Расстройства поведения – Расстройства воли и влечений

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Оппозиционно-вызывающее расстройство – это закономерно-регулярное нарушение поведения, которое заключается в проявлении конфликтности, негативизма, раздражительности и мстительности на протяжении 6 и более месяцев при взаимодействии с окружающими людьми, проявляющими авторитарность и обладающими властью.

Ознакомившись с этой статьей, вы получите информацию о возможных причинах, признаках у детей и взрослых, методиках выявления и коррекции оппозиционно-вызывающего расстройства.

Эти знания помогут вовремя заметить это отклонение поведения у ребенка и принять необходимые меры, позволяющие устранить те негативные последствия, которые данное нарушение привносит в жизнь семьи и окружающих.

По некоторым данным статистики такое расстройство поведения встречается примерно у 15-20 % школьников, около 2/3 пациентов детского психиатра обращаются за помощью к специалисту именно с этой проблемой.

Следует отметить, что психолог, работающий в детских общеобразовательных учреждениях, может только заподозрить развитие такого нарушения. После этого специалист должен направить ребенка и его родителей на консультацию к психотерапевту, который может отдифференцировать оппозиционно-вызывающее расстройство от:

  • банального озорного поведения;
  • серьезных эпизодов непослушания;
  • других поведенческих отклонений.

Причины

Для ребенка возрастом 1-2 лет негативизм — вариант нормы.

Негативизм является одной из норм детского поведения в возрасте от 1,5 до 2 лет. Такой компонент может становиться патологическим в том случае, если он с завидной регулярностью фиксируется уже в более старшем возрасте.

Пока ученые не смогли выявить определенных причин такого нарушения, но наблюдения специалистов показывают, что оппозиционно-вызывающее расстройство может возникать под воздействием следующих факторов:

  • наследственность;
  • стремление родителей к излишнему контролю над поведением ребенка;
  • пассивно-агрессивные черты личности;
  • упрямство;
  • насилие;
  • семьи, в которых ребенок не был желанным.

Расстройства поведения - Расстройства воли и влечений

Ряд психиатров связывает возникновение расстройства с психодинамическими изменениями, вызванными взрослением ребенка. В определенный момент дети хотят обособленности от своих близких и стремятся к эмансипации.

В таких случаях возникающая оппозиция, проявляющаяся в негативизме и не комфортности, провоцируется желанием разрешения неприятной для ребенка ситуации. Так он утверждается и сохраняет уверенность в том, что именно такое поведение привлечет к нему внимание родителей, в которых он все еще нуждается.

Иногда проявления негативизма вызываются присутствием низкой самооценки, возникающей в силу различных факторов.

Обратите внимание

Специалисты предполагают, что в ряде ситуаций оппозиционно-вызывающее расстройство провоцируется сочетанием эмоциональной незрелости родителей и высоким конституционным стремлением ребенка к самоутверждению.

В таких случаях мать и/или отец хотят оставаться авторитарными, а ребенок выбирает стратегию враждебности и защиты по отношению к вторжению на свою территорию и в зону психологического комфорта.

При рассмотрении этой поведенческой теории возникновения оппозиционно-вызывающего расстройства негативизм нередко становится «зазубренной» реакцией на порицание родителей, которые пытаются подавить любое, порой даже оправданное, неповиновение сына или дочери.

Оказавшись в таких условиях, ребенок с низким уровнем нейромедиаторов (например, при низком сердечном ритме, пониженном базальном уровне кортизола, электрической активности кожи и других патологиях) или с наследственной предрасположенностью может оказываться в числе тех детей, которые вынуждены противостоять такой некомфортной атмосфере.

Тогда основным внешним фактором, провоцирующим данное нарушение, может становиться сексуальное насилие, психологическая или физическая агрессия со стороны взрослых, родителей или сверстников, низкая обеспеченность семьи и связанные с этим моментом последствия, алкоголизм и наркомания у матери, отца или других членов семьи.

Признаки у детей

Первые признаки оппозиционно-вызывающего расстройства могут выявляться после 3-летнего возраста. Впервые оно может обнаруживаться на приеме у педиатра, в детском саду или в начальных классах школы.

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства таковы:

  • агрессия, апатичность и панические состояния (вплоть до нервных срывов и истерик) – эти проявления могут выражаться в разной степени, например, в чрезмерной реакции на повышение тона, резкие вспышки света, общение с непривычным окружением и т. п.;
  • полный отказ выполнять просьбы или необходимые мероприятия и нормы поведения – ребенок может наотрез отказываться чистить или лечить зубы, принимать лекарство и пр.;
  • негативное отношение к замечаниям о неорганизованности, неряшливости или забывчивости – такой признак может возникать буквально «на ровном месте» и выливаться в протест, споры или истерику;
  • замкнутость – это проявление вызывается возникновением состояния долгих обид и неумением дружить и общаться со сверстниками;
  • чрезмерное упрямство – ребенок отказывается выполнять даже крайне необходимые просьбы и меры, например, не хочет переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора, надевать теплую одежду при сильном холоде, учиться в школе или заниматься другой организованной деятельностью;
  • злопамятность и попытки намеренно досаждать сверстникам или взрослым – таким образом страдающие от расстройства дети пытаются самоутвердиться, обратить на себя внимание и доказать собственную правоту;
  • низкая успеваемость или неудачи в спортивных соревнованиях и пр. – такие результаты нарушения поведения обусловлены несобранностью, неорганизованностью, но никак не связаны с низким IQ.

Вышеописанные признаки наблюдаются у детей, страдающих от рассматриваемого расстройства, чаще, чем у других сверстников, проживающих в одинаковом социуме и при равном материально-бытовом уровне.

Впоследствии возникающие из-за нарушения поведения проблемы приводят к затруднениям в коллективной адаптации, личном общении с членами коллектива, учителями и пр.

В ряде случаев оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к чрезмерной брутальности.

Оппозиционно-вызывающее расстройство во взрослом возрасте проявляется излишней агрессией, конфликтностью, мстительностью и выраженным негативизмом.

В более зрелом возрасте оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к появлению ярко выраженных и трансформировавшихся нарушений поведения.

Этот факт объясняется взрослением личности и приобретением набора «взрослых» навыков и знаний. Иными словами, общие характеристики расстройства сохраняются, но проявляются они в более выраженном негативизме, конфликтности, мстительности и раздражительности.

Кроме этого, в таком возрасте лица с оппозиционным расстройством могут иметь склонность «уходить от проблем» при помощи алкоголя и наркотических средств.

Степени тяжести

Условно специалисты выделяют такие степени тяжести оппозиционного расстройства:

  1. Легкая. Признаки нарушений поведения проявляются только в одном месте (например, дома или в школе).
  2. Средняя. Ребенок ведет себя некорректно только в двух местах.
  3. Тяжелая. Признаки проявляются в трех и более местах.

Основное отличие рассматриваемого в пределах этой статьи расстройства заключается в отсутствии поведенческих моделей, проявляющихся в:

  • воровстве;
  • физической агрессии;
  • жестокости;
  • вандализме;
  • нападении.

Такие дети, подростки или взрослые не нарушают незыблемые права окружающих или законы.

Диагностика

Регулярные проявления признаков негативизма, конфликтности, мстительности и раздражительности должны становиться поводом для обращения к врачу. Для выявления оппозиционно-вызывающего расстройства специалист проведет следующие мероприятия:

  • выслушает жалобы родителей и ребенка;
  • уточнит данные о семейном анамнезе и психологической атмосфере в семье и социуме;
  • проведет тесты и исследования для выявления психических и соматических заболеваний для дифференцирования расстройства от этих недугов.

После постановки диагноза детский психотерапевт или психиатр составит план терапии или направит к другому профильному специалисту (например, неврологу, нейрохирургу, эндокринологу и пр.), который проведет дополнительные исследования, позволяющие поставить правильный диагноз и назначить лечение.

Для исключения ошибочного диагноза доктор проводит дифференциацию данного расстройств с такими похожими нарушениями поведения:

  • синдром гиперактивности;
  • биполярное расстройство;
  • социофобия;
  • кондуктивное расстройство;
  • депрессия;
  • расстройство регуляции поведения;
  • нарушения интеллектуального развития;
  • неустойчивое расстройство личности;
  • расстройство восприятия.

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства должно начинаться как можно раньше, так как такая мера способна существенно помогать ребенку удачно адаптироваться в социуме и добиваться в нем больших успехов. Кроме этого, коррекция расстройства помогает существенно улучшать психологическую атмосферу в семье или коллективе.

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства может проводиться амбулаторно. Однако в ряде случаев (например, при невозможности создания благоприятных условий для выздоровления дома или в окружающей обстановке) требует госпитализации пациента.

Для лечения оппозиционно-вызывающего расстройства врач может назначать различные методики. План коррекции в таких случаях составляется в зависимости от:

  • личностных характеристик пациента;
  • степени проявлений поведенческих нарушений;
  • семейного анамнеза;
  • внешних факторов;
  • сопутствующих заболеваний;
  • возраста и пола ребенка.

Общие сведения

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) в МКБ-10 отнесено к рубрике «Расстройства поведения». Диагностируется у детей младшего, среднего школьного возраста, качественно отличается от аффективных и психотических нарушений. Центральный симптом – оппозиция, противостояние взрослым. Жестокость, насилие, воровство, поджоги, характерные для других расстройств поведения, отсутствуют.

Вызывающее оппозиционное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство

Виды расстройства поведения

У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта.

Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11—13 лет у мальчиков и в 13—15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. У старших подростков завершается физическое созревание, эмоциональная неустойчивость становится менее выраженной. Их волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни.

4 стр., 1731 слов

… источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты влияния семьи на девиантное поведение подростков. В главе второй проведено исследование, в … и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец … семьи: анализ, моделирование, управление / В. В. Елизаров. ? М.: Наука, 1987. ? 175 с. 18 Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у …

Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитывающих его, связано с социально-экономическим положением и полом.

Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия.

4 стр., 1570 слов

… их устранению с максимальной вероятностью. Цель – исследование основных психосоматических расстройств в детей и их коррекция. Объектом исследования – психосоматические отклонения и расстрой-ства … работа посвящена проблеме нейрокоррекции психосоматиче-ских состояний и расстройств у детей. Развитие психических функций у ребенка — длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие …

1.Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (а не только протестующее, вызывающее, грубое поведение), проявляющееся только или почти только дома и/или во взаимоотношениях с родителями и самыми близкими родственниками или домочадцами. Может иметь место воровство из дома преимущественно денег или вещей одного-двух членов семьи.

Намеренное разрушение вещей определенных членов семьи: разламывание игрушек или украшений, порча обуви, одежды, резание мебели или разрушение ценного имущества. Жестокость по отношению к одним, но не к другим родственникам. Намеренные поджоги дома. При этом у ребенка не бывает выраженных расстройств поведения за пределами семейной обстановки, и его социальные взаимоотношения вне семьи в пределах нормы.

Ситуационно обусловленные, эти расстройства обычно не имеют плохого прогноза. 2. Оппозиционно-вызывающее расстройство. Характерно для детей моложе 9−10 лет. Оно определяется наличием заметно негативистского, враждебного, вызывающего, непослушного, провокационного, брутального поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других.

Дети часто и активно игнорируют просьбы взрослых или правила и намеренно досаждают другим людям. Обычно они раздражены, обидчивы, им легко досаждают другие люди, которых они обвиняют за свои собственные ошибки и трудности. У них низкий уровень фрустрационной толерантности, и они легко теряют самообладание.

В типичных случаях их вызывающее поведение носит характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор, проявляя чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление авторитетам. Это расстройство поведения, как правило, имеет место в знакомой ситуации, в процессе же клинического обследования обычно не проявляется.

Оно находится за пределами нормального уровня поведения для ребенка того же самого возраста в тех же социально-культурных условиях и не включает в себя более серьезные нарушения прав других, которые отмечены при агрессивном и диссоциальном поведении (воровство, жестокость, драки, нападения и разрушительные действия).

27 стр., 13040 слов

… . Предметом данного исследования явилась взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения. Для решения поставленных задач нами использовались следующие методики … материалы исследования в виде дипломной работы. Гипотеза исследования – дисграфические расстройства у детей с нарушениями зрения тесно взаимосвязаны с особенностями восприятия и для успешного …

Это менее” тяжелый тип расстройства поведения.

3.Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства. Сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях вышеописанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности.

В других — нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья. 4. Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте. Нормальные младенцы и дети обычно тревожатся из-за реальной или предполагаемой разлуки с людьми, к которым они привязаны.

Диагноз же ставится лишь тогда, когда сильный страх отделения (сепарации) в раннем возрасте становится основным в беспокойствах (тревоге) ребенка. Расстройство определяется по степени выраженности и по сочетанию со значительными социальными трудностями, т. е. неспособностью овладения навыками игры, самообслуживания и отставанием в развитии речи. Основной признак — чрезмерная тревога, связанная с боязнью отрыва от близкого человека, к которому ребенок привязан.

Расстройства поведения - Расстройства воли и влечений

Чтобы установить диагноз, специалисты проводят ряд психодиагностических мероприятий, а также беседуют с ребенком, составляя максимально грамотный и полный анамнез. Разработка лечения осуществляется посредством терапевтических методик в индивидуальном или групповом порядке.

Была создана целая классификация расстройств поведения, где каждый вид имеет собственные отличительные характеристики, способы лечения, симптоматику и диагностику.

Важно отметить, что при развитии психического расстройства, каждый человек сможет это установить в связи с ярко выраженной симптоматикой. К самым распространенным можно отнести: невозможность полноценно мыслить и заниматься интеллектуальной деятельностью, постоянно изменяется эмоциональный фон, также нередко появляются отклонения в поведении от общепринятых норм.

Как правило, человек начинает слышать несуществующие голоса или видеть нереальные объекты. Часто появляются поведенческие реакции, которые ранее для него были не свойственны. Возрастает агрессивность, пациент может выходить из себя буквально из-за каждой мелочи. Затрагивается и когнитивная сфера: становится сложно читать, проводить мыслительные операции, нередко появляется тревога, страх, агрессия.

Характеризуется нарушением в интеллектуальной деятельности, действия и поведении. Данный диагноз относится к категории психических. Их поведение зачастую расценивается как неадекватное, по-другому воспринимается возникновение малейшей стрессовой ситуации. Как результат, все чаще могут возникать разногласия в профессиональной деятельности или семье.

Отличительной особенностью является тот факт, что человек не может осознать возникновение психического расстройства, поэтому нередко лечение начинается уже в запущенной стадии.

Лечение расстройства поведения в клинике

Главными задачами специалиста является:

  1. Восстановление нормального реагирования на внешние факторы
  2. Научить пациента взаимодействовать с другими людьми в соответствии с общественными нормами
  3. Не причинять вреда окружающим и себе.

Заболевание развивается на протяжении всей жизни. Чаще всего оно возникает в детском возрасте. В подростковом возрасте становление личности продолжается, поэтому постановка такого диагноза не всегда является корректной. С наступлением зрелого возраста, состояние пациента начинает стремительно ухудшаться и возникает смешанный тип расстройства.

Это вид расстройства, который появляется в результате нарушения мозговой деятельности, либо в результате развития психических расстройств и других заболеваний. Когда нарушение диагностируется в мозге, поведение человека автоматически меняется. Это связано с тем, что мозг отвечает за выполнение мыслительных процессов, мышления.

Не менее важным является установление возраста, в котором началось органическое расстройство. Подростковый период и климакс являются самым опасными, поскольку чаще всего изменения наблюдаются в негативную сторону.

Причины вызывающего оппозиционного расстройства

Целью
лечебно-реабилитационных мероприятий при ОПР является предупреждение
дальнейшего повреждения мозга, максимально дли­тельное сохранение
привычного образа жизни больных, поддержание их социальной ак­тивности,
коррекция продуктивной психопатологической симптоматики, нарушений
по­ведения.

Лечение органических психических расстройств должно проводиться
комплексно с использованием всего арсенала доступных терапевтических
средств. Комплексность предполагает проведение психофармакотерапии,
психотерапии, социотерапии (работа с родственниками, ухаживающими лицами
и т.д.).

Выбор условий ле­чения (амбулаторно, стационарно и т.д.) зависит от
тяжести состояния и определяется в каждом случае индивидуально.
Показаниями для помещения больного в стационар явля­ются острые и
подострые психозы, нарушения сознания, состояния психомоторного
воз­буждения, наличие суицидальных тенденций, другие психические
расстройства, не купи­рующиеся в амбулаторных условиях (нарушения
влечений, насильственные действия, су­дорожные припадки).

Этиотропная терапия направлена на устранение причины органического
психического расстройства. Возможна в тех случаях, когда известна
этиология заболевания: черепно-мозговая травма, нейроинфекция и т.д.
Используются антибиотики, противовирусные препараты и т.д.

Патогенетическая
терапия воздействует на механизмы развития болезненного про­цесса и
включает в себя дегидратацию, детоксикацию, нормализацию мозговой
гемоди­намики и метаболизма.

Симптоматическая терапия направлена на устранение имеющейся
продуктивной психопатологической симптоматики. Используется весь спектр
психотропных средств (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы,
противоэпилептические средства) с учетом синдромальной структуры
расстройства.

Длительность стационарного лечения в среднем составляет 30-60
дней. Сроки амбулаторного лечения определяются динамикой состояния и
составляют от 6 месяцев до года и более, у отдельных категорий больных –
на протяжении всей жизни.

  • Рекомендованы лечебно-реабилитационные мероприятия в условиях
    стационара   для купирования острой психопатологической
    симптоматики, упорядочивания поведения, подбора адекватной терапии,
    решения социальных вопросов [3; 12].

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – С3)

  • При непсихотических органических психических расстройствах, особенно
    у лиц молодого возраста, рекомендовано использовать трудотерапию,
    психотерапевтические методы лечения, направленные на коррекцию
    поведенческих реакций и изменение защитных механизмов – индивидуальная и
    групповая личностно-ориентированная, рационально-поведенческая,
    когнитивно-поведенческая и др. [3; 19].
  • При когнитивных нарушениях у пациентов рекомендовано использовать
    когнитивное стимулирование: групповая творческая активность (совместные
    интеллектуальные игры, самодеятельность, активное социальное общение
    и др.) [13].

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – С)

Психические расстройства личности возникают по разным причинам – от генетических предрасположенностей и родовых травм до перенесенного насилия в разных жизненных ситуациях. Нередко болезнь возникает на фоне пренебрежения ребенка родителями, надругательства интимного характера или проживания малыша в семье алкоголиков. Научные изыскания показывают, что мужчины более подвержены патологии, чем женщины. Факторы риска,, провоцирующие болезнь:

  • склонность к суициду;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • депрессивные состояния;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения.

Люди, у которых наблюдается расстройство личности, характеризуются антисоциальным или неадекватным отношением ко всем проблемам. Это провоцирует сложности в отношениях с окружающими людьми. Больные не замечают своей неадекватности в поведенческих паттернах и мыслях, поэтому самостоятельно очень редко обращаются за помощью к профессионалам.

  • периоды утраты реальности
  • сложность во взаимоотношениях с партнерами по браку, детьми и/или родителями;
  • чувство опустошения;
  • избегание социальных контактов
  • неспособность справляться с негативными эмоциями;
  • наличие таких чувств, как ненужность, тревожность, обида, гнев.

В зависимости от атрибуции, коморбидности и степени тяжести заболевания, назначается лечение. Медикаментозная терапия включает в себя прием серотониновых антидепрессантов (Пароксетин), атипичных антипсихотиков, (Оланзапин) и солей лития. Психотерапия проводится в попытках изменить поведение, наверстывании пробелов воспитания, поиске мотиваций.

Вызывающее оппозиционное расстройство – поведенческое нарушение, проявляющееся открытым противостоянием, неповиновением в отношении авторитарности окружающих.

Основные симптомы: эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, озлобленность, мстительность, пренебрежение правилами поведения, стремление раздражать, задирать, обвинять других людей. Устойчивая враждебность, негативизм сохраняются минимум на протяжении 6 месяцев. Расстройство диагностируется клиническими, психологическими методами.

Лечение основано на семейной и индивидуальной психотерапии.

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) в МКБ-10 отнесено к рубрике «Расстройства поведения». Диагностируется у детей младшего, среднего школьного возраста, качественно отличается от аффективных и психотических нарушений. Центральный симптом – оппозиция, противостояние взрослым.

Жестокость, насилие, воровство, поджоги, характерные для других расстройств поведения, отсутствуют. Эпидемиология ВОР составляет от 5 до 20%. Разброс показателей объясняется различными диагностическими подходами. До пубертатного периода расстройство преобладает среди мальчиков, соотношение составляет 3:1.

У пациентов с СДВГ оно диагностируется втрое чаще, чем в общей популяции.

Обратите внимание

Негативизм, упрямство, своеволие, противопоставление себя окружающим – нормальное проявление кризисов развития.

У малыша 2-3 лет данные черты актуализируют тенденцию к самостоятельности, у ребенка 7 лет – право самостоятельно делать выбор, выстраивать отношения, у подростка 13 лет – стремление к эмансипации, отделению от родителей. Фиксация оппозиционных поведенческих тенденций, приводящая к проблемам социальной адаптации, свидетельствует о развитии вызывающего оппозиционного расстройства. К его причинам относятся:

  • Биологические факторы. Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается на фоне дисфункций нейромедиаторов головного мозга, низкого сердечного ритма, сниженного базального уровня кортизола, повышенной электрической активности кожи, дисфункции префронтального кортекса, миндалевидного тела. Специфика данных факторов активно изучается.
  • Генетическая предрасположенность. Точные механизмы передачи расстройства от родителя к ребенку не установлены. Наследуемым может быть темперамент, на основе которого формируется высокая эмоциональная восприимчивость, интенсивность аффекта, низкая фрустрационная устойчивость.
  • Семейные взаимоотношения. Развитию ВОР способствует жесткое, непоследовательное воспитание, невнимательное отношение к детям. Часто ребенок перенимает (копирует) упрямство родителей, приемы манипулирования, эмоционального давления, пассивно-агрессивные черты характера.
  • Психологические особенности. ВОР возникает при выраженной склонности к самоутверждению, низкой самооценке, чувстве собственной несостоятельности. Противопоставляя себя взрослым, ребенок пытается доказать собственную значимость, самостоятельность.

Согласно психодинамическому подходу, вызывающее оппозиционное расстройство является характеристикой возраста, которому присущ внутренний конфликт между зависимостью и желанием самостоятельности.

Упрямство, негативизм рассматриваются как способы разрешения данного противоречия: оппозиционное поведение формально направлено на утверждение автономности, но усиливает внимание родителей. Ребенок внешне стремится к обособлению, но сохраняет прочную связь с матерью, отцом, педагогами, провоцируя ссоры, споры, выражая протест.

Оппозиционность становится бессознательной защитой от чувства несостоятельности, заниженной самооценки. ВОР реализуется на базе потребности ребенка в самоутверждении и эмоциональной незрелости родителей. Сторонники бихевиоральных теорий утверждают, что вызывающее оппозиционное расстройство является условной реакцией на порицание, критику, авторитарность старших.

Отличительной особенностью вызывающего оппозиционного расстройства является вариабельность сфер проявления. Ребенок отчасти способен контролировать поведение, выбирать ситуации для демонстрации оппозиционности: дома он упрямый, конфликтный, на приеме у врача – спокойный, покладистый. В зависимости от количества сфер, в которых реализуется расстройство, выделяют три степени тяжести:

  • Легкая. Поведение ребенка нарушается в одной определенной обстановке. Противостояние, упрямство наблюдаются дома при общении с мамой, папой, старшими сестрами, братьями.
  • Умеренная. Симптомы проявляются в двух типах ситуаций. Кроме родителей «противниками» становятся педагоги.
  • Тяжелая. Оппозиционно-вызывающие тенденции реализуются в трех и более сферах отношений. Ребенок упрям, агрессивен с учителями, родителям, родственниками, сверстниками.

Симптомы обнаруживаются с начала школьного обучения, реже – с 3-4 лет. Характерная особенность – проявление пассивной агрессии, ее адресность. Ребенок упрямится, отказывается выполнять просьбы старших, демонстративно обижается, легко начинает спорить, не имея аргументов.

В отношениях с отцом, матерью доминирует непослушание. Конфликты возникают на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Внешне это проявляется неряшливостью, несобранностью, неорганизованностью.

Негативизм, упрямство, своеволие, противопоставление себя окружающим – нормальное проявление кризисов развития. У малыша 2-3 лет данные черты актуализируют тенденцию к самостоятельности, у ребенка 7 лет – право самостоятельно делать выбор, выстраивать отношения, у подростка 13 лет – стремление к эмансипации, отделению от родителей. Фиксация оппозиционных поведенческих тенденций, приводящая к проблемам социальной адаптации, свидетельствует о развитии вызывающего оппозиционного расстройства. К его причинам относятся:

  • Биологические факторы. Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается на фоне дисфункций нейромедиаторов головного мозга, низкого сердечного ритма, сниженного базального уровня кортизола, повышенной электрической активности кожи, дисфункции префронтального кортекса, миндалевидного тела. Специфика данных факторов активно изучается.
  • Генетическая предрасположенность. Точные механизмы передачи расстройства от родителя к ребенку не установлены. Наследуемым может быть темперамент, на основе которого формируется высокая эмоциональная восприимчивость, интенсивность аффекта, низкая фрустрационная устойчивость.
  • Семейные взаимоотношения. Развитию ВОР способствует жесткое, непоследовательное воспитание, невнимательное отношение к детям. Часто ребенок перенимает (копирует) упрямство родителей, приемы манипулирования, эмоционального давления, пассивно-агрессивные черты характера.
  • Психологические особенности. ВОР возникает при выраженной склонности к самоутверждению, низкой самооценке, чувстве собственной несостоятельности. Противопоставляя себя взрослым, ребенок пытается доказать собственную значимость, самостоятельность.

Симптомы обнаруживаются с начала школьного обучения, реже – с 3-4 лет. Характерная особенность – проявление пассивной агрессии, ее адресность. Ребенок упрямится, отказывается выполнять просьбы старших, демонстративно обижается, легко начинает спорить, не имея аргументов. В отношениях с отцом, матерью доминирует непослушание. Конфликты возникают на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Внешне это проявляется неряшливостью, несобранностью, неорганизованностью. Попытки родителей скорректировать поведение провоцируют вспышки раздражения, вербальной агрессии, молчаливого протеста. Ребенок отказывается умываться, надевать чистую одежду, причесываться, есть за столом, посещать школу, выполнять домашние задания. Замечания родителей только усиливают оппозиционность.

В споре со старшими ребенок до последнего отстаивает свою точку зрения, лишаясь важных привилегий – возможности гулять, играть в компьютерные игры, получать сладости. Иногда эпизоды непокладистости чередуются с абсолютным послушанием. Неустойчивое поведение приводит к потере контроля со стороны детей и родителей, отношения становятся дисгармоничными, стиль воспитания – искаженным. Эпизоды интенсивного контроля по поддержанию дисциплины, фиктивные наказания, пустые угрозы сменяются чрезмерными поощрениями.

Вызывающее оппозиционное расстройство сопровождается трудностями обучения. Снижение успеваемости связано с недостаточным прилежанием, отказом от помощи окружающих. Интеллект, когнитивные функции развиты нормально. При тяжелых формах расстройства нарушаются отношения с одноклассниками. Постоянное противостояние окружающим, стремление спорить, доказывать свою правоту, обвинять в неудачах других людей препятствуют установлению дружеских отношений. Чувство вины отсутствует. Ребенок не умеет сотрудничать, отказывается помогать другим детям.

Модификация оппозиционного поведения детей невозможна без изменения отношения родителей. Поэтому в процесс лечения вовлекается вся семья: ребенок, мама, папа, старшие братья, сестры. Техники психотерапевтической работы подбираются специалистом индивидуально с учетом возраста пациента, особенностей отношений внутри семьи. Используются следующие методы:

  • Индивидуальная психотерапия. Психотерапевт обучает ребенка справляться с гневом, страхом, агрессией. Техниками когнитивной терапии прорабатываются устойчивые негативные мысли об отношении родителей, воспитании.
  • Семейная поведенческая терапия. Специалист совместно с членами семьи разрабатывает эффективные способы взаимодействия, способы мирного разрешения конфликтов. В форме игр, тренингов происходит апробирование различных психологических приемов.
  • Консультирование родителей. Психолог проводит встречи с обоими родителями, обсуждает существующий способ воспитания, его достоинства, недостатки, указывает на связь поведения родителей с реакциями ребенка. Акцент делается на то, что в основе расстройства лежит отчуждение ребенка, стремление стать самостоятельным, потребность быть любимым.
  1. Физиологические (шизофрения, эпилепсия и другие психические расстройства)
  2. Психологические (подавленное состояние, заниженная самооценка, перекладывание вины на других людей)
  3. Социальные (негативный опыт взаимодействия с другими людьми).

Патогенез

Согласно психодинамическому подходу, вызывающее оппозиционное расстройство является характеристикой возраста, которому присущ внутренний конфликт между зависимостью и желанием самостоятельности. Упрямство, негативизм рассматриваются как способы разрешения данного противоречия: оппозиционное поведение формально направлено на утверждение автономности, но усиливает внимание родителей.

Ребенок внешне стремится к обособлению, но сохраняет прочную связь с матерью, отцом, педагогами, провоцируя ссоры, споры, выражая протест. Оппозиционность становится бессознательной защитой от чувства несостоятельности, заниженной самооценки. ВОР реализуется на базе потребности ребенка в самоутверждении и эмоциональной незрелости родителей.

Сторонники бихевиоральных теорий утверждают, что вызывающее оппозиционное расстройство является условной реакцией на порицание, критику, авторитарность старших. На начальных этапах для ее запуска необходим развернутый стимул (длительные нравоучения, открытая критика), в дальнейшем достаточно воздействия слабого раздражителя (единственного замечания, взгляда).

Общие представления об этиологии ОПР сформулированы в адаптированном
варианте МКБ-10 (кодируются шестым знаком) и предполагают возможность
разграничения этиологически разных вариантов ОПР, а также их смешанные
формы и ОПР неясного генеза. Кроме того, существует этиопатогенетическая
специфика отдельных форм ОПР (болезнь Альцгеймера, Гентингтона, Пика,
Паркинсона, сосудистая деменция, амнестическое расстройство и др.) в
зависимости от характера, очага и глубины поражения.

С учетом патогенетических характеристик выделяют две категории расстройств – причинно связанные с дисфункцией мозга вследствие первичного церебрального заболевания и вторично поражающие мозг при различных системных, эндокринных, соматических заболеваниях, состояниях интоксикации). [1-5].

Классификация

Чтобы поставить диагноз личное расстройство по одному из МКБ-10, надо, чтобы патология удовлетворяла трем или более из перечисленных критерий:

  • расстройство сопровождается ухудшением профессиональной продуктивности;
  • психические состояния приводят к личностному дистрессу;
  • аномальное поведение является всеобъемлющим;
  • хронический характер стресса не ограничивается эпизодами;
  • заметная дисгармония в поведении и личностных позициях.

Болезнь классифицируют еще по DSM-IV и DSM-5, группирующие все расстройство на 3 кластера:

  1. Кластер А (эксцентричные или необычные расстройства). Их подразделяют на шизотипическое (301.22), шизоидное (301.20), параноидное (301,0).
  2. Кластер В (колеблющиеся, эмоциональные или театральные расстройства). Они делятся на антисоциальные (301.7), нарциссические (301.81), истерические (201,50), пограничные (301.83), неуточненные (60,9), расторможенные (60,5).
  3. Кластер С (панические и тревожные расстройства). Они бывают зависимыми (301,6), обсессивно-компульсивными (301.4), избегающими (301. 82).

В России до принятия классификации по МКБ существовала своя ориентация личностных психопатий по П. Б. Ганнушкину. Использовалась система известного российского психиатра, разработанная доктором еще в начале 20 века. Классификация включает в себя несколько типов патологий:

  • неустойчивый (безвольный);
  • аффективный;
  • истерический;
  • возбудимый;
  • параноидный;
  • шизоидный;
  • психастенический;
  • астенический.

Отличительной особенностью вызывающего оппозиционного расстройства является вариабельность сфер проявления. Ребенок отчасти способен контролировать поведение, выбирать ситуации для демонстрации оппозиционности: дома он упрямый, конфликтный, на приеме у врача – спокойный, покладистый. В зависимости от количества сфер, в которых реализуется расстройство, выделяют три степени тяжести:

  • Легкая. Поведение ребенка нарушается в одной определенной обстановке. Противостояние, упрямство наблюдаются дома при общении с мамой, папой, старшими сестрами, братьями.
  • Умеренная. Симптомы проявляются в двух типах ситуаций. Кроме родителей «противниками» становятся педагоги.
  • Тяжелая. Оппозиционно-вызывающие тенденции реализуются в трех и более сферах отношений. Ребенок упрям, агрессивен с учителями, родителям, родственниками, сверстниками.

Современный диагностический подход (МКБ-10) состоит в суже­нии круга
симптомов, которые следует считать патогномоничными для ор­ганиче­ских
психических рас­стройств. Их рекомендуется рассматривать в двух
ос­новных группах расстройств: а) синдромы, где наиболее характер­ными и
по­стоянными являются либо поражение когнитивных функций, либо
наруше­ния осознания (расстройства сознания, внимания);

Клинически целесообразным является выделение следующих групп заболеваний в рамках органического психического расстройства: деменции
(F00 – Деменция при болезни Альцгеймера, F01 – Сосудистая деменция, F02
– Деменция при других болезнях, классифицированных в других разделах,
F03 – Деменция неуточненная), дефицитарные органические психические расстройства (F04 – органический амнестический синдром, F06.

7 – легкое когнитивное расстройство, F06.6 – органическое эмоционально лабильное расстройство, F07.1 – постэнцефалитический синдром, F07.2 – постконтузионный синдром), органические психотические расстройства (F05 – делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами, F06.0 – органический галлюциноз, F06.

1 – органическое кататоническое расстройство, F06.2 – органическое бредовое расстройство), органические аффективные расстройства (F06.3 – органические расстройства настроения, F06.4 – органическое тревожное расстройство), органические личностные расстройства (F06.5
– органическое диссоциативное расстройство, F07.

Ключевые слова

  • Органические психические расстройства
  • Деменция
  • Органический амнестический синдром
  • Делирий
  • Органический галлюциноз
  • Органическое кататоническое расстройство
  • Органическое бредовое расстройство
  • Органические расстройства настроения
  • Органическое тревожное расстройство
  • Органические непсихотические расстройства
  • Органическое расстройство личности
  • Легкое когнитивное расстройство
  • Диагностика органического психического расстройства
  • Лечение органического психического расстройства

Осложнения

Без специальной коррекции вызывающее оппозиционное расстройство провоцирует дезадаптацию в различных сферах жизни. Отсутствие друзей, доверительных отношений с родителями, продуктивного взаимодействия с педагогами формирует замкнутость, желание уединиться. Результат – нарастает чувство подавленности, одиночества, депрессия, развиваются эмоциональные нарушения.

У подростков оппозиционность закрепляется в чертах характера – возникают психопатические характерологические черты: озлобленность, злопамятность, завистливость, ипохондричность. Повышен риск алкоголизации, наркомании, девиантного поведения. Низкая учебная успеваемость, сложности во взаимодействии со сверстниками, учителями приводят к безразличию, негативизму к будущей профессии, трудоустройству.

Термины и определения

Деменции (приобретенное
слабоумие) – группа расстройств в связи с прогрессирующим органическим
церебральным заболеванием либо перенесенным тяжелым поражением головного
мозга, которое проявляется стойким оскуде­нием психической деятельности
с нарушением ряда высших корковых функ­ций; нарушения когнитивных
функций у больных сопровождаются обедне­нием эмоций, нарушением
эмоционального контроля, поведения или мотива­ций.

Дефицитарные органические психические расстройства – совокупность
патогномоничных для органических психических расстройств (ОПР)
нарушений, характеризующаяся выпадением тех или иных психических
функций.

Органические аффективные расстройства – группа расстройств органической этиологии, характеризующаяся преобладанием в клинической картине расстройств настроения.

Органические психотические расстройства – группа
расстройств органической этиологии, которые в соответствии с общими
критериями диагностики соответствуют психотическому уровню расстройств
(грубая дезинтеграция психической деятельности, нарушение критики).
Согласно указаниям Международной классификации болезней 10 пересмотра
(МКБ-10) использование этого термина не подразумевает психодинамические
механизмы, а просто указывает на наличие бреда, галлюцинаций или
некоторых форм нарушения поведения (возбуждение, ступор).

Органические личностные расстройства – группа
расстройств органической этиологии, для которой характерны значительные
изменения привычного образа преморбидного поведения с преимущественым
нарушением выражения эмоций, потребностей и влечений.

Органические, включая симптоматические, психические расстройства
представляют собой сово­куп­ность этио­патогенетически и
феноменологически различных последст­вий ор­ганического поражения
головного мозга, для диагностики которых имеют значение три 
принципиальных обстоя­тельства: факт перенесенной экзоген­ной вредности,
наличие патогномоничных психопа­тологических проявлений в рамках
возникающей церебральной дисфункции, возмож­ность объектив­ного
выявления церебрального патоморфологического суб­страта.

В современной классификации (МКБ-10) органи­че­ское психиче­ское
расстройство трактуется как дисфункция либо первичная (в результате
непосредственного, либо пре­иму­щественного поражения мозга), либо –
вто­ричная, когда мозг поража­ется как один из многих органов при
системных заболеваниях. Соответст­венно, тер­мином «органический»
предлагается обозначать клинические прояв­ления бо­лезни, которые могут
быть объяснены самостоятельно диаг­ностируемым це­реб­ральным или
системным заболеванием; термином «симптоматический» – органические
психические расстройства, возни­кающие вторично при сис­темном
экстрацеребральном заболевании.

Диагностика

Основные критерии дифференциальной диагностики личностного расстройства – это плохое субъективное самочувствие, потеря социальной адаптации и работоспособности, нарушения в других сферах жизни. Для правильной постановки диагноза врачу важно определить устойчивость патологии, учесть культурные особенности пациента, сравнить с другими видами психических отклонений. Основные диагностические инструменты:

  • контрольные списки;
  • опросники для определения самооценки;
  • структурированные и стандартизированные интервью пациента.

Родители обращаются к врачам, когда негативизм, конфликтность, мнительность проявляются регулярно, учащаются, распространяются на широкий круг ситуаций. К диагностическому процессу подключается педиатр, детский психиатр, медицинский психолог. Дополнительные обследования проводятся неврологом, эндокринологом, отоларингологом. Результаты позволяют исключить аффективные и поведенческие отклонения как симптом дисбаланса нервной системы или гормонального статуса, нарушения слуха. Специфическая диагностика включает:

  • Клиническую беседу. Врач-психиатр выслушает жалобы родителя, ребенка, уточняет данные семейного анамнеза, расспрашивает о внутрисемейных взаимоотношениях, школьной адаптации, успеваемости. Параллельно наблюдает за поведением ребенка: по отношению к врачу дети обычно не проявляют негатива, признаки ВОР обнаруживаются при случайном контакте с родителем.
  • Исследование эмоционально-личностных особенностей. Используются методики, выявляющие отклонения эмоционально-волевой, личностной сфер: опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), личностный опросник Айзенка. Дополнительно применяются проективные тесты, позволяющие обнаружить отрицаемые или неосознаваемые характеристики – озлобленность, упрямство, мстительность. Ребенку предлагаются рисуночные методики (Несуществующее животное, Дом-дерево-человек), тесты интерпретации ситуаций (Фрустрационный тест Розенцвейга, Рисуночный апперцептивный тест).
  • Исследование внутрисемейных отношений. Для получения наиболее объективной информации о семейных проблемах родители и дети заполняют опросники Анализ семейных взаимоотношений, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика PARI. Из проективных методик используется тест Рисунок семьи, Семья за обедом.

Вызывающее оппозиционное расстройство необходимо дифференцировать с нормальными проявлениями кризисного периода. Ключевые моменты – стойкость, регулярность, длительность. От других поведенческих расстройств ВОР отличается отсутствием открытой агрессивности – дети не стремятся нанести вред, причинить боль, не занимаются воровством, поджогами, нападениями.

  • Рекомендовано провести исследование крови (общий клинический анализ
    крови, биохимический анализ крови, коагулограмма, исследование уровня
    глюкозы в крови, исследование крови на ВИЧ, гепатиты, возбудителя
    сифилиса), общий клинический анализ мочи [2-3; 7; 8; 9; 10].

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – В)

Являясь обязательной и неотъемлемой частью клинико-биологической
оценки ОПР, эти методы позволяют верифицировать наличие структурных
элементов болезни, прямо или косвенно оценить их локализацию, размер,
функциональное состояние ЦНС.

При диагностике ОПР рекомендовано проведение:

  • электроэнцефалографического исследования [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • реоэнцефалографии [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • эхоэнцефалографии [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • допплерографии магистральных артерий головы [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • рентгенографии черепа в одной или более проекциях [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • компьютерной томографии головы [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • магнитно-резонансной томографии головного мозга [2-3; 7; 8; 9; 10];
  • в ряде случаев для уточнения диагноза необходимым оказывается
    проведение электрокардиографических исследований [2-3; 7; 8; 9; 10].
  • Рекомендовано проведение экспериментально-психологического исследования (ЭПИ) [4; 5; 9].

Признаки у детей

Приложение В. Информация для пациентов

  • Для предупреждения неблагоприятного прогноза рекомендована
    своевременная ранняя диагностика непсихотических, недементных вариантов
    ОПР. В ином случае упускается время для выработки необходимых
    лечебно-профилактических мероприятий [5].

  • Рекомендовано при проведении лечебно-реабилитационных мероприятий
    учитывать уровень социального функционирования пациента, от которого во
    многом зависит благоприятность/неблагоприятность исхода болезни [4].

Расстройства поведения - Расстройства воли и влечений

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – С).

Необходимо систематически (раз в полгода) посещать психиатра;

Больной
с выраженной деменцией должен находиться под постоянным наблюдением
лиц, ухаживающих за ним (родственников, знакомых и др.);

Необходимо
осуществлять постоянный контроль за функционированием внутренних
органов, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы (пульс,
артериальное давление) и желудочно-кишечного тракта;

Важно осуществлять строгий контроль за приёмом лекарств;

Необходимо контролировать гигиену больного, а также его физиологические отправления;

Можно привлекать больного к посильной трудовой деятельности (элементарная помощь по дому, самообслуживание);

При отсутствии выраженных двигательных расстройств показаны прогулки с больным;

? При неглубокой деменции можно читать, смотреть телевизионные программы простого содержания.

Прогноз и профилактика

Прогноз вызывающего оппозиционного расстройства определяется своевременностью диагностики и успешностью терапевтических мероприятий. Большинство случаев имеет благоприятный исход: семейные конфликты сглаживаются, ребенок находит другую сферу для самоутверждения. Предупредить поведенческие нарушения можно с помощью выстраивания продуктивных доброжелательных отношений.

Профилактика органических психических расстройств строится с учетом их этиопатогенеза и патогномоничных проявлений болезни.

  • Первичная профилактика ОПР наименее
    специфична. Рекомендовано ре­ше­ние масштаб­ных медико-социальных
    проблем по предупреждению не­благо­приятных экзогенных воз­действий
    (воз­действий (экологических катастроф, в пер­вую оче­редь), бытового и
    промышленного травматизма, повышение эф­фективности
    санитарно-гигиенических мероприятий в груп­пах риска насе­ления [2; 3;
    4].

  • С целью вто­ричной профилактики
    рекомендовано предупреждение развития неблагоприятных вариантов
    органического психического расстройства – прогредиентного
    зло­качественного течения, малообратимых форм органи­ческого дефекта,
    орга­нических психозов, пароксизмальных расстройств, а также развития на
    «ор­ганической почве» вто­ричной психической патоло­гии, прежде всего
    синдрома зависимо­сти от психоактивных веществ [2; 3; 4].

  • Для третичной профи­лактики, предполагающей
    предупреждение рецидивов, обостре­ний бо­лезни, у лиц с ОПР
    рекомендован учет: а) базисных пато­генетических ха­рактеристик болезни
    (прогредиентное/резидуальное состояние); б) веро­ятно­сти спонтанных
    ухудшений болезни (например, при церебрально-сосудистой патоло­гии); в)
    высокой зна­чимости неблагоприятных внешних воздействий (психогенных в
    том числе) на динамику болезни [2; 3; 4].

1.3 Эпидемиология

Органические психические расстройства представ­ляют собой один из
наиболее распространенных вариантов психической па­тологии, что
объясняется, прежде всего, частотой в популяции бытового,
производственного травматизма, экстен­сивностью неблагоприятного
эко­ло­гического воздействия. В 2011 г.

в контингенте больных доля
больных с органическими расстройствами составила 33,5%, среди впервые
диагностированных – 39,7%. Столь высокие доли больных органическими
расстрой­ствами обусловлены главным образом ростом числа
дорожно-транспортных происшествий, производственного и бытового
травматизма, увеличением потребления суррогатов алко­голя, других
токсических веществ.

Незначительное увеличение числа больных в 2011 г.
по сравнению с 2010 г. отмечено по таким рубрикам, как органические
психозы и/или слабоумие (на 0,2%), в том числе количество больных
сосудистой деменцией и другими органическими психозами и/или слабоумием
увеличилось соответственно на 1,8 и 2,1%.

1.4 Кодирование по МКБ-10

F00 – Деменция при болезни Альцгеймера

F01 – Сосудистая деменция

F02 – Деменция при других болезнях, классифицированная в других рубриках

F03 – Деменция неуточненная;

F04 – Органический амнестический синдром;

F05 – Делирий;

F06 – Другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией

Расстройства поведения - Расстройства воли и влечений

          головного мозга или соматической болезнью;

F07 – Расстройства личности и поведения;

F09 – Неуточнённые органические или симптоматические психические расстройства.

F0х.хх0 — в связи с травмой головного мозга;

F0х.хх1 — в связи с сосудистым заболеванием головного мозга;

F0х.хх2 — в связи с эпилепсией;

Расстройства поведения - Расстройства воли и влечений

F0х.хх3 — в связи с новообразованием (опухолью) головного мозга;

F0х.хх4 — в связи с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция);

F0х.хх5 — в связи с нейросифилисом;

F0х.хх6 — в связи с другими вирусными и бактериальными нейроинфекциями;

F0х.хх7 — в связи с другими заболеваниями;

Расстройства поведения - Расстройства воли и влечений

F0х.хх8 — в связи со смешанными заболеваниями;

F0х.хх9 — в связи с неуточнённым заболеванием.

F0х.х0 — без дополнительных симптомов;

F0х.х1 — другие симптомы, преимущественно бредовые;

F0х.х2 — другие симптомы, преимущественно галлюцинаторные;

F0х.х3 — другие симптомы, преимущественно депрессивные;

F0х.х4 — другие смешанные симптомы.

2.1 Жалобы и анамнез

Диагностическое исследование включает психиатрическое
обследование, состоящее из сбора жалоб, объективного и субъективного
анамнеза.

При опросе пациента следует обратить внимание на наличие в
анамнезе черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций, сосудистых
заболеваний мозга, соматических заболеваний, предшествующих развитию
психопатологической симптоматики, что может указывать на этиологию и
патогенез данного состояния.

  • Рекомендовано проведение клинического (психопатологического)
    обследования для выявления расстройств сознания, восприятия, когнитивных
    нарушений, расстройств эмоциональной и волевой сфер, двигательных
    нарушений [2-3; 7; 8; 9; 10].
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector