Заикание у детей – причины и лечение заикания у детей в домашних условиях. Как вылечить заикание у ребенка?

Заикание как фобия

Заикание у здорового малыша? Правильная и грамотная речь-залог успеха человека и уверенности в себе ребенка. Но не в случае, когда малыш, заикаясь, боится общаться. На фоне этого у него развивается фобия, так называемая логофобия.

Заикание-самый распространенный дефект речи. Одни заикаются только при волнении или говоря на аудиторию, а другие-и каждодневно.

Что собою представляет

Заикание у детей 3-5 лет – это речевой дефект, преимущественно обусловленный состоянием психики малыша. По-другому это заболевание называют логоневроз. Он представляет собою резкое сокращение органов артикуляции, сопровождающееся сбиванием ритма, заминками, задержками речи, повторами букв и слогов, прерывистостью. Наблюдается не столь часто, как другие дефекты речи – только в 2-4% случаев. Чаще заиканием страдают мальчики.

В таком возрасте малыш учится полноценно говорить, повторяет за окружающими отдельные звуки и слова, копирует чью-либо манеру речи. Важно в этот период родителям помочь маленькому человечку сформировать правильную речь.

Заикание звучит как приговор. Так ли это?

Дефект заикание не является заболеванием угрожающим жизни ребенка. Оно создает только определенные проблемы и неудобства. Человеку, страдающему расстройством темпа речи, составляет определенные трудности в реализации ораторских способностей: там где важно живое общение и дискуссии.

Тем не менее, заикание-это не приговор, все можно подкорректировать и даже освободиться от дефекта речи во взрослом возрасте.

Какие причины заикания у детей? Какие бывают формы дефекта? И почему мальчики более склонны к этой болезни еже ли девочки? Заикание-это сугубо детская болезнь или оно может возникнуть и у взрослого, как не долеченные в детстве дефекты или психологические травмы?

Как проявляется

Заикание у ребенка сопровождается следующими признаками:

  1. Речевые спазмы при произношении какого-либо слова. Обычно происходят в начале слова (фразы) или в середине. Запинка и повтор происходят на одной букве («м-м-м-м….») или на одном слоге («ма-ма-ма…»).
  2. Паузы, длительные и возникающие в середине слова. Либо слишком долгое растягивание гласного звука в середине или начале слова.
  3. Комбинирование первых двух симптомов, когда запинки и повторы сочетаются с паузами.

Кроме того, чаще всего при запинании возникают и вторичные симптомы. Зачастую ребенок становится более нервным, агрессивным или, наоборот, плаксивым. Логоневроз нередко сочетается с нервными тиками, энурезом, повышенной потливостью, нарушениями сна, потерей аппетита. Во время общения малыш может краснеть, волноваться, что создает еще большие препятствия при попытке произнести фразу.

Малыш постарше, особенно если он постоянно общается с другими детьми, может замкнуться в себе. Хуже идет на контакт, нервничает при необходимости общаться с кем-то. Речь малыша становится сбивчивой в целом, тусклой, монотонной, без выражения и эмоциональной окраски. Поэтому избавляться от проблемы нужно чем раньше, тем лучше.

Чем шире будет словарный запас маленького человечка, тем быстрее он сможет избавиться от физиологических запинок. Важную роль в этом играют развивающие занятия, чтение, общение взрослых членов семьи с ребенком.

Как отличить такие естественные запинки от заикания? И при том, и при другом возникают паузы, запинки и повторы слов, слогов. Но при логоневрозе они происходят из-за судороги, а в остальных случаях – потому что малыш пытается подобрать нужное слово.

Отличить можно по месту расположения запинки. При заикании ребенок начинает запинаться на начале слова или при определенном сочетании букв. При физиологических заминках – в любом месте фразы, особенно при построении сложных словесных конструкций.

Кроме того, при попадании в непривычную обстановку или при взаимодействии с людьми у заик дефект речи проявляется особенно активно, а в остальном, наоборот, речь малыша становится ровной.

Заикание у детей – причины и лечение заикания у детей в домашних условиях. Как вылечить заикание у ребенка?

Ребенок, у которого все с речевым аппаратом в порядке, обычно не замечает заминок в своей речи и не придает им значения. Если же это логоневроз, даже совсем маленький ребенок сознает, что что-то не так, начинает нервничать и переживать.

Причины

Заикание способно быть как врожденным – если появилось, как ребенок начал говорить, и приобретенным – если, например, заикание у ребенка 5 лет появилось впервые, а до этого он говорил нормально. Различаются они причинами.

Врожденное

Причины врожденного заикания у детей:

  1. Тяжело протекающая беременность. Если этот этап сопровождается гипоксией плода – когда ему не хватает кислорода, то это способно влиять на формирование его речевого аппарата. Также сказываются перенесенные женщиной во время вынашивания плода инфекционные заболевания.
  2. Родовая травма. На формирование артикуляционного аппарата может также влиять гипоксия, но уже возникшая не внутриутробно, а во время долгих, трудных родов. При получении родовой травмы способны пострадать клетки головного мозга. Часто страдают ранние детки, появившиеся на свет раньше срока.
  3. Наследственность. Нарушение речи передается и по наследству. И это достаточно распространенная причина.
  4. Особенности темперамента. Дети-холерики чаще подвержены заиканию, чем меланхолики или сангвиники. Их нервная возбудимость значительно выше.

Если же маленький человечек до определенного возраста говорил хорошо, а потом вдруг стал заикаться, это признак приобретенного заболевания.

Приобретенное

Причины приобретенного заикания у детей:

  1. Пережитый стресс. Это потеря близкого человека, резкая смена обстановки, сильный испуг. Также играет роль и психосоматика.
  2. Нехватка или переизбыток внимания. Зачастую заикаются избалованные, капризные детки.
  3. Повышенные требования родителей.
  4. Тяжелая домашняя обстановка. Часто страдают дети из неблагополучных семей, где часто бывают скандалы, ссоры, рукоприкладство. Может сказаться и развод родителей.
  5. Длительное пребывание за компьютером или перед телевизором. Это в целом сказывается на психическом развитии.
  6. Заболевания. Серьезные последствия за собой влекут менингит, энцефалопатит, травмы головы, грипп и иные заболевания.
  7. Псевдозаикание. Это явление возникает в семьях, где кто-то из старших страдает заиканием. Тогда малыш способен перенять манеру говорить у близкого человека, не страдая никакими нарушениями.

Чтобы определить, какие причины кроются в основе нарушения речи, нужно понаблюдать за ребенком. Проблема возникает при волнении, в присутствии незнакомых людей или в непривычной обстановке? Тогда, скорее всего, логоневроз – приобретенный. Если же малыш заикается стабильно, в любой обстановке, то проблема врожденная. Однако точно установить причины может только квалифицированный специалист.

При наличии речевых расстройств очень важно выяснить, почему ребенок заикается, хотя это во многих случаях нелегко. Прежде всего, стоит понимать, что такое отклонение обуславливается не патологией самого речевого аппарата, а нарушением в центральной нервной системе. Установлено, что к дефекту склонны, в основном, мальчики, а около 1 % взрослых людей страдают от постоянного заикания, развившегося в детском возрасте.

Выделяют две основные формы заикания у детей, причины и лечение которых несколько различны:

  • органическая – постоянное заикание, связанное с возникающими артикуляционными судорогами;
  • функциональная – рецидивирующее или волнообразное заикание, при котором происходят судороги дыхательных, реже – голосовых мышц.

Если ребенок начал заикаться, спровоцировать это могли следующие факторы:

  • родовые травмы;
  • воздействие токсических веществ в период беременности (курение, профессиональные вредности, отравление ядовитыми газами и т.д.);
  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • инфекционные заболевания мозга (энцефалит, менингит и т.д.);
  • травмы головы;
  • внезапный сильный испуг (вследствие нападения собаки, неадекватного поведения родителей, просмотра фильма ужасов и пр.);
  • чрезмерная загруженность обучающим материалом с раннего возраста;
  • насильственное переучивание леворукости;
  • задержка речевого развития вследствие недостатка общения, дефицита внимания;
  • резкая смена привычной обстановки при чрезмерной впечатлительности ребенка (переезд, переход в другое учебное заведение, развод родителей и т.п.)
  • генетическая предрасположенность.

Во многих ситуациях проблема исчезает сама по себе по мере взросления малыша, но не стоит полагаться на удачу и упускать драгоценное время, т.к. на раннем этапе дефекты речи легче поддаются корректировке. Особенно это касается ситуаций, когда ребенок сильно заикается, этому сопутствует усиленная жестикуляция, появляются проблемы при обучении, общении, отражающиеся на полноценном развитии.

Обследование заикающихся детей проводится врачами нескольких специальностей:

  • неврологом – поможет установить форму заболевания, назначит необходимые исследования для оценки состояния головного мозга и центральной нервной системы крохи (реоэнцефалография, электроэнцефалография, МРТ мозга и пр.);
  • психологом – выявит возможные эмоционально-психологические, стрессовые травмирующие факторы, послужившие причиной дефекта;
  • логопедом – посредством специальных тестов определит характер и степень речевых нарушений, обследует речевой аппарат;
  • педиатром – установит уровень физического и психически-эмоционального развития ребенка, а также соответствие данных характеристик возрастным нормам.

Каждый специалист изучает анамнез, выясняет, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание. Маленький пациент должен пройти тестирование слуха, обследование лексико-грамматической части речи. Выявляются сопутствующие нарушения, для чего может потребоваться комплексная диагностика организма. Помимо того, требуется узнать, как сам ребенок относится к имеющемуся у него отклонению.

Обнаружив, что ребенок заикается, нельзя откладывать решение проблемы, следует начать лечение, пока дефект не укрепился. Не стоит применять самолечение, т.к. без определения типа речевого расстройства и провоцирующих факторов можно лишь усугубить ситуацию. Родителям, у которых ребенок стал заикаться, требуется сформировать собственные правила общения с ним, подкорректировать образ жизни, свое поведение, чтобы создать для малыша максимально комфортные для излечения условия. Вот основные рекомендации:

  • соблюдение распорядка дня, режима питания, сна и отдыха;
  • поддержание спокойного климата в семье;
  • ограждение ребенка от сильных физических нагрузок, стрессовых факторов;
  • исключение компьютерных игр, частого просмотра телевизора;
  • нельзя ругать малыша за неправильное произношение, подгонять его речь, смеяться и т.п.;
  • разговаривая с ребенком, нужно следить за собственной речью, которая должна быть не быстрой, четкой, спокойной;
  • кроха должен как можно чаще пребывать в детском коллективе.

Как лечить заикание у детей и посредством каких способов, определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Зачастую заикание у детей, причины и лечение которого разные, требует комплексного подхода с применением медикаментозных методик, физиотерапевтических процедур, логопедических упражнений, психотерапевтических практик, специальных компьютерных программ и т.д.

Когда ребенок заикается, что делать, подскажет лечащий врач после установления причин и сопутствующих патологий. Нередко спутниками речевых судорог выступают слабость диафрагмальной мышцы и неправильное дыхание, для налаживания которых применяются специальные дыхательные упражнения при заикании у детей. Выполняемый комплекс помогает поставить дыхание, улучшить кровоснабжение мозга.

Рассмотрим еще несколько упражнений:

  1. Стоя с опущенными вниз руками, нагнуться вперед, сделав спину круглой и опустив голову. В конце наклона сделать шумный вдох, приподняться и сделать выдох.
  2. Стоя прямо, согнуть руки в локтях и опустить их вниз, а раскрытые ладошки направить вверх. На вдохе сжать ладони в кулачки, разжать на бесшумном выдохе.
  3. Стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклонять голову то влево, то вправо, прижимая ухо к плечу и делая при этом вдох. Смотреть прямо.

Заикание у детей хорошо поддается корректировке посредством логоритмических методик, включающих:

  • мышечную релаксацию;
  • артикуляционные упражнения;
  • пение;
  • игру на простых музыкальных инструментах.

Заикание у детей – причины и лечение заикания у детей в домашних условиях. Как вылечить заикание у ребенка?

Кроме этого, полезно заучивание стишков с четким ритмом, скороговорок, составление рассказов по серии картинок. Все занятия проходят в игровой форме, в доверительной доброжелательной обстановке. Методики избавления от заикания предусматривают регулярность занятий, постепенное усложнение задач.

При решении данной проблемы врачи рекомендуют проводить массаж плечевого пояса и воротниковой области для расслабления, устранения спазмов. Сеансы проводятся четырежды в год, курсами по 10-12 процедур. Проведя первый курс массажа у специалиста и освоив основные массажные приемы, далее возможно проводить лечение заикания у детей в домашних условиях. Пользу приносит и точечный массаж с воздействием на активные точки в зоне лица и спины.

Определяя, как вылечить заикание у ребенка на фоне тяжелой патологии мозга или серьезных психических нарушений, врачи назначают прием медикаментозных средств. Это могут быть препараты следующих групп:

  • транквилизаторы (Мебикар);
  • противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
  • спазмолитики (Мидокалм, Амизил);
  • ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
  • успокоительные (экстракт валерианы, пустырника).
  1. Самая распространённая причина (67,5%) – это испуг. Очень часто от испуга люди теряют, как говорится, «дар речи». Большинство на секунды, а многие на долгие годы.

Если сразу после психологической травмы возникло заикание, то можно сделать следующие выводы:

  • — психологическая травма является истиной причиной заикания;
  • — психологическая травма является пусковым механизмом (возможно, имелась неврологическая предрасположенность);
  1. На втором месте – это ушибы и травмы (27,5%).
  2. Инфекционные заболевания и подражания.
  3. Предрасполагающие причины. Среди них особое место занимает возраст. Часто заиканием страдают дети от двух до пяти лет. А также замечено, что мальчики чаще подвержены заиканию, чем девочки. И еще одной из предрасполагающих причин, является наследственность. Выражается это во множественных случаях заболевания в семье.

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов — ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.

Причиной заикание может быть напугавшая собака

Дефект речи проблема 21 века?

Заикание у детей – причины и лечение заикания у детей в домашних условиях. Как вылечить заикание у ребенка?

Профилактика заикания начинается с беременности. От ее протекания во многом зависит благополучие будущего члена семьи. После рождения ребенка важную роль играет психологическая атмосфера в семье, спокойствие, любовь. Однако не стоит чрезмерно баловать отпрыска.

Следует наладить определенный режим дня для крохи, в котором полезные занятия чередовались бы с отдыхом. Сон должен быть полноценным, необходимы также ежедневные прогулки и правильное питание, физическая нагрузка.

Следует избегать стрессов, травм – физических и психологических, переохлаждения, вирусных заболеваний. Все это поможет избежать не только косноязычия, но и многих других проблем со здоровьем малыша. Ведь лучшая профилактика всех болезней – это здоровый образ жизни и душевное равновесие.

Защита от испуга:

  • Забота, отстранение и удаление от ситуаций, провоцирующих испуг;
  • Специальное воспитание, нацеленное на укрепление душевного волнения и восприятия страха;
  • Развитие в ребенке сильных чувств;
  • Формирование с помощью упражнений воли ребенка, и способности подавлять волнения и физические расстройства;

Другие меры:

  1. Тщательное наблюдение за ходом развития речи как у здорового ребенка так и предрасположенного к заиканию. Целью является предупреждения ненормальностей в развитии малыша, которые сигнализируют о расстройстве. Если какие-то отклонения диагностируют, важно обратить внимание на правильное развитие речи, провести с ребенком необходимые упражнения на выговор звуков, постановку голоса и интонацию;
  2. Важно следить за психическим состоянием ребенка. Что бы развитие умственное не преобладало над физическим. Когда малыш психически переутомлен, на этой почве возникает перевозбуждение, и неспособность сдерживать эмоции. Ребенок очень раним и даже легкий испуг может вызвать заикание.
  3. К занятиям с ребенком включить игры и гимнастику на развитие произвольных движений, особое внимания уделять голосу и речи. Сюда входит пение, чтение, декламация, развитие разговорной речи, а также развитие груди. Все эти упражнения содействуют укреплению воли, придают уверенность.

Наверное большая проблема людей-это просиживание большого количества времени в гаджетах. И живое общение постепенно уходит на второй план.

Хотя, согласно статистике процент дефекта речи не увеличивается. Как и ранее от заикания страдает 2% детей и в основном мальчиков.

От природы мальчики менее стойкие и страдают от разного рода заболеваний. Девочки по природе более сильные и выносливые. Их миссия выжить, выносить и родить потомство, вырастить и защитить его.

  1. Профилактика;
  2. Упражнения на постановку речи (дидактическое лечение);
  3. Психотерапия и неврология;
  4. Медикаментозное и контрольное (динамическое) обследование;
  5. Излечиваемость заболевания дефекта речи.

В случаях когда профилактика не эффективна, ребенок требует лечения. Первый прием в доктора несет консультационно-диагностический характер. Логопед с ребенком познакомится, поговорит, проведет полный осмотр, ознакомится с историей болезней. Задаст вопрос родителям о заболеваниях генетического характера.

Логопед-дефектолог после осмотра ребенка, оценит его общее состояние, ход развития и непосредственно работу аппарата артикуляции. На основании этого подберет график корректировки нарушений развития речи. Составит план посещений занятий, и как ребенок будет поддаваться лечению, уменьшит количество или наоборот добавит занятия. По времени занятие продолжительностью от 30 до 40 минут.

Что представляет собой гимнастика речи? Комплекс специально разработанных механических упражнений для голоса и речи составляют гимнастику речи. При нормальном развитии, ребенок двух лет не должен бессвязно болтать и создавать звуки. Занятия направлены на овладения звуковых элементов: понимание части или полной речи.

В зависимости от этого упражнения бывают простые и сложные. Простые нацеленные на разработку дыхания, голоса и артикуляции. Сложные подразумевают технику чтения: чтение вслух и выразительное чтение на аудиторию, импровизация и диалог; повторное произношение, умственную и размерную речь, а также речь шепотную на исследование слуха.

Смотря на картину заболевания ребенка, логопед может подключить в работу психолога или невролога. Совместно с этими врачами и достигается максимальный результат лечения.

Важно, что бы логопед-дефектолог хорошо понимал все тонкости корректировки языка.Чтобы занятия ребенку нравились, проходили в игровой форме интересно и непринуждённо, тогда и будут видны результаты работы. Важно помнить, что помощь родителей, их поддержка очень важна как для ребенка так и для логопеда. Быстрая реабилитация ребенка-результат совместной работы.

Здоровый ребенок с правильно поставленной речью растет уверенным членом общества.

Вам обязательно понравится:

  • Насморк у детей — симптомы, причины, виды, лечение и профилактика ринита у ребенкаНасморк у детей — симптомы, причины, виды, лечение и профилактика ринита у ребенка
  • Пеленочный дерматит у детей или подгузниковые опрелости — лечение и профилактикаПеленочный дерматит у детей или подгузниковые опрелости — лечение и профилактика
  • Метеоризм и вздутие живота у ребенка. Как помочь?Метеоризм и вздутие живота у ребенка. Как помочь?
  • Первый осмотр ребенка у врача ортопедаПервый осмотр ребенка у врача ортопеда
  • Дисплазия тазобедренных суставов у детей до года — методы определения массаж и лечениеДисплазия тазобедренных суставов у детей до года — методы определения массаж и лечение
  • Признаки кривошеи у новорожденных детей. Как бороться с заболеванием?Признаки кривошеи у новорожденных детей. Как бороться с заболеванием?

Разновидности

Помимо врожденного и приобретенного, существует несколько основных разновидностей заболевания:

  • патологическое – врожденное, обусловленное генетически;
  • невротическое – после травмы, стресса, серьезных переживаний, испуга и т.д.;
  • тоническое – разновидность с паузами в словах и с растягиванием гласных звуков;
  • клоническое – невозможность выговорить определенный звук или слог, частое их повторение;
  • комбинированное – сочетает в себе симптомы тонического и клонического;
  • стабильное – неизменное, независимое от обстоятельств заикание;
  • нестабильное – проявляющееся только в определенных ситуациях;
  • циклическое – при нем этапы заикания чередуются с периодами нормальной речи.

Эти разновидности могут сочетаться друг с другом. Например, когда сбои происходят в определенной обстановке, но циклично, чередуясь с периодами, когда все произносится легко.

Заикание-детская болезнь?

Это правда, что заикание сугубо детская болезнь, возникающая у взрослых крайне редко? Да, дефект речи заболевание сугубо детей, ведь развитие и формирование аппарата речи происходит в детском возрасте. Но важно знать еще один психологический аспект.

Все дисфункции во взрослой жизни: неуверенность, робость, стеснение, боязнь-это психологические травмы в детском возрасте. И по сути, человеку в стрессовой ситуации просто «удобно» заикаться, прячась за своей проблемой. Выступления на публике, в какой-то конфликтной ситуации, «заикающийся» получит свою поблажку, ведь кто захочет усугублять и без того сложное положение.

Какая природа заболевания расстройства речи? И какие области речевого аппарата она поражает? Затруднения в произношении возникают не зависимо от части речи, а также от имени прилагательного или существительного.

Все намного проще, звуки. Осложнения возникают при наборе определенных звуков в слове. И когда человек произносит слово, звук в его составе, формирующийся в определенной области губ, гортани или языка, вызывает импульсы, которые выражаются заиканием.

При тяжелой форме болезни судороги поражают несколько органов речевого аппарата. Работа над устранением такого дефекта потребует больше времени и усилий. Поэтому важно вовремя диагностировать заболевание и приступить к упражнениям, ведь легкая форма проще поддается лечению.

Когда ребенок заикается и на согласных, и на гласных? Судороги на губах возникают при произношении звука «б», а онемение корня языка-это от произношения звука «до». Бывает, что судороги повторяются, и ребенок заикаясь, подолгу не может выговорить первые слоги.

Здесь важно еще знать какие бывают судороги.

  • Тонические. Судорога поражает гортань и ребенок протягивает звуки;
  • Клонические. Толчкообразные сокращения сгибательных и разгибательных мышц
  • Смешанный вид. Случаи, когда присутствуют первые два вида. Ребенок запинается и на согласных и на гласных звуках одновременно.

Степени тяжести

Различается логоневроз и по степени тяжести. Выделяют три стадии:

  1. Легкая. Сбои в речи образуются лишь при стрессе, сильном волнении, в непривычной обстановке, при контакте с новыми людьми. В обычных условиях дефект практически не заметен.
  2. Средняя. Дефекты речи проявляются, если кроха даже немного начинает волноваться или перед ним возникают какие-то сложные для него задачи.
  3. Тяжелая. Малыш заикается постоянно, причем часто дефект речи совмещается с судорогами конечностей, лицевым тиком, покраснением.

Важно знать, что со временем логоневроз способен прогрессировать – если не предпринимать ничего для его лечения. Чем раньше родители обратятся с малышом к врачу, тем скорее и лучше будет оказана помощь. Риск усугубления и рецидива проблемы в этом случае минимален.

Диагностика

При проявлении признаков логоневроза стоит показать ребенка детскому неврологу или педиатру, который выпишет направление к неврологу. Специалист установит точные причины заболевания и наметит пути его коррекции.

Обычно для установки диагноза и причин достаточно осмотра ребенка, сбора анамнеза, опроса. Врач осуществит диагностику речи: оценит темп, дыхание, моторику, артикулярные судороги, голос и так далее.

Если есть подозрения на травму головного мозга, понадобится компьютерная томография. При затруднении установки причин – комплексное обследование малыша.

Кто такой логопед? И когда надо идти к врачу-логопеду?

Детский логопед – это специалист в области дефектологии, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением речи детей с явными или скрытыми патологиями аппарата артикуляции.

Когда надо посетить логопеда-дефектолога? Осмотр с целью профилактики, детям планово нужно проходить перед началом учебного года в детском дошкольном учреждении или школе.Соответственно возрасту ребенка, доктор сделает оценку и заключение развития речи. Успех лечения зависит насколько вовремя были диагностированы ненормальности развития речи.

  • Слабое звукопроизношение;
  • Отклонение от нормального темпа речи, чрезмерное замедление;
  • Спазмы языка;
  • Задержка в развитии речи или алалия (ее отсутствие).

Постановкой диагноза и лечением на первых порах занимается детский невролог, в дальнейшем может понадобиться помощь логопеда и психолога (если проблема кроется в психологическом плане). Выбор способа лечения зависит от причин заикания и степени его тяжести, от медицинского заключения.

Заикание у детей – причины и лечение заикания у детей в домашних условиях. Как вылечить заикание у ребенка?

Если заикание вызвано серьезными заболеваниями и травмами головного мозга, нарушениями в работе речевых центров, серьезными психическими травмами назначаются лекарственные препараты. Это транквилизаторы и противосудорожные средства. Такие лекарства принимаются только по назначению врача, отпускаются в аптеках по рецепту.

При незначительных психологических проблемах, стрессах, повышенной возбудимости малышу могут быть назначены препараты седативного характера, успокоительные, или, наоборот, повышающие концентрацию внимания, улучшающие мозговую деятельность.

Лечение заикания не бывает только медикаментозным или аппаратным. Оно назначается комплексно – в сочетании с занятиями с логопедом, дыхательной и речевой гимнастикой, работой с психологом. Важно также создать малышу благоприятную психологическую обстановку.

Аппаратное лечение

Осуществляется метод с помощью специальных компьютерных программ, которые корректируют работу слухового и речевого центров. Применяются такие программы для детей старше пяти лет, которые способны понять и выполнить данное компьютером задание.

Происходит это так: ребенок должен повторять за программой фразы, которые медленно и четко диктуются ему через наушники. Подстраиваясь под звучание фразы, ребенок учится говорить плавно, ритмично, четко выговаривая каждый звук. Общение с компьютерной программой сводит к минимуму волнение и нервозность малыша, его боязнь ошибиться.

Работа с логопедом

Неотъемлемое лечение заикания у детей – это работа с логопедом. Помимо занятий с малышом, специалист еще объяснит родителям принципы лечения и научит их выполнять с ребенком упражнения – чтобы заниматься с ним дома.

Девочка

В основе логопедии при заикании лежат упражнения, направленные на нормализацию дыхания и темпа речи. Поскольку лечат малыша, то все занятия проводятся в игровой форме.

Для коррекции используются специальные песни, стихи, занятия ритмикой. Отличных результатов можно добиться, отдав ребенка на занятия пением, в том числе хоровым – это частая рекомендация логопеда. Пение – отличная зарядка для речевого аппарата, связки тренируются, напряжение и спазмы исчезают.

Важно, чтобы занятия были интересны крохе. В легкой, интересной игровой форме он сможет расслабиться, преодолеть психологические трудности.

Работа с психологом

Такое направление лечения необходимо, если заикание вызвано психологической травмой, стрессом, испугом, потерей близких людей и так далее. Либо, наоборот, заикание послужило причиной возникновения психологических проблем – замкнутости, стеснительности, трудностей в общении с другими людьми.

Даже взрослому человеку не всегда по силам справиться с грузом навалившихся на него проблем и переживаний, что уж говорить о маленьком человечке. Грамотный специалист поможет крохе избавиться от накопившегося негатива, от нервозности и стресса, вылечить душевные раны.

Массаж

Помимо занятий с логопедом, могут быть назначены сеансы массажа. Если речевой спазм вызван перенапряжением артикуляционного аппарата, то напряженными оказываются и щеки, шея, плечевой пояс, мимические лицевые мышцы.

Массаж в этих областях поможет снять напряжение мышц, расслабиться, улучшит кровообращение, снимет спазмы и нервное перенапряжение. Проводиться терапия должна специалистом, однако он может показать основные приемы и родителям.

Дыхательная гимнастика основана на нормализации ритма дыхания, расслаблении. Ребенок учится произносить слова на выдохе, целиком, без запинок. Формирование правильного дыхания способствует улучшению кровообращения организма в целом, снятию напряжения, улучшению речевых характеристик.

Часто для этого используется популярная гимнастика Стрельниковой, однако не стоит заниматься ею самостоятельно – например, по видео-урокам. Научить правильно делать упражнения и родителей, и малыша, должен физиотерапевт, а уже потом полученные навыки можно будет применять дома.

Гипноз

как избавиться от заикания

Гипноз применяется в редких случаях, если не удается определить (и, соответственно, устранить) причину приобретенного заикания, а ребенок не помнит, что нанесло ему психологическую травму или напугало.

Способ не применяется на маленьких детках, чаще всего начинать можно со среднего школьного возраста. Кроме того, ребенок может не поддаваться гипнозу.

Народные методы

Народные методы часто используются в дополнение к основным. Это фитотерапия с использованием седативных трав, если логоневроз вызван перевозбудимостью, нервным перенапряжением.

Расслабляющие травы (цвет ромашки, липы, пустырник, мята, мелисса и прочие) употребляются в виде успокоительных сборов или добавляются в ванночки. Однако в сочетании с медикаментами эти средства могут привести к излишней заторможенности. Поэтому перед их применением следует проконсультироваться с лечащим врачом. Именно он определит, как вылечить заикание у детей.

Заикание на всю жизнь?

Бытует мнение, что заболевание заикание трудно излечимое и остается с человеком всю жизнь. Так ли это? Не совсем.

  1. Легкая степень выражается, когда человек выступает перед аудиторией и волнуется
  2. Средняя степень-это когда даже не видя собеседника, скажем при разговоре по телефону, человек заикается.
  3. Тяжелая степень выражается в сложностях произнесения звуков в любой жизненной ситуации и со всеми, то есть волнение как таковое не присутствует.

Что можно рекомендовать больному в таких случаях? И есть надежды? Думаю, не сложно догадаться, что самый тяжелый случай и тяжело поддается лечению. С легкой и средней степенью можно побороться, придумать модель общения и поведения человека.

Большой процент успеха в лечении зависит и от причины его возникновения. Невротическая форма требует посещений и работы с психологом. Специалист поработает с человеком, скорректирует психологические расстройства, а логопед поможет убрать дефект речи.

Возможно научить заикающегося человека правильно дышать, контролировать свои эмоции, справляться с тревогой и волнением, правильно строить модель своего поведения и корректной реакции. По сути, это необходимо и здоровому человеку.

Общие рекомендации

Чтобы помочь крохе избавиться от недуга и сопутствующих ему проблем, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Ребенок должен быть в курсе, что с ним происходит, но нельзя заострять на проблеме внимание. Особенно это важно, когда он начинает заикаться – если в этот момент начать подбадривать его, подсказывать слова, помогать, то будет еще хуже.
  2. Нужно внимательно слушать ребенка, чтобы с первого раза понять смысл им сказанного и не переспрашивать.
  3. Если заикание сочетается с другими дефектами речи, то их нужно лечить у логопеда одновременно.
  4. Во время упражнений нужно концентрировать внимание малыша на них. Не нужно, чтобы в это время в комнате работал телевизор, играла музыка или разговаривали другие люди.
  5. Занятия должны проходить в спокойной, комфортной обстановке, с удовольствием и интересом.
  6. Просмотр телевизора, компьютерные игры, пользование разнообразными гаджетами нужно ограничить.
  7. Полезной будет умеренная физическая активность – зарядка, плавание.
  8. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка занятиями в надежде как можно быстрее получить результат. Это, наоборот, усугубит ситуацию. Занятия должны чередоваться с отдыхом.

Важное условие выздоровления – благоприятная психологическая обстановка дома. Скандалы, ссоры домашних, напряженные отношения между родителями – все это оттянет момент выздоровления. Ради благополучия крохи его родители должны стать единой командой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector