Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений Википедия

Официальный диагноз

В пересмотренном 4-м издании DSM-IV-TR категория «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (включая атипичный аутизм)» носила 299.80.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) Американской психиатрической ассоциации и Международная классификация болезней (МКБ), публикуемая Всемирной организации здравоохранения, официально признаются во всём мире как системы классификации расстройств и диагностических критериев.

DSM-III, 1980 год

В третьем издании DSM впервые ввели категорию «ранний детский аутизм» (РДА), который стал отдельным нарушением в группе первазивных (общих) нарушений развития.

4 критерия для постановки диагноза РДА:

  • нарушения в установлении социальных контактов,
  • нарушения речи и/или коммуникации,
  • необычные реакции на проявления внешнего мира,
  • раннее проявление симптомов (до 30 месяцев).

DSM- IIIR, 1987 год

Через год после выхода DSM-III Лорна Уинг опубликовала работу о синдроме Аспергера, которая впервые освещала описания «аутистических психопатов» на английском языке. В своей публикации доктор Уинг говорила также о людях с отклонениями в социальном взаимодействии и коммуникации, но без значительных нарушений речи и с уровнем интеллектуального развития не ниже среднего. По её мнению, таких людей следовало относить к «обладателям» синдрома Аспергера.

Публикация психиатра Уинг сильно повлияла на медицинское сообщество, но её предложения не были учтены в исправленной версии DSM-IIIR в 1987 году. Тем не менее, критерий нарушения речи и/или коммуникации перестал быть решающим для постановки диагноза. В этой редакции термин «РДА» больше не детский, он превратился в «аутистическое расстройство», а количество критериев возросло до 16.

DSM-IV, 1994 год

Работа Лорны Уинг привлекла внимание к понятию расстройств аутистического спектра, и в четвёртом издании DSM вместо единичного расстройства ввели ряд первазивных (общих) расстройств развития. Среди них оказались аутистическое расстройство, расстройство Аспергера, неспецифичное первазивное расстройство развития, дезинтегративное расстройство детского возраста и расстройство Ретта.

Как и в прошлом издании, для постановки диагноза требовались проявления аутичных симптомов в трёх сферах: социальном взаимодействии, коммуникациях и стереотипности поведения. Количество диагностических критериев сократилось с 16 до 12.

В 2000 году DSM-IV обновили под редакцией -TR (Text revised) с незначительными изменениями.

МКБ-10

Всемирная организация здравоохранения опубликовала десятое издание Международной классификации заболеваний в 1992 году.

Ben Jigsaw Puzzle Puzzle Puzzle.png

Как и в DSM-IV, аутизм в МКБ-10 — совокупность разновидностей под общим названием «общие расстройства психологического развития». Но есть и отличия в терминах: детский аутизм (вместо аутического расстройства), синдром Аспергера (вместо расстройства Аспергера), атипичный аутизм (вместо неспецифичного первазивного расстройство развития). И всё же перечни критериев для постановки диагнозов этих трёх подвидов в целом похожи на DSM-IV.

В 2018 году готовится к выходу одиннадцатое издание классификации.

DSM-5, 2013 год

В 2013 году вышло в свет пятое издание DSM. В нём довольно радикально изменилась концепция аутизма и критерии диагностики.

1) Расстройство аутистического спектра (РАС) в новой редакции больше не содержит в себе подкатегорий и становится единой категорией. В РАС входит:

  • аутизм (синдром Каннера)
  • синдром Аспергера
  • детское дезинтегративное расстройство
  • неспецифическое первазивное нарушение развития

2) Триаду из основных симптомов для постановки диагноза ограничили двумя группами проявлений: нарушением социального взаимодействия/коммуникации и ограниченными интересами и повторяющимися стереотипными действиями.

3) Любое поведение относится теперь к категории повторяющегося поведения, включая избыточную или недостаточную реакцию на сенсорные стимулы, которой не было в DSM-IV.

4) Критерии для диагностики дополнили уточнениями: появилась оценка степени тяжести нарушений и указание наличия или отсутствия дополнительных состояний или особых обстоятельств («спецификатор»). Наиболее часто встречающиеся в практике пункты из спецификатора — умственная отсталость, нарушения речи и сопутствующие заболевания.

5) Впервые введено понятие «социально-коммуникативное (прагматического) расстройство», которое обособляют от РАС. Этот диагноз ставится лицам со значительными нарушениями социального, эмоционального и коммуникативного характера, но без симптомов стереотипного поведения.

Диагностика в DSM-IV

Неспецифическое первазивное расстройство развития диагностируют у пациентов с трудностями социального взаимодействия и коммуникации или ограниченными моделями поведения и интересами, но без полного соответствия критериям аутизма либо другого первазивного расстройства развития. Отсюда ещё не вытекает, будто неспецифическое первазивное расстройство развития легче других расстройств.

Как и при других первазивных расстройствах развития, для диагностики неспецифического первазивного расстройства развития нужен коллектив экспертов. Человека полностью обследуют, вовлекая медицинский, социальный, адаптационный, сенсорно-моторный и коммуникационный анамнез. Кроме того, требуются шкалы оценки поведения, прямое наблюдение, психологическое, образовательное, коммуникационное и профессиональное тестирование.

В связи с тем, что неспецифическое первазивное расстройство развития описано только через отрицание других расстройств, а точного определения нет, актуален вопрос об изучении относительно гетерогенной группы людей с таким диагнозом. Несмотря на это, замечено, что у детей с неспецифическим первазивным расстройством развития интеллект сохраннее, чем у классических аутичных детей. Помимо того, дети с атипичным аутизмом позже попадают в поле зрения врачей.

Первазивное расстройство развития

диагностировали у пациентов с трудностями социального взаимодействия и коммуникации или ограниченными моделями поведения и интересами, но без полного соответствия критериям аутизма либо другого первазивного расстройства развития. Отсюда ещё не вытекает, будто первазивное расстройство развития

легче других расстройств. Это означает лишь то, что состояние таких людей не соответствуют другим диагностическим критериям, но тем не менее они обладают расстройством, влияющим на коммуникацию, социализацию и поведение.

Как и при других первазивных расстройствах развития, для диагностики первазивного расстройства развития

нужна коллегия врачей и экспертов. Человека полностью обследуют, вовлекая медицинский, социальный, адаптационный, сенсорно-моторный и коммуникационный анамнез. Кроме того, требуются шкалы оценки поведения, прямое наблюдение, психологическое, образовательное, коммуникационное и профессиональное тестирование.

В связи с тем, что первазивное расстройство развития

описано только через отрицание других расстройств, а точного определения нет, был актуален вопрос об изучении относительно гетерогенной группы людей с таким диагнозом, до объединения в расстройство аутистического спектра. Несмотря на это, замечено, что у детей с первазивным расстройством развития

интеллект сохраннее, чем у классических аутичных детей. Помимо того, дети с атипичным аутизмом позже попадают в поле зрения врачей.

Официальный диагноз

В новом издании DSM-5 2013 года первазивное расстройство развития

было объединено с аутистическим расстройством (аутизмом),

и детским дезинтегративным расстройством. В настоящее время все они определяются как расстройство аутистического спектра, и первазивное расстройство развития

, соответственно, отдельно не выделяется

. Лица, имевшие в

диагноз «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений» (PDD-NOS) с 2013 переосвидетельствованы и переведены на диагноз «

DSM-III, 1980 год

DSM- IIIR, 1987 год

DSM-IV, 1994 год

МКБ-10

DSM-5, 2013 год

Характеристики

У людей с неспецифическим первазивным расстройством развития социальные навыки и интеллект ближе к норме, чем у людей с другими первазивными расстройствами развития. Чем характеризуется неспецифическое первазивное расстройство развития:

  • проблемы с коммуникацией (например, языком и речью);
  • проблемы с социальным поведением;
  • проблемы со сменой распорядка или окружения;
  • неровное развитие (в чём-то опережающее, а в чём-то, напротив, замедленное);
  • необычные игры с куклами и другими вещами;
  • повторяющиеся телодвижения и модели поведения;
  • необычные вкусы и пристрастия.

У людей с первазивным расстройством развития

социальные навыки и интеллект ближе к норме, чем у людей с другими первазивными расстройствами развития. Чем характеризуется первазивное расстройство развития

  • проблемы с коммуникацией (например, языком и речью);
  • проблемы с социальным поведением;
  • проблемы со сменой распорядка или окружения;
  • неровное развитие (в чём-то опережающее, а в чём-то, напротив, замедленное);
  • необычные игры с куклами и другими вещами;
  • повторяющиеся телодвижения и модели поведения;
  • необычные вкусы и пристрастия.

Неуточнённое первазивное расстройство развития в МКБ-10[ | ]

В МКБ-10 также существует диагностическая категория «неуточнённое

расстройство развития» (

), но она имеет другое диагностическое значение. Она используется для расстройств, которым подходит сводное описание общих расстройств психического развития, но при которых отсутствует адекватная информация, либо присутствует противоречивая информация, означающая, что не могут быть удовлетворены критерии для ирования каких-либо других рубрик F84

Первазивные нарушения развития (ПНР) и шизофрения

В МКБ-10 «атипичный аутизм» и «неуточнённое первазивное расстройство развития» разделяются, и имеют разные ы.

Три подгруппы

Подразумевают, что человек с первазивным расстройством развития

входит в одну из трёх различных между собой подгрупп:

  • высокофункционирующая подгруппа (около 25 процентов), в принципе подобная людям с синдромом Аспергера, но отличающаяся задержкой речевого развития и лёгким когнитивным дефицитом[4] (критерии синдрома Аспергера исключают задержку речи и когнитивный дефицит);
  • подгруппа (около 25 процентов), скорее напоминающая классических аутичных людей, но не вполне соответствующая диагностическим симптомам;[4]
  • самая многочисленная подгруппа (около 50 процентов), в общем соответствующая диагностическим критериям аутистического расстройства, но с лёгкой формой ограниченного повторяющегося поведения[4].

Подразумевают, что человек с неспецифическим первазивным расстройством развития входит в одну из трёх различных между собой подгрупп:[5]

  • высокофункционирующая подгруппа (около 25 процентов), в принципе подобная людям с синдромом Аспергера, но отличающаяся задержкой речевого развития и лёгким когнитивным дефицитом[5] (критерии синдрома Аспергера исключают задержку речи и когнитивный дефицит);
  • подгруппа (около 25 процентов), скорее напоминающая классических аутичных людей, но не вполне соответствующая диагностическим симптомам;[5]
  • самая многочисленная подгруппа (около 50 процентов), в общем соответствующая диагностическим критериям аутистического расстройства, но с лёгкой формой ограниченного повторяющегося поведения.[5].

Лечение

Неспецифическое первазивное расстройство развития нельзя «исцелить», но существуют способы улучшить качество жизни пациента. Широко известно, что раннее усиленное внедрение проверенных методик и практик даёт неплохие результаты. Основным средством служат особые педагогические программы, а не медикаменты. Максимально эффективна коллективная работа помогающих.

нельзя «исцелить», но существовали способы улучшить качество жизни пациента. Широко известно, что раннее усиленное внедрение проверенных методик и практик даёт неплохие результаты. Основным средством служили особые педагогические программы, а не медикаменты. Максимально эффективна коллективная работа помогающих.

Отрывок, характеризующий Неспецифическое первазивное расстройство развития

Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.

– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!

Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений Википедия

– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.

– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.

Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.

– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.

За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.

Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.

Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.

Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.

Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.

– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.

Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют.

Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.

– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.

– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.

Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.– Какого?– Друбецкого?– Нет, недавно…– Что он вам нравится?– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете?

– сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он.

Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d’elle. [Он очень к ней внимателен.]– Он ездит к ним?– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.

– Нет, – сказала княжна Марья.– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе.

– «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья.

– Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…– Что вы, что с вами, княжна?Но княжна, не договорив, заплакала.– Я не знаю, что со мной нынче.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.

Примечания

  1. Johnson, C. P.; Myers, S. M. (1 November 2007). «[pediatrics.aappublications.org/content/120/5/1183.full Identification and Evaluation of Children With Autism Spectrum Disorders]». Pediatrics120 (5): 1183–1215. DOI:10.1542/peds.2007-2361. PMID 17967920.
  2. [www.dsm5.org/Documents/Autism Spectrum Disorder Fact Sheet.pdf Autism spectrum disorder fact sheet]. American Psychiatric Publishing (2013). Проверено 26 мая 2016.
  3. [www.dsm5.org/documents/changes from dsm-iv-tr to dsm-5.pdf Highlights of Changes from DSM-IV-TR to DSM-5]. American Psychiatric Publishing
  4. Всемирная организация здравоохранения. Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть 1 // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 329. — ISBN 5-86727-005-8.
  5. 1234Walker DR, Thompson A, Zwaigenbaum L, Goldberg J, Bryson SE, Mahoney WJ, Strawbridge CP, Szatmari P 2004. Specifying PDD-NOS: a comparison of PDD-NOS, Asperger syndrome, and autism. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2004 Feb;43(2):172-80. PMID 14726723. [www.autismspeaks.org/what-autism/pdd-nos].
  1. Autism spectrum disorder fact sheet (неопр.). American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016.
  2. Highlights of Changes from DSM-IV-TR to DSM-5. American Psychiatric Publishing
  3. Всемирная организация здравоохранения.Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть 1 // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 329. — ISBN 5-86727-005-8.
  4. 1234Walker DR, Thompson A, Zwaigenbaum L, Goldberg J, Bryson SE, Mahoney WJ, Strawbridge CP, Szatmari P 2004. Specifying PDD-NOS: a comparison of PDD-NOS, Asperger syndrome, and autism. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2004 Feb;43(2):172-80. PMID 14726723.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector