Нейропластичность мозга: принцип, как влияет тренировка и мелкомоторные упражнения на пластичность

Нейрональная активность

Понятие нейропластичности мозга трактуется как способность изменения структуры и функции мозга в ответ на входящую информацию. При этом имеется два важных аспекта этого определения. Во-первых, мозг действительно может поддаваться изменениям по отношению к его структуре и функции, в отличие от практически любого другого органа тела, такого как сердце или печень.

В частности, могут формироваться новые структурно-функциональные единицы нервной системы или создаваться новые пути при наличии различных травм или других экзогенных изменений. Во-вторых, фраза «в ответ на входящую информацию» прямо говорит о том, что мозг действительно не меняется, если вы не изменяете его.

Процесс нормальной нейронной активности представляет собой связь между нейронами посредством электрических импульсов и нейротрансмиттеров. Чтобы лучше понимать этот процесс, следует разобраться непосредственно, что из себя представляют сами нейроны и из каких структурных единиц они состоят. Нейрон можно разделить на сому, дендриты и аксоны.

Сому можно рассматривать как процессор мозговой клетки, поскольку она обрабатывает входящую информацию от других нейронов и определяет, достаточно ли она важная, чтобы передать её в другую ячейку. Дендриты представляют собой древовидные структуры, которые принимают и собирают информацию от других нейронов для доставки в сому, где информация обрабатывается, и, где как уже упоминалось, делается заключение, о важности передачи её дальше.

Такая информация передается от нейрона к нейрону через аксоны, которые работают как электропроводка в вашем доме. Кроме того, аксоны изолированы, подобно электрическим проводам, жирной субстанцией, называемой миелиновой оболочкой, которая поддерживает силу электрического импульса, направление его потока и предотвращает его рассеивание.

Нейропластичность мозга: принцип, как влияет тренировка и мелкомоторные упражнения на пластичность

Аномальное возбуждение нейронов может произойти, когда сигналы между нейронами каким-то образом нарушаются. Такая проблема обычно возникает при наличии «аксональных разрывов» в результате сильной травмы или других факторов, поскольку структура и связь аксона с клеточным телом разрушаются. Это создает повреждение аксонов, поэтому они больше не могут взаимодействовать с нейронами, и соединение теряется, что приводит к тому, что информация «застревает» и она не может быть эффективно передана.

Из-за этого, нейрон, который больше не может получать входные данные от потерянных соединений, скорее всего, погибнет, если только он не сможет установить новое соединение с другим нейроном. Клинически симптомы диффузного аксонального повреждения (ДАП) у пациента могут проявляться в виде медленной скорости обработки или, например, требуя увеличения времени, чтобы услышать, что говорится, например, вопрос, обрабатывать этот вопрос, формулировать ответ, а затем озвучивать этот ответ.

ангиогенеза, синаптогенеза, дендритного спраунинга и нейрогенеза. Ангиогенез – это создание новых кровеносных сосудов в структурах мозга. После черепно-мозговой травмы может быть уменьшен приток крови к этим структурам, когда они могут значительно нуждаться в большем количестве кислорода и глюкозы для восстановления.

С точки зрения реабилитации было установлено, что один из лучших способов вызвать ангиогенез – это физические упражнения, особенно аэробные упражнения. Синаптогенез – это создание новых синапсов в структурах мозга и, подобно эффекту физических упражнений на ангиогенез, когнитивные упражнения – это то, что необходимо для стимуляции синаптического роста.

Когнитивные упражнения также служат движущим фактором и для стимулирования дендритного спраунинга (разветвления), который, как следует из названия, представляет собой рост дендритных отростков, подобных ветвям дерева. Они служат для сбора информации от других нейронов, из которых дополнительные дендриты могут расти с целью сбора еще большего количества информации.

Нейропластичность мозга: принцип, как влияет тренировка и мелкомоторные упражнения на пластичность

Наконец, хотя есть некоторые споры в научных кругах относительно этого — нейрогенез. Предполагается, что существуют области мозга, которые могут продуцировать новые клетки. В общем, более вероятно, что большинство нейропластических процессов восстановления происходит исключительно за счет роста новых связей.

Однако недостатком роста новых связей является создание плохо приспособленных связей в мозге, которые наносят ущерб восстановлению, например, в случае эпилептических припадков.Пластичность мозга может проходить через процессы, которые требуют времени, известные как медленные изменения, или посредством более быстрых, известных как быстрые изменения.

Медленные изменения – это анатомические изменения нейронов, включая рост аксонов, дендритный спраунинг и нейрогенез – рост совершенно новых структур, в то время как быстрые изменения – активность, которая происходит на синаптическом уровне. Эти виды быстрых изменений известны как синаптическая модуляция, что на самом деле означает непрерывный процесс укрепления или ослабления существующих синапсов.

Этот процесс можно рассматривать так же, как и работу вашего автомобиля, с педалью газа, представляющей возбуждение синапсов и тормозом, представляющим собой торможение синаптических реакций. Таким образом, имеются два способа сделать мозг быстрее: усиление синаптических связей посредством возбуждения (газа) и ингибирование других синаптических соединений (тормоза).

Стойкое усиление синаптических связей посредством возбуждения (надавливание на газ) развивает долгосрочную потенциацию ( англ. Long-term potentiation, сокр. LTP) или увеличивает вероятность возникновения такого эффекта, в то время как постоянное ослабление других связей (нажатие тормоза) вызывает долговременную депрессию (англ. Long-term depression, сокр. LTD).

Большинство людей слышали о стволовых клетках и их возможном использовании для взращивания новых частей, структур и тканей в организме, включая рост новых нейронов. Гораздо менее известная информация состоит в том, что в действительности существует два типа стволовых клеток. Плюрипотентные стволовые клетки – это то, с чем большинство людей знакомо.

Это типы клеток, которые могут применяться для превращения в практически любой тип клеток в организме. Другие типы стволовых клеток известны как мультипотентные клетки. Это стволовые клетки, которые могут стать только определенным типом клеток специфической направленности, например, могут стать различными типами клеток крови, такими как моноциты, лимфоциты или нейтрофилы.

Но они не могут стать чем-то другим, кроме как одним из типов кровяной клетки. Одна из самых больших проблем, стоящих перед исследователями стволовых клеток, связана с возможностью идентификации и активации правильного типа мультипотентных стволовых клеток для их конкретного использования, включая клетки, которые могут стать конкретными типами клеток головного мозга.

Важная вещь, которую мы знаем о стволовых клетках в мозге – это место, где они созданы и дислоцируются. Одна из этих областей известна как субвентрикулярная зона, прилегающая к желудочкам. Другая область производства стволовых клеток находится в обонятельной луковице. Поскольку эта область контролирует обоняние, считается, что в этой области сосредоточено большое количество стволовых клеток, потому что клетки в этой области умирают с более высокой скоростью, чем другие клетки мозга.

Это также связано с тем, почему мы теряем остроту запаха по мере взросления, когда эти клетки не воспроизводятся с частотой и объемом как в нашей молодости. Еще одна область производства стволовых клеток находится в субгранулярной зоне / зубчатой извилине гиппокампа. Эта область в значительной степени связана с функциями памяти и, как вы могли предположить, требует частого воспроизводства, поскольку это позволяет запоминать новую информацию.

Существуют две наиболее характерные формы пластичности, которые наблюдаются в мозге при наличии травмы. Во-первых, это расширение специализированной области, как, например, у человека, перенесшего левый гемипарез после инсульта. Такие пациенты могут вообще игнорировать левую сторону и начать использовать свою правую сторону повсеместно.

Это приводит к кортикальной дистрофии области контролирующей левую сторону, расширяя тем самым область для контроля над правой стороной.Другой процесс пластичности нейронов включает в себя вербовку отдаленной области коры головного мозга в результате травмы или нового обучения. Например, это может произойти в случае лиц, у которых результат травмы привел к слепоте.

В этой ситуации затылочная доля, область, которая обрабатывает зрение, больше не получает вход через визуальные пути и фактически, больше не нуждается для этой цели. Но поскольку на первый план выходят другие чувства человека, такие как повышенное осязание, эта деятельность, в определенной степени может быть перенесена в затылочную долю.

С точки зрения лечения, методы увеличения нейропластичности могут включать физические упражнения, которые, как было установлено, увеличивают нейротрофические факторы, что также стимулирует процессы ангиогенеза. Когнитивные упражнения также увеличивают определенный тип роста, называемый нейротрофическим фактором мозга (BDNF), который усиливает синаптогенез.

Тогда возникает вопрос: «Что получится, если объединить эти методы?». Например, что, если бы у вас был кто-то, идущий по беговой дорожке при выполнении какой-либо когнитивной активности, чтобы стимулировать нейротрофические факторы на двух фронтах? В одном из исследований действительно было обнаружено, что такая комбинация действий может экспоненциально увеличивать производство нейротрофических факторов.

  1. «Используйте или потеряете». Нейроны, не активно участвующие в выполнении какой-то задачи в течение длительного периода времени, со временем начинают деградировать. Пример этого можно увидеть при лечении пациента, которому требуется подача г-образной трубки из-за невозможности кормить перорально. Со временем цепи, ответственные за механизм глотания, могут фактически начать разрушаться из-за отсутствия использования. Впоследствии, когда этот пациент может снова начать глотать, ему может потребоваться дополнительное время и усилия, чтобы восстановить эту функцию.
  2. «Используйте и улучшайте». Обучение, которое управляет определенной функцией мозга, может привести к усилению этой функции. Пример этого можно выделить из предыдущего обсуждения пациента с инсультом, который, возможно, потерял возможность использовать определенную сторону своего тела и может пренебрегать этой стороной и не использовать ее, потому что это просто слишком сложно. В режиме лечения можно использовать метод, известный как принудительная двигательная терапия (ПДТ), при которой подвижную руку фиксируют, чтобы пациент был вынужден максимально использовать пораженную конечность и улучшить её функциональность.
  3. «Значимость специфики». Характер обучения диктует природу пластичности. С точки зрения лечения, специфика подчеркивает важность адаптативной деятельности или упражнений для получения конкретных результатов. Например, как обсуждалось ранее, физические упражнения могут быть использованы для стимулирования роста сосудов, если это ваша цель. Точно так же упражнения и модальности, направленные на тренировку функции глотания, также могут быть связаны с цепями, участвующими в произнесении речи, но не обязательно воспроизводит эту речь.
  4. «Значимость постоянных повторений». Индукция пластичности требует достаточного количества повторений. Одна из проблем для терапевтов в реабилитационной среде часто может быть связана с тем, что специалисты не могут количественно определить, сколько времени или сколько сеансов конкретной терапии требуется пациенту для восстановления определенных навыков. Но они точно знают из практики, что для генерации этих изменений необходимы тысячи и десятки тысяч повторений определенных видов деятельности. Из-за этого может потребоваться использование таких методов, как сочетание терапии, чтобы предоставить пациентам возможности для достаточного повторения навыков. Например, чтобы получить эти «тысячи шагов», которые пациенту может потребоваться, чтобы научиться ходить снова, физиотерапевт может заставить пациента ходить и между другими методами терапии в течение дня.
  5. «Значимость интенсивности». Индукция пластичности требует достаточной интенсивности. Вопрос о правильной интенсивности терапии следует от концепции повторений. Исследования показывают, что чем интенсивнее программа терапии, тем больше вероятность того, что человек достигнет результатов, и, более вероятно, что эти изменения будут сохранены с течением времени.
  6. «Значимость времени». Различные формы пластичности происходят в разные временные промежутки. Этот принцип основан на идее, что после травмы мозг действительно хочет выздороветь, поэтому имеет смысл, что чем раньше вы предоставите ему возможность для восстановления через эти нейропластические изменения, тем лучше. Этот подход особенно важен для поддержки начального лечения, прежде чем разовьется неадаптивное поведение.
  7. «Значимость внедрение пациента в процесс». Обучение должно быть понятным не только для терапевта, но и для пациента. Если терапевт может сделать тренировку или информацию заметной и важной для пациента, они могут более легко запоминать навыки или части информации, которые важны для них обоих.
  8. «Значимость возраста». Как обсуждалось ранее, более молодые мозги более пластичны и адаптированы к изменениям, чем старые мозги, что важно иметь в виду при работе с взрослыми и молодыми пациентами.
  9. «Проецирование в бытовую сферу». В процессе обучения терапевт должен иметь представление о том, как конкретное умение или деятельность можно спроецировать и перенести на конкретные бытовые задачи, позволяющие увеличить независимость пациента в домашней среде.
  10. «Интерференция». Пластичность, сформированная в ответ на один опыт обучения, может препятствовать приобретению других полезных навыков. Пациенты часто приходят к специалисту уже с компенсаторными навыками, выучив другой способ адаптации. Это может не лучшим образом сказаться на приобретении правильного навыка. Таким образом, для приобретения правильного навыка, может потребоваться отказ от некоторых других, ранее приобретенных навыков.

Суть и базовые принципы нейробики

Нейропластичность мозга: принцип, как влияет тренировка и мелкомоторные упражнения на пластичность

Нейробика – гимнастика для мозга, она включает в себя упражнения, основанные на работе основных физических органов. Тренировка для ума подразумевает различные приемы для усовершенствования мозговых процессов.

Среди них:

  • решение головоломок;
  • карточные игры для развития памяти;
  • тесты на определение интеллекта;
  • шахматы.

Однако нейробика отличается от всех вышеуказанных методов тем, что в упражнениях задействованы все 5 чувств. Таким образом, цель занятий состоит в развитии природной предрасположености головного мозга устанавливать взаимную связь между различными видами информации.

Регулярные упражнения положительно действуют на разные части мозга за счет непривычных и неожиданных ситуаций. Если человек ежедневно совершает одни и теже действия со временем происходит омертвление ума. Учеными доказано, что для правильной работы мозга ему нужна новизна в действиях и задачах.

Как появилась нейробика

Понятие «нейробика» впервые употребили американские писатели и врачи-Меннинг Рубин и Лоренс Катц. Доктор Катц возглавлял должность нейробиолога и занимался исследованием деятельности головного мозга. После длительного изучения реакции человеческого мозга на обычную и монотонную работу, он сделал вывод, что стандартный труд снижает умственную деятельность.

Многим известно выражение, что нервные клетки не восстанавливаются. Ученые из Америки в 1998 году опровергли эту гипотезу. Ряд научных экспериментов показал, что у взрослых людей могут образовываться новые клетки. Еще одним открытием стал факт, что снижение умственных способностей происходит не из-за отмирания клеток, а из-за истощения их отростков (дендритов), которые передают импульсы нейронам.

До 1998 года считалось, что дендриты могут возобновляться лишь у детей. Однако оказалось, что восстанавливаться они могут и у взрослых, компенсируют потерю старых. В результате открытий специалистами начала разрабатываться новая система укрепления мозговой деятельности-нейробика.

Нейробика – гимнастика для мозга, которая держит в тонусе умственную деятельность подобно тому, как влияет на мышцы физическая нагрузка. Специалистами установлен ряд требований, которым должны отвечать упражнения нейробики.

Нейробика гимнастика для мозга, упражнения для пожилых, детей в картинках видео тренировки, книги
На рисунке представлены пара упражнений из комплекса гимнастики для мозга — нейробики.

Человек может самостоятельно корректировать вариации и технику выполнения выбранной практики, однако суть упражнения должно соответствовать правилам:

  1. Любое упражнение должно включать в работу минимум два органа чувств. Выполнять действие необходимо так, чтобы отключить привычное чувство. Например, одеваться утром с закрытыми глазами. Таким образом, перед человеком стоит новая задача, которая осложнена отсутствием привычного для него зрения. Допускается комбинирование сразу двух действий, например, чистка зубов и расчесывание волос.
  2. Занятия нейробикой рассчитаны на развитие различных видов внимания. В первую очередь необходимо обратить внимание на вещи, которые раньше оставались незамеченными. Например, подымаясь по лестнице посчитать количество ступенек, сколько встречается красных вывесок по дороге на работу или сколько пластиковых окон в доме напротив.
  3. Выполняя упражнения важно сконцентрироваться на новых эмоциях и ощущениях. В качестве тренировки рекомендуется менять руку при письме, изучать новые запахи, менять привычное положение вещей в доме. Можно поменять местами картину, перевернуть фотография на рабочем столе, понюхать ежедневник или мобильный телефон.
  4. Следующее правило состоит в изменении обычного пути на новый и неожиданный. Новая информация помогает клеткам головного мозга развиваться, а не застаиваться. Специалисты рекомендует периодически менять маршрут, по которому человек идет на работу, школу или университет. Не следует постоянно покупать продукты в одном месте, желательно отправляться за покупками в разные магазины, супермаркеты, рынок.

Синаптогенез

Во время развития человека синапсы постоянно формируются, либо разрушаются в зависимости от того, используются ли специфические нейронные связи. В ранние годы развития у нас действительно больше связей, чем нам нужно, поэтому в зрелом возрасте в нашем мозге со временем происходит процесс «обрезки» или устранения связей, которые не используются.

У женщин этот процесс обычно начинается в период полового созревания, тогда как у мужчин это время настает ближе к 20 годам. Однако на протяжении всей нашей жизни после этого периода сокращения нейронных сетей мы продолжаем поддерживать формирование доступных синапсов посредством аксонов и дендритов.

Эти процессы требуют больших временных рамок. Кроме того, более длинные связи, вероятно, так и не смогут повторно прорасти в старые нейронные системы, однако это возможно сделать в более юных мозгах с избыточными связями, в которых процесс «обрезки» ещё не наступил.Реактивный синаптогенез – это процесс, который происходит быстро – в течение 10-15 минут и происходит только во время учебной задачи и не может заложить длительную связь, тогда как, как отмечалось ранее, нейрогенез является очень медленным процессом и требует взращивания совершенно нового нейрона. Но как это можно сделать?

Противопоказания к нейробике

Учеными установлено, что занятие нейробикой полезно в любом возрасте, ведь на каждом жизненном этапе мозг нуждается в укреплении. Человеческий организм имеет удивительную способность-самообновление. В результате этого на протяжении всей жизни клетки головного мозга производят новые нейроны.

В детском возрасте упражнения помогают улучшить концентрацию внимания, память и усвоение новых знаний. Школьный период требует от ребенка особой внимательности и сил, дабы мозг смог правильно сортировать полученную информацию.

Очень часто пожилые люди теряют способность к нормальному мышлению из-за болезней и снижения активности мозга. Нейробика – гимнастика для мозга, с помощью которой сохраняется молодость и здоровье. Регулярные занятия поддерживают клетки в тонусе, что позволяет предотвратить ухудшение памяти и внимания.

Практика таких упражнений положительно сказывается на воображении и абстрактном мышлении. Специалисты назначают занятия нейробикой людям с депрессией. Регулярная практика непривычных для тела действий снимает усталость, негативные эмоции и раздражительность.

Особенность данной техники состоит в том, что упражнения выполняются в любое время, не зависимо от места, где находится человек. Регулярная стимуляция мозговой деятельности спасает мозг от разрушения, укрепляет клетки и способствует их выработке.

Нейробика – гимнастика для мозга, поэтому противопоказаний к ней не существует. Занятия полезны в любом возрасте и для всех людей. Для детей упражнения полезны тем, что улучшают внимание и память, а взрослым помогает держать мозг в форме, предотвращая различные возрастные заболевания.

Выполнять комплекс может любой человек без дополнительной подготовки. Все упражнения просты и рассчитаны на любую категорию. Главным преимуществом таких тренировок становится приятное времяпровождение, ведь суть задач напоминает интересное развлечение.

Любые занятия приветствуют регулярность. Поэтому нейробика должна стать частью жизни человека, как например чистка зубов или прием пищи. Необязательно повторять упражнения целый день и каждое действие превращать в нейробику. Для эффективности достаточно выполнять 1-2 упражнения в день.

Модуляция синаптической нейротрансмиссии

Как обсуждалось ранее, модуляция синаптической активности происходит в виде потенцирования (увеличения синаптической чувствительности) одной клетки, сообщающейся с другой, или ингибирования, снижение синаптической активности между одной клеткой и другой. В спектре потенцирования посттетаническое потенцирование (posttetanic potentiation или PTP) является самым короткоживущим, которое длится всего лишь минуту или две.

Краткосрочное потенцирование (Short-term potentiation, STP) длится несколько дольше, чем PTP. В конечном итоге долгосрочное потенцирование (LTP) длится довольно долго и может фактически изменить физическую структуру синаптического соединения.По другую сторону этих процессов находится долгосрочная депрессия (LTD), являющаяся ингибирующим аналогом долгосрочного потенцирования.

Полезные видео о нейробике и ее эффективности

Для того чтобы начать заниматься достаточно изучить основную суть и описание упражнений. На первых порах самых тяжелым для человека является внедрение регулярных занятий в свою жизнь. Пока вырабатывается привычка можно поставить напоминание или вести дневник, где будут отмечаться выполненные упражнения.

Чтобы освоить методику для начала можно выбрать несколько базовых упражнений и выполнять их первую неделю чередуя между собой. Рекомендуется начинать с самых простых: использование нерабочей руки (для правши-левая, для левши-правая), исследование новых маршрутов и изучение запахов.

Нейропластичность мозга: принцип, как влияет тренировка и мелкомоторные упражнения на пластичность

Ошибкой новичков является чрезмерное выполнение упражнений и желание как можно быстрее получить результат. Какой бы тренировка не была, невозможно улучшить состояние тела за короткий промежуток времени. Так как упражнения основаны на задействовании мозговой деятельности, то преувеличение допустимой нормы может привести к перенапряжению.

В конечном итоге человек бросает занятия нейробикой, считая их неэффективными. Гимнастика для мозга должна перейти в привычку, но это не означает, что человек должен ограничивать себя в привычных вещах и общении с другими людьми. Тренировки не обязывают человека менять кардинально свою жизнь, достаточно лишь изменить привычные мелочи.

Транскраниальная магнитная стимуляция

Существуют методы, позволяющие воздействовать на возбудимость или торможение через внешние источники. Одним из таких методов является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), которая использует магнитное поле для увеличения возбудимости или ингибирования определенного участка в головном мозге. Идея этого заключается в том, что реализуется искусственный способ заставить конкретные нейроны проявлять активность так, как этого хочет терапевт, чтобы в дальнейшем сформировать, таким образом, устойчивые связи и побудить их работать в таком же режиме, но уже самостоятельно.

Основной комплекс упражнений нейробики

Почаще читайте те книги, газеты, журналы, статьи в интернете, которые никак нельзя отнести к кругу ваших интересов. Если вы увлекаетесь фантастикой и автомобилями, то смело открывайте журнал, в котором предприниматели и банкиры делятся своим опытом с новичками! Если вы любите вязать крючком, обратите свое внимание на детективную литературу. Любителям шумных вечеринок нужно чаще читать классические романы, а любителям классики – интересоваться инновационными технологиями и архитектурой.

Не стремитесь как можно глубже изучить ту тему, которой раньше вы совершенно не интересовались. Эксперты утверждают, что ваш мозг начнет развиваться и в том случае, если вы просто будете знакомиться с новыми темами, понятиями, явлениями и вещами, о существовании которых вы и не подозревали.

Проведите эксперимент и смените хоть на один день «рабочую» руку. Если все свои повседневные дела вы выполняете правой рукой, то дайте ей заслуженный выходной и попытайтесь чистить зубы, держать вилку, ложку, чашку, причесываться, завязывать шнурки, печатать сообщения на телефоне и компьютере, держаться за поручень в общественном транспорте, застегивать пуговицы, открывать и закрывать дверь и т.д. только левой рукой.

Людям с «рабочей» левой рукой иногда очень полезно переложить ручку в правую руку и попытаться ею написать хоть несколько слов, а людям с правой «рабочей» рукой – в левую руку. Ваш мозг обязательно скажет вам за это большое спасибо!

Благодаря данному упражнению вы сможете не только активизировать работу менее развитого полушария мозга, но и сделать связь между двумя полушариями более крепкой, развить нестандартное мышление и творческие способности.

Привыкли ходить на работу, учебу или в магазин одной и той же дорогой? Пришло время выйти на новый и пока еще незнакомый вам путь! Не расстраивайтесь, если новая дорога будет длиннее. Чем больше вы пройдете пешком, тем больше калорий сожжете. Поэтому новый и непривычный для вас путь не только благотворно подействует на ваш мозг, но и поможет избавиться от пары-тройки лишних килограммов.

Очень часто мы, отвечая на тот или иной стандартный вопрос, использует типичные штампы и клише. Если вам задали обычный вопрос о том, как у вас дела, то старайтесь ответить какой-нибудь новой и непривычной для вас фразой. Вместо того чтобы ответить, что у вас все в порядке, скажите, что каждый ваш новый день похож на дверь с необычным замком, но вас всегда неизменно ждет успех, ведь вы носите универсальный ключ в кармане, который способен справиться с любым замком.

Если вопросов вам пока никто не задает, но старайтесь думать новыми фразами и словами. Расширяйте свой словарный запас и обязательно верьте в себя и свои силы.

Если вы любите смотреть телевизионные передачи, то данное упражнение вам точно понравится. Сначала отключите звук у телевизора, а затем просто смотрите на картинку и попытайтесь угадать, о чем говорят люди на экране. Воспроизводите фразы и не бойтесь делать ошибки.

Данное упражнение можно выполнять вместе с родственниками, друзьями или второй половинкой. Веселые и приятные эмоции всем присутствующим и принимающим участие в этой игре людям гарантированы.

Людям, которые постоянно куда-то спешат и торопятся, следует замедлить свой темп! Вы привыкли тратить на обед менее 10 минут? Постарайтесь растянуть трапезу хотя бы на 30 – 40 минут. Осознавайте каждое свое движение и получайте от созерцания самого себя истинное удовольствие.

Если же вы привыкли все делать медленно и неспешно, то хотя бы один день поживите в более быстром и активном темпе. Вы с удивлением заметите, что в сутках все же не 18, а 24 часа.

Хотите улучшить работу своего мозга? Тогда выработайте в себе привычку иногда передвигаться по своему жилищу с полностью закрытыми глазами. Когда ваши глаза закрыты, остальные органы чувств становятся чувствительнее к внешним раздражителям и начинают работать более эффективно.

Поначалу просто пройдитесь по коридору, дойдите от комнаты до кухни, выйдите на балкон и т.д. Уверенные в себе и своих силах люди могут попробовать принять душ или ванну с закрытыми глазами.

Проводите выходные или отпуск в тех местах, где вы еще никогда не бывали. Посещая другой город или чужую страну, внимательно наблюдайте за поведением местного населения, запоминайте типичные для этой местности фразы, наслаждайтесь необычными пейзажами, красочными вывесками, фокусируйте внимание на названиях ресторанов, отелей, музеев, достопримечательностей и т.д.

Если у вас нет возможности или желания путешествовать, то начните более глубоко изучать собственный город. Посещайте выставки, музеи, концерты, исследуйте те районы, в которых вы очень редко бываете. Не забывайте почаще выезжать на природу и дышать свежим воздухом, который насытит ваш мозг кислородом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Главным правилом нейробики является изменение привычного образа жизни и избавление от однообразия.

Специалисты выделили ряд определенных упражнений, которые помогут освоить тренировку мозга:

  1. Полностью меняется привычный маршрут. Это может быть дорога в магазин, детский сад, на работу или школу. Зачастую человек ходит самым коротким путем, поэтому изменить привычную дорогу поначалу будет тяжело. Однако такая тренировка полезна не только для мозга, но и для тела. Выбирая разные улицы, обходя встречные объекты с разных сторон и меняя автобусы, человек тренирует пространственную память.
  2. Следующим правилом является изменение ведущей руки. Правши в течение дня должны делать основные действия левой рукой, а левши-наоборот. Таким образом можно почистить зубы, обувь, взять ложку или кружку. Полезным фактором будет практика письма той рукой, которая в привычной жизни не задействована. Такие упражнения благотворно влияют на память, укрепляют связь между полушариями и развивают интеллектуальные способности.
  3. Каждый день необходимо изучать новые запахи. Это могут быть продукты питания, косметика, бытовые предметы, цветы.
  4. Подключить ноги. Стопы человека имеют множество нервных окончаний, которые взаимодействуют с мозгом. Именно поэтому некоторые действия рекомендуется проводить с помощью ног.
  5. Не менее эффективно выполнять привычные действия с закрытыми глазами. Можно передвигаться по комнате наощупь, искать предметы, одеваться. Во время такой тренировки мозг заставляет работать те участки, которые не задействованы в обычной жизни.
  6. Специалисты рекомендуют уделить внимание развитию тактильных ощущений. Тренироваться можно на монетах разного достоинства. Например, стоя в очереди или на остановке, рукой в кармане можно ощупывать монеты и пытаться узнать их значение. Наряду с этим стоит и изучение шрифта Брайля, который предназначен для слепых людей.
  7. По возможности рекомендуется посещать новые страны, изучать улицы городов, их историю и особенности.
  8. Менять обычный темп жизни. Если человек постоянно куда-то спешит, необходимо замедлить каждое действие, например, потратить на завтрак не 10 мин, а 30. Для медлительных людей всё должно быть наоборот.
  9. Общение с новыми людьми. Этот пункт особо важен для замкнутых личностей, так как выход из зоны комфорта способствует новым эмоциям, делает человека коммуникабельным и стрессоустойчивым.
  10. Свободное время стоит уделять чтению книг и журналов. Можно начать с таких тем, которые раньше не интересовали.
  11. Искать взаимосвязи между предметами. Для начала можно взять два предмета в комнате (например, кресло и компьютерную мышь) и сконцентрировать на их общих чертах.
  12. Занятия нейробикой проходят и в стенах кухни. Приготовление нового блюда, изучение необычного рецепта и особая подача на стол позволит открыть себя с другой стороны и порадовать близких вкусным ужином.
  13. Тренировать свою память можно путем запоминания анекдотов, шуток и афоризмов. Это поможет не только улучшить запоминание, но и развить креативность мышления.
  14. Просмотр телевизора без звука. Таким образом человек должен угадать, о чем идет речь в передаче или фильме.
  15. Рекомендуется каждую неделю переставлять вещи в своей квартире. Не обязательно менять положение мебели, достаточно перевесить картину, переставить цветок и другие небольшие объекты.
  16. Тем, кто уделяет много времени компьютеру необходимо периодически менять фон рабочего стола.
  17. Не стоит зацикливаться на одной одежде или одинаковой цветовой палитре. Даже если человек не имеет большого гардероба, можно комбинировать и менять несколько вещей, создавая новый образ.
  18. Находясь в транспорте или на улице, рекомендуется обращать внимание на окружающий мир, играть мысленно в слова, считать прохожих людей, изучать рельеф монет.

Закрепление результата

Нейробика сама по себе является эффективным способом улучшить не только умственные способности, но и общее состояние организма. Для закрепления результатов занятий рекомендуется заниматься различными видами мозговой деятельности.

Кроссворды, логические задачи и ребусы положительно сказываются на творческих способностях, стимулируют работу головного мозга и укрепляют нервные клетки. Чем больше человека узнает информации, тем эффективнее проходит тренировка. Главным является не только восприятие новой информации, а способность её запоминать и отлаживать в своем мышлении.

В современном мире люди практически не читают познавательную литературу, отводя ценность книг на задний план. Некоторые считают чтение бессмысленным занятием, не считая нужным брать в руки книгу с неинтересным на их взгляд сюжетом. Однако учеными установлено, что чтение книг лучше всего стимулирует работу мозга и тренирует его, улучшает фантазию, развивает концентрацию внимания.

Жанр книги может быть любой, в зависимости от предпочтения человека. На данный момент в библиотеках находится масса книг по разным направлениям, что позволяет каждому человеку найти подходящий вариант. Занимаясь своим развитием необходимо убрать источники лишней и ненужной информации: просмотр развлекательных программ, длительное сидение за компьютером, интернет-игры.

Помимо умственных занятий активизировать мозговые процессы помогает спорт. Ученые из Калифорнии установили, что регулярные физические нагрузки не только полезны для внешнего вида и состояния тела, но и стимулируют кровообращение в мозге.

Тело человека создано таким образом, что начав тренировать что-то одно, остальные части подключаются автоматически. Вот так желая привести свое тело в форму, человек еще и укрепляет мозг.

Мнения о нейробики врачей и пациентов

Группой неврологов был проведен эксперимент в ходе которого специалисты наблюдали за людьми, которые регулярно занимались умственной и творческой деятельностью. Увлечение кроссвордами, ребусами, творчеством, а также занятие нейробикой снижает риск развития заболеваний головного мозга и нервной системы.

Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с самого детства и тогда в пожилом возрасте не будет проблем. Для родителей заставить ребенка выполнять определенные упражнения возможно окажется сложным. Упростить задачу можно сделав из нейробики игру, в ходе которой ребенок будет не только развиваться, но и познавать окружающий мир.

Врачи утверждают, что такая методика в разы полезнее, чем прием витаминов и других лекарственных средств. Люди старшего возраста отмечают нейробику, как интересное и познавательное занятие, которое действительно помогает улучшить мыслительные процессы.

Когда стоит ожидать эффекта от нейробики

Как и любая тренировка, нейробика требует регулярной практики и занятий. Очевидно, что после пары упражнений эффект заметен не будет. Первые результаты становятся заметными после 1-2 месяцев ежедневных занятий. Следует помнить, что результативность зависит от возраста и состояния здоровья.

После появления первых изменений бросать занятия нельзя иначе все старания окажутся бессмысленными. Заниматься нейробикой необходимо всегда, допускаются лишь маленькие перерывы.

Книги и видео-тренировки

Название Автор Описание Где купить
«Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга» Лоренс К. Кац, Меннинг Рубин В этой книге описаны основные методики нейробики, направленные на любой возраст. Советы и упражнения помогут улучшить память и внимание.

Цена от 350 руб.

 

Книги находятся в свободном доступе и купить их можно как в интернет-магазинах, так и в обычных книжных отделах.

«Зарядка для мозгов. Нейробика» Я. Брейкер Книга подходит для тех, кто хочет развивать свое мышление при помощи увлекательных заданий, которые не требуют специальной подготовки и дополнительных средств.

Цена от 100 руб.

“Фитнес для мозга 65 упражнений нейробики” Л.Кац Название книги говорит само за себя. С её помощью можно улучшить память, укрепить нервную систему, побороть депрессию и нормализовать работу мозга.

Цена от 86 руб.

Для тех, у кого нет возможности или времени читать книги существуют видео-уроки. Найти их можно в интернете, большинство уроков находится в свободном доступе. Таким образом человек получает занятия не выходя из дома и не вкладывая финансы.

Гимнастика для мозга позволяет сохранить здравие и ясный ум, укрепить нервную систему, нормализовать логическое мышление и разнообразить повседневную жизнь. Нейробика включает в себя набор определенных упражнений, которые выполняются необычным для мозга способом. Именно поэтому такие тренировки показаны для людей всех возрастов и профессий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector