Клиническая психология чем занимается

Предмет клинической психологии

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. [3]

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.[3]

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию[3].

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина[4].

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

История появления и определение

В начале своего развития как науки психология ставила перед собой задачу изучения «нормального» сознания, оставляя отклонения от нормы развивавшимся параллельно неврологии и психиатрии, в рамках которых велось исследование пациентов в лечебницах для душевнобольных. В этих заведениях, однако, многочисленные пациенты с хроническими проблемами, как правило, содержались в очень тяжёлых условиях, не располагающих к научной работе[5].

Лайтнер Уитмер

Лайтнер Уитмер

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Отец французской психологии Теодюль Рибо в начале своей деятельности уделял большое внимание психопатологии, хотя его ученикам приходилось, чтобы заниматься ею, получать дипломы психиатров или неврологов[6].

Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в Российской Империи была основана В. М.

Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В США в XIX веке исследовательскую лабораторию при Нью-Йоркском патологическом институте основал ученик психолога Уильяма ДжеймсаБорис Сайдис, а в Восточной лечебнице для душевобольных в Иллинойсе аналогичную лабораторию создал Уильям Крон[5].

Уитмер открыл собственную психологическую клинику в 1896 году при Пенсильванском университете. В 1907 году благодаря его усилиям начал издаваться первый в истории специализированный журнал по клинической психологии — The Psychological Clinic[9]. Используя подход Уитмера, американские психологи начали создавать новые психологические клиники, а в 1917 году появилась первая организация клинических психологов — Американская ассоциация клинической психологии.

В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Процесс развития клинической психологии начался с ряда исследований, проведенных французскими исследователями в конце 19 века. В России аналогичные исследования начали проводить с 1885 г. Первую полноценную лабораторию в Российской Империи основал академик В. Бехтерев. На базе лаборатории появился Психоневрологический институт, в котором изучали различные психопатологии.

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х.

Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С.

Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.Развитию клинической психологии в России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Подразделы клинической психологии: в чем отличия отдельных отраслей

В клинической психологии выделяются следующие разделы:

  1. Патопсихология;
  2. Нейропсихология;
  3. Психосоматика;
  4. Психология аномального развития;
  5. Психотерапия

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, то есть рассмотрением психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и {amp}lt;abbr title=”Подходы к систематике синдромов в патопсихологии”{amp}gt;

Основателями московской патопсихологии советского периода считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Клиническая психология чем занимается

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Значительный вклад роль в развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины внес советский учёный А. Р. Лурия, чьи исследования в области афазии и нейролингвистики получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.

) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).
В рамках клинической психологии психосоматика различает психосоматические симптомы и психосоматические феномены[12].

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья[13], психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Клиническая психология чем занимается

Современная медицинская психология включает 4 основных дисциплины:

  1. Патопсихологию. Занимается изучением психических нарушений, возникших в результате поражения ЦНС. Исследует причины заболеваний, закономерности развития, способы коррекции. Практическая задача патопсихологии — исследование влияния методов лечения на индивидуальные особенности личности.
  2. Нейропсихологию. Изучает роль ЦНС и головного мозга в процессе развития психики. Также рассматривает нейронные сети и философию сознания. Задача нейропсихологии — изучение нарушения психических функций и методы восстановления, прогнозирование проблем клинической и общей психологии.
  3. Психосоматику. Направление, изучающее проблематику больных, подверженных соматическим расстройствам. Сфера психосоматики включает подготовку больного к извещению о диагнозе, психологическую помощь и сопровождение, подготовку к лечению и последующее избавление от психосоматических расстройств.
  4. Психокоррекцию и психотерапию. Работает над созданием основ психотерапии, направленной на помощь людям, нуждающимся в реабилитации. Воздействие психотерапевта помогает восстановить личный социальный статус, поддержать психическое здоровье, провести своевременную профилактику.

Направления разрабатываются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга. Психолог, работая над одним из них, обязан также учитывать последние достижения в области других направлений. Поэтому подготовка квалифицированного специалиста занимает от 4 до 10 лет.

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.[3]

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.

Клиническая психология и психиатрия

Психиатрия и психология занимаются решением одной проблемы — лечением расстройств психики. Но методы, способы подготовки специалистов и подхода к решению задачи различаются. Клиническая психология ближе к психотерапии: психолог не имеет права прописывать медикаменты, работая только с немедикаментозными методами лечения. Если пациент нуждается в приеме лекарств, его направляют к психиатру.

Подготовка врача-психиатра занимает от 6 до 10 лет. Обучение и дальнейшее прохождение интернатуры дает им право использовать все формы лекарственных препаратов. Клиент для психиатра — в первую очередь, пациент с заболеванием, для лечения которого используют сочетание психотропных препаратов и психотерапевтических методов. Различие психологии и психотерапии состоит только в объеме медицинского инструментария, который может использовать специалист.

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).

Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клиническая психология чем занимается

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Методы работы клинического психолога: особенности взаимодействия с клиентом

Клинический психолог, работая с клиентом, использует те же методы, которыми пользуется психотерапевт. Выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей клиента, психологической задачи, состояния психики, анамнеза. Выделяют следующие методы:

  1. Биографический метод. Заключается в сборе информации о важных жизненных событиях, представленных самим пациентом. Важны не только перечисленные факты, но и сама манера изложения.
  2. Анамнестический метод. Изучение предварительной диагностики и методов лечения позволяет скорректировать лечение в ситуации, когда врач затрудняется в постановке диагноза.
  3. Экспериментально-психологический метод. Проведение различных психологических проб выявляет скрытые патологии, помогает получить больше данных для постановки диагноза.
  4. Изучение продуктов творчества. Проективные методики (рисование, лепка, аппликация) позволяют человеку выразить внутренние переживания, которые ему сложно высказать. Через творчество врач может понять его глубинные страхи, стремления, особенности мировоззрения.
  5. Наблюдение. Метод заключается в свободном наблюдении за пациентом в условиях медицинского кабинета, бытовой и рабочей деятельности. На основании наблюдений врач подбирает дальнейшие методы диагностики.
  6. Беседа. Представляет собой опрос в свободной форме. В отличие от стандартного опроса позволяет человеку чувствовать себя комфортно, располагает к откровенности и настраивает на совместную работу врача и пациента.
  7. Психофизиологические методы. Помимо оценки психических качеств включают оценку развития физиологических особенностей пациента, его когнитивные реакции.

Часто психолог комбинирует методы. Взаимодействие способов изучения позволяет получить полную картину заболевания и собрать дополнительные данные, необходимы для назначения правильного лечения.

Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия,телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально – образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Проблемы, которые помогает решить клинический психолог

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

клинический психолог

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (

После основного курса лечения, каждому человеку попавшему в поле зрения психиатра или психиатра-нарколога, как правило, показан курс постлечебной реабилитации, который подразумевает обязательное посещение психотерапевта. Курс психотерапии как правило рассчитан на определённый срок, но встраивается всегда индивидуально, исходя из заболевания человека и медицинских показаний.

Основной задачей психотерапии является ресоциализация больного, возврат к обычной жизни, возврат на работу или учёбу.  То есть, помощь в восстановлении нарушенных болезнью отношений с обществом. Зачастую люди, попавшие в беду, пережившие психоз или пережившие период зависимости сталкиваются с трудностями возврата к той жизни, которая привычна обычному человеку.

Помимо проблем социального толка, таких как трудоустройство или учёба, из-за болезни возникают конфликты в семье, непонимание близких или категорическое неприятие своей болезни. Эти и многие другие проблемы и помогает решать именно клинический психолог, которому хорошо известна природа как психических расстройств так и этапы формирования зависимости.

Фото 1675

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ-10) и Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM-5).

Примечания

  1. Compass, B. {amp}amp; Gotlib, I. (2002). Introduction to Clinical Psychology. New York, NY : McGraw Hill. ISBN 0-07-012491-4.(англ.)
  2. American Psychological Association, Division 12, «About Clinical Psychology».(англ.)
  3. 123Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. — 2004.

Литература

Эта страница в последний раз была отредактирована 4 ноября 2019 в 16:29.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector