Логопедическая работа при бульбарной дизартрии

Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.

Наличие
гиперефлексии и появление рвотного
рефлекса весьма осложняют работу
логопеда. В некоторых случаях рвотный
рефлекс возникает у ребенка даже при
попытках активных артикуляционных
движений губами и делает невозможным
использование шпателя, зонда. Нормализация
рефлекса возможна как психологически,
так и физиологически.

Для
снятия рвотного рефлекса логопед
проводит специальную тренировку. Опытным
путем определяется граница рвотного
рефлекса. Вначале на наружной поверхности
лица, затем на языке.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Пальцем
производят надавливающие движения по
направлению от мочки уха к границе
рефлекса, затем отступающие движения
назад, постепенно граница рефлекса
отодвигается. Такие же упражнения с
помощью зонда или лучше чайной ложки
проводят на языке, начиная с кончика и
постепенно раз за разом продвигая к
середине и задней части спинки языка,
производят поглаживающие или легкие
надавливающие движения.

Все манипуляции
сопровождают спокойной отвлекающей
речью. (Сказки про язычок). При возникновении
рвоты не ругать, но и не жалеть ребенка.
(Нужно быть готовым к появлению рвоты,
но не провоцировать ребенка). Не следует
заниматься артикуляционными упражнениями
непосредственно после приема пищи.

Преодоление слюнотечения.

Следует
обучать ребенка проглатывать слюну. С
этой целью проводят массаж жевательных
мышц, вызывать глотательные движения,
запрокидывать голову назад и просят
проглотить слюну. Для стимуляции
жевательных движений некоторые авторы
рекомендую на занятии давать ребенку
булку или печенье и учат жевать перед
зеркалом, чередую жевание и глотание.

Ребенка
учат произвольно закрывать рот за счет
пассивных движений нижней челюстью,
которые вначале выполняет логопед. Рука
логопеда помещается под нижнюю челюсть,
под подбородком, друга кладется на
голову ребенка, путем легкого надавливания
челюсти ребенка смыкаются. Затем это
движение можно научить выполнять самого
ребенка. Затем приучают выполнять это
движение самостоятельно по команде:
открой рот, закрой рот.

Дети
часто не могут контролировать саливацию,
связи с тем, что не ощущают вытекания
слюны изо рта. Уже в раннем возрасте
следует обращать внимание ребенка на
мокрый подбородок, регулярно вытирать
его, воспитывают привычку пользоваться
платком.

Во
время логопедических занятий необходимо
напоминать о необходимости сглатывать
слюну, делать остановку в упражнениях,
чтобы ребенок успевал проглатывать и
закреплять эту привычку. Для укрепления
мышц можно проводить такие упражнения:
предложить ребенку удержать зубами
какой – либо безопасный предмет, кусок
ткани, в то время как взрослый пытается
его вытянуть.

Формирование навыков управления дыханием.

Используют
общеизвестные методики формирования
речевого дыхания (Белякова Л.И.) сочетают
работу с голосовыми упражнениями.

Для
развития афферентной
проприоцептивной чувствительности
применяют
прием раздражения определенных зон
шпателем и или зондом. Логопед прикасается
к определенным зонам (например, кончику
языка или задней части спинки языка
зондом или шпателем), тем самым вызывая
чувствительность этой зоны, сопровождая
объяснением.

«Давай погладим кончик
языка» «Давай покусаем кончик языка
зубками». У ребенка постепенно образуется
связь между ощущением и словесным
обозначением, что постепенно формирует
умение выполнять действия по словесной
команде. Раздражение шпателем задней
части спинки языка может вызвать
кашлевый рефлекс.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

Рекомендуются
следующие упражнения:

  • Позевывание
    с открытым ртом

  • Произвольное
    покашливание, покашлять с высунутым
    языком

  • Иммитировать
    полоскание горла с запрокинутой головой

  • Полоскать
    горло густой съедобной жидкостью:
    кисель, йогурт, сок с мякотью

  • Глотать
    воду маленькими глоточками

  • Надувать
    щеки с зажатым носом

  • Медленно
    многократно произносить звуки К Г Т Д

  • Подражать
    мычанию, стону, свисту.

  • Запрокидывать
    голову с преодолением сопротивления
    ( взрослый держит руку на затылке ребенка

  • Опускать
    голову с преодолением сопротивления
    (взрослый держит руку на лбу ребенка)

  • Выдвигать
    язык изо рта и втягивать в рот с
    преодолением сопротивления (взрослый
    удерживает язык ребенка)

  • Произносить
    гласные звуки А Э И О У на твердой атаке

  • Надувать
    резиновые игрушки или мыльные пузыри.

Артикуляционная гимнастика.

Это
система специальных упражнений,
направленная на развитие определенных
мышц артикуляционного аппарата.

Целью
артикуляционной гимнастики является
выработка правильных полноценных
движений артикуляционных органов,
необходимых для правильного произношения
звуков и объединение простых упражнений
в сложные артикуляционные уклады.

Артикуляционная
гимнастика может быть пассивной
и активной.
В случаях, когда степень проявления
дизартрии выражена, парезы и параличи
весьма существенны, ребенок не в
состоянии самостоятельно выполнять
артикуляционные движения работу начинают
с пассивной гимнастики. В этом случае
упражнения выполняет логопед с помощью
рук, шпателя или логопедических зондов.
При проведении артикуляционной гимнастики
используется прием подражания, когда
логопед показывает и объясняет, а ребенок
пытается повторить.

Логопедическая работа при бульбарной дизартрии

Например,
для развития движений мышц рта и круговой
мышцы рта можно применять трубочки
разного диаметра. Ребенок охватывает
трубку губами и старается удержать ее,
препятствовать попыткам логопеда
вытащить трубку изо рта. Учат ребенка
пить через соломинку, удерживать губами
леденцы. Также применяют традиционные
упражнения для укрепления мышц рта.

При проведении
артикуляционной гимнастики обязательно
включение зрительного анализатора.
Гимнастика проводится сидя перед
зеркалом. К выполнению пассивных
упражнений можно привлекать ребенка.
Постепенно от пассивной гимнастики
переходят к активным упражнениям.

Артикуляционную
гимнастику с ребенком нужно проводить
в игровой форме, подбирать понятные и
доступные игровые и подражательные
образы, использовать символические
рисунки, что помогает запомнить
упражнения, вызвать дополнительный
стимул и интерес к занятиям. Подбор
упражнений всегда
индивидуален и
зависит от того, какие мышцы и движения
наиболее нарушены. Но существует общие
принципы:

  • От
    более простых упражнений к более
    сложным; от пассивных к активным.

  • Любое
    упражнение можно разбить на ряд
    составляющих более простых элементарных.
    Например, упражнение КОВШИК. Вначале
    нужно научить удерживать рот в открытом
    состоянии, язык пассивно лежит на дне
    полости рта. Затем научить высовывать
    язык изо рта. Затем, когда эти этапы
    отработаны научить поднимать и загибать
    края языка.

  • Постепенное
    увеличение нагрузки начинают с одного
    двух, затем прибавляют. Дозировка
    упражнения должна быть строго
    индивидуальной и не должна доводить
    орган до переутомления.

  • Сочетание
    статических и динамических упражнений;

  • Упражнения
    вначале всегда выполняются и разучиваются
    в медленном темпе, по мере необходимости
    темп увеличивают;

  • Необходимо
    придерживаться принципа регулярности
    и системности, последовательности
    Артикул. Гимн. должна проводиться
    ежедневно, лучше 2 раза в день утром и
    вечером. У детей с дизартрией сформированные
    двигательные навыки быстро угасают,
    поэтому требуется регулярное закрепление
    и повторение.

https://www.youtube.com/watch?v=userboltuska

-точность движений;

-возможность
удержания позы;

-длительность
удержания артикуляционной позы;

-темп выполнения;

  • плавность
    выполнения упражнений;

  • переключаемость

  • возможность
    перехода от одной позы к другой.

  • симметричность
    выполнения упражнений;

  • объем
    движений;

Панченко
И.И. разработаны специальные комплексы
артикуляционных упражнений для детей
с ДЦП и дизартрией см в приложении книги
Смирновой И.А. «Логопедическая
диагностика, коррекция и профилактика
нарушений речи у дошкольников с ДЦП»
и артикуляционная гимнастика по
ХватцевуМ.Е. (в той же книге).

Логопедический
массаж.

Постановка звуков
при дизартрии.

При
дизартрии этот процесс оказывается
более сложным и длительным. С точки
зрения физиологии – это создание нового
условного рефлекса. Если при дислалиях
весьма эффективным является способ
постановки по подражанию, то при
дизартриях чаще используется смешанный
способ с использованием механической
помощи, логопедических зондов и метод
пассивного формирования артикуляционного
уклада, когда
логопед с помощью рук, зондов, специальных
приспособлений придает губам и языку
ребенка нужную позу.

Используют
вспомогательные предметы: чайная ложка,
соска, палочки различного диаметра,
трубочки, детские зубные щетки и др.
Приемы постановки и этапы работы те же,
что при дислалии. Но особенность
заключается в том, что требуется более
длительная, кропотливая и систематическая
работа по развитию артикуляционной
моторики и автоматизации поставленных
звуков.

Процесс
звукопостановки и применяемые приемы
всегда индивидуальны и требуют от
логопеда внимательного анализа причин
и характера нарушений.

Часто
постановку звуков начинают с гласных
звуков, губных, губно– зубных звуков,
последовательность постановки звуков
при дизартрии чаще определяется не
традиционной методикой, а возможностями
ребенка, всегда начинают с более простых
по артикуляции звуков и более сохранных
движений и звуков наиболее поддающихся
коррекции. Обязательно перед вызыванием
звука нужно отработать различение
данного звука на слух.

Не
рекомендуется сразу добиваться полной
чистоты звучания, отработка и шлифовка
проводится длительно, на фоне работы
над другими звуками.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Одновременно
как правило ставят несколько звуков
соблюдая принцип перехода от более
простых артикуляционных укладов к более
сложным. Правдина О.В. выделяет четыре
группы звуков по трудности их произношения:

  1. а
    э м п

  2. у
    о ф в б т д н с з х к г (и их мягкие пары)

  3. ц
    я ю ч

  4. ш
    ж л р

Следует заметить,
что у детей часто вызывает проблемы
произнесение звука Ы.

Трудность
произнесения тех или иных звуков всегда
индивидуальна и зависит от того какие
группы мышц наиболее нарушены. В некоторых
случаях мягкие варианты не вызывают
трудностей, а твердые даются с большим
трудом, несмотря на сходство артикуляции,
что связано с неумением ребенка различать
и управлять прогибом или напряжение
средней части спинки языка.

В
особо сложных случаях логопеды
ограничиваются постановкой звуков –
аналогов. Т.Е артикуляцию нужно формировать
на доступных ребенку движениях, с учетом
максимального акустического приближения.
Например, возможно использование в
речи одноударного звука Р без раската
и вибрации, если вызвать вибрирующие
движения невозможно (тогда нужно вводить
в речь и автоматизировать этот звук).

При
дизартрии звуки ставятся медленно,
ступенчато, отрабатывая сначала каждый
элемент. Логопед должен хорошо
представлять, из каких компонентов
складывается артикуляция. Новые
компоненты постепенно присоединяются
к хорошо отработанным.

ПОСТАНОВКА
ЗВУКА А.

Отрабатывается
подача сильной воздушной струи
направленной, в ротовую полость и к ней
присоединяется мягкая голосоподача.

Для
раскрепощения голосового отдела
используют прием озвученного выдоха,
постепенно усиливая и удлиняя звучания
гласного сводя к минимуму придыхательный
компонент.

При
постановке звука О отрабатывается три
компонента : умение удерживать положение
губ в округленном состоянии, умение
подавать воздушную струю на губы (дутье)
и голосоподача. Можно воспользоваться
умением произносить звук А и в это время
округлять губы как при О (можно вначале
руками логопеда).

Включается
слуховое внимание на звучании, что
стимулирует самостоятельный поиск
нужного положения языка.

Звук
И базовый для произнесения многих других
звуков (С Ть).

Отрабатывается
оскал, удержание губ в улыбке (вначале
пассивно, затем активно), и отрабатывается
удержание кончика языка за нижними
зубами. Применяют такой прием, ребенка
кладут на кушетку лицом вниз, так чтобы
голова свешивалась с кушетки, придерживают
лоб рукой, в таком положении язык сам
займет нужное положение за нижними
зубами.

При
постановке губных звуков (П Б) применяют
прием механического смыкания губ с
одновременным выдохом или дутьем.

При
постановке звука Р можно использовать
положение ребенка лежа на спине.

Особенности работы при псевдобульбарной дизартрии.

При
наличии спастических параличей и парезов
на подготовительном этапе работы
основной задачей является мышечное
расслабление и снижение тонуса в речевой
мускулатуре.

Используются
приемы расслабляющего массажа, приемы
произвольного расслабления мышц –
релаксации. Используют приемы пассивной
гимнастики движения вначале медленные
и плавные с постепенным увеличением
амплитуды. При псевдобульбарной дизартрии
используют прием формирования произвольных
движений на основе непроизвольных и
сохранных.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Самая
большая проблема преодоление гиперкинезов.
Ведущее расстройство асинхронность
между подачей дыхательной струи,
включением голоса, сокращением мягкого
неба и нужными движениями губ и языка.

с одной
стороны гиперкинезы усиливаются при
нарастании двигательной и эмоциональной
напряженности, с другой стороны ребенок
может в ответственный момент контролировать
их и сводить к минимуму. Поэтому возможно
проводить работу по управлению своими
эмоциями, тренировать волю, и контролировать
гиперкинез.

Наиболее важным становится
фактор положительного отношения
окружающих к ребенку, к его речевым
успехам, закрепление положительных
результатов. Ребенка учат не реагировать
на критические замечания окружающих.
Учат произвольному расслаблению мышц,
приемам релаксации, подбирают оптимальный
темп речи, при котором минимально
проявляются гиперкинезы, учат делать
паузу, если он чувствует начало
гиперкинеза.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Так
как более всего страдает внятность,
слитность, плавность речи, то и работа
ведется в основном по развитию дыхания,
темпом, ритмом, мелодикой и возможной
четкостью речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector