Лечение аутизма в россии

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны,
но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может
послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая
    предрасположенность;
  • мутации
    плода во время беременности;
  • последствия
    некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые
    травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство
    восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в
    работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения
    взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный
    обмен серотонина в организме;
  • хромосомные
    нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные
    дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.
    аутизм - симптомы и схема работы мозга

Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется
в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не
меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при
достижении аутистом зрелого возраста.

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом
возрасте. У взрослых аутизм – это тяжелое нарушение социального взаимодействия,
которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга.
Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины
появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены.

  • хроническая
    депрессия;
  • психические
    заболевания;
  • черепно-мозговые
    травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском
возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в
зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния
больного и его психической неуравновешенности.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм – снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.

1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать).

«дай салатик» – просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» – устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог.

3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным).

При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.

4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.

5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными – то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу – «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу.

Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей  – это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей – это не шизофрения.

Виды аутизма и его классификации

Существует пять классических видов проявления аутизма. Все
они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру
проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют
следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

  • первая –
    пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически
    сведены к нулю;
  • вторая –
    люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию.
    Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при
    длительном бодрствовании;
  • третья –
    люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в
    состоянии их воспринимать;
  • четвертая –
    взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными
    проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
  • пятая –
    взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную
    попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с
    окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и
    работать в областях, связанных с умственным трудом.

В последней группе аутистов периодически встречаются люди с
проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами,
происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать
очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но
их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием
со стороны близких.

Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают
состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания
контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на
которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его
необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом
зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на
группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была
разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине
возникновения:

  • аутическая
    психопатия Аспергера;
  • синдром
    раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
  • аутизм,
    вызванный аберрациями хромосом;
  • аутизм,
    возникший по причине наличия синдрома Ретта;
  • эндогенный
    и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
  • резидуально-органическое
    состояние организма больного;
  • аутизм
    неизвестного происхождения.

Эта система
впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под
общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

Детский аутизм

В этот пункт включают
синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы
этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома
Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

  • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
  • недостаточное использование речи для
    коммуникации;
  • игнорирование внешних раздражителей вплоть до
    болевого воздействия;
  • «феномен тождества» – страх изменений в
    окружении;
  • задержка развития собственного «я»;
  • эхолалии непосредственного и отставленного
    типа;
  • стереотипные игры.

Синдром Ретта

Симптомы аутизма
начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании
является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка,
поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне
нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

  • отрешенность ребенка;
  • приостанавливается или останавливается развитие
    речи;
  • теряются уже приобретенные навыки;
  • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет
    приобретенный речевой запас;
  • утрачивается способность удержать в руке
    предмет;
  • расстройство дыхания;
  • эпилептиформные приступы;
  • прогрессирующий распад моторных навыков;
  • развитие серьезных нарушений в двигательной
    функции;
  • утрата тонуса мышц.

Синдром Ретта
относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к
5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего
этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

Синдром Аспергера

При этом синдроме у
детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие
себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного
внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

  • нарушения коммуникативной функции;
  • стереотипные интересы и поведение;
  • импульсивность в поведении;
  • взгляд направлен «внутрь себя»;
  • привязанность к привычному окружающему
    пространству.

Многие симптомы этого
синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек
в развитии речи и когнитивном сознании.

Атипичный аутизм

Что такое аутизм
атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние
симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все
диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего
развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и
трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

  • возникновение после 3-х лет;
  • значительные нарушения социального
    взаимодействия больного и окружающих;
  • стереотипное и ограниченное поведение, которое
    повторяется с определенной периодичностью.

Лучшие врачи по лечению аутизма

8.6

ПсихиатрВрач высшей категории


Бакланова Юлия Александровна
Стаж 20 лет


СервисМед

г. Москва, Рябиновая, д. 34А, стр. 1

8.8
38 отзывов

РефлексотерапевтПсихотерапевтПсихолог


Сухарев Игорь Петрович
Стаж 32 года 9.5
33 отзывов

ПсихотерапевтПсихиатр


Бородина Любовь Георгиевна
Стаж 29 лет Кандидат медицинских наук9.5
46 отзывов

ПсихиатрПсихотерапевтНаркологВрач высшей категории


Филашихин Вячеслав Вячеславович
Стаж 20 лет Кандидат медицинских наук8.8
28 отзывов

ПсихотерапевтПсихиатр


Жерехов Алексей Борисович
Стаж 22 года 8.9
7 отзывов

ПсихотерапевтСексологПсихиатр


Пергаменщик Светлана Борисовна
Стаж 14 лет Кандидат медицинских наук8.8
9 отзывов

ПсихиатрПсихотерапевтВрач высшей категории


Собольков Юрий Леонидович
Стаж 29 лет 8.2
12 отзывов

ПсихотерапевтПсихиатрВрач первой категории


Мамаева Юлия Владимировна
Стаж 17 лет 9.3
43 отзывов

СомнологПсихиатрВрач первой категории


Андреев Алексей Мусеевич
Стаж 25 лет Кандидат медицинских наук8.8
13 отзывов

ПсихиатрСексологВрач высшей категории


Соловьева Надежда Валентиновна
Стаж 22 года

Диагностика аутизма у
детей

Приведенные признаки
аутизма позволяют врачам достаточно четко установить диагноз и разновидность
психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других
навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

  • не расширять содержания каждого из признаков;
  • проводить диагностику на синдромологическом
    уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
  • учитывать наличие процессуальной динамики в
    обнаруженных симптомах;
  • помнить о том, что отсутствие контакта с
    окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь,
    становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.

Дифференциальная
диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком
случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии
сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма
следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость,
психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

Существует так же мнение, что многим детям диагноз аутизм ставится ошибочно – это называется гипердиагностика.

Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д. то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.

аутизм у ребенка

Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга)                           можно довести до НОРМЫ. 

Симптомы аутизма у
детей

Приведенная выше
классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в
каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое
аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие
или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза
«аутизм».

1. Симптомы нарушения социальных навыков:

  • отсутствие желания общаться и интереса к
    сверстникам;
  • игнорирование присутствия и эмоций окружающих
    людей;
  • отсутствие нормальной для раннего этапа
    развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не
    улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без
    связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с
    родителями.

2. Нарушения в развитии речевой и неречевой
коммуникации:

  • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
  • ребенок избегает зрительного контакта, не
    улыбается собеседнику;
  • речь развита, но ребенок не общается с
    окружающими, не отвечает им;
  • ребенок повторяет фразы или отдельные слова
    («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
  • фонетические нарушения в речи, не связанные с
    характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с
    интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.

3. Нарушения в развитии воображения, что
становится причиной стереотипного поведения:

  • нервное поведение;
  • отчуждение;
  • ребенок любит играть один;
  • отсутствует интерес к придумыванию игр,
    воображаемым событиям;
  • ребенок привязывается к одной игрушке или
    предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
  • ребенок сосредотачивает внимание на чем-то
    одном.

Так проявляется аутизм
у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма
у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

Симптомы аутизма у
взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения.
Характерными симптомами считаются следующие:

  • скудная мимика и недостаточное количество
    жестикуляции;
  • отсутствие понимания правил общения, принятых в
    обществе;
  • непонимание чувств, эмоций и намерений
    окружающих людей;
  • отсутствие понимания собственного поведения;
  • отсутствие возможности построения дружеских или
    любых других близких отношений с окружающими людьми;
  • трудности в обращении к кому-либо;
  • недостаточный словарный запас, регулярное
    повторение одних и тех же фраз;
  • возможность сохранять спокойствие в привычной
    обстановке и переживания из-за перемен в ней;
  • наличие привязанности к местам и предметам и
    переживания из-за изменений, связанных с ними.

Если аутизм присутствует
в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от
родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если
форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он
остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Лечение аутизма

Лечение аутизма в россии

Необходимое
для аутизма у детей
лечение включает в себя:

  • программы поведенческой терапии;
  • использование «моделей развития»;
  • логопедическую терапию;
  • обучение социальным навыкам;
  • трудотерапию;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотики;
  • противосудорожные препараты.

Полностью
излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5%
случаев.

1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:

  • для понимания происходящих событий
  • для развития логического мышления
  • для развития сознательной инициативы
  • для развития сложных эмоций 
  • (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
  • для выработки социально-бытовых навыков 
  • (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)

2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:

  • для улучшения понимания речи
  • для расширения активного словарного запаса
  • для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
  • для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
  • для развития навыка диалоговой речи.

3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:

  • для повышения интереса к коррекционным занятиям
  • (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
  • для развития навыков чтения, письма, счета.
  • для подготовки ребенка к процессу обучения в школе. 

Лечение аутизма в россии

4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:

  • для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
  • для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).

5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):

  • Для прекращения головных болей
  • Для нормализации сна
  • Для снижения возбудимости 

Для восстановления нормальной работы головного мозга ребенку аутистическими проявлениями необходимы систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом.

Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов).

Коррекционные занятия можно начинать уже во время 1 курса лечения аутизма, а продолжать их дома.

Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии: 

  • между 1 и 2 курсом лечения – 3-4 недели
  • между 2 и 3 курсом лечения – 6-8 недель.

В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).

Родители будьте бдительны:Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону

Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Выберите город:
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector