Компьютерная зависимость у подростков: как от нее избавиться

Что такое компьютерная зависимость и ее основные признаки.

Термин «компьютерной зависимости» подразумевает маниакальное стремление человека проводить все время в виртуальном мире, в ущерб работе, учебе, социальным связям. Особенно склонны к его возникновению дети и подростки. Ведь их психика еще недостаточно окрепла, они уязвимы перед любым сильным влиянием.

Конечно, наличие компьютерной зависимости, как психического заболевания, может констатировать только психолог. Но и в домашних условиях существуют несколько явных признаков, которые под силу заметить родителям:

  • ребенок проводит за компьютером почти все свободное время, а также время, отведенное для учебы, прогулок или домашних обязанностей;
  • агрессивно реагирует на просьбы родных отвлечься от своего занятия;
  • дети с компьютерной зависимостью включают гаджеты сразу после пробуждения и даже засыпают с ними;
  • они ограничивают все «живые» контакты и заменяют их общением в социальных сетях;
  • почти все интересы мальчиков и девочек, страдающих этим заболеванием, сводятся к обсуждению новинок техники, игр и т. д.;
  • в подобном состоянии страдает учеба, обязанности по дому не выполняются, ребенок не интересуется жизнью родных и друзей;
  • отсутствие гаджетов, по-разному влияет на поведение таких детей, они могут испытывать раздражение, апатию, агрессию или ломку.

Существует несколько разновидностей компьютерной зависимости. Самые распространенные из них это кибераддикция и сетеголизм.

В первом случае ребенок чрезмерно увлечен разными видами игр, а второй вид зависимости отличается увлечением социальными сетями, форумами, насыщением ненужной информацией (видео-блоги, ролики).

Компьютерная зависимость у подростков: как от нее избавиться

Ответственные и заботливые родители очень чутко относятся к увлечениям своего ребенка и прикладывают все силы, лишь бы не допустить у их чада появление зависимости. Постоянное пребывание «по ту сторону монитора» оказывает пагубное влияние на развитие личности и мешает ребенку найти свое место в обществе.

На что стоит обратить внимание родителям в первую очередь? Для начала стоит ознакомиться с главными признаками компьютерной зависимости:

  • Замкнутость в пространстве. Подросток, имеющий зависимость от гаджетов, не стремится лишний раз выходить на улицу и ограничивает себя в общении со сверстниками в реальном мире. Со временем он практически перестает воспринимать все то, что происходит вокруг него. Он все глубже погружается в свою выдуманную жизнь, тем самым теряя связь с реальностью. К счастью, процесс формирования зависимости весьма длительный, так что у родителей есть прекрасная возможность вовремя заметить неладное.
  • Синдром «слияния». Данный признак можно назвать самым ярким и показательным. Ребенок предпочитает делать все, не отрываясь от монитора или экрана планшета. Именно эффект «слияния и прилипания» сигнализирует о наличии компьютерной зависимости. Не ждите, что подросток попросит вас о помощи, ведь он не видит ничего страшного в том, чтобы проводить все свое время за монитором. Зато он спокойно может пожертвовать приемом пищи или полноценным сном ради любимой игры.

Если вспомнить о «бытовых симптомах» компьютерной зависимости, то родителям настоятельно рекомендуется обратить внимание на следующие ситуации:

  • Ребенок проводит за компьютером больше трех часов в день, без учета использования компьютера для выполнения домашнего задания.
  • Ребенку необходимо, чтобы компьютер постоянно работал в фоновом режиме, так что, проснувшись утром, или вернувшись после занятий, он первым делом бежит его включать.
  • Подросток негативно относится к попыткам родителей ограничить его время пребывания за компьютером, его позиция нередко приобретает форму ссоры или скандала.
  • Социальная активность подростка резко сокращается и если раньше для него было нормой уйти на прогулку с друзьями, то сейчас все его социальные контакты перешли на интернет-площадки и мессенджеры.
  • Практически невозможно переключить внимание ребенка на другое занятие. Его больше не интересуют книги, настольные игры и занятия спортом, интерес он показывает только по отношению к компьютерным развлечениям.

Важно

Не относитесь к компьютерам со снисходительностью в надежде, что именно вашего ребенка зависимость не затронет. Порой достаточно упустить ситуацию из-под контроля буквально на пару дней и в итоге получить множество проблем, связанных с тягой к гаджетам.

Чтобы предотвратить возникновение зависимости, дома должны быть четкие правила, касающиеся времени, посещения сайтов, компьютерных игр. Желательно, установить на компьютер ребенка специальную программу, которая контролирует все эти параметры. Если все же зависимость себя проявила, на нее будут указывать различные признаки.

Снижается успеваемость в школе, на просьбы выключить компьютер, ребенок реагирует агрессией. Школьник может сидеть за компьютерной игрой весь день, не вспоминая об отдыхе и чувстве голода, нервная система не выдерживает нагрузок — мысли о событиях в игре или увиденном/прочитанном не дают уснуть. Пренебрежение увлечениями, друзьями, ответственностью перед образовательным учреждением, все это — итог многочасовой игры за компьютером.

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

Компьютерная зависимость у подростков: как от нее избавиться

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Зависимость у малышей. С чего все начинается?

По исследованиям детских психологов, еще 10 лет назад средний возраст ребенка зависимого от компьютера, составлял 10-12 лет. Сейчас, первые признаки зависимости появляются уже в дошкольном возрасте. А главными виновниками такой ситуации являются, как это ни удивительно, сами родители. Именно они поощряют увлечение маленьких детей гаджетами.

Все начинается с родительской усталости и нежелания заниматься развитием и образованием собственных чад. Согласитесь, что гораздо проще вложить телефон в маленькую детскую ладошку и спокойно заниматься своими делами, пока малыш пребывает во власти разноцветных картинок, сомнительных мультфильмов или различных игрушек.

Маленькие дети в возрасте 2-5 лет способны самостоятельно найти видео в родительском телефоне. Но у них еще не сформировалось мышление, избирательность и предпочтения. Они формируются как раз под воздействием той информации, которую ребенок «впитывает» из окружающего мира. Если кроме телефона или планшета у малыша нет других источников познания, то фундамент личности маленького человека составит именно то, что он увидит в телефоне, телевизоре, планшете. А значит, родители почти не смогут повлиять на становление своего ребенка и его личностных качеств. Хорошо ли это?

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

  • I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.
  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении. Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Как распознать зависимость от компьютерных игр

Прежде чем озаботиться поиском способов решения проблемы или обращаться за помощью к психологам, стоит понять, какой именно вид зависимости сформировался у вашего ребенка. По словам специалистов, пагубное увлечение гаджетами бывает двух типов:

  1. Игровая зависимость. Этот тип зависимости еще называют кибераддикцией, которая проявляется в нездоровом интересе к компьютерным играм. Подросток практически отключается от реального мира и полностью уходит в мир игровой. Он теряет счет времени, забывая про сон и еду.
  2. Зависимость от интернета. Данный вид также известен под определением «сетеголизм» и наблюдается у подростков, имеющих проблемы, связанные с социальной самоидентификацией и общением со сверстниками. Такие дети проводят все свое свободное время на форумах, в социальных сетях и чатах. Для них характерно заводить новые знакомства в сети, не испытывая с этим никаких сложностей, в отличие от реального мира.

Помочь ребенку побороть пагубную зависимость зачастую бывает намного сложнее, чем помочь взрослому человеку. Причиной тому будет нежелание ребенка идти на контакт и признать наличие проблемы. Большинство детей, страдающих от компьютерной зависимости, не прислушиваются к доводам взрослых, считая, что они специально хотят оградить их от любимых игр, лишь бы доказать свое превосходство.

Именно поэтому очень важно, в первую очередь, наладить доверительное общение с ребенком. Только после этого следует искать причину, сподвигнувшую ребенка на уход от реальности. Зачастую причина бывает предельно проста — отсутствие уверенности в себе, проблемы в общении со сверстниками, недопонимание в семье. Родителям предстоит не только найти источник проблемы, но и помочь ребенку разобраться с возникшими трудностями.

Для того чтобы облегчить борьбу с компьютерной зависимостью, примите к сведению советы психологов:

  • Первым шагом, как говорилось выше, является осознание и признание наличия проблемы. Также стоит составить план предполагаемых действий, направленных на избавление от столь вредной привычки.
  • Ни в коем случае нельзя критиковать, ругать и физически наказывать ребенка. Такой подход только ухудшит сложившуюся ситуацию и отдалит от вас ребенка, вынудив его замкнуться во внутреннем мире. К тому же, справедливости ради, стоит отметить, что вина лежит не только на ребенке, не меньшую ответственность несут и родители, которые не смогли или не захотели уделить должное внимание своему ребенку и пропустили тот момент, который и послужил поводом для ухода в игровой мир.
  • Вспомните о том, чем раньше увлекался ребенок. У него должны быть собственные интересы и хобби, которыми он занимался ранее. Разделите с ним его увлечения, таким образом, вы повысите уровень взаимопонимания между собой и ребенком и сможете наладить доверительное общение, без которого все ваши потуги побороть зависимость могут и вовсе не сработать.

Позже, когда ребенок отправляется в школу, у него начинается новый чувствительный период в жизни, когда возрастает опасность упустить момент и школьник подвергнется пагубной зависимости от гаджетов.

Вот основные причины компьютерной зависимости у младших школьников:

  • интерес ко всему новому, который вовремя не был направлен на несколько видов деятельности под присмотром значимых взрослых (родных, учителей);
  • недостаток внимания со стороны родителей;
  • желание не отставать от сверстников;
  • отсутствие интересов, хобби, увлечений;
  • желание «скрыться» от действительности, если в семье существуют серьезные проблемы;
  • неуверенность в себе, застенчивость, проблемы в общении.

Таким образом, благодаря компьютеру, ребенок компенсирует себе дефицит общения. Он заменяет реальность виртуальными мирами, где все можно контролировать, в отличие от реальности.

Психологи разработали несложные рекомендации для родителей, которые предупреждают возникновение компьютерной зависимости.

  1. Разрешая дошкольникам проводить время за просмотром мультфильмов или видеороликов, родители должны строго контролировать содержание контента. Лучше посмотреть мультфильм вместе со своим ребенком. В процессе или по окончанию просмотра, активно обсудить все увиденное. Таким образом, у малыша будет представление о разных взглядах на одну ситуацию, сформируется речь, понятие избирательности, логическое мышление.
  2. Ребенок не должен проводить за компьютером или телефоном все свободное время. Используйте гаджеты в качестве поощрения за успешную учебу, хорошее поведение, выполнение домашних дел.
  3. Подавайте собственный пример. Видя, как безвылазно взрослые пропадают в собственном телефоне, ребенок и сам погружается в виртуальную реальность.
  4. Займите время ребенка активными играми, кружками, прогулками на свежем воздухе. Настаивайте на совместных походах в развлекательные центры, театры, детские мероприятия. Обычно, дети младшего школьного возраста, с удовольствием соглашаются на любые предложения активного отдыха. Если этого не происходит и ребенок реагирует без особого интереса – в жизни вашего ребенка происходит что-то неприятное, требующее родительского внимания.
  5. Интересуйтесь его отношениями со сверстниками, увлечениями, достижениями.
  6. Разрешайте приходить в гости друзьям ребенка. Поощряйте его стремление к социальным контактам.
  7. Наблюдайте за поведением детей в Интернете. Контролируйте время, когда он заходит в сеть. Если он ведет блог – подпишитесь. Монтирует видеоролики? Смотрите результаты его трудов. Обговаривайте, вникайте.
  8. Обсуждайте, почему именно те или иные игры выбирает ребенок. Попробуйте поиграть вместе с ним, но только после обязательно настаивайте на отдыхе или смене занятия на любое другое, не связанное с Интернетом.
  9. Если ребенок застенчив, и ему легче искать общение в сети – хвалите и поддерживайте его за любое off-line достижение.
  10. Установите фильтры на нежелательные сайты. Такой прием необходим, ведь невозможно контролировать постоянно, чем занимается ребенок, когда проводит время у монитора.

Эти советы помогут избежать проблем в будущем. И покажут ребенку, что вам небезразличны его увлечения.

Если зависимость от компьютерных игр или социальных сетей действительно выявлена у ребенка, стоит приступить к активным действиям, чтобы не терять драгоценное время.

  1. Обратитесь к психологу. Специалист поможет грамотно справиться с этой ситуацией и не сделать еще хуже. Он разработает программу действий, которой нужно придерживаться.
  2. Наберитесь терпения. Устранять проблему гораздо тяжелее, чем не допустить ее возникновения.
  3. Не запрещайте компьютер сразу, без предупреждения и исключений. От этого станет только хуже. Ребенок может впасть в депрессию или проявит неконтролируемую агрессию, которая будет направлена в первую очередь на родителей.
  4. Начните контролировать и лимитировать время посвященное гаджетам. Постепенно уменьшайте количество часов для ребенка, в которые ему позволено играть. Остальное время займите общими увлечениями. Придумывайте все, что может заинтересовать ребенка, только бы он не вспоминал о своем любимом электронном друге.
  5. Избегайте возможного общения чада с такими же зависимыми людьми.
  6. Постарайтесь мягко донести, что появилась проблема, вы очень беспокоитесь за его здоровье и не хотите дальнейших осложнений. Если ребенок поймет это – отмечайте все изменения и улучшения. Поощряйте их. И тогда, ребенок будет стремиться преодолеть зависимость вместе с вами.

Борьба с любой зависимостью – это нелегкий путь, который порой не удается пройти взрослому человеку. А борьба, с чрезмерной страстью к Интернету у детей и подростков, требует исключительной аккуратности и терпения.

Компьютерная и интернет зависимость у детей

Если говорить простым языком, то компьютерная зависимость – это зависимость от игр, социальных сетей и различных видео.

Можно выделить три типа зависимости. Рассмотрим подробнее каждую:

  • Познавательная – заинтересованность в хакерстве, программировании, сфере телекоммуникации.
  • Игровая – заинтересованность компьютерными играми и играми в режиме онлайн.
  • Коммуникативная – интерес к сетевой коммуникации, виртуальному общению.

Детская и подростковая компьютерная зависимость несет большую опасность. Чем она чревата: изолирование от общества, отсутствие необходимых социальных навыков, проблемы с психикой. Дети, склонные к компьютерной зависимости, нередко страдают нервными разладами: перенапряжением нервной системы, неврозами, сложностями в учебе, нехваткой побуждения.

У юного пользователя компьютера стираются грани, обозначающие предел дозволенного. Это касается и закона. Итог: некоторые подростки идут по «темной» дорожке. Детская, подростковая компьютерная зависимость порой приводит к различным заболеваниям: проблемы со зрением, желудочно-кишечным трактом. Наблюдается общее изнурение организма, очевидные психические расстройства.

  • Компьютерная зависимость часто формируется из-за отсутствия теплых отношений в семье. Пример: родители или иные ближайшие родственники не находят времени или желания на общение с ребенком, участие в его жизни, изучение его душевного состояния, мыслей, чувств. Эмоционально отдаленные родственники не понимают ребенка, не способны услышать его. Ситуация может обернуться компьютерной зависимостью, разными формами отклонения в поведении.
  • Вторая причина: отсутствие у ребенка (подростка) интересов, привязанностей, хобби, не имеющих отношения к компьютеру. Пример: подросток ничем особо не увлекается, плохо относится к чтению, прогулкам, домашним обязанностям, учебе. Единственное увлечение: просмотр телепередач. И вот, у него появляется компьютер. Постепенно ему открываются возможности виртуального мира: игры позволяют ему быть крутым гангстером, силачом, гонщиком. Он может знакомиться с людьми, выдавая себя за того, кем не является. Множество разнообразных возможностей провоцируют устойчивую компьютерную зависимость.
  • Неспособность ребенка налаживать контакты с социумом, дружественные связи. Пример: ребенок чрезмерно стеснителен, и не может побороть это качество. Причиной может быть наличие видимого физического недостатка, особенности внешности, отталкивающие сверстников от общения. Или же особенности характера, препятствующие установлению связей: жадность, злобность, агрессивность, мстительность, замкнутость.
  • Неудачливость ребенка в разных сферах: проблемы в общении со сверстниками, неуспеваемость в школе, конфликты в семье.

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Компьютерная зависимость у подростков: как от нее избавиться

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Компьютерная зависимость у подростков: как от нее избавиться

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано?

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать. Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе.

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний. При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Зависимый подросток

Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно. Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем.

  1. О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
  2. Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
  3. Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
  4. В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
  5. Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
  6. Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
  7. Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
  8. О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.
Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экранов гаджетов?

У большинства старших школьников очень насыщенная, сложная программа обучения. О чем не все родители даже догадываются. Им неведомо скольким стрессам подвергается их ребенок в течение одного дня. Иногда, родители даже обесценивают подростковые проблемы, не воспринимая их всерьез. В этом возрасте появляются проблемы в отношениях с противоположным полом, первые симпатии.

Причины, по которым дети 11-15 лет попадают под влияние гаджетов:

  • чрезмерные нагрузки в школе;
  • недоверие к родителям и убежденность, что они не смогут понять их трудностей;
  • конфликты со сверстниками или в семье;
  • отсутствие настоящих друзей;
  • недоверие к окружающему миру;
  • страх будущего.

Это самый опасный период. Изменения, которые произойдут в это время, могут стать необратимыми.

Удаление компьютерных игр — должно быть с обоюдного согласия, вы должны показать, что уважаете личность ребенка и его пристрастия, но при этом, беспокоитесь за здоровье. Объясните, к чему приводит зависимость — ухудшению зрения, физической формы, развитию сколиоза. Посмотрите фильмы по этой теме, почитайте статьи.

Делайте все возможное, чтобы отвлечь от игр, например, сходите в кино, на выставку, прогуляться в парк. Вспомните, какие увлечения были до этого момента, если ребенок собирал лего, купите новый набор. Займите все его свободное время — уроками, походами по магазинам, разговорами на различные темы. Приглашайте в гости друзей и родственников. Через несколько дней активной занятости можно заметить значительные улучшения в поведении и учебе.

Если самостоятельно решить проблему не удается, обратитесь к психологу и неврологу. Психолог найдет истинную причину, связанную с компьютерной зависимостью и подскажет, как лучше действовать. Обследование у невролога не будет лишним, поскольку ребенок учится в школе и организму необходима серьезная помощь для восстановления эффективной работоспособности.

Чем опасна зависимость от гаджетов?

Можно много говорить о возможных негативных последствиях, к которым способна привести зависимость от гаджетов, но все-таки стоит уделить этому вопросу чуть больше внимания. Самым распространенным вредом, по мнению медиков, можно считать нарушение зрения.

Министерство здравоохранения РФ провело исследования и пришло к выводу, что многие современные подростки подвержены «компьютерному зрительному синдрому», который выражается в рези в глазах, слезоточивости и постоянных головных болях.

Однако, проблем со здоровьем из-за компьютера возникает намного больше. По мнению квалифицированных психологов, зависимость от гаджетов может спровоцировать формирование таких негативных последствий, как:

  • Проблемы с лишним весом. Ребенок, пропадающий за компьютером, отказывается от прогулок на свежем воздухе, не посещает спортивные секции, пищу потребляет чисто механически и нередко прямо за монитором, не задумываясь о том, что лежит у него в тарелке.
  • Ослабление иммунитета, что ведет к подверженности простудным и инфекционным заболеваниям.
  • Проблемы с памятью, что ведет к потере концентрации внимания и трудностям с учебой.
  • Бессонница и аутизм.

У настоящей компьютерной зависимости есть ряд абсолютно предсказуемых последствий:

  • снижение зрения;
  • ожирение, возникающее из-за привычки поедать за монитором все съестное, что находится в пределах досягаемости;
  • проблемы со сном, ведь дети проводят возле экранов даже время, отведенное на сон;
  • проблемы с памятью и вниманием, как следствие бессонницы;
  • отсутствие социальных контактов со сверстниками и взрослыми приводит к одиночеству, замкнутости, неумению взаимодействовать с окружающими;

Такие изменения могут повлиять на всю дальнейшую жизнь еще не сформировавшегося человека и привести к серьезным нарушениям психики (провалы в памяти, аутизм, шизофрения).

Как избавить ребенка от компьютерной зависимости

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу. Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости. Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Компьютерная зависимость у подростков: как от нее избавиться

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

признаки

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);
  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.

  1. Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
  2. Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
  3. Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
  4. Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
  5. «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
  6. «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
  7. Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.

Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.

Рекомендуем прибегнуть к таким простым, но действенным методам решения проблемы:

  • Установите пароль на компьютере, не сообщая его ребенку – вы сможете контролировать время, проведенное за компьютером. Этот метод действен, когда ребенок маленький и не нуждается в компьютере по учебным заданиям. В более взрослом возрасте он тоже полезен, если у подростка очевидная компьютерная зависимость. Если вы днем не дома, и не можете контролировать включение компьютера сами – меняйте пароли ежедневно, и отправляйте их в разрешенное время по смс.
  • Желательно, чтобы на компьютере действовала программа родительского контроля, особенно если ребенок проводит возле него много времени. Ограничьте доступ к определенным сайтам. Как это сделать? Используйте веб-сайт вроде Norton или настройки Windows.
  • Позволяйте ребенку проводить время за играми или пользоваться социальными сетями после выполнения всех прочих дел. Важно научить его правильной расстановке приоритетов. Пример: заведите контрольный перечень обязательных дел. К ним могут относиться уроки, порядок в комнате, помощь по дому и т.д. К концу дня проверьте, придерживался ли ребенок выполнения нужных дел. Задания проигнорированы – следует придумать легкое наказание или ограничение.
  • Организовывайте семейное времяпровождение. Настольные игры, совместная готовка, прогулка. Разнообразьте досуг ребенка до того, как он сядет за компьютер.
  • Создайте в доме зоны без ноутбуков и так далее. Пользование интернетом должно происходить в общих комнатах. Табу: сидение за компьютером в спальне, во время ужина, во время каких-либо совместных семейных мероприятий.
  • При возможности обеспечьте ребенка двумя компьютерами. Один – для отдыха, другой –для учебы. Это даст уверенность, что он вас не обманывает. На устройстве для учебы отключите социальные сети, игровые сайты и тому подобное. Переживаете, что ребенок будет использовать ноутбук, пока вы отсутствуете? Эта проблема решаема: заберите с собой зарядное устройство или аккумулятор от техники – отдадите при необходимости, когда возвратитесь домой.
  • При описанной зависимости важно ограничить использование устройства. Как это будет выглядеть? Заявите о лимите подобного времяпровождения. Если вашему ребенку более двух лет, то ему не следует более двух часов проводить перед монитором. До двухлетнего возраста это время должно быть и того меньше. Можно установить таймер, чтобы чаду было видно, сколько он еще может играть или проводить в социальных сетях. Первое время вы можете помочь ребенку контролировать время у монитора: предупреждайте его за 10-20 минут, что вскоре придется завершить игру или общение в социальной сети.
  • Проведите с сыном или дочерью беседу о виртуальной зависимости. Из разговора попробуйте понять, что его заставляет погружаться в мир игр, социальных сетей. Иногда такое времяпровождение становится для него «альтернативной реальностью», дающей ему уверенность в себе. Нередко это наблюдается в случаях, когда дети вынуждены терпеть издевательства со стороны окружающих. Тогда альтернативная реальность становится защитным панцирем, где ребенок может почувствовать себя не униженным. Если такие проблемы имеются, например, в школе, то не давайте ребенку бесполезных советов, которые он, наверняка, уже пытался реализовать. Если он не хочет ходить в эту школу, прислушайтесь к нему. Возможно, ему больше подойдет другое учебное заведение или даже домашнее обучение.
  • К разговору следует подходить со всей серьезностью, без агрессии и претензий – будьте внимательны, добры, вдумчивы. Постарайтесь понять ребенка. Поговорите с ним на темы, волнующие его. Расскажите о своих переживаниях, опасениях.
  • Придумайте альтернативу играм, социальным сетям. Увлеките ребенка делом, которое вызовет у него интерес. Попробуйте разные варианты – обязательно найдется подходящий.
  • О правилах следует договориться с другими родственниками. Вы должны придерживаться единой методики поощрений и наказаний.

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

  • Потеря контакта с родителями, нежелание идти на него;
  • Ребенок становится поверхностным, его не интересует «живое» общение;
  • Ему не интересны другие дела;
  • Все свободное время он у компьютера;
  • Общение нередко сводится к компьютерным играм.
  • Избегает доверительных бесед;
  • Всячески пытается заполучить желаемое, идя на обман;
  • Потеря контроля над временем проведенного у компьютера;
  • Ребенок поглощает пищу, не отрываясь от компьютера;
  • Он скрывает, сколько в действительности находился у компьютера;
  • Ограничения, связанные с компьютерами вызывает нервную реакцию (злость, плачь, агрессия, апатия);
  • Его день начинается с компьютера;
  • Придя со школы, первым делом ребенок идет к компьютеру.

Заметили какой-либо из признаков? Вывод: компьютерная зависимость. Принятие мер обязательно – не теряйте времени. Конечно, лучше не ждать симптомов, а предотвратить их появление – о профилактике компьютерной зависимости будет рассказано ниже. Этой проблеме подвержены многие подростки и дети, будьте бдительны.

Если компьютерная зависимость уже началась, то необходимо помочь ребенку. На этом этапе многие родители допускают ошибки. Узнайте, что нужно делать, и какая тактика поведения неверна. Итак, как помочь чаду выработать здоровое отношение к компьютеру.

Всегда ли это зависимость? Как не допустить ошибку?

У всего есть обратная сторона. Вот и компьютерная зависимость может оказаться не такой опасной. Ведь Интернет – это не хорошо и не плохо. Важно лишь то, как его использовать. Особенно осторожными следует быть родителям, чтобы не попутать зависимость с увлечением.

Если ребенок часто проводит время за компьютером, поинтересуйтесь у него, что он обычно делает. Может, он страстно увлечен программированием, дизайном и другими полезными навыками. Или долгое время делает школьный проект, учиться создавать презентации, обрабатывает фотографии. Может быть, он играет в полезные игры, которые развивают эрудицию, память и мышление.

Не стоит хвататься за голову, когда ребенок, сидя за монитором, один раз забыл поужинать. Или был так увлечен, что не услышал вашей просьбы убраться в комнате. Не кричите, что у него на уме одни гаджеты. Это не приведет к желаемому результату, а испортит настроение вам обоим.

Когда возникает подозрение и опасение за здоровье любимого чада, следует успокоиться, грамотно вникнуть в ситуацию. Расспросите ребенка о его занятиях. Если все окажется не так страшно и ребенок занимается полезными вещами, просто договоритесь, чтобы он не забывал кушать и отдыхать. И обязательно показал вам конечные результаты своей деятельности!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector