Недоразвитие интеллекта это

1.Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте

Это
наиболее легкая форма ЗПР. В этом случае
наблюдается замедленное формирование
эмоционально-волевой регуляции, быстрая
истощаемость, неравномерное действие
памяти, внимания. Дети с этой формой ЗПР
могут понять смысл доступной их возрасту
сказки (рассказа), сюжетной картинки,
могут в должной последовательности
разложить серию картинок и составить
по ним рассказ. Умеют использовать
оказываемую им помощь.

В
игре оживлены, инициативны, эмоционально
заинтересованы. Могут выполнять лишь
те задания, которые связаны с их
непосредственными интересами и игрой.
Задания, требующие сложных видов
произвольной деятельности, непосильны.
Заниматься не любят и не хотят.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Могут
говорить с теми же особенностями
артикуляции, что и нормальные дети более
младшего возраста. Легкая задержка речи
может быть преодолена.

При
этом типе ЗПР инфантильность психики
часто сочетается с инфантильным типом
телосложения, с “детскостью” мимики,
движений, преобладанием незрелых
эмоциональных реакций в поведении.

Большинство
нарушений могут быть преодолены. При
отсутствии индивидуального подхода
этот тип ЗПР может принять форму
педагогической запущенности.

Во
время занятий дети вялые, апатичные,
непродуктивные. Могут проявляться
головные боли, повышенная утомляемость.
Наблюдается дефицит представлений о
реальных действиях взрослых, которые
могли бы быть перенесены в игровую
ситуацию. Отсюда бедность и невыразительность
игр и игровых действий. Игровое поведение
в целом малоэмоционально, часто не
соотносимо с задачей в целом.

Ярко
выражена зависимость от предметных
условий деятельности. В этом случае
более других страдает функция контроля
за психической деятельностью. Так как
из числа познавательных процессов
функция контроля закреплена за вниманием,
рекомендуется поместить его (внимание)
в центр коррекционных воздействий.

На
первом этапе организуется целенаправленный
и систематический внешний контроль за
каким-либо видом деятельности. Постепенно,
по мере освоения этой деятельности,
внешний контроль переводится в контроль
внутренний, который и есть внимание.
Для того, чтобы это случилось, необходимо
последовательно, в удобном для ребенка
темпе делегировать ему управление
отдельных элементов своей и чужой
деятельности, добиваясь почти
автоматического выполнения контролирующей
функции.

Дети
с такой формой ЗПР испытывают трудности
в понимании сложных, многоступенчатых
инструкций. Плохо понимают содержание
рассказа со скрытым смыслом, вообще
затруднен процесс восприятия и осмысления
содержания рассказов, сказок. Словарный
запас ограничен. Редко употребляют
прилагательные, наречия.

Период детского
словотворчества возникает позже, чем
в норме, и продолжается до 7-8 лет. Ребенку
трудно воплотить мысль в развернутое
речевое сообщение, даже если ему понятна
ситуация или рассказ. В этом случае он
может правильно ответить на вопросы
педагога. Отмечается слабость словесной
регуляции действий.

В
3-м и 4-м вариантах ЗПР страдает и контроль,
и программирование деятельности. Это
обусловливает низкий уровень овладения
всеми видами деятельности:
предметно-манипулятивной, игровой,
продуктивной, учебной, речевой.
Рекомендуется: для развития всех форм
опосредствования использовать реальные
предметы и предметы-заместители,
наглядные модели, учить сопровождать
свои действия речью, подводить итог
выполненной работе. На более поздних
этапах – составлять инструкции для себя
и других (т.е. обучать действиям
планирования).

2.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности

Недоразвитие интеллекта это

Это
вариант гармонического психического
и психофизического инфантилизма (по
определению Лоренса и Ласега, цит. по
Г.Е.Сухаревой,1965). На первый план в
структуре дефекта выступают черты
эмоциональной и личностной незрелости.
Инфантильность психики часто сочетается
с инфантильным типом телосложения, с
“детскостью” мимики, моторики,
преобладанием эмоциональных реакций
в поведении, игровых интересов, внушаемости
и недостаточной самостоятельности.

Такие дети проявляют творчество в игре,
эта деятельность для них наиболее
привлекательна, они в ней неутомимы, в
отличие от учебной деятельности.
Заниматься они не любят и не хотят.
Перечисленные особенности затрудняют
социальную, в том числе школьную
адаптацию. В первом классе у них иногда
возникают трудности, связанные как с
малой направленностью на длительную
интеллектуальную деятельность (на
занятиях они предпочитают играть), так
и неумением подчиняться правилам
дисциплины. Неблагоприятные условия
жизни могут способствовать патологическому
формированию личности по неустойчивому
типу.

Нередки
случаи аналогичного соматопсихического
инфантилизма в семье; непатологический
уровень психических особенностей
свидетельствует о преимущественно
конституциональном генезе этой формы
ЗПР. Однако такая “инфантильная”
конституция может быть сформирована и
в результате негрубых, большей частью
обменно-трофических заболеваний,
перенесенных на первом году жизни
(К.С.Лебединская,1980; и др.).

3.Зпр психогенного генеза

В
психотравмирующих условиях воспитания,
где преобладают жестокость либо грубая
авторитарность, нередко происходит
невротическое развитие личности. У
одних детей при этом наблюдаются
негативизм и агрессивность, истерические
проявления, у других — робость, боязливость,
страхи, мутизм.

При
названном варианте ЗПР на первый план
также выступают нарушения в
эмоционально-волевой сфере, снижение
работоспособности, несформированность
произвольной регуляции поведения.

Недоразвитие интеллекта это

Эта
форма ЗПР является наиболее стойкой и
тяжелой. Она обязательно предполагает
нарушение интеллектуальных функций,
ущербность эмоционально-волевой сферы,
физическую незрелость. Часто это
состояние, пограничное с умственной
отсталостью, что определяется органическим
поражением ЦНС на ранних этапах
онтогенеза.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Пойдет ли речь об олигофрении
либо только о замедлении темпа психического
созревания — будет зависеть в первую
очередь от массивности поражения. Другим
фактором является время поражения. ЗПР
значительно чаще связана с более
поздними, экзогенными повреждениями
мозга, воздействующими в период, когда
дифференциация основных мозговых систем
уже в значительной мере продвинута и
нет опасности их грубого недоразвития.
Тем не менее Л.Тарнополь (1971) и др.
предполагают и возможность генетической
этиологии.

Признаки
замедления темпа созревания обнаруживаются
очень рано и касаются почти всех сфер.
Так, по данным И.Ф.Марковской (1983),
обследовавшей 100 учеников младших
классов специальной школы для детей с
ЗПР,

  • замедление
    темпа физического развития наблюдалось
    у 32% детей,

  • задержка
    в становлении локомоторных функций –
    у 69%,

  • задержка
    развития речи – у 63%,

  • длительная
    задержка формирования навыков опрятности
    (энурез) – у 36% детей.

В
случаях возникновения ЗПР в связи с
постнатальными вредностями (инфекции,
интоксикации, травмы), перенесенными в
первые 3-4 года жизни, можно наблюдать
наличие временного регресса приобретенных
навыков и их последующую нестойкость.

В
неврологическом состоянии этих детей
часто встречаются признаки гидроцефалии,
нарушения черепно-мозговой иннервации,
явления стертого гемисиндрома, выраженной
вегето-сосудистой дистонии. За рубежом
патогенез этой формы ЗПР связывается
с “минимальным повреждением мозга”
(А.Штраус и Л.Летинен, 1947), “минимальной
мозговой дисфункцией” – ММД (Р.Пейн,1968).
Эти термины подчеркивают невыраженность,
определенную функциональность и в то
же время неспецифичность церебральных
нарушений.

Внимание
таких детей неустойчиво, его трудно
собрать, сконцентрировать. Целенаправленность
деятельности почти полностью отсутствует.
Дети импульсивны, часто отвлекаются.
Возможно застревание, при котором
ребенку трудно переключиться с одного
объекта на другой.

Ориентировочно-исследовательская
деятельность имеет низкий уровень
развития: ребенок не умеет обследовать
предмет, не проявляет выраженной
ориентировочной активности, долгое
время прибегает к практическим способам
ориентировки в свойствах предметов
(ощупывает, бросает, кусает и т.п.). В
отличие от умственно отсталых детей ,
эти дети испытывают меньше трудностей
в практическом различении свойств
предметов, но их непосредственный опыт
долго не закрепляется и не обобщается
в слове. Поэтому ребенок может правильно
выполнять инструкцию “Дай красный
карандаш”, но самостоятельно назвать
признак затрудняется.

Такие
дети часто не выделяют и не обозначают
отдельные параметры величины (длину,
ширину, высоту, толщину). Затруднен
процесс анализирующего восприятия:
дети не могут выделить основные элементы
предмета, их пространственное соотношение,
мелкие детали. Все это говорит о
замедленном темпе формирования целостного
образа предмета, а это, в свою очередь,
отражается на изобразительной
деятельности. Затруднен процесс узнавания
предметов на ощупь.

Недоразвитие интеллекта это

Ограничен
объем памяти, снижена прочность
запоминания. Неточность воспроизведения
сочетается с быстрой утерей информации.
Сильнее других страдает речевая память.

Своеобразие
мыслительной деятельности проявляется
уже на уровне наглядно-образного
мышления. Затруднено формирование
сложных систем из образов-представлений.
Дети с этой формой ЗПР испытывают
трудности в создании целого из частей
и выделении частей из целого, в
пространственном оперировании образами.

И
все же клиницисты (Г.Е.Сухарева,1959;
К.С.Лебединская,1975; И.Ф.Марковская,1977;
В.В.Ковалев,1979 и др.) подчеркивают иную
иерархию структуры нарушений познавательной
деятельности детей с ЗПР, чем при
олигофрении: наибольшую недостаточность
не мышления как такового (способности
к отвлечению и обобщению), а дефицитарность
“предпосылок” мышления (К.Ясперс,1963):
памяти, внимания, пространственного
гнозиса, других высших корковых функций,
темпа, переключаемости психических
процессов и т.д.

Анатомо-физиологические
проявления ЗПР

Первые
симптомы ЗПР могут иметь вид
соматовегетативной реакции на различные
вредности в возрасте от 0 до 3 лет
(В.В.Ковалев,1979). Для этого уровня
реагирования характерны повышенная
общая и вегетативная возбудимость с
нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными
расстройствами (могут присутствовать
рвота, колебания температуры, отсутствие
аппетита, вздутие живота, потливость и
др.). Данный уровень реагирования является
ведущим в этом возрасте вследствие уже
достаточной зрелости сомато-вегетативной
системы.

Возрасту
от 4 до 10 лет свойственен психомоторный
уровень реагирования на вредности. Он
включает преимущественно гипердинамические
расстройства различного генеза:
психомоторную возбудимость, тики,
заикание. Данный уровень патологического
реагирования обусловлен наиболее
интенсивной дифференциацией корковых
отделов двигательного анализатора.

Дети
с ЗПР часто имеют малый рост и вес. По
физическим особенностям напоминают
детей более младшего возраста. В 40%
случаев нет патологических знаков либо
наблюдаются легкие неврологические
нарушения.

Моторика
в большинстве случаев достаточна.
Движения координированные, ловкие,
четкие. Дети хорошо выполняют движения
в воображаемой игровой ситуации.
Недоразвиты лишь наиболее сложные
произвольные движения.

ЗПР
легких форм (эмоциональная незрелость
и/или длительно текущие астенические
состояния) имеет первичное нарушение
познавательной деятельности, связанное
с дефицитарностью отдельных корковых
функций. Вообще ЗПР характеризуется
нарушением темпа созревания какой-либо
одной системы. Возможен замедленный
темп созревания лобной области и ее
связей с другими отделами коры и подкорки.

Симптомы, указывающие на незрелость
лобной коры (наиболее резко проявляются
в школьном возрасте): снижение критичности,
недоучет важных характеристик ситуации,
отсутствие выраженного отношения к
оценке себя другими людьми (равнодушие),
незрелость моторики и др. Как правило,
эти симптомы носят временный и обратимый
характер.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Показатели
функциональной ассиметрии мозга, %

(Л.М.Шипицына,
О.В.Заширинская, 1995)

Доминирование
полушарий

Здоровые
дети

Дети
“группы риска”

ЗПР

Умственно
отсталые

Левое
полушарие

78,6

62,5

53,7

39,7

Правое
полушарие

7,1

6,2

10,7

52,2

Нивелирование
различий

14,3

31,3

35,6

8,7

Л.М.Шипицына
считает, что эти данные в сочетании с
признаками снижения произвольного
зрительного запоминания и объема
слухоречевой памяти у детей с ЗПР могут
быть интерпретированы с позиций
нейропсихологии как наличие у половины
детей выраженных изменений в функциональной
активности нижнетеменной ассоциативной
области левого полушария, отвечающего
за хранение, понимание смысла вербальных
сигналов, а также дисфункции у 21,1% детей
с ЗПР лимбико-ретикулярного комплекса,
ответственного, как известно из
литературы, за эмоциональную окраску
запоминаемой информации.

Л.И.Переслени
указывает на недоразвитие лобных
областей коры как на один из ведущих
патогенетических факторов, обусловливающих
возникновение ЗПР. Недостаточность
регулирующих влияний со стороны лобных
отделов коры на ретикулярные структуры
различных подкорковых образований в
сочетании с нарушением баланса
возбудительно-тормозных соотношений
может обусловливать нарушения процесса
преднастройки, которыми характеризуются
дети с ЗПР и олигофренией.

В процессе
онтогенетического развития под влиянием
корригирующих воздействий повышается
регулирующая роль лобных областей коры.
На поведенческом уровне это выглядит
как увеличение точности и скорости
перцептивных операций, сопровождающееся
стабилизацией различных психофизиологических
переменных.

Высшая
нервная деятельность (ВНД) детей с ЗПР
характеризуется большей, чем у олигофренов,
силой основных нервных процессов
(возбуждения, торможения), большей
подвижностью и менее выраженной
склонностью процесса возбуждения к
широкой иррадиации. Из этих количественных
характеристик следует более тесное
взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем
и отсутствие разрыва между ними.

5.3. Классификации аутизма

F
84.0 Детский аутизм

F
84.1 Атипичный аутизм

Недоразвитие интеллекта это

F
84.2 Синдром Ретта

F
84.3 Другое дезинтегративное расстройство
детского возраста

F
84.4 Гиперактивное расстройство,
сочетающееся с умственной отсталостью
и стереотипными движениями

F
84.5 Синдром Аспергера

https://www.youtube.com/watch?v=user1MGMUplaylists

F
84.8 Другие общие расстройства развития

Недоразвитие интеллекта это

1.1.
Синдром раннего инфантильного аутизма
Каннера (классический вариант).

1.2.
Аутистическая психопатия Аспергера.

1.3.
Эндогенный, постприступный (вследствие
приступов шизофрении) аутизм.

1.4.
Резидуально-органический вариант
аутизма.

1.5.
Аутизм при хромосомных аберрациях.

Недоразвитие интеллекта это

1.6.
Аутизм при синдроме Ретта.

1-.7.
Аутизм неясного генеза.

3.2.
Наследственно-процессуальный дизонтогенез.

3.3.
Приобретенно-постнатальный дизонтогенез.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Недоразвитие интеллекта это

Клинико-психологическая
картина аутистических расстройств
может принимать разные формы – от
неговорящего дезадаптированного ребенка
с низким уровнем интеллекта до избирательно
одаренного с интересами к отвлеченным
областям знаний и «взрослой» речью.
Однако, все аутичные дети нуждаются в
психолого-медико-педагогической
поддержке, а знание особенностей
проявления аутизма может позволить
адекватно выбрать вариант ее использования.

Первазивность
этого нарушения предполагает изменения
во всех психических сферах – перцептивной,
интеллектуальной, речевой, эмоциональной,
волевой, поведенческой… Эти изменения
будут наблюдаться в той или иной степени
выраженности в любой возрастной группе
страдающих аутизмом, хотя их выраженность
может уменьшаться со временем.

Дети
с аутизмом качественно иначе воспринимают
все окружающее, испытывают невероятные
трудности при необходимости взаимодействия
с другими людьми. Они живут в особом
мире, в котором все неизменно и который
закрыт от всех. Все, что за пределами
этого мира, вызывает у них непреодолимый
страх и отвержение.

У
некоторых из них, даже если имеется
сочетание с умственной отсталостью,
может быть своеобразная (чаще односторонняя)
одаренность, например к музыке, технике,
математике, рисованию и др. Часть из них
самостоятельно обучается чтению (при
этом не всегда понимая прочитанное). Их
социальная дезадаптация качественно
иная, чем у детей с умственной отсталостью.

Такой ребенок может иногда решать на
абстрактном уровне сложные задачи, но
будет беспомощным в социальном отношении
(в таких случаях иногда используется
термин «социальная инвалидность»).
Многие тяжело переживают свою непохожесть
на других и по механизмам психологической
защиты у них возникает ряд психопатологических
феноменов (стереотипии, аутоагрессия,
агрессия, ритуальные действия и др.

),
которые помогают преодолеть барьер
отгороженности от людей и вступить в
какое-то общение. Но появление новых
психопатологических феноменов часто
сопровождается утяжелением социальной
дезадаптации (в особенности, если
окружающие не понимают их происхождение)
и создает дополнительные трудности при
работе с детьми.

Ряд из этих феноменов
может иметь также аутостимуляторное
происхождение. Так, например, стереотипии
(однообразные повторяющиеся действия)
помогают ребенку повысить уровень своей
активности, компенсируют недостаток
стимуляции извне. Однако, их патологический
характер отличают постоянство, странность
движений, эмоциональное напряжение,
что может также усложнять выработку
навыков социально адаптированного
поведения.

Первые
признаки аутизма имеются уже в младенческом
возрасте (за исключением атипичных
форм). В дальнейшем, по мере увеличения
возраста, психические функции оказываются
необычными, искаженными, придающими
«загадочность». Уже в первые месяцы
после рождения у ребенка часто имеется
пониженный психический и мышечный
тонус.

Он необычайно спокойный, вялый
и безучастный к окружающему, плохо
дифференцирует (или не дифференцирует)
мать от окружающих, не тянется на руки,
не улыбается, а если иногда появляется
улыбка, то она без адреса, обращена в
неведомое, у него отсутствует или слабо
выражена эмоциональная синтонность с
матерью и окружающими.

Взгляд ребенка
обращен в пространство, он не реагирует
или недостаточно реагирует на звук
человеческого голоса. У родителей
поэтому часто возникают подозрения в
нарушении слуха и зрения. Хотя нередко
такие дети прислушиваются к шуршанию
бумаги, тиканию часов или присматриваются
к солнечному зайчику, ползущему по
стене, некоторые из них при этом испытывают
страх.

Формирование
речи у аутичных детей имеет ряд
особенностей. Часто у таких детей
отсутствуют этапы гуления и лепета, а
если и есть гуление, то оно механическое,
лишенное интонационного компонента.
Нередко речь у ребенка появляется
задолго до начала ходьбы или после
появления первых слов у ребенка
развивается мутизм, сохраняющийся на
месяцы и годы.

Появившиеся первые слова
не имеют адресного содержания и не
служат средством общения, произносятся
спонтанно, без учета ситуации и производят
впечатление «игры словами». Иногда
произношение отдельных слов приобретает
ритуальный характер, облегчающий
выполнение того или иного действия.
Часто в речи встречаются неологизмы и
нарушена содержательная сторона слов.

Такие
дети внешне как будто совершенно
индифферентны к речи взрослых и речь
взрослых далеко не всегда может
регулировать их поведения. Но наряду с
этим они часто спонтанно, без учета
ситуации, сразу или через какое-то время
воспроизводят услышанное, даже с
сохранением интонационного компонента
речи (непосредственные или отставленные
эхолалии).

В речи ребенка много стереотипии,
словесных штампов «взрослых» слов. Эти
дети могут иметь большой словарь, они
нередко произносят пространные монологи,
но испытывают громадные трудности при
обычной беседе. Отдельные слова, которыми
ребенок уже пользовался, могут исчезать
из его словаря на длительное время и
потом вновь появляться.

У
этих детей страдает общая и тонкая
моторика, у них часто имеется мышечная
гипотония и поэтому неправильная осанка.
Многие из них начинают ходить на цыпочках,
такая походка сохраняется длительное
время, потом исчезает и возвращается
вновь.

Двигательные
стереотипии, стереотипии в поведении
и речи, в игровой деятельности, стремление
к сохранению стабильности окружающей
среды, приступы гнева, явления моторной
гиперактивности свойственны всем детям
с аутизмом.

Игровая
деятельность заслуживает особого
внимания. Вряд ли можно представить
ребенка вне игры. Играет и аутичный
ребенок. Но его игра не соответствует
возрасту, она однообразна, имеет чаще
всего манипулятивный характер, часто
играет не игровыми предметами (гвоздиками,
веревочками, пуговицами и др.

), стереотипно
повторяя одну и ту же манипуляцию. Если
случайно в такой игре оказывается другой
ребенок, то он тоже превращает его, на
какое-то время, в неодушевленный предмет
манипулирования (например, механически
посыпает его голову песком). Игра не
сопровождается соответствующим
пантомимическим аккомпанементом, лицо
ребенка остается бесстрастным. В такой
игре есть действия, но вряд ли ее можно
назвать деятельностью.

При
диагностике синдромов аутизма необходимо
отграничивать аутистические состояния
как проявления нарушения развития от
аутистических проявлений в клинической
картине той или иной болезни (или другого
нарушения развития). Особенно трудными
для дифференциальной диагностики могут
быть детская шизофрения и ранний детский
аутизм, умственная отсталость и аутизм.

  1. первые
    признаки сразу после рождения;

  2. отсутствие
    потребности в общении и отсутствие
    целенаправленного поведения;

  3. стремление
    к сохранению стабильности окружающей
    среды;

  4. своеобразные
    страхи;

  5. своеобразие
    моторики;

  6. симптомы
    нарушения этапности и иерархии
    психического и физического развития;

  7. своеобразие
    речи и ее формирования;

  8. своеобразное
    сочетание низших и высших эмоций;

  9. интеллектуальная
    неравномерность;

  10. стереотипии
    в поведении, моторике, речи, игре;

  11. нарушение
    формулы сна;

  12. недостаточность
    или отсутствие реакции на дистантные
    раздражители;

  13. нарушение
    дифференцировки одушевленных и
    неодушевленных предметов;

  14. способность
    к относительной компенсации в сфере
    быта при наличии постороннего помощника;

  15. возможность
    регресса психических функций при
    отсутствии, правильного психотерапевтического
    подхода или позднего начала коррекции.

Диагностические
ориентиры типичного аутизма Предшествующего
периода несомненно нормального развития
ребенка с аутизмом обычно нет, но если
таковое и имеет место, то отклонение
выявляется в возрасте до 3 лет, что
наиболее характерно для синдрома раннего
детского аутизма. Всегда отмечаются
качественные нарушения социального
взаимодействия, выступающие в форме
неадекватной оценки социо-эмоциональных
сигналов, что заметно по отсутствию
реакций на эмоции других людей и/или от
сутствию модуляции поведения в
соответствии с социальной ситуацией;

плохо используются социальные сигналы
и незначительна интеграция социального,
эмоционального и коммуникативного
поведения; особенно характерно отсутствие
социо-эмоциональной взаимности. Это
проявляется в форме отсутствия социального
использования имеющихся речевых навыков;
нарушений в ролевых и социально-имитационных
играх;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

недостаточности взаимности в
общении; недостаточной гибкости речевого
выражения и относительного отсутствия
творчества и фантазии в мышлении;
отсутствия эмоциональной реакции на
вербальные и невербальные попытки
других людей вступить в беседу; нарушенного
использования тональностей и
выразительности голоса для модуляции
общения; такого же отсутствия сопровождающей
жестикуляции, имеющей усилительное или
вспомогательное значение при разговорной
коммуникации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector