Патологическое расстройство личности

Расстройство личности: симптомы и признаки

Изучим сначала признаки психического отклонения. Человек, страдающий расстройством, может длительное время скрывать свои особенности, что называется в медицине фрустрацией и в определенные моменты проявлять свой гнев, агрессию на окружающих. Большая масса больных тревожатся о своей жизни, у них практически всегда возникают проблемы с сотрудниками, родными, друзьями.

В семье больной может вести себя весьма противоречиво, быть чересчур эмоциональным, жестким или заниматься попустительством, позволять членам семьи все что угодно, что ведет к развитию соматических и физических патологий у детей.

Для справки: исследования показали, что примерно 13% от общего числа населения планеты страдает РЛ, причем патология антисоциального характера чаще распространена среди мужчин, чем у женщинн (соотношение 6 к 1), пограничное состояние чаще у женщин (соотношение 3 к 1).

Провоцирующие факторы заболевания могут возникнуть в детском, подростковом возрасте. Поначалу их можно определенно рассмотреть, но со стадией взросления, уже в будущей жизни, нет конкретной очерченности. Проявление признаков не наблюдается в конкретных аспектах, а касаются всех сфер деятельности человека — эмоциональной, мыслительной, межличностной, волевой. К основным симптомам недуга относятся:

  • патология в характере проявляется тотально: на работе, дома, среди друзей;
  • патология в личности сохраняется стабильно: начинается в детском возрасте и преследует всю жизнь;
  • из-за проблем с поведением, характером и т.д., возникает социальная дезадаптация вне зависимости от отношения окружающей среды.

Расстройство личности можно выявить по ряду симптомов

Расстройство личности и работа

Для лиц с РЛ определенных типов необходимо подбирать работу с учетом особенностей поведения. При правильном выборе, труд помогает человеку реализовать себя, адаптироваться с социумом, удовлетворить финансовые нужды, а главное — переключиться от расстройств к более позитивным занятиям. Трудоустройство включает несколько этапов:

  1. Защищенный — больной работает под постоянным контролем доктора или социального работника, работа упрощенная, режим щадящий.
  2. Переходный — работа с обычным режимом, но продолжается контроль со стороны соцработника или врача.
  3. Общие основания — работа на обычном месте, с обучением на предприятии, контроль сохраняется.

Ни один специалист не даст универсальных рекомендаций по поводу трудоустройства человека с РЛ. Все зависит от индивидуальных способностей и выраженности симптомов заболевания.

Работа и труд вовсе не запрещены при расстройстве личности, а, наоборот, показаны

При сложных формах расстройств доктора не рекомендуют устраиваться на работу, посещать учебные заведения, пока не будет пройдено эффективное лечение и устранен диагноз.

Как лечить расстройство личности

Для устранения таких симптомов, как тревожность паника, депрессия и другие, предпринимается медикаментозное лечение. В число препаратов входят психотропные, нейролептические средства, ингибиторы серотонина. Для исключения депресонализации применяют Рисперидон.

Психотерапия направлена на исправление неадекватных признаков, но стоит помнить — лечение будет длительным. Когнитивно-поведенческий метод позволяет пациенту обратить внимание именно на его поведение, а не последствия, вызванные его поступками. Специалист может заставить больного подчиняться его приказам, например, перестать кричать, говорить тихо, спокойно, держать себя в руках в моменты приступов. Немаловажное значение имеет участие близких больного, которым также следует знать диагноз «расстройство личности», что это такое, общаться со специалистом и выработать определенную манеру поведения. Позитивных результатов можно ожидать после 5-6 месяцев постоянного воздействия на пациента. Оптимальный срок лечения — от 3-х лет.

Как снять диагноз «расстройство личности»

В России осуществляется бесплатная медицинская и консультативная помощь лицам с РЛ. Учета больных с данным диагнозом, как в прошлые времена уже нет. После соответствующего лечения, больные некоторое время находятся под динамическим обследованием в диспансере, то есть необходимо посещать врачей в течение полугода. Снимать диагноз в основном стремятся лица, желающие трудоустроиться в качестве водителя, охранника. Если пациент в течение пяти лет не посещает врача, то его карта передается в медицинский архив, откуда ее могут истребовать правоохранительные органы, отдел кадров и т.д.

Патологическое расстройство личности

Снятие диагноза возможно после успешного лечебного курса

Снять диагноз теоретически можно только через 5 лет, но только в том случае, если больной в течение года был под наблюдением, и врач отменил лечебную терапию. Для преждевременного снятия диагноза необходимо обратиться в психиатрическую клинику, пройти обследование, получить одобрение комиссии. Некоторые лица с РЛ, чувствуя себя совершенно здоровыми, уверены в позитивном решении врачей, но последние в свою очередь могут сделать противоположный вывод.

Список сокращений

МКБ-10 – Международная классификация болезней (10-й пересмотр)

РЛ – расстройство личности

РОП – Российское общество психиатров

СРЛ – специфическое расстройство личности

ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России – Федеральное
государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский
исследовательский центр психиатрии и наркологии им В.П. Сербского»

  1. Горинов В.В. Расстройства личности в зрелом и пожилом возрасте: к
    вопросу о проблеме исходов личностной патологии (аналитический обзор) //
    Российский психиатрический журнал. – 2009. – №5 – С.51-55.

  2. Горинов В.В., Васюков С.А., Ушакова И.М., Данилова С.В. Клинические
    аспекты комплексной психолого-психиатрической оценки процессуальной
    дееспособности обвиняемых с психическими расстройствами. Методические
    рекомендации. – М.,2009. – 25с.

  3. Горинов В.В., Васюков С.А., Ушакова И.М., Данилова С.В. Принципы
    судебно-психиатрической оценки смешанного расстройства личности.
    Методические рекомендации. – М.,2011. – 25с.

  4. Илюшина Е.А., Ткаченко А.А. Клинико-патогенетические механизмы
    сверхценных образований // Российский психиатрический журнал. – 2016. – №
    3. – С. 26-35.

  5. Кернберг О.Ф. Тежелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. – М., 2005. – 464 с.

  6. Симуткин Г.Г., Яковлева АЛ., Бохан Н.А. Проблема коморбидности
    аффективных расстройств и расстройств личности // Социальная и
    клиническая психиат-рия. – 2014. – Т.24. – №2. – С.92-98.

  7. Смулевич А.Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии. – М., 2012

  8. Шостакович Б.В. Расстройства личности. – М., 2006. – 372 с.

  9. Akiskal H.S. Affective temperaments as precursors of mood
    disorders//In: Syllabus and scientific proceedings. The 161 Annual
    meeting of the American Psychiatric Association. – Washington, 2008. –
    P.200-220

  10. Bulli F, Melli G, Cavalletti V, Stopani E, Carraresi C. Comorbid
    Personality Disorders in Obsessive-Compulsive Disorder and Its Symptom
    Dimensions. Psychiatr Q. 2016 Jun;87(2):365-76.

  11. Grilo C.M., Stout R.L., Markowitz J.C. et al. Personality disorders
    predict relapse after remission from an episode of major depressive
    disorder: a 6-year prospective study // J. Clin. Psychiatry. 2010. Vol.
    71, N 12. P. 1629–1635.

  12. Kinscherff R. Proposition: a personality disorder may nullify
    responsibility for a criminal act. J Law Med Ethics. 2010 Winter;
    38(4):745-59.

  13. Landy F., Sparr. Personality Disorders and Criminal Law: An
    International Perspective// J. Am. Acad. Psychiatry Law., 2009. – P.
    168-181.

  14. Patrick C.J. Handbook of Psypathy. – N.Y., 2006.

  15. Peter Tyrer, Geoffrey M Reed, Mike J Crawford Classification,
    assessment, prevalence, and effect of personality disorder. Lancet 2015;
    385: 717–26.

  16. Skodol A. E. Manifestations, Clinical Diagnosis. //Textbook of Personality Disorders. Wascington, 2005.- Vol.57.

  17. Skodol A.E. Persistence of personality disorder psychopathology and
    functional impairment over time // In: Syllabus and scientific
    proceedings, 161 Annual Meeting of the АРА, Washington, DC, May 3-8,
    2008. — P. 158-159.

  18. Soloff P.H. Psychopharmacology o borderline personality disorders //
    The psychiatric clinics of North Am. – 2000. – Vol. 1. – P. 169-192.

  19. Widiger T. Personality and Psychopathology // World Psychiatry. 2011; vol.10. (2):110-113.

Как лечить расстройство личности

Для устранения таких симптомов, как тревожность паника, депрессия и другие, предпринимается медикаментозное лечение. В число препаратов входят психотропные, нейролептические средства, ингибиторы серотонина. Для исключения депресонализации применяют Рисперидон.

Психотерапия направлена на исправление неадекватных признаков, но стоит помнить — лечение будет длительным. Когнитивно-поведенческий метод позволяет пациенту обратить внимание именно на его поведение, а не последствия, вызванные его поступками. Специалист может заставить больного подчиняться его приказам, например, перестать кричать, говорить тихо, спокойно, держать себя в руках в моменты приступов.

Немаловажное значение имеет участие близких больного, которым также следует знать диагноз «расстройство личности», что это такое, общаться со специалистом и выработать определенную манеру поведения. Позитивных результатов можно ожидать после 5-6 месяцев постоянного воздействия на пациента. Оптимальный срок лечения — от 3-х лет.

Патологическое расстройство личности

В России осуществляется бесплатная медицинская и консультативная помощь лицам с РЛ. Учета больных с данным диагнозом, как в прошлые времена уже нет. После соответствующего лечения, больные некоторое время находятся под динамическим обследованием в диспансере, то есть необходимо посещать врачей в течение полугода.

Снятие диагноза возможно после успешного лечебного курса

Снять диагноз теоретически можно только через 5 лет, но только в том случае, если больной в течение года был под наблюдением, и врач отменил лечебную терапию. Для преждевременного снятия диагноза необходимо обратиться в психиатрическую клинику, пройти обследование, получить одобрение комиссии. Некоторые лица с РЛ, чувствуя себя совершенно здоровыми, уверены в позитивном решении врачей, но последние в свою очередь могут сделать противоположный вывод.

Термины и определения

Декомпенсация
– это период, характеризующийся явным заострением основных
патологических свойств личности, временным или длительным нарушением
социальной адаптации. Клинические проявления декомпенсации могут
выходить за рамки собственно личностных расстройств и достигать уровня
болезненных состояний (реакции, фазы).

Клиническое интервью (расспрос) – основной метод
исследования, позволяет собрать субъективный анамнез и выявить
клинические факты, определяющее психическое состояние.

Компенсация – это тип динамики расстройства личности
(РЛ), когда в результате развития вторичных характерологических черт,
играющих защитную роль в отношении первичных особенностей,
обеспечиваются временная адаптация личности к микросреде. Состояние
компенсации отличается минимальными проявлениями и удовлетворительными
показателями социальной приспособляемости. В эти периоды нет
необходимости в медицинской помощи.

Объективный анамнез – важнейший этап диагностики
личностного расстройства. С целью получения объективных сведений
производят расспрос лиц его ближайшего окружения – родственников,
знакомых, сослуживцев. Важные сведения могут быть получены также из
характеристик с места учебы или работы, проживания.

Расстройства личности (РЛ) – ряд клинически значимых
состояний поведенческих типов, которые имеют тенденцию к устойчивости и
являются выражением характеристик свойственного индивидууму с детства
стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Это дисгармония всех
сфер личности с нарушением преимущественно эмоций и воли, своеобразным
мышлением. Аномалии личности мало изменяются в течение жизни, в
результате этих нарушений может изменяться адаптация индивидуума в
социуме.

1) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении,
вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например,
аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и
мышления, а также стиль отношения к другим людям;

2) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

3) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо
нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных
ситуаций;

4) указанные проявления всегда возникают в детстве и подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

5) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу;

6) как правило, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Приложение В. Информация для пациентов

Патологическое расстройство личности

В
основе РЛ лежит стойкая аномалия характера, приводящая к повышенной
уязвимости таких лиц в отношении неблагоприятных стрессовых воздействий.
При благоприятных средовых условиях в отношении лиц с РЛ не требуется
проведения каких-либо лечебных мероприятий. В том случае, если на фоне
стресса или субъективно труднопереносимой ситуации возникают
поведенческие нарушения, депрессия, тревога, требуется проведение
медикаментозного лечения и психотерапии.

В подавляющем большинстве при
своевременном начатом лечении подобные состояния имеют благоприятный
прогноз. Лечение может осуществляться амбулаторно, а при значительной
выраженности симптомов – потребовать госпитализации в психиатрический
стационар. Дозы медикаментозных средств, выбор методов психотерапии,
длительности лечения и частоты посещения определяются врачом-психиатром.

1.4 Кодирование по МКБ-10

F60.0 – Параноидное (параноическое) РЛ          

F60.1 – Шизоидное РЛ

F60.2 – Диссоциальное РЛ

F60.3 – Эмоционально неустойчивое РЛ

F60.30 – импульсивный тип

F60.31 – пограничный тип

F60.4 – Истерическое РЛ

F60.5 – Ананкастное РЛ

F60.6 – Тревожное (уклоняющееся) РЛ

F60.7 – Расстройство типа зависимой личности

F60.8 – Другие СРЛ

F60.9 – РЛ неуточненное 

Смешанные и другие расстройства личности (F61)

В МКБ-10 под СРЛ понимают тяжелое нарушение характерологической
конституции и поведенческих тенденций индивидуума, включающее обычно
несколько сфер психики и сопровождающееся личностной и социальной
дезинтеграцией. Расстройства, возникшие в детстве или подростковом
возрасте, проявляются в периоде зрелости, представляют собой
существенные отклонения от образа жизни обычного человека со
свойственными ему в данной культуре особенностями восприятия, мышления,
эмоций и интерперсональных отношений.

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций

При диагностике необходимо учитывать, что для параноидного РЛ
характерны враждебность, подозрительность, раздражительность,
односторонность и стойкость аффекта. Могут отмечаться патологическая
ревность, критическая настроенность к другим людям, неспособность
сотрудничать, сутяжная деятельность.

Такие личности могут развивать
нереалистичные фантастические идеи. Сверхценные идеи подчиняют себе всю
личность, определяют поведение индивидуума. Выявляются аффективные
колебания (психогенные и спонтанные). В ответ на стресс, индивидуумы
могут испытывать кратковременные психотические эпизоды (от нескольких
минут до нескольких часов). У них часто возникает зависимость от
психоактивных веществ.

При шизоидном РЛ с ранних лет постепенно формируется
замкнутость (аутизм), дискомфорт в области человеческих общений,
обращенность к сфере внутренних переживаний, бедность эмоциональных
связей с окружающими. Основой шизоидного темперамента является сочетание
чрезмерной чувствительности (гиперестезия) и эмоциональной холодности
(анестезия).

Для диссоциального РЛ характерны грубое
несоответствие между поведением и социальными нормами, поведение, при
котором социальные нормы и законы нарушаются. Это люди импульсивные,
лишенные чувства ответственности, они не способны извлечь уроки из
негативного опыта. В детстве часто отмечаются синдром дефицита внимания и
гиперактивности, поведенческие нарушения, оппозиционное отношение и
враждебность к окружающим. Рано обнаруживаются склонность к
злоупотреблению психоактивными веществами, патологическое влечение к
азартным играм.

При эмоционально неустойчивом РЛ отмечается
импульсивность с тенденцией действовать без учета последствий и
самоконтроля, неустойчивость настроения с аффективными вспышками.
Личностям с импульсивным типом свойственна выраженная возбудимость,
ограничения и запреты вызывают бурные реакции протеста с агрессией,
двигательным возбуждением.

Патологическое расстройство личности

При истерическом РЛ отмечаются чрезмерная
эмоциональность и особенности поведения, которые направлены
исключительно для привлечения внимания к себе. Внешний вид и поведение
эксцентричны, они склонны преувеличивать свои возможности и способности,
фантазируют на эту тему. Особенность психики – отсутствие четких границ
между воображаемым и действительным. Лица с этим расстройством могут
совершить попытку самоубийства с целью привлечения внимания к себе.

При ананкастном РЛ выявляются чрезмерная
озабоченность порядком, перфекционизм, упрямство, ригидность
сочетающиеся с неуверенностью и чрезвычайной осторожностью.
Обнаруживаются впечатлительность, ранимость, склонность к тревожным
опасениям. Внимание к правилам выражено столь значительно, что теряется
цель деятельности.

При тревожном РЛ можно выявить гиперчувствительность
в сфере интерперсональных отношений, ограничение контактов,
нерешительность. Эти лица с детства робки, боязливы, не могут оставаться
в одиночестве. В коллективе они чувствуют себя неуютно, в референтной
группе выбирают тех, с кем чувствуют себя уверенно.

При зависимом РЛ выявляются пассивность,
подчиняемость, внушаемость, постоянная потребность в заботе. В
повседневной жизни они малоактивны, утомляемы, им недостает инициативы,
способности противостоять чужим желаниям, у них отсутствует уверенность в
своих силах. Потребность поддерживать значимую связь часто приводит к
искаженным взаимоотношениям. В семье они находятся на положении
«взрослых детей».

А. Должны выполняться общие критерии СРЛ F60 (п.1.4).

Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:

  1. чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам;
  2. тенденция постоянно быть недовольным кем-то, т.е. отказ прощать оскорбления, причинение ущерба и отношение свысока;
  3. подозрительность и общая тенденция к искажению фактов путем
    неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей в
    качестве враждебных или презрительных;
  4. воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации;
  5. возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера;
  6. тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет;
  7. охваченность несущественными «законспирированными» толкованиями
    событий, происходящих с данной личностью или, по большому счету, в мире.

Диагностические критерии шизоидного РЛ (F60.1):

  1. мало, что доставляет удовольствие или вообще ничто;
  2. эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность;
  3. неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и гнев;
  4. слабая ответная реакция, как на похвалу, так и на критику;
  5. незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом (принимая во внимание возраст);
  6. повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией;
  7. почти неизменное предпочтение уединенной деятельности;
  8. непреднамеренное заметное игнорирование доминирующих социальных норм и условностей;
  9. отсутствие близких друзей и доверительных связей (или существование лишь одной) и желания иметь такие связи.

Б. Должны присутствовать, по меньшей мере, три признака из числа следующих:

  1. бессердечное равнодушие к чувствам других людей;
  2. грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
  3. неспособность поддерживать продолжительные связи, хотя и без затруднений в установлении их;
  4. крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
  5. неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
  6. выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные
    объяснения своему поведению, которые ставят индивидуума в конфликт с
    обществом.

 F60.30 Импульсивный тип.

Б. Должны присутствовать минимум три признака из числа следующих:

  1. выраженная тенденция действовать неожиданно, не принимая в расчет последствия;
  2. выраженная тенденция к конфликтному поведению, особенно когда пытаются препятствовать импульсивным поступкам или пенять на них;
  3. склонность к вспышкам гнева или насилия с неспособностью
    контролировать “поведенческие взрывы”, являющиеся результатом этих
    эмоций;
  4. трудности в продолжении действий, которые не сулят немедленного вознаграждения;
  5. нестабильное и капризное настроение.

 F60.31 Пограничный тип.

Б. Должны отмечаться минимум три из вышеперечисленных симптомов критерия Б для F60.30, и дополнительно два из следующих:

  1. расстройство и неопределенность образа «Я», целеполагания и внутренних предпочтений (включая сексуальные);
  2. склонность вовлекаться в интенсивные и нестабильные взаимоотношения, которые часто приводят к эмоциональным кризисам;
  3. чрезмерные усилия избегать уединения;
  4. периодические угрозы и акты самоповреждения;
  5. хроническое чувство пустоты.

Диагностические критерии истерического РЛ (F60.4):

  1. самодраматизация, театральность и преувеличенное выражение эмоций;
  2. внушаемость (легкая подверженность влиянию других людей или обстоятельств);
  3. неглубокая и лабильная эмоциональность;
  4. постоянное стремление к деятельности, при которой индивидуум находится в центре внимания;
  5. неадекватная обольстительность во внешнем виде и поведении;
  6. чрезмерная озабоченность физической привлекательностью.

Диагностические критерии ананкастного РЛ (F60.5):

  1. чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
  2. озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
  3. перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;
  4. чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная
    озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным
    связям;
  5. повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;
  6. ригидность и упрямство;
  7. необоснованные настойчивые требования индивидуума, чтобы окружающие
    поступали таким же образом, как и он или необоснованное нежелание
    позволять выполнять что-либо другим людям;
  8. появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

 Диагностические критерии тревожного (уклоняющегося, избегающего) РЛ (F60.6):

  1. постоянное общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия;
  2. представления о собственной социальной неспособности, непривлекательности и приниженности по отношению к другим;
  3. излишняя озабоченность быть критикуемым или отвергаемым в социальных ситуациях;
  4. нежелание вступать во взаимоотношения с людьми, не будучи уверенным в своей привлекательности для них;
  5. ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;
  6. уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной
    со значимыми межперсональными контактами, из-за страха критики,
    неодобрения или отвержения.

 Диагностические критерии зависимого РЛ (F60.7):

  1. стремление переложить на других ответственности в важнейших решениях своей жизни;
  2. подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей,
    от которых индивидуум зависит, и излишняя податливость их желаниям;
  3. нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости;
  4. чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха оказаться неспособным позаботиться о себе;
  5. страх остаться покинутым и предоставленным самому себе;
  6. ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны окружающих.

2.1 Жалобы и анамнез

Сбор жалоб и анамнеза в психиатрии – психодиагностическое
интервью. Его принципы: однозначность, точность и доступность
формулировок-вопросов; адекватность; последовательность
(алгоритмизированность); беспристрастность опроса; проверяемость
полученной информации. Оно позволяет уточнить наличие в анамнезе
черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций, сосудистых
заболеваний мозга, соматических заболеваний, что является важным как для
дифференциальной диагностики, так и установления сопутствующих
патологических состояний.

Сбор жалоб и анамнеза, визуальное обследование,
психопатологическое исследование, наблюдение за больным позволяют
выявить в психическом статусе пациента признаки преходящих реакций,
которые возникают в период адаптации к значительному изменению в
жизни или стрессовому событию. Они характеризуются усугублением
основных патохарактерологических проявлений, нарушением поведения,
появлением аффективных (депрессивные, гипоманиакальные,
сдвоенные-биполярные) расстройств, а также астенических, истерических,
обсессивных и соматоформных симптомокомплексов.

  • Рекомендован сбор объективного анамнеза. [3,9]

Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств – 4)

2.3 Инструментальная диагностика

Возможно проведение электрофизиологического,
реоэнцефалографического исследований и других исследований, направленных
на уточнение диагноза.

  • Электроэнцефалографическое исследование рекомендовано для
    констатирования снижение порога судорожной готовности, наличие
    эпилептической активности, а также регистрировать признаки
    внутричерепной гипертензии, размеры желудочков мозга. [10]
  • При обнаружении психических расстройств, вызванных теми или иными
    соматическими или неврологическими заболеваниями, рекомендовано
    привлечение врачей-специалистов в той области медицины, к которой
    относится выявленное заболевание. [12]

Уровень убедительности рекомендаций В (уровень достоверности доказательств          – 2)

2.4 Иная диагностика

  • Рекомендовано экспериментально-психологическое исследование[16]

Уровень убедительности рекомендаций С (уровень достоверности доказательств – 4)

3.2 Медикаментозное лечение

Этиопатогенетического лечения не существует. Лекарственная
терапия назначается в случаях выраженной отрицательной динамики
личностных расстройств, проводится непродолжительными курсами, строго
индивидуально.

Показания к применению психофармакологических препаратов
определяются клиническими признаками декомпенсации личностных
расстройств и типом реакции. При терапии используются препараты основных
психофармакологических классов: анксиолитики (транквилизаторы) и
снотворные средства, антидепрессанты, антипсихотические препараты
(нейролептики), нормотимики, психостимуляторы. Используются средние и
высокие дозы психотропных препаратов, вводимых при необходимости
парентерально.

В связи с высокой вероятностью развития зависимости от
психоактивных веществ, необходимо с большой осторожностью назначать
транквилизаторы.

Характеристика алгоритмов и особенностей проведения лекарственной помощи.

Этиопатогенетического медикаментозного лечения СРЛ не существует.
Медикаментозная терапия проводится в рамках динамических сдвигов,
определяющих декомпенсацию РЛ (длительные декомпенсации собственно
патохарактерологических проявлений, манифестные картины в пределах фаз и
реакций) и зависит от структуры синдрома.

При терапии используются
препараты основных психофармакологических групп: антипсихотические
препараты (типичные и атипичные), антидепрессанты, анксиолитики
(транквилизаторы), снотворные средства, психостимуляторы,
противосудорожные средства в качестве нормотимиков. Лекарственную
терапию предпочтительно начинать с низких и средних доз препаратов,
вводимых при необходимости парентерально, проводить непродолжительными
курсами, со строго индивидуализированным подходом.

  • При параноидном и диссоциальном РЛ рекомендовано назначение антипсихотиков. [15, 17-19]

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерии качества

Уровень убедительности

рекомендаций

Уровень достоверности доказательств

Этап постановки диагноза

1

Выполнено установление синдромальной структуры расстройства

В

1

2

Выполнена психологическая диагностика

В

1

3

Выполнен подбор условиий лечения (амбулаторное, стационарное)

В

1

Стационарное лечение

1

Выполнена комплексная терапия (патогенетическая и симптоматическая) (при отсутствии противопоказаний)

В

1

2

Выполнено купирование острой психопатологической симптоматики

В

1

3

Выполнен подбор адекватной терапии

С

1

4

Достигнута упорядоченность поведения

С

1

5

Выполнено решение социальных вопросов

В

1

Амбулаторное лечение

1

Выполнено назначение комплексной поддерживающей терапии

С

1

2

Достигнута стабилизация психического состояния с редукцией остаточной симптоматики после выписки из стационара

В

1

3

Выполнено поддержание социальной и трудовой адаптации

В

1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector