Песочная терапия для детей раннего возраста

Значение занятий с песком в ДОУ

Песочная терапия — это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:

  • сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
  • проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;
    Два мальчика играют в юнгианской песочнице в группе

    Сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры в песочнице способствуют развитию личности воспитанников

  • песочная анимация на специальных столах с подсветкой;
    Мальчик рисует песком на специальном столе с подсветкой

    Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает детей своей необычностью

  • создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
    Ребёнок раскрашивает рисунок цветным песком

    Создание композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка требует аккуратности и точности движений

  • лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.
    Дети играют с кинетическим песком

    Кинетический песок хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести

Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Задачи

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:

  • Игровое:
    • театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
    • сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
    • дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
  • Эмоционально-психологическое:
    • стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
    • приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
    • формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
  • Сенсомоторное:
    • знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
    • развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
    • формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
    • развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
      Воспитатели знакомят детей со свойствами песка

      В процессе игр с песком происходит знакомство со свойствами песка и воды посредством экспериментально-исследовательской деятельности

  • ФЭМП:
    • формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
    • овладение первичными навыками счёта и измерения.
  • Речевое развитие:
    • обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
    • развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
    • формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
    • совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
  • Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
    • рисования на песке;
    • технического и художественного конструирования из кинетического песка.
      Ребёнок рисует песком на специальной доске

      Рисование песком раскрывает внутренний потенциал ребёнка, развивает фантазию и творческое мышление

Противопоказания к использованию метода песочной терапии:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
  • нарушения кожного покрова (травмы и порезы).

Занятие с песком может проводиться воспитателем в образовательных и развивающих целях, а также педагогом-психологом, специалистом-логопедом с целью диагностики эмоционального состояния малыша или в рамках коррекционной программы.

Картотека тем

Младшая группа:

  • «В гостях у Песочной Феи» — формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с различными предметами.
  • «День рождения Машеньки» — знакомство со свойствами мокрого песка, используя приёмы лепки.
  • «В стране песка» — обогащение тактильного опыта и экспериментальные игры с песком.
  • «Путешествие малыша-осьминога» — развитие образного мышления, стимулирование проявления чувства эмпатии.
Воспитатель знакомит малышей со свойствами мокрого песка

На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка

Средняя группа:

  • «Знакомство с песочным человечком» — воспитание уважительного отношения детей друг к другу.
  • «Чувствительные ладошки» — создание комфортной эмоциональной атмосферы с целью стабилизации психологического состояния.
  • «Две песочные страны» — формирование социальной компетенции детей, укрепление психического здоровья, развитие творческих, познавательных способностей и речи.
  • «Озеро исполнения желаний» — формирование навыков оценки и самооценки, доброго отношения друг к другу, желания эмоционально поддержать и помочь товарищу.
  • «Путешествие солнечного лучика» — развитие навыков составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с песком.
Дети занимаются песочной терапией в группе

Игры с песком способствуют созданию комфортной эмоциональной атмосферы и стабилизации психологического состояния детей

Старший дошкольный возраст:

  • «Волшебный песок» — формирование позитивного эмоционального фона с помощью игровых упражнений с песком.
  • «Морское путешествие» — снятие психоэмоционального напряжения методами песочной терапии (рисование и лепка), обучение приёмам релаксации, закрепление знаний на морскую тематику.
  • «Ладошки на песке» — развитие эмоционально-волевой сферы посредством коммуникационных игровых упражнений.
  • «Путешествие песочного колобка» — коррекция звукопроизношения посредством снятия эмоционального напряжения методами песочной терапии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector