Урок 7: Отклонение от социальных норм

Функции социальных норм

Отклоняющееся поведение

Виды отклоняющегося поведения

Проступки

Урок 7: Отклонение от социальных норм

Правонарушения

Преступления

Виды ответственности за противоправное поведение

От каждого человека социум ожидает определенной манеры поведения, выполнения им обязанностей и ролей, соответствующих социальному статусу. Все негласные стандарты, общепринятые образцы поведения в обществе называют социальными нормами.

(Источник)

Привычка и ее роль в жизни человека

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Полезные привычки

Многообразие вредных привычек и причины их возникновения

Особенности вредных привычек

Вред курения для молодежи

Проблема алкоголизма

Урок 7: Отклонение от социальных норм

Номофобия

Способы избавления от вредных привычек

«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» – Конфуций.

(Источник)

Понятия: народ, нация, национальность

1

Межнациональные отношения в прошлом и сегодня

Причины межнациональных конфликтов

Пути разрешения межнациональных конфликтов

Около 40 тысяч лет назад на Земле появился новый биологический вид – человек разумный, который в течение тысячелетий расселялся по всей поверхности суши. Все многообразие современных типов людей можно объяснить разными природными факторами, которые влияли на людей в зависимости от их географического положения (места расселения на Земле). Ученые, занимающиеся изучением больших групп людей, отдельно выделяют такие понятия как народ, нация, национальность.

(Источник)

Конфликт и его причины

Межличностные и социальные конфликты

Внутриличностные конфликты

Урок 7: Отклонение от социальных норм

Экономические, культурные, политические и религиозные конфликты

Мировые конфликты в прошлом и сегодня

«Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта» – говорил известный литературный персонаж детектив Шерлок Холмс. И он был прав. На протяжении веков в человеческом обществе постоянно возникают разнообразные конфликты. О многих из них мы никогда не узнаем, так как они были незначительными, но о некоторых конфликтах, таких как мировые войны, история никогда не забудет.

(Источник)

Отклонения от норм поведения

Границы дозволенного были давно очерчены человечеством в процессе его развития. Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, – это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач. Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими чертами характера индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.

Совсем другое дело – девиантное поведение. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и физическое развитие человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности. Девиантное поведение имеет свою направленность:

  • Корыстные цели. Поступки, цель которых – получить материальную выгоду: кражи, грабежи, спекуляции, хищения, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия, направленные против индивида: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивная ориентация. Уход от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов: в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе – свои социальные нормы. Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств. К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни.

Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний. Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире.

Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе. К функциям социальных норм относятся:

  1. Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  2. Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;
  3. Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Функции социальных норм в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля. Без них в социуме наступил бы хаос, каждый делал бы то, что ему хочется, не задумываясь о последствиях.

(Источник)

Одним из самых распространенных видов конфликта является межличностный конфликт – столкновение между небольшим числом людей по той или иной причине. Межличностные конфликты происходят постоянно, изо дня в день: это ссора из-за места в маршрутке, драка двух случайных прохожих, разногласия между учителем и учеником по поводу справедливости выставления оценки, скандал мужа с женой из-за невымытой посуды.

В большинстве случаев конфликты в межличностных отношениях не принимают серьезных форм, чаще всего отношения между участниками конфликта выясняются в дискуссии, споре. Но если межличностные конфликты повторяются регулярно, его участники продолжительное время не находят взаимопонимания, могут наступить более серьезные последствия.

Чтобы этого не происходило нужно знать и уметь пользоваться способами разрешения межличностных конфликтов, к которым относятся:

  • Определение причин столкновения во взглядах и интересах, их устранение. Если участники конфликта имеют противоположные взгляды, им нужно постараться понять друг друга, найти общие точки соприкосновения.

Пример. Между сыном и отцом разгорелся межличностный конфликт,причина которого в противоположных точках зрения. Отец считал, что сын должен проводить свое свободное время за чтением книг, развивать, таким образом, свою память и мышление. У сына на этот счет было свое мнение, он был убежден, что все свободное время лучше проводить, играя в планшете.

Сын с отцом несколько дней не разговаривали, но решение конфликтапришло благодаря достижению взаимопонимания. Сын убедил отца, что он будет читать книги, но в электронном варианте, закачав их на свой планшет. Отец согласился с этим, при условии, что на чтение книг сын будет тратить столько же времени, сколько на компьютерные игры.

  • Примирительные переговоры через посредника. Если участники конфликта сами не могут прийти к согласию, они могут попросить посредника рассудить их, поспособствовать их примирению.

Пример. Между мужем и женой возник культурный конфликт. Жена захотела, чтобы они с супругом на выходные посетили театр. Муж сказал, что в театре он постоянно засыпает и лучше будет, если они пойдут вдвоем на футбол. Супруги ссорились целых три часа, пока не решили позвонить теще, чтобы она разрешила спор, подсказав правильный вариант.

(Источник)

Другая распространенная форма конфликта – социальный конфликт – столкновение по тем или иным причинам между отдельными группами людей. Это может быть конфликт отцов и детей, конфликт между представителями разных национальностей, между полицейскими и преступниками, представителями власти и народом.

Последствия социального конфликта более серьезные для общества, чем последствия конфликта межличностного. Социальный конфликт вовлекает большое количество участников, может принимать форму забастовки, бунта, общественного переворота, свержения власти, гражданской войны. Отдельным видом социальных конфликтов являются международные конфликты, они отражаются на судьбе тысяч и даже миллионов людей, могут принимать форму вооруженного противостояния между отдельными государствами, перерастать из межгосударственной в мировую войну.

Разновидности девиантного поведения

1. Психическое расстройство, то есть наличие у подростка врождённой или приобретённой патологии. Проблема девиантного поведения чаще всего наблюдается у людей, страдающих шизофренией, астенией, имбецильностью, олигофренией и другими расстройствами сознания. К этой группе также можно отнести индивидов, обладающих акцентуированным характером, когда некоторые отклонения в поведении находятся ещё в пределах нормы, но уже почти граничат с патологией.

2. Антисоциальное поведение. Люди, склонные к негативным действиям, психически являются абсолютно здоровыми. Бунт, совершаемый ими, имеет массу различных причин: от «просто нечего делать» и до попытки перевернуть все устои общества с ног на голову из-за несправедливости распределения в нём материальных благ.

Если правонарушения, совершаемые этими людьми, не приносят большого вреда окружающему миру, то коррекция девиантного поведения происходит путём наказания в соответствии с нормами трудового или административного права. Полицейские часто назначают нарушителям исправительные работы или взимают с них штраф;

девиантное поведение примеры

Какими бы ни были отправные точки девиантного поведения, его в любом случае необходимо пресекать, а к человеку, совершившему проступок, применять профилактические, лечебные или карательные меры.

Частично мы их уже назвали. Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение подростка выходит за рамки приличия:

  1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь – на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.
  2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.
  3. Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю силу воли и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Характеристика девиантного поведения ознаменована полным отсутствием у подростков сильных качеств или пребыванием их в «спящем» состоянии. Вместо самовоспитания они выбирают более лёгкую, но опасную дорогу, которая дарит им обманчивое забытьё в виде алкогольного или наркотического опьянения или мнимое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

1. Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции направлены на просвещение подростков и воспитание в них устойчивого отвращения к наркотикам, алкоголю и т. д.

2. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет рекламы табачных изделий и спиртных напитков.

3. Организация интересного и познавательного досуга молодёжи. Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и модным тенденциям.

4. Забота о материальной обеспеченности детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, вероисповедания, уровня образования и других факторов. Главная задача – установить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы школьник обратится за помощью к матери или отцу, а не к сомнительной компании друзей.

виды поведения

Дружелюбные отношения в семье – залог того, что вы никогда не столкнётесь с девиантным поведением вашего сына или дочери. Заботиться о том, чтобы в будущем не возникли проблемы, нужно с самых малых лет. Уделяйте внимание вашему чаду: дарите ему любовь и нежность, не ругайтесь в его присутствии, говорите с малышом на разные темы, делитесь своими чувствами и эмоциями, слушайте наследника и прислушивайтесь к его мнению. Станьте для ребёнка верным, преданным и надёжным товарищем.

Иногда между определенными национальностями возникают непримиримые противоречия, которые приводят к межнациональным конфликтам. Межнациональные противоречия могут возникать как внутри одного государства, так и между разными государствами. Поэтому межнациональные конфликты бывают внутригосударственными и международными.

Межнациональный конфликт – это конфронтация (противостояние), конкуренция, соперничество между разными нациями, которые приводят к столкновению наций друг с другом.

Обострению отношений между нациями способствует ряд факторов, которые часто становятся причинами межнациональных конфликтов:

  • Соперничество за овладение природными ресурсами;
  • Расхождения в религиозных взглядах;
  • Споры из-за месторасположения границ, территориальные споры;
  • Конкуренция в торговле, политике, сфере образования или спорте;
  • Национальная дискриминация (ограничение или полное лишение нации или этнической общности прав и свобод).

(Источник)

Кроме того, распространенной причиной межнациональных конфликтов становится чувство национальной гордости. Национальная гордость – это чувство уважения к собственной нации, осознание своей неразрывной связи с ней, восхищение и любовь к собственному народу, его национальным традициям, обычаям, религии, языку, истории.

Проблема национальной гордости состоит в том, что некоторые нации считают себя самыми лучшими, не уважают чувств других народов, стремятся возвыситься над ними. Самым ярким примером, когда гордость нации привела к мировой трагедии, является Вторая мировая война. Гитлер заявил, что немецкий народ является представителем единственной чистокровной и высшей нации на Земле – арийцев.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Из-за национальной и расовой нетерпимости проблема межнациональных конфликтов возникает снова и снова, так как многие межнациональные противоречия не разрешаются в течение десятков, а иногда и сотен лет.

девиантное поведение примеры из жизни

Слово «конфликт» происходит от латинского термина «conflictus», который переводится как столкновение, противостояние. Конфликт – это столкновение противоречивых интересов, целей, взглядов, которое находит выражение в словесной или физической борьбе противоположных сторон. Наряду с этим, существует более 100 разных определений термина конфликт, так как видов конфликта очень много.

По количеству участников выделяют конфликты:

  • Внутриличностные;
  • Межличностные;
  • Социальные (общественные).

По способу разрешения различают ненасильственные и вооруженные конфликты. В зависимости от того, в какой сфере жизни социума возник конфликт, выделяют политические, религиозные, культурные, экономические конфликты.

Суть конфликта – отсутствие согласия, взаимопонимания между несколькими людьми или социальными группами. Восстановить взаимопонимание, можно только разобравшись в причине конфликта.

Наиболее распространенные причины конфликтов:

  • Борьба за власть;
  • Соперничество за высокое положение в обществе;
  • Несовпадение ценностей;
  • Борьба за деньги, имущество, территорию, природные ресурсы;
  • Столкновение религиозных взглядов;
  • Профессиональное соперничество;
  • Несовпадение жизненных целей;
  • Наличие противоположных точек зрения.

В зависимости от способов урегулирования конфликта и его последствий для участников, различают конструктивные и деструктивные конфликты. Конструктивные конфликты помогают разрешить противоречия между противоборствующими сторонами, достичь между ними эффективного сотрудничества и нового уровня взаимоотношений. Деструктивные конфликты приводят к полному прекращению взаимодействия между участниками, применению насилия, чтобы одержать победу любой ценой.

(Источник)

отклонение от нормы

Девиантное поведение возникает из-за нарушения процессов социализации – вхождения человека в общество. Социализация продолжается в течение всей жизни, поэтому нормальный человек внезапно может перестать соответствовать “стандартам”.

Вторая причина возникновения отклоняющихся моделей действий – педагогическая запущенность. Например, родители не занимаются ребёнком.

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя – это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор – потеря способности усваивать социальные требования.

Отклоняющееся поведение

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением. Отклоняющиеся поведение ученые именуют так же девиацией, этот термин произошел от латинского слова deviatio- что в переводе значит отклонение.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  • Лень и осознанный отказ от труда (бродяжничество, воровство);
  • Стремление к самоутверждению;
  • Психические заболевания;
  • Неправильное воспитание;
  • Склонность к агрессии;
  • Неблагоприятная обстановка в семье (дети алкоголиков часто приобретают такую же дурную привычку, берут пример со своих родителей);
  • Индивидуальные особенности личности, необычные таланты, незаурядные физические данные.

Примеров отклоняющегося поведения много, но среди них различают негативную и позитивную девиацию.

Негативное отклоняющееся поведение всегда наносит вред окружающим либо самому индивиду. Курение, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, преступная деятельность опасны как для самого человека, так и для окружающего его общества. Человек может придерживаться девиации целенаправленно, либо неосознанно.

профилактика девиантного поведения

Пример 1. Подросток перестал носить школьную форму, стал курить, перекрасил свои волосы в синий цвет, желая выделиться среди одноклассников. Он специально нарушает ожидания общества относительно его внешнего вида и поведения.

Пример 2. Подросток спешит в школу и перебегает дорогу на красный свет, чтобы успеть на занятия. Он нарушает правила дорожного движения не осознанно, не успевая задуматься над тем, что в это время его может сбить машина.

Позитивное отклоняющееся поведение безопасно для общества, не создает неудобств окружающим, и даже приносит людям пользу. Ученые, удалившиеся от цивилизации, гении, чьи манеры кажутся чудаковатыми и непонятными, монахи, ведущие отреченный образ жизни – выделяются среди остальных людей. В этих случаях девиация служит благой цели – открытию научных законов, созданию произведения искусства, самопознанию. Примеры позитивного отклоняющегося поведения редки, чаще всего в обществе встречается именно негативное отклонение.

(Источник)

Очень часто общество признает достижения гениальных ученых, художников, писателей, изобретателей уже после их смерти. Все потому, что гении опережают общественный прогресс, сильно выделяются среди остальных людей, чем вызывают неодобрение, непонимание социума.

Акцентуация

О ней следует поговорить детально, так как эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних в переходном возрасте. Акцентуация, как уже упоминалось, – это незначительное отклонение от нормы поведения. В этом случае у подростков ярко выражена одна черта характера, чаще всего негативная, которая становится проблемной в общении с окружающими.

Например, он может в открытую хамить учителям и родителям, отказываться от выполнения домашних заданий, игнорировать просьбы взрослых о помощи и так далее. Причин тому может быть несколько: сложная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние полового созревания. Если к ним добавить неприятности личного характера или пережитые стрессы из-за проблем в семье, то мы получаем самого настоящего девианта, готового мстить всем и каждому.

Бывает, что протест у ребёнка проходит не в активной, а в пассивной форме. Эта поведенческая реакция называется депрессией, и её несовершеннолетние тщательно скрывают от взрослых. Она может развиться из-за мнимых физических недостатков, которые дети приписывают себе в пубертатном возрасте. Также у подростка может возникнуть так называемый локус контроля, когда он неоправданно берёт на себя ответственность за важные или трагические события.

Виды и примеры отклоняющегося поведения

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В зависимости от масштабов девиации, выделяют уровни отклоняющегося поведения:

  1. Личностный уровень – это отклоняющееся поведение одной отдельно взятой личности (ученик систематически не выполняющий домашнее задание, заядлый курильщик, отшельник, нарушитель закона);
  2. Групповой уровень – это девиация характерная для определенной общественной группы (футбольные фанаты, нарушающие общественный порядок, учащиеся 7-Б систематически прогуливающие уроки);
  3. Государственный уровень – это отклоняющееся поведение людей, наносящее вред всему государству, представляющее опасность на государственном уровне (терроризм, взяточничество).

В зависимости от того, насколько большую опасность представляют последствия негативного отклоняющиегося поведения, выделяют:

  • Проступки (Саша не уступил место пожилой женщине в автобусе).
  • Преступления (Артем ограбил ювелирный магазин).

(Источник) 

Так же различают отклоняющееся поведение личности, опасное только для нее самой и девиацию, наносящую вред всем окружающим.

Пример. Анастасия Ивановна заядлый курильщик, но она не курит в общественных местах, старается, чтобы дым от сигарет не вдыхали окружающие ее люди. Василий Петрович тоже курит, но он напротив, не беспокоится об окружающих. Василий Петрович курит на работе, прямо у себя в кабинете, дома на кухне, на улице, даже когда гуляет со своей дочкой на детской площадке.

Классификаций существует огромное количество, и их все нельзя включить в эту статью. Одну из них мы уже рассмотрели. Кроме положительных и отрицательных девиаций можно еще выделить нейтральные. Например, это попрошайничество, которое не особо мешает людям, но при этом подобное поведение не одобряется обществом.

Девиации по характеру направленности и проявления:

  • конструктивное, творческое поведение
    • Научное: развитие эстетической хирургии, трансплантация органов
    • Художественное: татуировки, граффити, необычный и модный образ, создание эротической литературы и живописи, принадлежность к субкультурам, чёрный юмор
    • Техническое: изобретения и моделирование,
    • Организационная деятельность: организация своего дела, активное участие в политической жизни, объединение разных людей в группы по интересам, создание туристического бизнеса.
    • Компьютерное: дизайн, компьютерная инженерия, создание сайтов для общения
  • аутодеструктивное поведение:
    • аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость) – алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от гаджетов, еды, любовных отношений, информационных технологий, интернета, онлайн-игр и виртуального пространства.
    • суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид), эвтаназия, самоубийство, татуировки, пирсинг, бодимодификации, увлечение опасными видами спорта, самоповреждение.
  • внешнедеструктивное поведение:
    • противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение) – невыплата алиментов, несоблюдение родительских обязанностей, работы, мелкое хулиганство, прогулы, преступление с корыстными целями, сводничество, сутенерство, проституция, агрессивная самозащита и самооборона, выраженная оппозиционная деятельность, социальная зависимость от окружающих, попрошайничество, вандализм, воровство, разбой, убийства, участие в опасных группировках или сектах.
    • коммуникативные девиации – гиперобщительность или избегание социума, пренебрежение нормами морали, употребление нецензурных выражений, нигилизм, шокирующий или неопрятный имидж, сутяжничество, манипулирование людьми.

Девиации по степени социальной одобряемости:

  • социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы) – альтруизм, самопожертвование, научный, технический или художественный творческий процесс, продвижение новых идей.
  • социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки) – принадлежность к субкультурным группам, альтернативные виды искусства, оппозиционность, неисполнение своих обязанностей гражданина.
  • социально неодобряемое:
    • асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм) – импульсивная тяга к перемене мест, бродячая жизнь, лудомания, алкоголизм, наркомания, злоупотребление психотропными веществами, виктимное, агрессивное или фанатичное поведение, нищенство, попрошайничество.
    • антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм) – антисоциальная пропаганда, создание преступных сообществ, участие в преступных группировках, работорговля, хакерство, вандализм, воровство, изнасилование, сутенерство, убийства.

Можно выделить другие типы девиаций:

  1. Инновация. Цели общества соблюдаются, но предлагаются новые методы их достижения.
  2. Ритуализм. Цели общества рассматриваются, как желаемые, но утопичные.
  3. Ретреизм. Человек не соглашается как с целями общества, так и с методами их достижения.
  4. Мятеж. Девиация может рассматриваться, как позитивная, так и негативная. Попытка установки нового порядка в обществе.

Девиации у детей

девиантное поведение школьников

У детей подобная проблема возникает чаще всего по причине педагогической запущенности. Родители не уделяют ребенку достаточно внимания, семья становится дисфункциональной, хоть и условно-благополучной может продолжать оставаться.

Еще одна причина возникновения девиаций у детей – неправильные методы воспитания.

Урок 7: Отклонение от социальных нормДевиации у взрослых

В этом случае все достаточно запущено, поскольку устранить привычки, взгляды на жизнь, которые закреплялись годами, достаточно трудно. Тем не менее это можно пытаться делать. Не без участия самого клиента, конечно.

Правонарушения

Намерение лишить себя жизни или попытаться таким способом припугнуть окружающих – также особенности девиантного поведения. Самый опасный возраст для молодёжи – 16–19 лет: в это время обычно наступает разочарование в жизни из-за неудавшейся первой любви, невозможности найти работу или продолжить образование.

Социальный статус, конфликты с обществом и стрессы также являются мощными толчками к самоубийству. Для людей, имеющих суицидальные наклонности, организовывают службы психологической помощи и телефоны доверия. Важна и профилактическая работа: воспитание ребёнка жизнерадостным оптимистом, демонстрация на собственном примере, что жизнь прекрасна, а чёрные полосы, которые встречаются практически у всех, вносят в неё только разнообразие и терпкую изюминку.

особенности девиантного поведения

Правонарушения – форма асоциального поведения, которое направлено против граждан, общества, жизненного уклада. Мотивация у подростков разная: начиная от обыкновенного озорства и заканчивая немотивированной агрессией. Чтоб оградить растущее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки на соответствующую тематику.

Девиация может выходить за рамки нравственности, а может напрямую нарушать правовые нормы[1]. Если человек нарушил негласные правила поведения в обществе, поступил не так, как от него ожидали окружающие, в ответ он получит неодобрение, высказанные вслух упреки. Такие действия, не соответствующие культурным нормам, не наносят заметного вреда социуму, но вызывают в нем неодобрение.

Другое дело, если действия личности нарушают принятые в обществе законы. В этом случае, речь заходит о правонарушениях. Правонарушение – это виновное действие, связанное с нарушением правовых норм, несущее определенную опасность, вред обществу. К правонарушениям относят мошенничество, безбилетный проезд, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нецензурную брань в общественном месте, грабеж. Правонарушением может считаться не только определенное действие, но и бездействие индивида.

Пример. Медсестра не оказала своевременную медицинскую помощь больному, пострадавшему во время аварии. Ей показалось, что травмы больного несерьезные, и он может подождать, пока она допьет чай и закончит беседовать со своей коллегой. В результате больной умер, а медсестру обвинили в преступлении совершенном по неосторожности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют два вида правонарушений: проступки и преступления.

(Источник)

Типология

Виды поведения, идущего вразрез с нормальным укладом жизни, выделил и американский социолог Роберт Кинг Мертон, известный своими исследованиями проблемы. Его типология основана на представлениях девиации как разрыва между почитаемыми моральными ценностями и методами их достижения:

  1. Инновация. Люди принимают цели общества, понимают их, но отрицают нормальные способы достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие учёные).
  2. Ритуализм. Цели общества игнорируются, а способ их достижения принимает абсурдный характер. В качестве примера можно привести бюрократа, требующего детального заполнения сотни бланков документов. При этом он забывает о главном: зачем бумаги были подписаны.
  3. Ретритизм – бегство от действительности. Индивид отказывается от целей и от всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  4. Бунт. Отрицание моральных устоев, желание их переделать, заменить более совершенными и прогрессивными (революционер).

Виды поведения по Мертону демонстрируют нам, что не всегда девиация является негативной. Ведь в действиях революционера нет ничего плохого, он просто пытается создать лучшие условия для жизни. Что касается великого учёного, так он считается, наоборот, уважаемым и почитаемым человеком, имеющим небольшие странности или чудачества.

Проступки

2

Проступки наносят относительно небольшой вред обществу, в отличие от преступлений. К проступкам относят: распитие алкоголя в общественном месте, уклонение от уплаты алиментов, безбилетный проезд в автобусе, рисование на стенах жилого дома. Таким образом, проступки не несут прямой угрозы жизни и здоровью людей, государственной безопасности.

В зависимости от того, в какой сфере жизни были совершены противоправные действия, выделяют виды проступков:

  1. Дисциплинарные – связаны с неисполнением рабочих обязанностей, нарушением трудовой дисциплины.Дисциплинарным проступком являетсясвоевольное оставление рабочего места, опоздание на работу, приход на работу в нетрезвом виде, неисполнение своих обязанностей.
  2. Гражданско-правовые проступки. К ним относят все действия, наносящие вред чужому имуществу: несвоевременная оплата кредита, преднамеренная поломка чужого телефона, нарушение условий сделки, несоблюдение условий договора, нарушение авторских прав. Самым распространенным видом наказания за гражданский проступок является штраф и необходимость возмещения вреда.
  3. Административные проступки – это нарушение общественного порядка, действия, посягающие на права и свободы граждан. Административным проступком является: парковка в неположенном месте, неисполнение родительских обязанностей, включение музыки на всю громкость в три часа ночи, курение на детской площадке.

Если человек совершил проступок- его ждет наказание, вплоть до ареста на несколько суток. Однако уголовная ответственность[2] наступает только за совершение более серьезных правонарушений – преступлений.

Алкоголизм и наркомания

Самостоятельно вы не сможете решить эту задачу. Чтобы вытаскивать девиантов, существуют социальные работники. В случае с детьми этой проблемой еще занимаются социальные педагоги. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно обратиться в государственную социальную службу вашего района. Это совершенно бесплатно.

Еще одной опасной для здоровья зависимостью является алкоголизм. По результатам социологических исследований в России более 65 % населения ежедневно употребляют алкоголь. Некоторые люди даже не подозревают о вреде алкоголя на организм человека:

  • он приводит к угнетению деятельности мозга, это проявляется в виде заплетающейся речи, нарушения координации, частичной потере памяти, ослаблению восприятия окружающего пространства;
  • длительное употребление алкоголя приводит к гибели мозговых клеток, из-за чего человек утрачивает острый ум и логическое мышление;
  • большой вред алкоголь наносит печени, которая является фильтром, очищающим организм от токсических веществ;
  • особенный вред оказывает алкоголь на организм подростка, в переходном возрасте происходит перестройка организма, и в этот момент даже небольшое количество спиртного моментально негативно сказывается на здоровье;

Проблема алкоголизма является вопросом государственной важности, так как в состоянии алкогольного опьянения совершается более 80% убийств и нанесения тяжких телесных повреждений.

(Источник)

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем остальные. Алкоголизм – неумеренное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, которое угрожает их физическому и психическому здоровью, вызывает патологическое привыкание, зависимость. Причин множество: генетическая склонность, врождённый синдром, индивидуальные свойства личности, неблагоприятное окружение, любопытство.

Девиантное поведение, примеры которого демонстрируют пьющие алкоголь школьники, становится следствием низкого уровня развития, отсутствия востребованности в коллективе, неуверенности в себе. Чтобы выудить ребёнка из опасной компании и оперативно спасти его от негативного влияния алкоголя, необходимо найти пострадавшему увлекательное занятие, а также нормальных друзей, которые покажут пример самоутверждения при помощи других способов.

Общество также придумало правовые меры, чтоб предупредить спаивание малолетних: запрет на продажу спиртного особам моложе 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Кроме того, приучение детей к употреблению алкоголя считается преступлением, что карается статьями административного и уголовного права.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Наркомания – ещё одно отклонение от нормы. Подразумевает систематическое употребление одурманивающих сознание веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток становится зависимым от таблеток, инъекций и порошков по причине безнадзорности со стороны общества.

Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние самовыражаются или утоляют любопытство. Пристрастие к ним часто побуждает подростка стать на криминальный путь, чтобы незаконно добывать деньги на приобретение зелья. Детей, попавших в такую кабалу, следует лечить в специальных учреждениях. Отказаться самостоятельно от наркотиков часто бывает невозможно.

Преступления

Преступления наносят более ощутимый вред социуму, в отличие от проступков. Они посягают на жизнь и здоровье людей, благосостояние общества, государственную безопасность. Примеры преступлений: дача взятки должностному лицу в особо крупных размерах, убийство, кража документов, нанесение тяжких телесных повреждений, угон автомобиля.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют виды преступлений:

  • Небольшой тяжести;
  • Средней тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Так как существует большая разница между проступком и преступлением, наказания за их совершение так же будут различаться.

(Источник) 

Проституция и гомосексуализм

Девиантное поведение, примеры которого показывают девочки, оказывающие сексуальные услуги за вознаграждение или без оного, также не является редким явлением. Основная причина – желание заработать, улучшить материальное положение самостоятельно, если родители не способны обеспечить все капризы, продиктованные модой и пропагандируемой СМИ «красивой жизнью».

Если к этому добавить невысокий уровень культуры подростка и его социальную распущенность, неблагополучие в семье и равнодушие взрослых, путь на панель становится для ребёнка своеобразным спасением, возможностью укрыться от трудностей и превратностей судьбы. Чтобы снизить уровень проституции среди малолетних до минимума, рекомендуется разрабатывать специальные программы полового воспитания, уравнивать социальное неравенство, повышать культуру населения.

Что касается гомосексуализма, то он в большинстве случаев является врождённой предрасположенностью. Обнаружив, что он не такой, как все, подросток впадает в депрессию, начинает принимать в большом количестве лекарства и спиртные напитки, страдает от неврозов и психических расстройств. Такому несовершеннолетнему нужна квалифицированная помощь специалиста.

Если же в гомосексуализм он был втянут посредством обмана или по принуждению, то виновным особам грозит тюремное заключение. Кстати, сексуальные извращения – тоже девиантное поведение. Примеры из жизни показывают, что подростки начинают интересоваться садомазохизмом, групповой интимной близостью и другими неприродными вещами.

Виды ответственности за противоправное поведение

За дисциплинарные, административные и гражданские проступки предусмотрено наказание в виде:

  • Лишения специальных прав (водительских);
  • Штрафа;
  • Ареста на несколько суток.

За совершение преступлений следует уголовная ответственность: конфискация имущества, запрет на выполнение профессиональных обязанностей, лишение свободы. Серьезность наказаний зависит от категории преступлений, степени нанесенного вреда социуму.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Привычка и ее роль в жизни человека

Природа очень рациональна, все биологические и психологические особенности индивида были созданы ею неспроста. Так, привычки в жизни человека играют важную роль, они помогают сохранить время, которое было бы затрачено на принятие решений по каждому самому незначительному поводу. Привычка – это бессознательный набор действий, которые совершаются автоматически, машинально, без волевых усилий личности.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Примеры привычек человека:

  • Использование лифта для подъема на свой этаж;
  • Мытье посуды сразу после еды;
  • Курение;
  • Переедание;
  • Привычка грызть ногти на руках;
  • Употребление в пищу здоровых продуктов питания;
  • Утренняя зарядка;
  • Чтение книг лежа;
  • Ковыряние в носу.

Все привычки можно разделить на две большие группы: полезные и вредные привычки.

3

(Источник)

Многообразие вредных привычек

Привычки могут стать лучшими друзьями, но могут быть и врагами человека. Вредные привычки негативно сказываются на здоровье, учебе, трудолюбии индивида. Пагубные пристрастия прочно встраиваются в характер личности, оказывают существенное влияние на ее судьбу.

Самыми распространенными причинами возникновения вредных привычек у человека являются:

  1. Отсутствие занятости, избыток свободного времени. Не зная, чем бы занять себя, личность обретает пагубные пристрастия, такие как зависимость от компьютерных игр, чрезмерное увлечение просмотром телевизора, алкоголизм и наркомания.
  2. Неблагоприятное социальное окружение. Если в семье ребенка родители пьют, ругаются матом, курят – большая вероятность, что он будет брать пример со своей семьи даже помимо своего желания. Вредные привычки подростков чаще формируются из-за влияния друзей, сверстников, одноклассников, нежели близких родственников.
  3. Генетическая предрасположенность. Ученые утверждают, что некоторые люди могут быть генетически предрасположены к употреблению алкоголя, так как за это отвечает целый комплекс генов, передающихся из поколения в поколение. Если индивид генетически предрасположен к алкоголизму, вовсе не значит, что он обязательно станет алкоголиком, просто ему придется приложить некоторые усилия, чтобы избежать пагубной зависимости.
  4. Безответственность. Недисциплинированный и безответственный человек не задумывается, какие последствия имеют вредные привычки, следует по пути наименьшего сопротивления в своей жизни.
  5. Желание уйти от проблем. Некоторые люди, сталкиваясь с жизненными трудностями, предпочитают снимать свой стресс алкоголем, сигаретами, чрезмерным употреблением сладкой пищи, погружением в компьютерные игры.

(Источник)

Картинка 4. 

Примеры самых распространенных вредных привычек человека:

  • Переедание;
  • Зависимость от телефона, компьютера, телевизора;
  • Употребление пищи немытыми руками;
  • Употребление фастфудов и другой вредной еды;
  • Опоздания;
  • Нарушение режима дня;
  • Малоподвижный образ жизни;
  • Увлечение азартными играми;
  • Привычка не доводить дела до конца.

Наиболее пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека наблюдается при курении, алкоголизме, наркомании и пристрастии к вредной пище.

В отличие от полезных, пагубные привычки имеют свои особенности:

  1. Они формируются сами собой, не требуют приложения дополнительных усилий.
  2. Они приносят временное облегчение и удовольствие, за которыми следует неминуемая расплата.
  3. Они оказывают сильное влияние не только на судьбу хозяина привычки, но и на его ближайшее окружение. К примеру, муж-алкоголик приносит вред не только своему здоровью и психике, но и разрушает судьбу своей жены, детей.
  4. Вредные привычки и зависимости неразрывно связаны, так как алкоголь, никотин, кофеин (содержится в большом количестве в кофе и чае) вызывают у человека привыкание.

Способы избавления от вредных привычек

(Источник)

Картинка 4. 

Курение распространилось в России еще в конце 17 века, когда запрет на ввоз и продажу табака отменил Петр I. С развитием мануфактур, появлением фабрик и заводов прогрессировала табачная промышленность, курение становилось все более модным в российском обществе.

Около 70 лет назад ученые стали проводить множество исследований, которые доказали серьезный вред курения на организм человека.

  • Курение провоцирует сердечно-сосудистые болезни, так как никотин вызывает спазм сосудов. Сосуды пережимаются, нарушается питание тканей тела. В особенности страдают сосуды и капилляры в нижних конечностях, поэтому курильщики со стажем часто страдают от гангрен.
  • Курение способствует развитию хронического бронхита, туберкулеза.
  • Никотин провоцирует развитие раковых заболеваний, так как токсические вещества, содержащиеся в сигаретах, разрушают генетический код клеток.

По данным статистических исследований Всемирной Организации Здравоохранения сегодня в России курящими являются 22% среди женского населения и 60% среди мужчин. По результатам опроса ученые выяснили, что курильщики в большинстве случаев пристрастились к пагубной зависимости еще в подростковом возрасте. Среди современных российских подростков более 40% являются курильщиками, причем большая часть из них девушки.

(Источник)

Еще быстрее последствия вреда курения наступают для подростков. В несформированном организме все процессы протекают ускоренно, в подростковом возрасте намного сложнее избавиться от никотиновой зависимости. Несмотря на то, что о вреде курения для школьников в один голос говорят родители, учителя, врачи – все больше и больше появляется курящих среди несовершеннолетних.

Причинами курения подростков являются:

  • желание казаться взрослым;
  • стремление быть как все, не выделяться из группы сверстников;
  • мода на употребление табачных изделий.

Большая часть взрослых, начавших курить в подростковом возрасте, мечтают отказаться от вредной привычки. Женщины в первую очередь задумываются об избавлении от курения, так как их больше беспокоят желтые зубы, стареющая кожа и неприятный запах изо рта.

Номофобия

Одной из самых распространенных вредных привычек школьников 21 века является номофобия. Этот термин возник сравнительно недавно, он был заимствован из английского языка (Nomobilephonephobia). В дословном переводе номофобия означает боязнь остаться без мобильного телефона. Что говорить о школьниках, если около 60% взрослых людей страдают номофобией.

О наличии этой зависимости говорят следующие симптомы:

  • постоянное ношение мобильного телефона рядом с собой (телефон берут даже в ванну, туалет, на пляж);
  • использование мобильного более 8-9 часов в сутки;
  • страх оказаться вне зоны доступа, далеко от розетки для подзарядки телефона;
  • возникновение чувства паники при отключении мобильного телефона.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

(Источник)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector