Подкорковая дизартрия характеристика

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Дизартрия

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Дизартрия — латинский термин, обозначающий нарушение артикуляции. Разделение дизартрии на центральную и периферическую впервые было проведено в 1911 году. В 1926 году отечественным профессором неврологом М. С. Маргулисом была предложена более подробная классификация, основанная на локализации очага церебрального поражения, выделена корковая форма дизартрии.

Клинически корковая дизартрия сходна с моторными формами афазии, что затрудняет её диагностику и требует тщательного нейролингвистического анализа. Точные данные о распространённости патологии в неврологической и логопедической практике отсутствуют. У детей корковая дизартрия чаще является следствием перинатальных поражений ЦНС, у взрослых — опухолей и ЧМТ.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия

Причины корковой дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Данная форма нарушений речи наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков пре- и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы: язык, губы, мягкое нёбо, челюсти, глотка, щёки. Этиологические факторы, обуславливающие поражение коры, полиморфны и несколько разнятся у детей и взрослых. Наиболее значимыми этиофакторами являются:

  • Черепно-мозговые травмы. Травмирование происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом, тяжёлым сотрясением головного мозга. Возможно сдавление коры увеличивающейся посттравматической субдуральной или эпидуральной гематомой.
  • Опухоли головного мозга. Конвекситальные новообразования мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальную компрессию церебральной коры. Внутримозговые опухоли (глиомы, астроцитомы), подлежащие соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их деструкцию, в отсутствие инфильтрации — сдавление.
  • Менингоэнцефалиты. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга может стать осложнением различных общеинфекционных заболеваний (кори, герпеса, краснухи, ОРВИ), очагов хронической гнойной инфекции (отита, синусита, околочелюстного абсцесса), специфического инфекционного процесса (туберкулёза, сифилиса). Набухание мозговых оболочек, отёчность церебрального вещества провоцируют сдавление отдельных корковых участков и питающих их сосудов, что приводит к дисфункции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма.
  • Инсульты.Ишемический инсульт становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. Геморрагический инсульт вызывает сдавление корковых тканей излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления церебрального кровотока, нарастание внутримозговой гематомы ведёт к гибели ответственных за артикуляцию нейронов.
  • Перинатальная патология. В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, внутриутробной инфекции, гемолитической болезни), травм и асфиксии новорожденного в ходе родов. К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, быстрые роды, применение акушерских щипцов, операции (вакуум-экстракции).

Первыми симптомами речевого расстройства являются темпо-ритмические нарушения: замедленность экспрессивной речи, утрата её плавности и автоматизма. Создаётся впечатление, что пациенту трудно шевелить губами и языком, что вполне соответствует действительности. Ключевым проявлением выступает расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речевой продукции происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь больного становится смазанной, непонятной. Содержательная часть речи остаётся сохранной.

Афферентная корковая дизартрия характеризуется поиском правильного положения артикуляционных органов, что делает речь прерывистой, толчкообразной. Повышенная напряжённость артикуляции обуславливает усиление громкости голоса, избирательное оглушение звонких согласных. Замедление переходных этапов артикуляции приводит к появлению звуков-вставок. Наблюдается раздельное или частичное проговаривание аффрикатов («ц»=«т» «с»), замена щелевых согласных на смычные. Отмечается некоторое расстройство лицевого гнозиза, пациент неточно указывает место прикосновения к различным точкам на лице.

Эфферентная корковая дизартрия сопровождается затруднённым переходом между звуками, удлинением ударных гласных, согласных в начале и конце слова (например, «вввнизу»). Определяется нарушение артикуляции апикальных (л) и какуминальных (ш, ж, р) согласных, требующих участия кончика языка, их замена дорзальными звуками (т, д). Характерно усреднённое произнесение отдельных звуков («д» и «т» произносятся как «тс»). Выявляются сложности удержания артикуляционной позы, вставки и пропуски звуков в словах. Типично обилие пауз внутри слова, в тяжёлых случаях — разрыв слова на отдельные слоги. Артикуляция дополняется множеством синкинезий: высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз. Дизартрия нередко сочетается с правосторонним гемипарезом.

Терапия речевых расстройств проводится на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии (посттравматических нарушений, инсульта, энцефалита, опухоли, перинатальной энцефалопатии). Успешное восстановление речи возможно при комплексном подходе к реабилитации пациента, достигается усилиями логопеда, невролога, реабилитолога, клинического психолога. Восстановительная терапия включает следующие медикаментозные и немедикаментозные методы:

  • Логопедические занятия. Работа по коррекции дизартрии должна начинаться в ранние сроки, сопровождаться развитием мотивации больного. Основными методами являются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизация, развитие мелкой моторики. У детей в последующем проводятся занятия по коррекции ФФН.
  • Фармакотерапию. Медикаментозная поддержка необходима для активации метаболических процессов в ЦНС с целью восстановления утраченных функций. Применяются нейрометаболиты, ноотропные фармпрепараты, медикаменты для улучшения церебральной гемодинамики. По показаниям осуществляется медикаментозная психокоррекция седативными средствами, антидепрессантами.
  • Общую реабилитацию. Используется общий массаж, кинезиотерапия, рефлексотерапия. Проводится массаж, механотерапия и лечебная физкультура для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация больного, включающая психологическое консультирование, арт-терапию, релаксационные методики, групповые тренинги.

Патогенез

Нарушение отличается патогенетическим полиморфизмом. В его рамках различают два основных механизма формирования речевых нарушений. Первый реализуется при поражении передней центральной извилины. Сложности артикуляции возникают вследствие центрального пареза мышц языка и мимической мускулатуры. Близкое к артикуляционным органам расположение представительства кисти в моторной корковой зоне обуславливает частое сочетание речевых расстройств с повышением тонуса в мышцах руки.

Второй патогенетический механизм определяется при локализации очага в постцентральных отделах. Он связан с нарушением обработки полученных афферентных импульсов, информирующих о состоянии артикуляционных органов. Отсутствие обратной информации делает невозможным адекватную корректировку артикуляционных движений, осуществляемую соответствующими отделами моторной зоны. Возникает артикуляционная апраксия — нарушение программирования последовательности и силы движений, реализующих речевую функцию.

Классификация

Разнородность нарушений, различная степень их проявлений обуславливают применение двух классификаций в практической неврологии. Подобно другим видам дизартрии, корковая форма по выраженности речевой дисфункции делится на четыре степени – от стёртой дизартрии до полной анартрии. С учетом локализации патологического очага и патогенетического механизма дизартрия классифицируется на два основных варианта:

  • Афферентная (кинестетическая). Возникает при поражении постцентральных корковых зон доминантного полушария. Сочетается с оральной апраксией, апраксией движений контрлатеральной кисти. Характеризуется поиском правильной артикуляционной укладки для произнесения необходимого звука.
  • Эфферентная (кинетическая). Формируется при очаге в передних центральных зонах коры. Часто сочетается с контрлатеральным гемипарезом. Типична замедленность, отсутствие речевой плавности, иногда — послоговое проговаривание.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы корковой дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Такая
форма дизартрии встречается очень часто
в логопедической практике. Основные
жалобы при стертой дизартрии: невнятная
невыразительная речь, плохая дикция,
искажение и замена звуков в сложных по
слоговой структуре слов.

Дети,  имеющие
стертую дизартрию, нуждаются в длительной,
систематической индивидуальной логопедической
помощи.

Стертая
дизартрия по своим проявлениям очень
похожа на сложную дислалию.

Чаще
всего стертая дизартрия диагностируется
после пяти лет.

 отклонения
во внутриутробном развитии (токсикозы,
гипертония (повышенное давление)
нефропатия во время беременности и др;

инфекционные
заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные
во время беременности

асфиксия
новорожденных;

стремительные
или затяжные роды;

длительный
безводный период;

Подкорковая дизартрия характеристика

механическое
родовспоможение (щипцы, вакуум).

В
первый год жизни такие дети наблюдаются
у невролога, им назначаются медикаментозное
лечение и массаж. В диагнозе до года
стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия).
А после года диагноз либо снимают, либо
ставят ММД (минимальная
мозговая дисфункция).

Развитие
после года, как правило, у всех бывает
благополучным, невропатологи больше
не наблюдают этих детей, и ребенок
считается здоровым.

Общая
моторика: дети
неловкие, ограничен объем активных
движений, быстро утомляемость при
нагрузках. Неустойчиво стоят на одной
ноге. Плохо подражают при имитации
движений: как идет солдат, как летит
птица, как режут хлеб и т.д. Особенно
заметна моторная несостоятельность на
физкультурных и музыкальных занятиях,
где дети отстают в темпе, ритме движений,
а так же при переключаемости движений.

Мелкая
моторика рук: Дети со стертой дизартрией
поздно и с трудом овладевают навыками
самообслуживания: не могут застегнуть
пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях
по рисованию плохо держат карандаш,
руки бывают напряжены. Многие не любят
рисовать. Особенно заметна моторная
неловкость рук на занятиях по аппликации
и с пластилином.

В работах по аппликации
прослеживаются трудности пространственного
расположения элементов. Дети затрудняются
или просто не могут без посторонней
помощи выполнять движение по подражанию,,
например «замок» – сложить кисти вместе,
переплетая пальцы: «колечки» – поочередно
соединить с большим пальцем указательный,
средний, безымянный, мизинец и  другие
упражнения пальчиковой гимнастики.

Со
слов мам, многие дети до 5-6 лет не
интересуются играми с конструктором,
не умеют играть с мелкими игрушками, не
собирают пазлы.

Подкорковая дизартрия характеристика

У
детей школьного возраста в первом классе
отмечаются трудности при овладении
графическими навыками 9плохой подчерк,
медленный темп письма, «зеркальное»
письмо, замены букв).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

У
детей со стертой формой дизартрии
наблюдаются следующие особенности
артикуляторного аппарата.

Паретичность
мышц  органов
артикуляции проявляются в следующем:
вялые губы, углы рта опущены, во время
речи губы остаются вялыми. Язык при
паретичности тонкий, находиться на дне
рта, вялый, кончик языка мало активный.
При нагрузках (логопедической гимнастике)
мышечная слабость увеличивается.

Спастичность
мышц проявляется
в следующем: лицо амимично, мышцы лица
на ощупь твердые, напряженные. Губы в
полуулыбке: верхняя губа прижимается
к деснам. Многие дети не могут сделать
трубочку из губ. Язык при спастическом
симптоме чаще изменен по форме: толстый,
без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при
стертой дизартрии проявляются в виде
дрожания языка и голосовых связок.
Дрожание проявляется при нагрузках.
Например, при удержании широкого языка
на нижней губе под счет 5-10 язык не может
сохранить состояние покоя, появляется
дрожание и легкое посинение кончика
языка, а в некоторых случаях по языку
прокатываются волны в продольном или
поперечном направлении.  В
этом случае ребенок не может удержать
язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще
сочетаются с повышенным тонусом мышц
артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется  в
невозможности выполнения определенных
движений артикуляторного аппарата или
переключении от одного движения к
другому. У некоторых детей отмечается
кинестетическая апраксия, когда ребенок
производит хаотичные движения, «нащупывая»
нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е.
отклонения языка от средней линии,
проявляется при логопедической гимнастике
(при удержании позы, переключении с
одного упражнения на другое)

Гиперсаливация
(повышенное
слюноотделение) определяется лишь во
время речи. Дети не справляются
саливацией,  не
сглатывают слюну.

Подкорковая дизартрия характеристика

Дети
со стертой формой дизартрии по заданию
выполняют все движения из логопедической
гимнастики, но качество этих движений
страдает: смазанность, нечеткость
движений, слабость напряжения мышц,
аритмичность, снижение амплитуды
движений, быстрая утомляемость мышц и
др. Это и приводит во время речи к
искажению звуков, смешению их и ухудшению
в целом  просодической
стороны речи.

Звукопроизношение при
стертой дизартрии характеризуется:
смешением, искажением, заменой и
отсутствием звуков, т. е . те же  варианты
что и при дислалии .
Звуки при стертой дизартрии ставятся
теми же способами что и при дислалии,
но долго не автоматизируются  и  не
вводятся речь. Наиболее распространенным
дефектом звукопроизношения являются
нарушения свистящих и шипящих.

Просодика. Интонационно-выразительная
окраска речи детей со стертой дизартрией
резко снижена. Страдает голос, голосовые
модуляции по высоте, силе, ослаблен
речевой выдох. Нарушается тембр речи и
появляется носовой оттенок. Темп речи
чаще ускорен. При рассказывании
стихотворений речь ребенка монотонна,
постепенно становится мене разборчива,
голос угасает.

У
некоторых детей речевой выдох укорочен,
и они говорят на вдохе. В этом случае
речь становиться захлебывающейся.  

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии ЦНС и становлении речи. Отмечается снижение внимания, способности к запоминанию информации. Плохо набирается словарный запас, формируется общее недоразвитие речи. Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем, возникает фонетико-фонематическое недоразвитие.

Указанные расстройства препятствуют успешному обучению ребёнка письму, чтению. Развивается вторичная дисграфия, дислексия. У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают дисбаланс психоэмоциональной сферы. Больные остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся упрямыми, раздражительными или, напротив, замкнутыми, склонными к депрессии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Диагностические сложности представляет корковая дизартрия у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливается путём всестороннего логопедического и неврологического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения этиологии поражения. Полный комплекс диагностических процедур включает:

  • Консультацию невролога. В неврологическом статусе зачастую определяется асимметрия лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Выявляются элементы апраксии артикуляционного аппарата, затруднение при выполнении последовательности действий по заданию. Возможно наличие центрального спастического гемипареза, гемигипестезии.
  • Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, замедленность, прерывистость речевой продукции. При исследовании устной речи наблюдается замена звуков, выпадение отдельных фонем, появление вставочных звуков. Содержательная сторона высказывания, речевое дыхание не нарушены, фонематический слух сохранен. У детей может диагностироваться ФФН и ОНР.
  • Нейровизуализацию. Томографические методы исследования позволяют установить морфологический субстрат заболевания. При травмах, оболочечных гематомах и опухолях более информативна КТ головного мозга. В диагностике инсультов, церебральных новообразований, воспалительных фокусов предпочтение отдаётся МРТ головного мозга. В сложных диагностических случаях рекомендовано проведение обоих исследований, а также ПЭТ-КТ.
  • Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную этиологию для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора) позволяет выявить воспалительные изменения, провести бакпосев, ИФА, ПЦР-диагностику для верификации возбудителя.

Корковая дизартрия требует дифференцировки от иных речевых расстройств. От акустико-гностической, акустико-мнестической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях как в произвольных, так и в автоматизированных высказываниях, отсутствием речевых эмболов, у взрослых — сохранностью письма и чтения. В отличии от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями языка.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Работа
над голосом осуществляется параллельно
с работой над речевым дыханием и является
комплексной частью комплексного
логопедического воздействия. Для
развития голоса у детей с дизартрией
используются различные ортофонетические
упражнения. (голосовые)

Цель:
Развитие коорденированой деятельности
дыхания, артикуляции и фонации. В случаях
с выраженой дизартрией работа над
голосом начинается с развития у ребенка
с возможности открыть и закрыть рот,
опустить нижнюю челюсть, т.е. с выработки
движений в полном объёме и обеспечение
свободной голосоподачи.

Подкорковая дизартрия характеристика

Ребенку
дает красный шарик на веревке. Ребенок
берет шарик и в момент опускания нижней
челюсти опускает его вниз. Затем это
движение выполняет с закрытыми глазами,
в целях ощущения кинестетического
движения. После этого отрабатываются
произвольные движения нижней челюсти.
Используются развитые звуки и
звукосочетания. Голос должен быть
сильным, высоким, соответствовать
тембру.

В
случаях со стертой дизартрией работа
над голосом начинается сразу с выполнения
специальных упражнений.

В
клинической картине дизартрии неизменно
присутствуют расстройства дыхания.
Неречевое дыхание дизартриков имеет
свои особенности. Оно, как правило,
поверхностное, ритм его недостаточно
устойчив, легко нарушается при
эмоциональном напряжении.

Речевое
дыхание представляет собой
высококоординированный акт, во время
которого дыхание и артикуляция строго
соотносятся в процессе речевого
высказывания.

У дизартриков эта
координация нередко нарушается даже в
процессе плавной речи. Перед вступлением
в речь дизартриков делают недостаточный
по объему вдох, что не обеспечивает
целостного произнесения интонационно-смыслового
отрезка сообщения. Нередко дизартрики
(не только дети, но и взрослые) говорят
на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Прогноз и профилактика

В случае успешного лечения основной патологии и комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный. Степень восстановления речи зависит от этиологии поражения, выраженности речевых нарушений, возраста и психологического состояния больного. Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне детского церебрального паралича, перинатальных травм ЦНС, пожилого возраста, депрессии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

К мерам профилактики относятся предупреждение травматизма, лечение цереброваскулярной патологии, исключение онкогенных влияний, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности, адекватный выбор способа родоразрешения.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector