарушение способности усваивать навыки и знания. Такие дети позже начинают ходить и говорить. Поведенческие реакции могут сильно отличаться от их сверстников.

Несмотря на то что в физическом плане такие дети не отстают от сверстников, у них есть ограничения в познавательной сфере. Они могут иметь скудный словарный запас и небольшой перечень навыков. Это связано не только с проблемами в обучении, но и с плохой памятью. Ребенок не может сосредоточиться на том или ином предмете. По мере взросления проявляется психический инфантилизм, когда внешне взрослый человек ведет себя как ребенок школьного или дошкольного возраста.

Под синдромом дефицита внимания понимается сразу несколько заболеваний, сопровождающихся рядом неврологических и поведенческих нарушений. Дети, страдающие этим расстройством, в большинстве случаев не имеют умственной или физической отсталости, но при этом у них могут наблюдаться трудности с усвоением знаний и навыков.

Аутизм

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Аутизм считается тяжелым психическим заболеванием. Его клинические проявления могут быть выражены в разной степени тяжести. Некоторые дети, страдающие этим расстройством, при комплексной реабилитации и использовании особых подходов к обучению растут, почти не отличаясь от сверстников.

В то время как у других больных аутизмом наблюдается критическое нарушение возможности коммуникации и способности устанавливать социальные контакты. При тяжелом течении патологии ребенок не может нормально усваивать информацию и приобретать навыки самообслуживания.

При аутизме дети стараются свести контакты с внешним миром к минимуму. Они плохо переносят любые перемены. Часто они стараются не смотреть в глаза окружающим.

Шизофрения

У детей младшего школьного и дошкольного возраста шизофрения проявляется редко. В таком случае ребенок может постоянно видеть галлюцинации, иметь воображаемых друзей и слышать голоса. Он не способен осознать их нереальность. Во время психоза такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Из-за прогрессирующего нарушения психики они отличаются замедленным умственным развитием, испытывают трудности в общении с окружающими.

Данное психическое расстройство у подростков возникает чаще, нередко шизофрения проявляется бредом и галлюцинациями, нарушением возможности адекватно воспринимать действительности. Ухудшаются возможности подростков поддерживать отношения со сверстниками и усваивать учебный материал. Возможно появление маний преследования, величия и т.д. Кроме того, появляются приступы депрессии. Возможны приступы агрессивного поведения и другие нарушения.

Эпилепсия

Эпилепсия относится к часто встречающимся неврологическим заболеваниям, проявляющимся в детском возрасте. Это патологическое состояние сопровождается возникновением приступов повышения электрической активности в головном мозге, приводящих к припадкам. Эпилептический приступ длится в среднем 1-3 минуты.

Существует несколько вариантов припадков у детей, различающихся степенью тяжести и опасностью. После приступа ребенок длительное время спит. После пробуждения такие дети жалуются на боли в голове и усталость. Частые приступы у детей нередко становятся причиной замедления умственного развития и поведенческих нарушений. Ребенок, страдающий эпилепсией, нередко испытывает трудности в общении с окружающими.

Неврозы

У детей нередко диагностируются неврозы. Они могут проявляться выраженной психической дискоординацией. Часто неврозы сопровождаются эмоциональной неуравновешенностью. Радостное настроение может резко смениться на угнетенное или агрессивное. На наличие невроза у ребенка могут указывать проблемы со сном.

Подобное психическое отклонение крайне опасно, т.к. оно может становиться причиной появления нарушения работы внутренних органов, в т.ч. бронхиальной астмы, язвенной боли, нейродермитов и т.д. Дети, страдающие этой патологией, часто имеют проблемы с обучением и коммуникацией со сверстниками.

Симптомы расстройства пищевого поведения наиболее часто возникают в подростковом возрасте. У детей школьного и дошкольного возраста это нарушение встречается крайне редко. Основой для развития подобной проблемы являются заниженная самооценка и длительные депрессии. Нередко нарушения пищевого поведения проходят в виде анорексии или булимии.

Детские психические заболевания не появляются из ниоткуда – существуют факторы, которые могут сильно способствовать их возникновению.

Отдельные заболевания имеют свои причины, но для представленной области больше свойственны смешанные специфические расстройства. Необходимо рассматривать все вероятные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Симптомы психических расстройств у детей

Генетическая предрасположенность. В данном случае заболевание обуславливается с самого начала патологическим функционированием нервной системы, а нарушения на генном уровне, как известно, не поддаются лечению – медицина может разве что уменьшить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей имели место случаи появления серьезных расстройств психики, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся ребенку. Подобные патологии могут обнаружить себя даже в возрасте дошкольного детства.

Симптомы психических расстройств у детей

Ограниченность умственных способностей. Данный фактор, также проявляющийся расстройством психики, может негативно воздействовать на последующее формирование организма и обуславливать наиболее тяжелые недуги.

Повреждения головного мозга. Еще одна чрезвычайно распространенная причина, которая (как и нарушения на генном уровне) препятствует нормальной деятельности мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне. Сюда причисляются травмы головы, которые были получены в первые годы жизни, но определенных случаях травмироваться мозг ребенка может еще до рождения или в ходе сложных родов.

Психическое развитие детей

Этот недуг проявляется небольшой умственной отсталостью и слабым развитием познавательной деятельности. Если у ребенка психическое расстройство такого типа, то причины могут заключаться в следующем:

  • Генетический фактор.
  • Инфицирование.
  • Травмы.
  • Интоксикация организма.

Все это приводит к нарушению темпа развития ребенка в легкой форме.

Среди социальных факторов, которые могут служить причинами, надо выделить недостаток воспитания, дефицит информации.

Симптомы психического расстройства у детей:

  • Заторможенное развитие психофизических функций, таких как социальная адаптация, речь, моторика.
  • Эмоциональная незрелость.
  • Неравномерное развитие отдельных психологических функций.
  • Обратимый характер патологий.

Чаще всего обнаружить задержку развития можно в младшем школьном возрасте, когда ребенок испытывает сильные трудности во время обучения. Задержка психического развития очень часто проявляется совместно с такими заболеваниями, как синдром гиперактивности, эпилепсия, моторная алалия.

По мере взросления симптоматика смягчается, но не во всех случаях. Для лечения необходимо зафиксировать психические отклонения и проработать их отдельно с психологом и педагогом.

Развитие психики ребенка можно подразделить на несколько периодов:

  • младенчество (до 1 года);
  • раннее детство (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (3-7 лет);
  • младший школьный возраст (7-11 лет);
  • пубертатный период (11-15 лет);
  • юношество (15-17 лет).

Психические расстройства у детей чаще всего возникают во время перехода от одного этапа развития к другому. В эти периоды нервная система ребенка становится особенно уязвимой.

Эта патология относится к пограничным нарушениям психики. У ребенка нет явных признаков умственной отсталости, но его развитие все же ниже возрастной нормы. Врачи называют также это отклонение психическим инфантилизмом.

Симптомом психического расстройства у детей дошкольного возраста является задержка развития речи, моторики и эмоций. Это указывает на задержку развития. Ребенок поздно начинает ходить и разговаривать, с трудом осваивает новые навыки.

Дети с пограничными психическими расстройствами такого типа нуждаются в развивающих занятиях. Если уделять ребенку должное внимание, то по мере взросления признаки патологии исчезают. Однако у части детей некоторые проявления психического инфантилизма сохраняются в подростковом и юношеском возрасте.

Чрезмерный страх, беспокойство

Благодаря воображению, дети не только успешно развиваются, они боятся выдуманных чудовищ в темноте или под кроватью, а перед засыпанием, страшных сновидений. Школьники опасаются различных обстоятельств в социальном мире, например, встречи с врагом или ответа у школьной доски. Такое поведение вполне нормально, стресс, связанный с неприятными ситуациями имеет мобилизующий эффект и ребенок учится противостоять страхам.

Проблема возникает, когда беспокойство чрезмерно — препятствует повседневному функционированию, вызывает тревожное поведение. Генерализованное тревожное расстройство является наиболее распространенным психическим расстройством у детей. Ребенок жалуется на страхи и физическим дискомфорт (боль в животе, диарея, головная боль), не может сосредоточиться на определенном действии, плохо спит, быстро утомляется.

Особенности психических нарушений в разном возрасте

Пик психических нарушений приходится на возрастные периоды 3-4 года, 5-7 лет и 13-17 лет. Многие психопатологии, которые отмечаются у взрослых людей, начинают формироваться еще тогда, когда пациент был подростком или ребенком.

Психические расстройства у детей младшего возраста (до 1 года) отмечаются крайне редко. Грудничку необходимо, чтобы его естественные потребности (в пище, сне) были удовлетворены. В этом возрасте очень важен режим и правильный уход за малышом. Если физиологические потребности младенца вовремя не удовлетворяются, то это вызывает сильный стресс. В будущем это может спровоцировать развитие патологий психики.

Психические расстройства у детей в 2 года могут быть вызваны чрезмерной опекой родителей. Многие мамы продолжают относиться к подросшему ребенку, как к грудничку. Это тормозит развитие малыша и формирует чрезмерную пассивность и боязливость. В будущем эти качества могут привести к невротическим нарушениям. Это еще один пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.

После 3 лет дети становятся очень активными и подвижными. Они могут проявлять капризность, упрямство, быть непослушными. Необходимо правильно реагировать на такие проявления и не подавлять подвижность ребенка. Малыши этого возраста очень нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми. Психические расстройства у детей 3 лет чаще всего бывают спровоцированы отсутствием внимания со стороны родителей. Дефицит общения может привести к задержке речи, а также к аутизму.

В 4 года у детей могут возникать первые невротические проявления. Дети этого возраста болезненно реагируют на любые негативные события. Невроз может выражаться в непослушании, такие дети часто все делают наперекор требованиям родителей.

Психические расстройства у детей 5 лет нередко выражаются в чрезмерной замкнутости. При неблагоприятной наследственности именно в этом возрасте могут обнаруживаться первые признаки детской шизофрении. Ребенок становится неопрятным, теряет интерес к играм, его словарный запас ухудшается. Это довольно опасные симптомы психических расстройств у детей дошкольного возраста. Без лечения такие патологии неуклонно прогрессируют.

У детей школьного возраста психогенные расстройства чаще всего бывают связаны с учебой. Причиной этого могут стать затруднения в обучении. Если родители предъявляют чрезмерно высокие требования, а ребенку учеба дается с трудом, то это приводит к сильному стрессу. Такие дети часто страдают неврозами.

В подростковом и юношеском возрасте психические расстройства – нередкое явление. В пубертатный период отмечается эмоциональная нестабильность, связанная с гормональной перестройкой организма. У детей часто меняется настроение, они крайне чувствительны к словам окружающих, но при этом могут быть заносчивыми и слишком самоуверенными.

Какие виды расстройств психического здоровья у детей и подростков отмечаются чаще всего? Ребенок может страдать такими же патологиями, что и взрослые люди, например, шизофренией, неврозами, нарушениями пищевого поведения (анорексией или булимией). Однако есть расстройства, характерные именно для детского и подросткового возраста. К ним относятся:

  • умственная отсталость;
  • задержка психического развития;
  • аутизм;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • смешанные расстройства школьных навыков.

Далее мы подробно рассмотрим симптомы и особенности психических расстройств у детей в зависимости от вида патологии.

Симптомы психических расстройств у детей

При анорексии ребенку постоянно кажется, что он имеет лишний вес, даже если его масса тела находится в пределах нормы. Такие подростки чрезвычайно критичны к своей внешности. Из-за стремления похудеть дети полностью отказываются от еды или соблюдают чрезмерно строгие диеты. Это приводит к падению веса до критического уровня и серьезным проблемам с физическим здоровьем.

При булимии у ребенка отмечается патологически повышенный аппетит. Подросток поглощает огромное количество еды большими порциями. Нередко переедание происходит после стрессовых ситуаций. При этом ребенок ест очень быстро, практически не пережевывая пищу. Последствием этой патологии может стать ожирение и болезни органов ЖКТ.

Устойчивая агрессия

Истерики и агрессия — частые гости дома, где растут дети до пяти лет и подростки. Это связано с различными факторами — проверка взрослых «на прочность», способ привлечь внимание, гормональные изменения, физическое недомогание. Ситуация опасна, когда агрессия препятствует общению — ребенок дерется, дразнит, унижает сверстников, отбирает и уничтожает чужие вещи.

Подобное поведение можно связывать с темпераментом, неуверенностью, недостатком родительской любви или подражанием сценам насилия. Если характер не поддается исправлению стандартными способами (не физическим наказанием!), посетите детского психолога, чтобы исключить психическое расстройство.

Когда необходимо обращаться к врачу

Как отличить проявления психических расстройств у детей и подростков от особенностей характера? Ведь нередко родители принимают начальные признаки патологии за плохое поведение. Настораживать должны следующие симптомы:

  1. Жестокое поведение. Если малыш дошкольного возраста мучает животных, то он чаще всего не понимает, что причиняет боль живому существу. В этом случае можно ограничиться воспитательными методами. Однако если такое поведение регулярно отмечается у школьника, то это ненормальное явление. Нередко такие дети проявляют жестокость не только по отношению к окружающим, но и к самим себе. Признаком психического расстройства у детей школьного возраста является стремление наносить себе повреждения.
  2. Постоянный отказ от еды. Этот симптом отмечается обычно у девочек возраста 12-17 лет. Подросток недоволен своей фигурой и необоснованно полагает, что страдает лишним весом. Это может быть следствием низкой самооценки или неосторожных слов окружающих. Девочка намеренно голодает или садится на чрезмерно строгие диеты. Результатом этого может стать тяжелое истощение.
  3. Паника. У детей возникают странные фобии. Чувство страха свойственно каждому человеку, но в данном случае оно ничем не обосновано. Если ребенок боится высоты, стоя на балконе, то это не говорит о патологии. С такой фобией можно справиться психологическими методами. Но если этот страх проявляется, когда ребенок находится в квартире на высоком этаже, то это уже ненормальное явление. Такие панические приступы существенно осложняют жизнь детей.
  4. Депрессия. У любого ребенка может быть плохое настроение, связанное с внешними обстоятельствами. Но если депрессия возникает безо всяких причин и держится более 2 недель, то родителям следует насторожиться. Необходимо срочно показать ребенка психиатру. Затяжная депрессия нередко становится причиной суицида у подростков.
  5. Перепады настроения. В норме настроение ребенка может меняться в зависимости от обстоятельств. Однако у некоторых детей бывают приступы безудержного веселья, которые быстро сменяются периодами сильной печали и плаксивости. Перепады настроения при этом не связаны ни с какими внешними причинами, они возникают спонтанно и внезапно. Это является признаком патологии.
  6. Резкая смена поведения. Такой симптом чаще всего проявляется в пубертатный период. Ранее спокойный и доброжелательный подросток может проявлять беспричинную агрессию. Или разговорчивый и общительный ребенок замыкается в себе и постоянно молчит. Родители часто списывают такие перемены на сложности переходного возраста, но это может быть и признаком патологии.
  7. Гиперактивность. Многие дети очень подвижны. Однако бывают случаи, когда ребенок чрезмерно непоседлив, его внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. Он не может долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности и быстро устает даже от подвижных игр. У таких детей всегда возникают большие трудности в учебе из-за неусидчивости.

Симптомы психических расстройств у детей

Если у ребенка имеются вышеперечисленные особенности поведения, то необходимо срочно обращаться к детскому психиатру. Такие проявления невозможно скорректировать воспитательными методами. Это признаки развивающейся патологии, которая без лечения будет прогрессировать и приведет к негативным изменениям личности.

Невнимательность

Дефицит внимания идет рядом с недостатком сна, питания и синдромом гиперактивности. Синдром дефицита внимания, это неврологическое расстройство с характерной импульсивностью и низкой устойчивостью к отвлекающим раздражителям. Кроме СДВГ, невнимательность принадлежит к целой группе психологических расстройств, распознавание которых  затруднено без помощи специалиста.

Как не пропустить первые признаки заболевания? Поможет регулярное посещение педиатра и наблюдение за развитием ребенка. Кроме того, обратите внимание на наследственность – доказано, что если близкие родственники имеют в анамнезе психические отклонения, они могут передаваться младшему поколению на генетическом уровне.

Умственная отсталость (олигофрения)

При тяжелой и средней степени умственной отсталости признаки психического расстройства у детей заметны уже в первые годы жизни. Легкая степень олигофрении может проявиться только в младшем школьном возрасте. Симптомы этой патологии следующие:

  • плохая память;
  • снижение познавательных способностей;
  • нечеткая речь;
  • скудный словарный запас;
  • низкая внимательность;
  • неспособность продумывать последствия своих действий;
  • слабое эмоциональное развитие.

Обучение детей с психическими расстройствами такого типа проводится в коррекционных школах по специальной программе или на дому. Также ребенку необходимо наблюдение детского психиатра. Это нарушение невозможно вылечить или скорректировать полностью. При легкой степени олигофрении ребенка можно научить навыкам самообслуживания и развить в нем умение общаться с окружающими. При сильной умственной отсталости пациент нуждается в постороннем уходе.

Смешанные расстройства школьных навыков

Нередко ребенок имеет нормальный интеллект, но при этом он не в состоянии овладеть навыками письма, счета и чтения. Это создает большие трудности при обучении в обычной школе. В таких случаях врачи говорят о смешанном психическом расстройстве у детей.

Во время диагностики у ребенка не выявляется никаких неврологических нарушений или умственной отсталости. Память и познавательные способности остаются в пределах нормы. Такая патология связана с медленным созреванием определенных структур мозга, отвечающих за способность к освоению школьных навыков.

Симптомы психических расстройств у детей

Дети с подобными расстройствами нуждаются в специальном обучении в санаторных школах или на дому. Им рекомендуется учиться по индивидуальной программе. Вылечить такое нарушение медикаментозными способами невозможно. Это расстройство подлежит коррекции только педагогическими методами.

Детский аутизм

Этот недуг еще называют синдромом Каннера. Это патология, которая встречается очень редко, но тем не менее достаточно для того, чтобы это было проблемой. Опять же, у мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Врачи считают, что первые симптомы появляются еще в младенчестве, но диагностировать аутизм в такой период жизни очень сложно. Чаще всего патология обнаруживается в возрасте 3 лет, когда ребенок учится формировать социальные контакты.

Динамика и признаки психического расстройства у детей:

  • Ребенок не проявляет желания общаться.
  • Ведет себя эмоционально холодно и не способен сопереживать.
  • Испытывает проблемы с выражением своих эмоций.
  • Неправильно комбинирует жесты, тембр и голос, мимику и т.д., для выражения своих мыслей.
  • Отличается специфической речью.
  • Склонен повторять некоторые слова, использовать странные речевые обороты, говорить монотонно или манерно.

Практически во всех случаях у ребенка диагностируют ухудшение памяти. Стабильным остается стремление сохранять спокойствие, ничего не менять. Такие дети не любят, когда что-либо меняется, они плохо это переносят, потому что это стресс для их психики.

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Патологические проявления расстройства психического развития у детей:

  • Слабый уровень умственного развития.
  • Привычка выполнять все по одному алгоритму, создание собственных ритуалов.
  • Склонность к повторяющимся стереотипным действиям.
  • Опасные действия, которые могут быть направлены как на себя, так и на других.

Причины возникновения аутизма – это чаще всего наследственная предрасположенность. Также на возникновение этой патологии могут влиять особенности внутриутробного развития. По мере того как ребенок растет, симптоматика может постепенно сходить на нет. Действительно, в ряде случаев с возрастом ребенок начинает чувствовать себя лучше и адаптируется к окружающей среде.

Лечение психического расстройства у детей основывается на специальном и отдельном от других детей обучении, а также приеме лекарственных препаратов.

Это нарушение психики носит врожденный характер. У ребенка нарушен контакт с окружающими и отсутствуют социальные навыки. Аутисты с трудом осваивают речь и не стремятся к общению. Они полностью погружены в свой внутренний мир.

Для этой патологии характерны также стереотипные действия. Ребенок может часами раскладывать кубики в определенном порядке и при этом не проявлять интереса ни к каким другим занятиям.

Здоровый ребенок обычно учится различным навыкам у взрослых. Аутисту сложно получать информацию из внешнего мира из-за плохой коммуникации с другими людьми. Кроме этого, дети с аутизмом очень болезненно переносят любые перемены, из-за этого им сложно осваивать что-либо новое.

Вылечить аутизм полностью невозможно. Однако это нарушение подлежит частичной коррекции. С помощью медикаментозных и педагогических методов можно развить у ребенка речевые и коммуникативные навыки.

СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего отмечается у детей 6-12 лет. Эта патология характеризуется следующими проявлениями:

  • неусидчивостью;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • высокой подвижностью;
  • несдержанностью;
  • импульсивностью;
  • чрезмерной разговорчивостью.

Гиперактивные дети имеют нормальный интеллект. Но из-за неусидчивости и невнимательности они, как правило, плохо учатся. Если не лечить эту патологию в детстве, то некоторые признаки СДВГ могут сохраняться и во взрослом возрасте. Зрелые люди с гиперактивностью склонны к вредным привычкам и конфликтам с окружающими.

Детская шизофрения

Психические расстройства у детей дошкольного возраста порой выявить сложно, именно поэтому очень важно регулярно посещать с ребенком кабинет психотерапевта или хотя бы психолога. Со стороны родителей надо наблюдать за поведением ребенка и отмечать странные моменты.

Если же уделить малышу в этот период недостаточно внимания и не заметить ту или иную патологию, то можно очень сильно нарушить его психологическое развитие.

Часто у детей возникает шизофрения, которая характеризуется патологиями мышления, поведенческими реакциями, искаженным восприятием окружающего мира, эмоциональными расстройствами. Это тяжелое психическое расстройство детей и подростков, поэтому следует обращать внимание на ребенка, даже если он уже вступил в подростковый период.

Признаки шизофрении:

  • У детей наблюдается спад активности, равнодушие к окружающему миру и тем видам деятельности, которые вызывали интерес.
  • Нарушается способность концентрировать внимание, делать конкретные суждения.
  • Поведенческие девиации, которые проявляются агрессивностью и негативизмом.
  • Возможны слуховые галлюцинации.

Надо понимать, что в любом случае ребенок вряд ли расскажет о симптомах, тем более о галлюцинациях.

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Диагностика происходит после клинического наблюдения и оценки состояния ребенка в стационарных условиях. Иногда приходится проводить дифференциальную диагностику для того, чтобы выявить психические и поведенческие нарушения и правильно выбрать тактику лечения.

Симптоматика шизофрении довольно проста, потому что представляет собой стереотипную картину. Начинает казаться, что дети живут в каком-то монотонном мире и вместо игрушек используют различные предметы: обувь, бытовые предметы, проволоку, кухонные приспособления. Также заметно сужается круг интересов, или же они становятся довольно примитивными.

Поведение детей с психическим расстройством такого типа характеризуется отставанием психологического развития. Но есть исключения. Так, у некоторых детей на фоне шизофрении, наоборот, отмечается ускоренное развитие. Они быстрее учатся читать, писать, запоминать тексты. Такие дети обычно вызывают удивление и восторг.

Малыши могут рассуждать очень по-взрослому, интересоваться взрослой литературой и проблемами. Это говорит о преждевременном развитии интеллекта. Чаще всего в детском возрасте шизофрения связана с деперсонализацией. Очень важно отличить эту патологию от невроза, чтобы начать адекватное лечение. При этом на течение патологии не оказывают никакого влияния стрессы и конфликты.

В детском возрасте шизофрения отмечается довольно редко. Большую роль в возникновении этой патологии играет наследственный фактор. Поэтому родителям следует внимательно присмотреться к поведению ребенка, если среди его ближайших родственников отмечались случаи шизофрении. Это заболевание у детей чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрасте. Настораживать должны следующие симптомы:

  • замкнутость;
  • безволие и апатия;
  • неопрятность;
  • потеря интереса к прежним любимым занятиям;
  • нелогичные высказывания;
  • внезапная агрессивность;
  • застывание в странных неудобных позах;
  • бред;
  • галлюцинации.

Если у ребенка постоянно отмечаются вышеперечисленные признаки, то необходимо посетить детского психиатра. Шизофрению нельзя вылечить полностью, но можно длительное время поддерживать больного в ремиссии. Без терапии эта патология неуклонно прогрессирует и может привести к инвалидности.

Лечение

Выбор метода лечения психогенных патологий у детей зависит от вида заболевания. В некоторых случаях с проблемой удается справиться быстро. При хронических патологиях может потребоваться длительный, а иногда и пожизненный прием препаратов. Используются следующие способы терапии:

  1. Психотерапевтические методы. Врач регулярно беседует с ребенком и его родителями. Он выясняет причину проблемы и рекомендует способы ее разрешения. Также во время беседы врач может обучать ребенка контролю за своим поведением. В легких случаях значительного улучшения можно добиться только психотерапией без применения лекарств.
  2. Медикаментозное лечение. В более сложных случаях необходимо назначение лекарств. При повышенной агрессивности, перепадах настроения, подавленности показан прием антидепрессантов, нейролептиков и седативных средств. При задержке развития психиатр может рекомендовать ноотропные препараты. При лечении детей врачи стараются подбирать наиболее щадящие лекарства в минимальных дозах.
  3. Стационарное лечение. В очень тяжелых случаях может потребоваться лечение в условиях детской психиатрической больницы. Госпитализация необходима, если у ребенка отмечается склонность к самоповреждению, попытки суицида, бред, галлюцинации, сильная агрессия. Такие дети должны находиться под постоянным медицинским наблюдением.

Если родители замечают у ребенка признаки психических отклонений, то затягивать с визитом к врачу нельзя. Без лечения такие болезни прогрессируют и существенно затрудняют адаптацию человека в социуме.

Лечение психических расстройств у детей чаще всего заключается в использовании медикаментозных средств и прохождения терапии у конкретного специалиста. Самостоятельно родители не могут решить такие проблемы, потому что специфика детских патологий очень неясна. Гораздо лучше довериться специалисту, который сможет помочь вашему ребенку в раннем возрасте и решить его проблемы.

Если у ребенка психическое расстройство налицо, то стоит приготовиться к длительному лечению. Очень важно вовремя обратиться к детскому психиатру, чтобы не потерять драгоценное время. Отметим, что для лечения психических отклонений используются те же медикаментозные препараты, которые применяются для лечения взрослых.

Если вы уже начали лечение, то рекомендуем не менять специалиста, потому что это может плохо сказаться на ребенке. Если он доверился человеку и пошел с ним на контакт, то с другим врачом может отказаться идти на сближение. Это еще раз должно напоминать о том, как важно изначально выбрать хорошего профессионала.

Не рекомендуем расспрашивать ребенка о сеансах с врачом. Лучше переговорить с самим специалистом, потому что ребенок может воспринять ваш интерес в штыки и закрыться от общения.

Подводя итог, отметим, что очень важно наблюдать за своим ребенком. Пока он маленький, постарайтесь не воспитывать его, а быть просто отстраненным наблюдателем. Тогда вы сможете лучше понять его и построить более грамотную связь в будущем.

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Профилактика

Для большинства психических расстройств, встречающихся у детей, не разработана специфическая профилактика. Однако некоторые меры могут быть приняты. Людям, имеющим в семейном анамнезе случаи развития расстройств психики, следует планировать беременность. Нужно заблаговременно отказаться от вредных привычек.

Женщинам во время беременности следует соблюдать рекомендации врача и избегать мест, где возможно заражение инфекциями, способными негативно отразиться на состоянии развивающегося ребенка. Кроме того, для снижения риска появления расстройств психики необходимо обеспечить ребенку благоприятную психологическую среду в семье.

Дети, имеющие психические расстройства

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Начнем с того, что действительно есть определенные отклонения, которые проявляются именно в детском возрасте. На дальнейшую жизнь человека они не распространяются. Такие патологии чаще всего происходят из-за нарушения естественного хода развития. Они характерны тем, что являются довольно стойкими, но при этом не отмечается колебаний психического состояния.

Также отсутствует динамика проявления тех или иных симптомов. С возрастом некоторые симптомы могут измениться и редуцироваться, но тем не менее они полностью не исчезнут, если их не проработать с доктором. По статистике отклонения психического типа чаще всего обнаруживают среди мальчиков.

Гиперкинетическое расстройство

Его еще называют синдромом нехватки внимания, который наблюдается параллельно с гиперактивностью ребенка. Такое нарушение встречается гораздо чаще, примерно у 9% детей. Признаки психического расстройства у детей:

  • Гиперактивность, которая может быть двигательной или вербальной.
  • Импульсивные действия, нехватка внимания.
  • Неуспеваемость.

Патология отличается тем, что дети не могут довести до конца ни одно дело. У них нормальные умственные показатели, но они очень быстро теряют интерес к любым задачам. Иногда склонны к конфликтам. Им очень трудно концентрировать свое внимание: они задают очень много вопросов, но не успевают выслушать ответ, потому что уже интересуются другим. Способны провоцировать взрослых на скандалы.

Основные причины возникновения патологии:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Особенности перинатального периода.
  • Неправильное развитие детско-родительских отношений.

Именно последний фактор может усугубить гиперкинетическое расстройство. При этом, если родители ведут себя правильно, то их общение позволит ребенку пережить этот период и избавиться от недуга. Чаще всего гиперактивность проявляется в возрасте 6-8 лет.

Лечение заключается в проведении психолого-социальных мероприятий параллельно с приемом определенных препаратов. Отличные результаты показывает ноотропная терапия.

Синдром Ретта

У ребенка психическое расстройство такого типа встречается довольно редко. Характеризуется оно тем, что малыш испытывает сложность с произношением слов, их пониманием. Грозит это утратой речи. Особенности патологии:

  • Расстройство речи в возрасте 3-7 лет.
  • Эпилептические приступы.
  • Эпилептическая активность во время сна.

Такое нервно-психическое расстройство у детей требует исключительно медикаментозного лечения.

Это генетическая патология, которая возникает только у девочек. Характеризуется она тем, что со временем утрачивается способность к речи и исчезают мануальные навыки. В некоторых случаях отмечается задержка физического роста головы, энурез, одышка, эпилептические припадки.

Это очень опасное психическое расстройство. У ребенка в 2 года оно проявляется во всей своей красе. Очень характерна стадия заболевания, которая проявляется симптомами аутизма. Если не лечить ребенка, то это может привести к тяжелой форме инвалидности.

Патологию назвали в честь французского ученого, который описал синдром у 9 своих пациентов. Это тикозная патология, которая сопровождается следующими проявлениями:

  • Эмоциональная неустойчивость, которая может проявляться раздражительностью и резким спадом настроения.
  • Импульсивные позывы ребенка сказать что-то неприличное или неприятное.
  • Навязчивое желание сделать больно близкому любимому человеку.
  • Аутоагрессия.

Причина этой патологии заключается чаще всего в генетическом факторе. Лечение заключается в проведении психотерапии, приеме антидепрессантов и нейролептиков. На сегодняшний день наиболее эффективна медикаментозная терапия.

Депрессия

Такие психические расстройства у детей дошкольного возраста проявляются чаще всего. Ребенок может начать жаловаться на постоянную тоску, какие-то страхи и проблемы. У детей депрессия развивается параллельно с нарушениями аппетита, сна, запорами.

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Симптоматика:

  • Вялые движения и слишком слабая речь.
  • Заметная медлительность.
  • Болезненные ощущения в теле.
  • Повышенная плаксивость.
  • Отказ играть и дружить с другими детьми.
  • Ярко выраженное чувство своей никчемности.

Помощь детям с психическим расстройством такого типа должна исходить от профессионала, чтобы не усугубить ситуацию.

Чаще всего лечение представляет собой медикаментозную и психическую терапию. При этом очень важную присутствовать на приемах врача совместно с ребенком, чтобы увидеть его реакцию на те или иные действия врача. Неопытный специалист может запустить ситуацию и даже причинить вред ребенку.

Невроз

Данное психическое расстройство у детей с 4 лет возникает очень часто, но тем не менее детские неврозы могут проявляться вплоть до наступления подросткового периода. Диагностировать заболевание сложно, потому что психика ребенка еще очень незрелая.

Существует скромный перечень симптомов, которые можно классифицировать как проявление патологической невротической реакции. Заметить эти неправильные реакции можно при испуге, строгом запрете, наказании ребенка. И все же с высокой точностью определить наличие такого заболевания, как неврастения или истерия, в детском возрасте практически невозможно. Это вызвано тем, что, чем раньше у ребенка проявляется патология, тем более слабой становится ее динамика.

У ребенка психическое расстройство чаще всего проявляется навязчивыми страхами и тревогами:

  • Боязнь темноты.
  • Боязнь определенных животных.
  • Страх перед героями фильмов, сказок.
  • Страх расстаться со своими близкими людьми.
  • Страх перед учебой, соревнованиями.
  • Страх смерти.

На возникновение тех или иных фобий большое влияние оказывает характер ребенка. Чаще всего расстройства возникают у детей, которые отличаются тревожностью и мнительностью, наряду с сильной впечатлительностью. Также неврозам больше подвержены дети внушаемые и склонные доверять всему, что им говорят.

Общие признаки

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Если у ребенка психическое расстройство, то обнаружить его довольно сложно. Во-первых, необходимо точно знать симптоматику, во-вторых, учитывать сопутствующие факторы и обстоятельства. Естественно, родителям очень сложно все это связать между собой, поэтому не стоит изучать симптоматику всех психических отклонений.

Достаточно лишь знать поведенческие нарушения, которые характерны для ребенка определенного возраста. Если вы наблюдаете их в заданном возрасте, то это говорит о наличии отклонений. Какого типа это отклонение, как оно лечится и как его диагностировать, можно выявить позже. Главное на этом этапе – осознать, что есть девиация и она требует лечения.

Расстройство у детей возрасте 2 лет характеризуется пассивностью. Малыш в таком возрасте обычно очень активный, ему все интересно. Если же вы замечаете, что ваш ребенок ведет себя неуверенно, много чего боится и в принципе избегает окружающего мира, то необходимо обратиться к специалисту.

В возрасте 3 лет расстройства могут проявляться капризностью, нежеланием слушаться взрослых, повышенной ранимостью, быстрой утомляемостью, раздражительностью. В этом возрасте очень важно не подавлять активность ребенка, потому что это может привести к дефициту эмоционального опыта, а это в свою очередь может спровоцировать аутизм и расстройство речи.

В возрасте 4 лет расстройства проявляются в упрямстве, протесте, психогенных срывах. У ребенка отмечается напряженность, чувствительность к эмоциям других, что может провоцировать фрустрацию. Если вы замечаете, что в этом возрасте ребенок начинает слишком резко и агрессивно реагировать на что-то, то необходимо проконсультироваться со специалистом.

В возрасте 5 лет патологии проявляются слишком быстрым психическим развитием, по сравнению со сверстниками и появлением интересов конкретной направленности. Также ребенок может утратить навыки, которыми уже обладал. Он может начать играть в бессмысленные игры, перестать использовать новые слова, которые уже знает, отказываться от ролевых игр, проявлять неаккуратность.

Ссоры при детях недопустимы

В возрасте 7 лет патологии характеризуются нарушениями сна, аппетита, повышенной утомляемостью, головокружениями, спадом работоспособности, склонностью к фобиям, переутомлением. Однако надо понимать, что в этом возрасте ребенок немного неустойчив, потому что он готовится к школе. Естественную нервозность не стоит принимать за какое-то отклонение, если она не выходит за нормальные границы.

Возможность возникновения психических расстройств у детей в разные возрастные периоды различается. Принимая во внимание, что психическое формирование у детей идет неравномерно, то в определенные периоды оно делается дисгармоническим: одни функции складываются быстрее других.

Признаки расстройства психики у детей могут выступать в следующих проявлениях:

  • чувство глубокой печали и замкнутости, которая продолжается больше 2-3-х недель;
  • пробы навредить себе или убить себя;
  • абсолютный без причины страх, который сопровождается сильным сердцебиением и учащенным дыханием;
  • участие в множественных драках, использование оружия с расположением кому-то навредить;
  • жестокое, бесконтрольное поведение, которое причиняет вред, как себе, так и другим;
  • отказ от еды, применение слабительных средств или выкидывание еды в мусор для того, чтобы похудеть;
  • сильные тревоги, которые мешают нормальной активности;
  • проблемы с сосредоточиванием внимания, а также невозможность усидеть на месте, что представляет физическую угрозу;
  • употребление наркотических веществ или алкоголя;
  • сильные перепады в настроении, которые могут приводить к сложностям в отношениях;
  • перемены в поведении.

На основании лишь данных признаков достаточно сложно поставить безошибочный диагноз, потому родителям необходимо, выявив подобные проявления, обратиться к психотерапевту. Представленные признаки совсем не обязательно должны обнаруживаться у детей, которые имеют психические отклонения.

Симптомы психических расстройств у детей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector