ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗРАСТНОЙ СПЕЦИФИКЕ ПСИХОГЕНИЙ
Психический фактор в жизни человека играет чрезвычайно важную, но неоднозначную роль. Как двуликий Янус, он наделен противоположными свойствами: с одной стороны, имеет решающее созидательное значение для развития чисто человеческих качеств психики, а с другой, может проявляться как болезнетворное начало, вызывающее психические нарушения.
Психические воздействия на ребенка (как положительные, так и отрицательные) начинаются раньше, чем он появляется на свет, в период его внутриутробного развития. Очень рано ребенок начинает сначала чувствовать, а затем и понимать, полностью ли удовлетворены его биологические потребности и потребности в эмоциональном общении.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
При этом, если среда устойчива, если требования к ребенку соразмерны его возможностям, непротиворечивы, адекватны возрасту, разумно мотивированы, если он окружен теплом и заботой, является желанным, если обучение своевременно, ненавязчиво и способствует выявлению и развитию потенциальных возможностей, если систематически тренируются волевые качества, если в отношениях устанавливается устойчивый гармонический стереотип, то можно с известной долей уверенности сказать, что ранней невротизации родители не привнесут.
К сожалению, в реальности психогенные факторы сыплются на ребенка чуть ли не с рождения, и при ослабленности его нервной системы или повторности травм часто развиваются психогенные состояния с широким, пестрым спектром симптоматики.
Считается, что психогении являются самыми распространенными формами психической патологии. В свое время ведущий отечественный специалист в области детской психиатрии, Г.Е.Сухарева (1959),отмечала, что психогении у детей составляют 80% от всех психических заболеваний.
По данным ВОЗ (1974), за 65 лет заболеваемость неврозами возросла в 24 раза, в то время как другими психическими болезнями—только в 1 6 раза. По более поздним данным ВОЗ, 45% всех психических заболеваний у детей связаны со стрессами.
Есть мнение, что определить истинную распространенность психогенных расстройств у детей невозможно (Г.Н.Сердюковская, 1990), поскольку приводимые в мировой и региональной статистике цифры охватывают только учтенные, зарегистрированные случаи, что, естественно, не отражает истинного положения вещей.
В действительности невидимая часть «айсберга» может быть и больше, если учесть, что нередко такие больные попадают не к психиатрам, а к педиатрам и врачам общего профиля в связи с частотой преобладания не психических, а соматических жалоб.
Частота встречаемости психогенных расстройств зависит от возраста ребенка. Чаще всего невротические реакции наблюдаются в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном. Это соответствует второму возрастному кризу (5—7лет). Психогенные развития личности чаще встречаются в период пубертатного криза (12—18 лет), а невротические—после завершения пубертатного периода и в более зрелом возрасте. В фазе пубертатного криза первенство по психогениям держат девочки, а в детском возрасте—мальчики.
Стараясь подчеркнуть рост психогений и нарастающую стрессорность современного общества, К.Хорни(1950) сказал следующее: «Вместо волоса, является ли данный человек невротиком, В настоящее время следует спрашивать, какой формой невроза он страдает». Имеются значительные расхождения в цифровых данных разных исследователей, что свидетельствует, в числе прочих причин, об отсутствии единых подходов к диагностике психогений и, что немаловажно, о расширительном толковании понятия «невроз».
Термин «психогении» (сгоним—психогенные расстройства, психогенные заболевания, психогенные реакции) принят в отечественной психиатрии’ как обобщающее понятие, отражающее связь заболевания с психогенной травмой. В зарубежных исследованиях и международных классификациях болезней (МКБ) разных лет отношение к психогенным расстройствам часто меняется, но и в последних МКБ(9,10-го пересмотров) исчерпывающей характеристики, как и определений этих состояний в отношении детского и подросткового возраста, нет.
Представляется очевидным, что обобщающее понятие и обобщенное определение, как и приемлемая для клинициста систематика психогенных расстройств, необходимы, чтобы разобраться в пестрой картине указанных состояний. Это нужно прежде всего потому, что речь идет не об одном каком-либо патологическом состоянии, а о целой группе расстройств, объединенных общей этиологией, но различающихся особенностями этих причинных факторов и механизмами развития болезни, а также характером «почвы», на которую падает психогенный фактор.
В целом, под психогениями понимают обратимые (функциональные, излечимые) расстройства психической деятельности, возникающие в ответ на воздействие психической травмы и подчиняющиеся определенным закономерностям клинического оформления, течения и исхода.
Основными клиническими формами психогений являются психореактивные состояния (психогенные реакции, реактивные состояния, психогенные развития личности) и неврозы (невротические реакции, собственно неврозы, невротические развития личности).
Самый легкий регистр расстройств представлен «реакциями» психогенными и невротическими, которые характеризуются остротой возникновения, кратковременностью (от нескольких часов до нескольких недель), неразвернутостью клинической картины, благоприятным исходом. Разграничение психореактивных и невротических реакций носит в известной мере условный характер, и многие авторы склонны называть невротическими любые психогенные реакции, не носящие психотического характера.
Это положение является спорным. Необходимость их разграничения возникает особенно тогда, когда они оказываются начальной стадией более пролонгированного болезненного состояния. Дело в том, что три варианта расстройств в каждой из двух основных форм психогений (реактивные состояния и неврозы) могут при определенных неблагоприятных обстоятельствах выступать и как три этапа психогенного или невротического развития. Реакции в этих случаях оказываются первым этапом болезненных расстройств.
Психогенные реакции
(реактивные состояния) могут проявляться как острые кратковременные психозы («острые аффективно-шоковые реакции»), протекающие с неясным сознанием, или кратковременные расстройства непсихотического уровня.
Невротические реакции
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB
проявляются чаще всего преходящими аффективными нарушениями специфического характера (так называемые «фобии»— навязчивая боязнь чего-либо) или отдельными невротическими, вазовегетативными, соматическими симптомами.
Для более четкого представления о каждой из двух основных форм психогений целесообразно сопоставить их по ведущим признакам.
Реактивные состояния
обычно развиваются в ответ на непосредственный эмоциональный стресс, возникший в связи с действием (объективно или субъективно) сверхсильных травм. Начальная фаза этой травмы, кроме чрезвычайности, характеризуется остротой, внезапностью, неожиданностью, непонятностью для ребенка. Внутренняя психологическая переработка травмирующей ситуации может быть выраженной незначительно, особенно при острейших травмах. Соответственно психогенный «удар» Чаще всего сопровождается эмоциональными, аффективными расстройствами (страхи, панические реакции, депрессии).
Характерно наличие «патологической почвы».
Реактивные состояния могут носить психотический и непсихотический характер.
Непсихотический уровень этих расстройств абсолютно преобладает в детском и подростковом возрасте. По сравнению с неврозами реактивные состояния чаще возникают у примитивных, органически стигматизированных личностей, а потому нередко развиваются по древним механизмам «двигательной бури» или «мнимой смерти» (Э.Кречмер,1924)и сопровождаются в этих случаях временным регрессом психики в целом или отдельных психических функций.
Неврозы
отличаются значительной связью с определенным типом личности, чаще развиваются под влиянием действующего исподволь длительного психогенного травматизирования. Психогенные ситуации обычно являются особенно значимыми для ребенка и подходят к особенностям его личности, «как ключ к замку» (ключевое переживание).
Связь психогенного воздействия с особенностями личности при неврозах проявляется и в том, что основные формы неврозов чаще всего возникают у соответствующих аномальных личностей (например, истерический невроз—у истерических личностей и пр.).
Ортодоксальный анализ (З.Фрейд и его последователи) трактует неврозы как неизбежный необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. Сторонники индивидуальной психологии считают, что невроз—это патологическая форма компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. Для представителей «поведенческой терапии» невроз—это зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения.
Крупнейший специалист по проблеме неврозов К. Homey
определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от него, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций.
Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения—это проявление заторможенного процесса самореализации (K.Homey,1950).
https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB
Для возникновения невроза характерно опосредованное, а не прямое действие психогенной травмы. В детском и подростковом возрасте, как правило, еще до начала невроза личность психогенно сенсибилизирована (Э.Кречмер), и ее наиболее уязвимыми пунктами оказываются внутренние психологические конфликты и комплексы, характерные для детского возраста (комплекс старшего и младшего брата, комплекс соперничества с одним из родителей в плане лидерской роли в семье, комплексы Эдипа, Электры, собственной неполноценности и пр.).
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ
Психогенные реакции
Неврозы
Если учесть абсолютное преобладание у детей и подростков непсихотического уровня расстройств и многообразие доклинических форм заболевания (предболезнь—С.М.Павленко,1964;преневроз— Дестунис,1963;препсихопатические состояния— М.Трамер,1949;О.В.Кербиков, В.Я.Гиндикин,1960; продромальный периоду В.П.Петренко,1982), становится очевидным, насколько трудно, а нередко и невозможно четко отграничить начальные психогенные и личностные расстройства от усиленных, но еще не болезненных отклонений.
В детском и подростковом возрасте эти границы оказываются еще более смазанными, поскольку психогенные расстройства могут-, долго оставаться скрытыми, или проявляться симптоматикой соматических заболеваний, или поведенческими (психопатоподобными) девиациями—так называемые «маскированные» формы. Крайним выражением таких долго остающихся завуалированными форм являются случаи, впервые обнаруживающиеся не какой-либо клинической симптоматикой, а тяжелым криминальным ..поступком. Это так называемые «инициальный деликт», по Е.Странскому
(1950),и «криминальная манифестация», по Н.Н.Оспановой(1992).
В этих случаях подросток, казавшийся до того здоровым, совершает тяжелое криминальное действие и лишь потом, при настойчивых расспросах, могут выявляться психопатологические, болезненные переживания, начавшиеся .задолго до правонарушения или непосредственно перед ним.
Необходимо учитывать также, что психогенная симптоматика у детей и подростков часто как бы вырастает из нормальных возрастных психологических особенностей (например, нормальное фантазирование, присущее возрасту, и психогенные бредоподобные фантазии; неудовлетворенность своей внешностью, типичная для подростков, и навязчивая боязнь—фобия—конкретного физического уродства—дисморфофобия; склонность к отвлеченным размышлениям, характерная для периода пубертата, и болезненное мудрствование— философическая интоксикация).
Все это показывает, насколько подчас трудно решить вопрос, являются ли данные внешние проявления отражением возрастного заострения личностных особенностей, или мы уже имеем дело с начавшимся заболеванием. Предлагаемые разными авторами критерии отграничения психогенных расстройств от нормальных возрастных девиаций при фактическом наличии не границы, а некоего пограничного пространства, часто оказываются малоубедительными.
Значение психогений очень велико не только qпотому, что они являются самыми частыми заболеваниями у детей и подростков, ной в связи с тем, что они часто оставляют след в психике ребенка, при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими, а также являться выражением других, более тяжелых психических заболеваний.
Психогении издавна относили к так называемой «малой психиатрии», о которой известный отечественный психиатр П.Б.Ганнушкин(1933)сказал: «Это область несравненно более тонкая, область более сложная, требующая гораздо большего опыта, навыков, знаний, чем психиатрия большая, где речь идет о душевнобольных в узком смысле слова».
В предыдущем разделе при определении понятий психореактивных расстройств и неврозов мы отчасти коснулись вопроса о различиях психогенного травматизирования, лежащего в основе этих состояний. Однако проблема возрастной специфики причин и условий развития психогений у детей и подростков так значительна и сложна, что было решено посвятить ее анализу целую главу.
Обобщая современные представления о психогенных факторах, выделим следующие положения.
Не всякое отрицательное психическое переживание следует квалифицировать как травму, а лишь такое, которое вызывает нервно-психические или психосоматические расстройства.
Менее значительные переживания у ребенка, хотя и не вызывают психогенной или невротической реакции, далеко не всегда и не у всех детей проходят бесследно, а оставляют «психический рубец», имеющий значение для формирования способов реагирования при последующих психогенных воздействиях.
Одно из основных положений, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что психогенная травма сама по себе, как бы объективно сильна она ни была, не имеет абсолютного значения для развития психогенных расстройств. Психиатрам хорошо известно, что в одной и той же семье, даже при наличии тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, психогении возникают далеко не у всех членов семьи (чаще при тяжелом деспотизме со стороны отца—это один ребенок школьного или подросткового возраста и мать).
Известно также, что сходные по силе и качественной характеристике психогенные травмы у одних детей вызывают аффективный шок, а у других—нет. Примером может служить известная «игра» детей, когда одного из них закрывают в темную комнату и начинают пугать разными способами. В большинстве случаев все это сопровождается кратковременным эмоциональным напряжением и последующей развязкой с радостным визгом. Однако в отдельных случаях итогом такой игры могут быть и фобия, и заикание, и другие расстройства.
Приведенные данные показывают, что психогенную травму нельзя оценивать изолированно, а лишь с учетом всей совокупности условий, которые сопутствуют психотравматизированию. Это прежде всего возраст ребенка, уровень психического и интеллектуального развития, особенности личности, астенизирующие обстоятельства, наличие депривации, психологические установки и пр.
https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB
Психогенные расстройства нередко развиваются под действием повторных травмирующих обстоятельств. Этот феномен был обозначен А.Д.Сперанским и подчеркивался многими авторами (В.А.Гиляровский,1946,и др.) как очень важный фактор в развитии психогений. Повторная травма расценивалась как «капля, переполняющая чашу», даже если сама по себе она была и не очень значительной. Мы уже отмечали, что при повторных психогенных травмах первая из них как бы подготавливает почву для последующих.
Значение возрастного фактора как условия, способствующего развитию психогений, состоит в следующем.
Событие, которое для взрослого человека является сверхзначимым, у ребенка может не вызвать патологической реакции. Так, смерть матери или отца у ребенка младшего дошкольного возраста может быть тяжелым психогенным фактором в случаях, если это происходит на его глазах, и оказывается менее значимым или незначимым, если он узнает об этом «с чужих слов».
События, нейтральные для взрослого, у ребенка могут вызвать психологический шок. Многие авторы подчеркивали значение неожиданности, внезапности и новизны впечатления у ребенка. Приводились случаи, когда неожиданный близкий крик птицы, пролетевшей мимо ребенка, или «объятия обезьяны», впервые увиденные (испытанные) ребенком и пр.
Во всех этих случаях обращает на себя внимание сходство психического воздействия по нейтральности и выраженность ответной реакции.
В самом раннем (младенческом) возрасте основное значение для благополучного психического развития ребенка, формирования характера и личности имеет эмоциональный контакт родителей с детьми. Как подчеркивает А.И.Захаров(1988),«ничего хорошего ждать не приходится, если в раннем детстве родительская нежность заменяется строгостью, отзывчивость—недоверием, терпение— раздражительностью, последовательность режима— беспорядочной сменой действий с ребенком».
Эти обстоятельства сами по себе могут не быть непосредственной причиной психогенных расстройств, но способны определять условия эмоциональной депривации (дефицит естественных необходимых стимулов эмоционального или психического развития ребенка, подготавливающих «плацдарм» для последующих психогенных реакций).
В возрасте одного года чрезвычайно патогенным является отрыв от родителей, который может вызвать не только выраженную психогенную реакцию, но и временную задержку психического (и интеллектуального) развития, что, естественно, не может не сказаться на психическом состоянии в последующие возрастные периоды.
В ряде исследований, основанных на многолетних наблюдениях, отмечается, что травмирующее поведение родителей в отношении своих детей нередко бывает вторичным, так как оно оказывается измененным благодаря поведению самого ребенка. Многие работы последних лет подчеркивают, что ранние отношения матери и ребенка определяют его отношения с другими людьми в последующем. Иными словами, события раннего детства имеют длительные последствия (Д.Н.Оудсхоорн, 1995).
Оказалось, что развод родителей больше переживается мальчиками в определенном возрасте(10— IIлет). Дисгармония, озлобленность и неприязнь между родителями могут способствовать развитию эмоциональной напряженности у ребенка, возникновению у него невротической реакции с ощущением вины, «морального гнева», чувства изоляции, отчуждения, фобий, дезорганизации поведения, агрессивности. Реакция на развод возникает сразу после него, но остается актуальной и через год, и в дальнейшем (E.Seligmanи соавт.,1974).
Острые психогенные травмы
способны вызывать у ребенка сначала психогенные, а затем и невротические реакции. Например, мальчик5—6лет, играя, спрятался в холодильник, тот захлопнулся, и ребенок не мог выбраться, при этом появились чувство отчаяния, паника, ощущение безвыходности. Ребенок бился о стенки холодильника, а затем «сдался», перестал двигаться, «застыл» в одной позе.
ГЛАВА 4. КЛИНИКА ПСИХОРЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Известно, что психореактивные расстройства могут проявляться как в форме психозов, так и в виде непсихотических реакций. Последние абсолютно преобладают в детском и подростковом возрасте. Существует точка зрения (В.В.Ковалев,1979,и др.), согласно которой психогенные реакции непсихотического уровня следует относить к «невротическим».
Это положение спорно, поскольку ставит знак равенства между психогенными реакциями и «неврозами», стирает грань между ними. Однако, если и нельзя говорить о жестких границах между этими психогенными расстройствами, то и полностью сливать их нельзя, а следует рассматривать как относительно самостоятельные формы психогенных заболеваний.
Различия между ними, касающиеся и механизмов развития болезни, и клиники, приведены в предыдущих главах. Чтобы подчеркнуть легкость регистра непсихотических реактивных состояний, следует говорить о «невротическом уровне расстройств» (как альтернативе психотическому уровню), но не о «невротических расстройствах». Например, психогенная депрессия на невротическом уровне
это непсихотическое реактивное состояние, а «невротическая депрессия»
депрессия, связанная с какой-либо формой невроза. Это положение следует подчеркнуть как принципиальное.
Психогенные симптомокомплексы нозологически нейтральны, т.е. могут наблюдаться при разных
• психогенные заболевания вызываются психической травмой;
• психическая травма находит отражение в содержании симптомов этих заболеваний;
• реактивные состояния заканчиваются при прекращении действия вызвавшей их причины.
Значение этой триады неоднозначно. С одной стороны, эта схема отражают самые общие признаки психогенных реакций и очень наглядна, с другой
она не охватывает целиком всего понятия психогений. На практике каждый из этих признаков нуждается в уточнении. Как мы уже говорили, психическая травма
это главная, но не единственная причина психогенных расстройств. Она обычно действует в сложном комплексе других социально-психологических и биологических факторов, и в конечном счете основным из них оказывается не столько «объективная сила»,травмы сама по себе, сколько конкретный ребенок с его возрастом, уровнем умственного развития, темперамента, эмоциональности, самооценки, с тем, как он осознает травму, насколько она для него психологически значима.
Наличие второго признака «триады» позволило автору сформулировать положение о «психологически понятных связях», отличающих психогенные реакции от больших психозов (например шизофрении). Однако, если речь идет о психогенном психозе (псевдодеменция, ступор), то связь болезненных переживаний с содержанием психической травмы можно обнаружить далеко не всегда.
Третий признак наиболее условен. Если реактивное состояние носит острый характер, то его окончание может в известной мере совпадать с прекращением действия травмы. Однако нередко, особенно при пролонгированном травматизировании, может происходить «отрыв» динамики болезненных расстройств от вызвавшей их причины.
развития личности. У подростков указанный «отрыв» происходит далеко не всегда. Сложность патогенеза и многообразие клинических форм психореактивных состояний породили массу попыток сгруппировать их, основываясь на разных принципах.
Наибольшее распространение получила группировка, в основу которой положен принцип остроты и интенсивности психогенной травмы (Г.Е.Сухарева,1959).
1-я группа—это острые аффективно-шоковые (и субшоковые) реакции, 2-я—подострые психогенные реакции, когда психическая травма осознается, переживается и интеллектуально перерабатывается; реактивные состояния этой группы обозначены как «истинные», «ядерные». Психогенные расстройства 3-й группы возникают под влиянием «хронического» или повторяющегося травматизирования и сопряжены с последующим неправильным формированием личности ребенка.
Для понимания клиники и течения психореактивных расстройств было предложено много гипотез. Наиболее значимой из них представляется теория патогенеза этих состояний, изложенная А.Н.Бунеевым(1950).
В сложной структуре реактивных состояний можно схематически выделить два механизма возникновения симптоматики. Один из них связан с непосредственным действием сильных аффектов на центральную нервную систему, а другой, более сложный, является результатом психической личностной переработки травмирующего переживания или ситуации. Оба механизма действуют в единстве, но в одних случаях преобладает первый, в других
второй. Обращает на себя внимание то, что приведенная выше клиническая группировка реактивных состояний легко совмещается с данной теорией патогенеза, хотя они были предложены в разное время, разными авторами и основывались на разных принципах. Действительно, первый механизм
аффектогенный
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB
отчётливо преобладает при острых аффективно-шоковых реакциях, второй
психогенный
при подострых и затяжных реактивных состояниях.
Механизмы действия аффектов оказываются нагляднее всего при так называемом психическом, шоке, возникающем под влиянием внезапного сильного аффекта страха. Аффективные расстройства выражаются в диффузных нарушениях аффективости (страх, ужас), психомоторной (рече-двигательной) сферы и сознания. Глубина этих нарушений различна.
Чем менее острое неожиданно и более продолжительно действует травма, ситуация, тем значительнее удельный вес второго механизма, собственно психогенного, тем отчетливее более сложные клинические картины реактивных состояний. Особое место занимают при этом психогенные развития личности, при которых оба механизма продолжают действовать с переменной силой весь период болезни, определяя частоту возникновения острых тяжелых аффективных реакций на фоне развернутых психогенных симптомокомплексов (вплоть до сверхценного бреда).
ОСТРЫЕ ПСИХОГЕННЫЕ АФФЕКТИВНО-ШОКОВЫЕ РЕАКЦИИ
С учетом предстоящего внедрения в практику международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) отметим сразу, что острые психогенные реакции обозначены в МКБ-10 как «острые реакции на стресс»
(F43.0)
и отчасти включены в рубрику «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста»
(F93).
Последние, правда, ограничены в классификации только такими состояниями страха или тревоги (На русский язык слово
в классификации переведено как тревога, хотя буквально оно означает «страх»), которые связаны с разлукой ребенка с близкими. Это, конечно не исчерпывает всего разнообразия клиники острых психогенных реакций у детей и подростков. Острые реакции возникают в ответ на физический или психологический дистресс, характеризующийся исключительной интенсивностью психогенного фактора (угроза безопасности, здоровью, жизни) и возникающий в ситуации природных катастроф, пожаров, массовой гибели близких и пр.
Наиболее часто встречаются аффективно-шоковые (аффективно-субшоковые) реакции, проявляющиеся, во-первых, клинически очерченными состояниями сильнейшего страха (вплоть до паники) с хаотическим двигательным возбуждением при неясном (аффективно суженном) сознании
психогенные сумеречные состояния
и, во-вторых, страхом с выраженной психомоторной (речедвигательной) заторможенностью вплоть до психогенного (эмоциогенного, аффектогенного) ступора (тяжелая речедвигательная заторможенность, обездвиженность).
Указанные два варианта
это острые кратковременные психотические состояния. Многими исследованиями доказано, что дети менее выносливы к острым внезапным массивным психическим травмам указанного выше сверхсильного характера, причем шоковые реакции наиболее часты у детей дошкольного возраста. Ребенок воспринимает как угрожающую ситуацию только то, что он непосредственно видит и чувствует, будущая же опасность им в полной мере еще не учитывается.
Причинами шоковой реакции у ребенка до5лет (особенно при наличии у него патологической почвы, см. гл.3)
могут быть даже кажущиеся безобидными факты: внезапное появление нового для ребенка животного, громкий, пронзительный крик, звук, резкая перемена обстановки. Помещение, например, в детское учреждение ребенка ослабленного, изнеженного, с мимозоподобной психикой может сопровождаться ступором, мутизмом, отказом от контактов и еды.
Начинаются аффективно-шоковые реакции обычно сразу после травмирующего воздействия с состояния «оглушенности» и сужения сознания, внимания, дезориентировки, нарастающей паники. Основным симптомом начальной стадии является сильный страх (панический, инстинктивный). В связи с развивающейся в дальнейшем неясностью сознания ребенок плохо помнит события этого периода и свое состояние, так что воспоминания его об этом времени оказываются отрывочными.
Через несколько дней после исчезновения острых явлений страх сохраняется в виде приступов, уже не связанных с новым травматизированием. Всякая ситуация, напоминающая травмирующие переживания, приводит к возобновлению страха. Психомоторное возбуждение, наблюдающееся в первом варианте, проявляется в повышенной суетливости, бесцельном двигательном беспокойстве и напоминает тот примитивный тип реагирования, который был описан Э.Кречмером(1924)
как «двигательная буря». Дети мечутся, громко кричат, не реагируют на обращение.
https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk
Второй вариант шоковой реакции протекает также с преобладанием сильного страха и неясного сознания, но вместо речедвигательного возбуждения отмечается резкая речедвигательная заторможенность по типу так называемой «мнимой смерти». Дети «цепенеют», застывают в одной позе.
ГЛАВА 5. НЕВРОЗЫ
Со времени выделения (Термин «невроз» выделенW.Cullen(1776)
и до сегодняшнего дня понятие «невроз» остается спорным в отношении его нозологической самостоятельности. Многие авторы утверждают, что детский подростковый возраст предрасполагают к развитию неврозов, а некоторые из них подчёркивают, что начало невроза после15лет наблюдается всего в26,8%наблюдений (Л.К.Хохлов, В.И.Горохов,1986).
При этом отмечается, что неврозы у подростков в значительной части случаев(39%) —это уже динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте.
В целом же основная часть детских психиатров стоит на позиции признания самостоятельного положения неврозов. В МКБ-10 же соответствующей нозологической рубрики нет, а «невротические расстройства», включающие3основные формы неврозов, рассматриваются на синдромальном уровне. Это касается зрелых личностей. Для детского и подросткового возраста не выделено и такой рубрики, и все неврозы отнесены к поведенческим и тревожным расстройствам.
Между тем в самых современных работах детских психиатров подчеркивается, что неврозы у детей и подростков—это самый распространенный вид нервно-психической патологии. Официальное отношение к неврозам можно понять лишь отчасти, если учесть следующее: нозологическую неспецифичность невротических синдромов и возможность их возникновения при разных психических заболеваниях;
типичность сочетания невротической симптоматики с личностной и соматовегетативной, определяющего промежуточное положение неврозов между психогениями, психопатиями и соматизированными расстройствами; частоту психогенного начала других психических заболеваний, особенно в детско-подростковом возрасте (до30%,по данным некоторых авторов), клиническая картина которых в этих случаях может исчерпываться невротическими симптомами.
Нечеткость понятия «невроз» кажется особенно отчетливой в детском возрасте, когда невротические проявления практически исчерпываются аффективными(эмоциональными) нарушениями. Концепция неврозов была дискредитирована главным образом незаконно утвердившимся представлением о прямолинейности связей между психогенной травмой и последующей невротической симптоматикой (без учета «патологической почвы» и особенностей патогенеза).
Среди многочисленных определений неврозов одно из самых распространенных—определение Б.Д.Карвасарского(1980):неврозы—это психогенные заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
По нашему мнению, более четким является определение В.Я.Семке(1988): неврозы—это функциональные болезненные состояния, возникающие и развивающиеся в условиях незавершившейся психотравмирующей ситуации, вызвавшей резкое эмоциональное перенапряжение (с иррадиацией в соматические процессы) и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшегося положения.
Неврозы начинаются с формирования у ребенка невротического конфликта и соответствующего невротического характера. Эту стадию можно обозначить как «преневротическую». Именно на эту приобретенную «почву» падает психогенная травма. Взаимодействие психогенного фактора с невротическим конфликтом и уже сложившимися особенностями личности определяет развитие тех или иных невротических симптомов и синдромов. Основными признаками неврозов являются обратимость и излечимость.
1)частичность, парциальность расстройств, полностью не охватывающих личность,и редко приводящих; к тотальной дезадаптации,
2)отсутствие нарушений интеллекта;
3)сохранность критики: невротики относятся к своему состоянию как к болезни, психопаты больными себя не считают;
https://www.youtube.com/watch?v=upload
4)расстройства личности находятся в полном соответствии с психогенными факторами и невротической симптоматикой и не включают в себя изменений, характерных для других психических заболеваний (например, шизофрения, органические поражения).
Поскольку невроз—это психогенное заболевание формирующейся личности, патогенным может оказаться все то, что осложняет процесс ее формирования и способствует нарастанию нервно-психического напряжения у родителей и ребенка (А.И.Захаров,
1988).
К таким факторам могут быть отнесены эмоциональная изоляция (депривацця); одностороннее дисгармоническое воспиание единственного ребенка с комплексом превосходства или по типу «Золушки»—с чувством острой неуверенности в себе; психологическая несовместимость родителей и детей; неудачи; неудовлетворение жизненных потребностей.
выявлению или актуализации невротической симптоматики очень часто предшествует соматическое заболевание. Нередко после него невроз у детей становится реальностью. При этом чем тяжелее соматическое заболевание, тем значительнее соматизирована клиническая картина. Данное обстоятельство заставляет предполагать, что в патогенезе неврозов у детей принимает участие и этот (соматогенный) фактор.
Нарушение соотношения двух указанных врожденных свойств личности (тип темперамента и инстинкт самосохранения) и деформация каждого из них создают благоприятную почву для развития неврозов.
Среди множества гипотез о механизмах развития неврозов остановимся на последних работах, поскольку они, по-видимому, больше, чем другие, отражают реальное положение вещей. По В.И.Гарбузову(1990),
путь в невроз начинается с подавления темперамента. Если ребенка заставляют вести себя вопреки типу его темперамента, природные связи нарушаются. В результате, например, у холерика, с его мощным потенциалом «бесстрашного воина», инстинкт самосохранения обостряется, и он становится робким и осторожным, т.е.
перестает быть холериком, а становится дисгармоничной, нервной или трудной личностью. Ребенок, который действует вопреки темпераменту (поскольку он оказался подавленным), терпит неудачи, теряет уверенность в себе. При сохранении психогении нарастают новые патологические особенности личности (робость, сомнения, тревожность).
Теперь страхи могут возникать даже тогда, когда бояться нечего. Далее может происходить обрастание личности и другими особенностями (нерешительность, несамостоятельность, внушаемость, мнительность, недоверчивость). Ребенок начинает не доверять другим, опасаться их, ждет обиды, насмешки. Если продолжать эту линию, то можно видеть, как он становится замкнутым, одиноким, тревожным.
Так формируется «предневрозный характер». Дополнительно к приведенным соображениям о роли личностного преморбида как предопределяющего в значительной мере фактора в генезе неврозов мы хотим отметить, что наличие несовершенной личностной структуры обусловливает несостоятельность ребенка в плане его адаптации к меняющимся условиям жизни, к требованиям, которые он выполнить либо не может, либо вынужден тяжело психически перенапрягаться, что часто заканчивается нервным срывом.
необходимость долго сдерживать себя, свои эмоции, у истеричного
необходимость оставаться на заднем плане. Все это определяет значение для развития невроза осуществления несвойственной больному линии поведения.
Развивая идею З.Фрейда о подсознательном (по В.И.Гарбузову, «неосознаваемая сфера психики»), автор утверждает, что именно в ней кроются основные механизмы невроза. «В нерасторжимом единстве с сознанием и его безусловном главенстве неосознаваемое обеспечивает нормальную адаптацию человека. Сознание контролирует лишь одну проблему в каждый данный момент.
Наличие и неосознанного обеспечивает приспособительно важную возможность одновременно разрешать2и более актуальные проблемы. Сознание занято частной повседневной задачей, а в неосознанном решается актуальная долговременная проблема… неосознаваемое обеспечивает автоматизм действий и контроль за ситуацией» (с.
Неосознаваемое—это не просто активная память, это как бы второй план мышления, рассуждений, оценок. Все, что ребенок воспринимает как «осознаваемое», оказывается лишь отчасти тем, что важно в данный момент, но остальные впечатления не исчезают. Если ребенок до5лет испытывает страх, тревогу, обиду, это остается навсегда.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB
Предневрозная напряженность формирования личности и определяет то, какой из внутренних конфликтов будет решающим. Установлено, что неправильное формирование личности у детей и подростков- ко времени заболевания неврозами встречается в2раза чаще, чем личностные структуры без акцентуаций. При этом чаще всего встречаются истерические и истеровозбудимые особенности личности(44%),реже—тревожно-мнительные и тормозимые(22%).
Другие типы личностной аномальности отмечены в единичных случаях.
Граница между преневротическим состоянием и неврозом нечеткая, а иногда и условная, тем более что это понятие для детей и взрослых неравнозначно.
ГЛАВА 6. ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ. ПСИХОТЕРАПИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
Детско-подростковая психотерапия в России все еще переживает стадию затянувшегося детства, не может преодолеть психологических барьеров, воздвигнутых в свое время государственной политикой (негативное отношение к педологии
науке о ребенке, созданной В.М.Бехтеревым, и учению З.Фрейда). Указанные обстоятельства, естественно, не способствовали научным исследованиям в области детской и подростковой психотерапии и препятствовали широкому внедрению накопленных в отечественной и зарубежной науке психотерапевтических знаний.
Психотерапия (в переводе с греческого «лечение душой», «душевное лечение») означает применение разных методов психического воздействия с лечебной или профилактической целью.
Психогении—эта та область психических расстройств, при которых психотерапия является наиболее показанной и эффективной, особенно если она применяется вовремя, на ранних стадиях заболевания, и проводится грамотно, т.е. специалистами.
Для правильного представления о возрастном своеобразии психотерапии выделено6уровней детских и подростковых проблем.
Отсутствует безопасность существования— внешний мир «не несет ни семье, ни ребенку надежной защиты».
Семья не обеспечивает безопасности ребенку, нужного направления в его развитии, коррекции и положительных примеров преодоления стресса.
Ребенок или подросток не приобрел умения ориентироваться в обществе и справляться с различными проблемами
Ребенок находится в конфликте с самим собой, полон устрашающих мыслей и побуждений, имеет отрицательное представление о себе и тревожное—о мире.
Регуляторные личностные механизмы недостаточны. Ребенок легко впадает в панику или становится агрессивным.
• нозологическая диагностика, необходимая в любом случае, важна также для решения вопроса о целесообразности применения психотерапии. Иными словами, важно знать качественную характеристику заболевания и уровень психических расстройств (психотический, невротический);
• для выбора психотерапевтического метода необходима синдромологическая квалификация;
• уровень психического развития ребенка определяется не только фактическим возрастом, но и соответствием психического развития паспортному возрасту;
• этап онтогенетического развития (моторный, сенсомоторный, аффективный, идеаторный) и уровень патологического реагирования (сомато-вегетативный, психомоторный, аффективный, эмоционально-идеаторный);
• тип личности или личностной аномальности;
• уровень и качество социализации личности, наличие педагогической запущенности, а также условия жизни и воспитания ребенка;
• имеющиеся у ребенка психологические установки, особенно те, которые препятствуют формированию внутренних конфликтов; это помогает уточнению механизмов развития психогений и целенаправленному их устранению;
• структурную и динамическую характеристику возрастной психологии (это необходимо для выбора правильного подхода к пациенту, налаживания контакта);
• важно знать, имеем мы дело с ребенком, переживающим возрастной криз, или он находится в так называемой спокойной фазе;
• абсолютно необходимо установить доверительные отношения с ребенком, завоевать у него авторитет, создать ощущение готовности к исповеди, к обсуждению своих проблем;
• родители, воспитатели должны знать о проблемах, тревожащих ребенка и мешающих его социальной адаптации, так как их осведомленность определяет эффективность психотерапии.
Существующее представление о невозможности проведения психотерапии у детей до10лет и рациональной психотерапии у детей неоправдано. Хорошо известно, что гипнотическое воздействие осуществляется на неосознаваемом уровне. Глубокое знание детской психологии поможет выбрать тип гипнотизации в соответствии с уровнем развития.
Условность критерия возраста, используемого в качестве единственного показателя «разумения» и критических способностей, видна хотя бы из того, что некоторые дети уже в12—13лет оказываются студентами вузов, а другие в18лет не могут преодолеть требований начальной школы. Учитывая частоту соматизирования психогенных расстройств в детском и подростковом возрасте, необходимо научиться изучать преморбид и клиническую картину в целом, а не констатировать отдельные соматические симптомы.
Это тем более необходимо, что многие соматические заболевания у детей и подростков сопровождаются вторичными психическими нарушениями, природа которых может быть двоякой: они могут быть соматогенными в узком смысле, но могут быть и психогенными (например, явления госпитализма у длительно соматически болеющих детей или психогенные реакции на свою ущербность в связи с соматическим заболеванием). Психотерапевтическое лечение в таких случаях давно и хорошо известно, снятие психических наслоений помогает ослабить и телесный недуг.
Психотерапию нельзя противопоставлять медикаментозному лечению. Именно комплексное воздействие с правильным подбором методов, что возможно только при учете перечисленных выше преимуществ, может дать наилучший терапевтический эффект.
Психотерапия должна быть .направлена не только на ребенка, но и на его окружение, на тех взрослых, которые занимаются его воспитанием, лечением и обучением. Трудно ожидать высокого и стойкого терапевтического эффекта, если после окончания лечения ребенок вновь вынужден находиться в ситуации, оказавшейся для него патогенной (массивная дидактогения в школе, тяжелая семья, фрустрирующие переживания в связи с социальной изоляцией в соматическом стационаре). Небезызвестно, что большинство детей, нуждающихся в психотерапевтической помощи, являются выходцами из семей алкоголиков и деградантов.
Психотерапию условно делят на общую, частную и специальную.
Общая психотерапия—это принципы милосердия, сострадания во врачебном подходе к больному. Ее основу составляют медицинская психология, этика, деонтология, лечебная педагогика, психогигиена и психопрофилактика.
Частная психотерапия—это методы психотерапевтического воздействия: рациональная, косвенная, гипносуггестивная, коллективно-групповая, семейная, внушение наяву, аутогенная тренировка, имаготерапия, психофизическая гимнастика и др. У каждого метода имеются свои приемы и модификации.
Специальная психотерапия—лечение определенных заболеваний.
Психотерапия начинается с установления контакта с больным и его родными. Далее следует подготовка к лечению, создание оптимальной психогигиенической атмосферы, формирование у больного психологической установки на выполнение врачебных назначений, определение режима жизни и питания.
Затем—работа по коррекции характерологических нарушений и устранение вредных привычек, обучение адекватным способам психологической защиты, оптимальным приемам дезактуализации дистрессовых факторов, конфликтных ситуаций. И, наконец, начинается этиопатогенетическая психо-и фармакотерапия психогенных расстройств.
Основными задачами психотерапии являются обнаружение и устранение причин и условий травматизирования ребенка, поиск оптимальных методов перевоспитания, преодоления у ребенка неправильного отношения к себе (неуверенность, заниженная самооценка, чувство собственной несостоятельности, несформированность чувства своего достоинства, независимости суждений и пр.).
1)психоаналитическое (психодинамическое, динамическое)
—психоанализ З.Фрейда и его последователей, индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К. Юнга, неофрейдизм К.Хорнея, Е.Фрома, Х.С.Селивана;
2)бихевиористское направление Х.Айзенка, И.Вольпе;
3)экзистенциально-гуманистическое направление
—недирективная психотерапия К.Роджерса, гештальт-терапия, логотерапия В.Франкла и др.
В рамках каждого из этих направлений формируются варианты методов, форм, приемов, только отчасти отличающихся от основных, перечисленных выше.
Психоанализ
применяется в отношении лиц, склонных к самосозерцанию, самоанализу, с невротическими состояниями. Игра детей и их взаимодействие с психотерапевтом интерпретируются, чтобы вскрыть внутренние конфликты и невротические комплексы ребенка и преодолеть их.
Старших подростков побуждают к свободным ассоциациям и сообщению о своих снах. Все это также интерпретируется по определенным схемам.
Психодинамическая терапия
применяется и индивидуально, и для работы с супружескими парами при наличии широкого спектра непсихотической симптоматики. Терапия малодирективна. Психотерапевт занимается поиском внутренних конфликтов, психотравмирующих переживаний, лежащих в основе психических и психосоматических расстройств. Материал интерпретируется, устанавливаются связи с прошлыми событиями, анализируются отношения с родителями, братьями, сестрами.
Этот метод основан на детально разработанной теории психоанализа. Эффективность его ниже, чем при поведенческой терапии.
Терапия, ориентированная на пациента.
Метод разработан К.Роджерсом и изначально назывался «недирективной» терапией, так как мысли и высказывания больного не направляются терапевтом. Все, что говорит пациент, не интерпретируется врачом, а только зеркально им отображается.
Преимущество этой терапии в том, что пациент встречает доброжелательного и понимающего слушателя, который не дает неприятных комментариев и советов. Недостатки терапии
—в ее неспецифичности, пациент сам решает, что ему говорить или делать.
Рациональная психотерапия
более всего нужна как подготавливающая к другим методам психотерапевтического воздействия. Этот метод убеждения, разъяснения, отвлечения адресуется к логическому мышлению пациента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психотерапия должна быть эффективной и максимально краткой(10—12сеансов). Эффект обычно появляется быстро, а если его нет—надо менять методики. Лечение следует заканчивать так называемой «заключительной фазой», цель которой заключается в закреплении достигнутого успеха, профилактике рецидивов. Для этого используются избегание зависимости, повторяющаяся двусторонняя оценка результатов лечения, акцентуация внимания на будущее с обсуждением возможных опасных ситуаций, постепенное увеличение интервалов между сеансами для воспитания самостоятельности и закрепления эффекта преодоления внешних конфликтов, применение пауз в лечении, преследующее те же цели.
Уже первые сеансы покажут, имеем ли мы дело с серьезными расстройствами или обращение к врачу связано с тревогой, мнительностью родителей. В процессе лечения необходима выработка оптимистических установок. Лечение нельзя заканчивать сразу после исчезновения симптоматики. При улучшении состояния можно попробовать уменьшить дозы и проконтролировать эффект. Опыт показывает большую опасность рецидивов и необходимость в связи с этим длительной поддерживающей терапии.
Возникновение рецидивов еще не означает перехода в хроническое течение. Необходимо выяснить причину рецидива и, по возможности, устранить ее.
В связи с большей или меньшей очевидностью генеза психогенных расстройств у детей и подростков, с одной стороны, и наличием достаточно мощных психотропных средств, традиционно используемых при этих расстройствах (транквилизаторы и антидепрессанты), с другой, их лечение, на первый взгляд, не должно представлять особых трудностей.
Во-первых, это—соматоневрологическое состояние детей и подростков, которое в последние годы в нашей стране ухудшается особенно быстрыми темпами. Следовательно, мы/обязательно при выборе психотропных Средств должны не забыть о соматических противопоказаниях к их использованию. Так, во всех случаях применения транквилизаторов следует исключить лекарственную и алкогольную зависимость;
феназецами рудотель (мезапам)не надо использовать при нарушениях функции печени и почек, фризиум—при дыхательной недостаточности и нарушениях дыхания во сне, при выраженных нарушениях функции печени. Из числа антидепрессантов соматические противопоказания отсутствуют лишь у азафенаи инказана (за исключением возможной повышенной чувствительности к этим препаратам).
Нарушения сердечного ритма и проводимости исключают применение амитриптилина, триптизола, лудиомила, герфонала, петилила.
Многие антидепрессанты нецелесообразно применять при инфекциях и интоксикациях. Не рекомендовано использование фризиумав возрасте до6месяцев, триптизола(в отличие от амитриптилинаи доксепина)—до12месяцев, а коаксилав возрасте до15лет. Не изучено у детей действие гептрала.
беллатаминал (белласпон), беллоид, эрготал, сандомиграни др. с обязательным учетом допустимых для данного возраста дозировок. При остаточных явлениях органического поражения ЦНС используются дегидрата-ционные средства (сернокислый магний, триампур, меркузал
и др.), вазопротекторы (циннаризин, кавинтон, ксантинола никотинам, сермион), рассасывающие средства (препараты йода, аскорбиновая кислота, пиридоксин, фламин, рутини др.). Отличными тонизирующими свойствами обладают безусловно показанные в этих случаях пантогами церебролизин.
Во-вторых, не последнюю роль в снижении эффективности лечения играет его плохая организация. Очень часто допускается несистематичность приема лекарственных средств из-за отсутствия должного контроля со стороны как родителей, так и медперсонала. Курсовое лечение обычно до конца не доводится: при появлении признаков улучшения оно прекращается.
Однако во избежание рецидива при лечении любой депрессии оно должно продолжаться еще месяц после нормализации состояния. При амбулаторной терапии старших школьников родители иногда доверяют детям самим принимать и хранить лекарства, что совершенно недопустимо, особенно в случаях появления суицидальных тенденций. В последнем варианте подросток не должен иметь самостоятельного доступа к лекарствам, более того, он вообще не должен знать, где они находятся.
В-третьих, выбор назначаемых лекарственных средств должен осуществляться с учетом соответствующих клинических характеристик. Так, при преобладании тревоги и страхов из числа
фитотранквилизаторов
показаны препараты валерианы, пустырника, боярышника,а из числа химиоантидепрессантов—амигприптилин, триптизол, лудиомил, синекван, герфонал, азафен,после15лет—коаксил.
При превалировании тоски, заторможенности, безрадостности—фитоантидепрессант зверобой перфорированный(в капсулах—немецкий аристофорат)
и такие мощные антидепрессанты, как мелипрамин, петилил, инказан, пиразидол.
При тревоге и расстройствах сна—амитриптилин в комбинации с феназенамом, имован, радедорм, рогипнол.
При повышенной раздражительности—экстракт валерианы в таблетках, фенибут, рудотель, элениум, реланиум, сигнопам.
При раздражительной слабости – фенибут, пантогам, малые дозы пикамилона.
При преобладании астенические проявлений в сочетании с адинамией—
ноотропил, пиридитол, малые дозы таких нейролептиков, у.ак эглонил, френолон, этаперазин, комбинирование антидепрессантов стимулирующего действия (мелипрамича, пети-лилаили др.) с седирующими антидепрессантами (амитриптилин
и др.).
При преобладании соматоформных расстройств— комбинирование амитриптилина с реланиумом, лексотаном, эглонилом.
В случаях дисфорических эпизодов—фризиум, феназепам, «поведенческие» нейролептики (неулептил, хлорпротиксен, сонапакс).
Если в рамках имеющихся болезненных расстройств отмечаются панические атаки, ипохондрические раптусы, аффективно-вегетативные кризы, необходимо комбинирование
транквилизаторов бензодиазепинового ряда (феназепам, реланиум, сигнопам
и др.) с карбамазепином (финлепсин, тегретол, зептол
и др.), в случае кардиофобических, кардиал-гических расстройств, сердцебиений и т.п.
—с экстрактом или настойкой боярышника.
При наличии суицидальных намерений анти-депрессантам стимулирующего характера
(мелипра-мин
и др.) целесообразно предпочесть антидепрессанты с выраженным анксиолитическим
(амитриптилин, триптизол, герфонал)
или комбинированным действием
(азафен, пиразидол, лудиомил, анафранил).
При резко выраженной эмоциональной лабильности целесообразно
комбинирование транквилизаторов бензодиазепинового ряда с нормотимиками
(при преобладании депрессивных расстройств
—карбамазепина, при преобладании гипоманий
—солей лития). При появлении поведенческих расстройств в том числе с алкогольными эксцессами, в схему лечения должны быть включены
«поведенческие» нейролептики,
а из числа антидепрессантов
—синекван (доксепин).
Если при лечении указанных выше расстройств в большинстве случаев можно ограничиться приемом лекарств внутрь, то при психогенных психозах акцент переносится на парентеральное введение препаратов, внутривенное капельное, внутривенное струйное медленное или внутримышечное введение реланиума(детям в зависимости от возраста—от2 до10мг), внутримышечное—эглонила(детям—из расчета0,005
г/кг массы тела в сутки); при необходимости психомоторное возбуждение купируют внутримышечным введением
тизерцина.
В самом крайнем случае последний может быть комбинирован с пероральным приемом малых доз
озалептина.
Как правило, в этих случаях бывает оправдано применение средних или высоких доз
амитриптилина.
Антидепрессанты стимулирующего действия здесь категорически противопоказаны. Из числа применяемых нейролептиков в этом случае должен быть исключен
аминазин
в связи с большим количеством побочных действий, включая аминазиновую депрессию.
В-четвертых, огромное значение имеет выбор адекватной дозы препарата. Так, детям школьного возраста амитриптшинназначается1—3раза в сутки по12,5—25мг; мелипраминдают внутрь вначале в дозе10мг1раз в сутки, затем постепенно в течение10дней, увеличивают дозу: детям в возрасте2—7лет —до20мг,8—14лет—до2050 мг, старше14лет—до50мг и более в сутки.
Диазепам (реланиум, седуксен)-,новорожденным начиная с 5-й недели жизни,0,5—2мг внутрь, детям1—6лет— 1—6мг, школьникам6—14лет-‘-6—10мг. Фенибут детям до8лет— 200—300мг3 раза в день. Соответствующие данные более полно представлены в Справочнике «Видаль» за1995г.
Сведения о наиболее часто используемых дозировках при лечении подростков приведены в следующей таблице.
Таблица
Дозы психотропных препаратов, применяющихся для лечения подростков
В-пятых, необходимо учитывать возможность побочных явлений. Так, для амитриптилинаэто — сонливость, дезориентировка, возбуждение, психозы, галлюцинации, экстрапирамидные расстройства, сухость во рту, потливость, запоры, кисло-горький привкус во рту, задержка мочи, нарушения зрения, тахикардия, дрожь, утомляемость, ортостатическая гипотония, нарушения сердечной деятельности, гинекомастия, галакторея и некоторые другие.
Для мелипрамина—симптомы передозировки, чаще возникающие у детен: головокружение, возбуждение, атаксия; судороги, ступор, кома, мидриаз, синусовая тахикардия, аритмия; атриовентрикулярная блокада, коллапс при высоком венозном давлении, гипотония, угнетение дыхания, цианоз рвота, лихорадка (в этом случае необходимо промывание желудка с использованием физиологического раствора, назначение внутрь активированного угля, внутривенное медленное введение
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB
физостигмина салицилата,начиная с0,0005,с возможным увеличением дозы домаксимальной— 0,002;
учитывая короткое время действия физостигмина, при необходимости повторяют парентеральное введение индивидуально подобранной, эффективной и безопасной дозы препарата каждые30—60мин.-симптоматическая терапия).