Как заниматься с аутистами

Подготовка к школе детей аутистов

Обучение в школе детей аутистов не будет плодотворным без правильной подготовки. Образно говоря, вы не сможете заставить малыша бегать, предварительно не научив его ходить. Коррекционно-педагогическая работа при подготовке аутенка к школе должна помочь ему:

  • сформировать адекватное отношение к учителю;
  • развить учебную мотивацию. Например, интерес к учебе можно вызвать, используя увлечения каждого ребенка из подготовительной группы: нужно узнать о главных интересах детей (животные, механизмы, какие-то определенные предметы и т. д.), а затем в процессе работы подбирать задания, исходя из этих увлечений;
  • научиться заниматься в условиях, максимально приближенных к школьным (классы с партами, спортзал, столовая и т. д.);
  • выработать социально-бытовые навыки, на основе пошаговой отработки простых навыков с положительными и отрицательными «подкреплениями».

Кроме того, для успешной адаптации к школьной программе, необходимо научить ребенка как минимум:

  • сосредоточению на отдельных предметах, умению использовать их по назначению (особенно это касается школьных принадлежностей);
  • выполнению целенаправленных действий с предметами, участию в играх с предметами, когда действия сопровождаются речью. На первом этапе можно использовать объемные предметы, позже – фото или рисованные картинки с их изображениями, а затем – слова, обозначающие их, и карточки-символы;
  • умению выполнять вышеописанные действия вместе с другими людьми – сначала с родителями и прочими членами семьи, позже – в малых группах, сначала подражая другим участникам и подхватывая общий темп, а в дальнейшем и самостоятельно;
  • пониманию слоговой структуры слов и изображению ее действиями (хлопками в ладоши, стуком по столу, маршированием, выкладыванием фишек и т. д.) для закрепления на уровне моторики.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В идеале работа по подготовке аутиста к начальной школе должна быть комплексной и проводиться целой группой разнопрофильных специалистов (АВА-терапист, психолог, логопед и др.). При этом подготовительная программа должна включать в себя индивидуальные и групповые занятия, а также учитывать такие факторы, как:

  • психофизические особенности ребенка;
  • зона ближайшего развития;
  • уровень развития предпосылок к учебному поведению и т. д. 

В некоторых случаях аутята становятся способны усваивать самые элементарные школьные навыки лишь в 13–15 лет, но «лучше поздно, чем никогда». Родителям необходимо помнить, что без всесторонней глубокой проработки все навыки ребенка останутся на механическом, неосмысленном уровне. Например, он сможет правильно прочитать текст вслух, но не поймет его смысла, не ответит на вопросы по содержанию и т. д.

Тщательно взвесьте все «за» и «против», планируя определить аутенка в общеобразовательную школу, ведь там к нему будут предъявлены те же требования, что и к нейротипичным ученикам – а это значит, что нельзя спешить и жалеть времени на полноценную дошкольную подготовку.

По мере взросления ребенка его аутистическая «отгороженность» может ослабевать – не только с помощью терапии, но и сама по себе. Поэтому даже если первая попытка начать школьное обучение была неудачной, по прошествии некоторого времени можно и нужно повторять такие попытки еще и еще.

Специалисты в области РДА, глубоко изучающие специфику интеллектуального и эмоционального развития при аутизме, утверждают, что в большинстве своем дети-аутисты обучаемы и имеют достаточно высокие шансы на дальнейшее интеллектуальное развитие.

Как известно, симптоматика аутизма делится на четыре группы в зависимости от интенсивности характерных признаков – от первой («тяжелой степени») до четвертой («легкой»). К сожалению, в нашей стране множество детей с РАС остаются «за бортом» образовательной системы из-за того, что их возможностей недостаточно для той или иной программы.

Разумеется, само по себе нахождение аутичного ребенка в обычной школе не может гарантировать эффективного освоения учебного материала. Добиться максимальных успехов можно при наличии специальных условий, официально согласованных с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК):

  • ресурсные классы;
  • адаптированная учебная программа;
  • на первом этапе – присутствие рядом с учеником тьютора (индивидуального сопровождающего, который посещает занятия вместе с ребенком и помогает ему наладить взаимодействие с учителями и другими учениками);
  • непрекращающаяся АВА-терапия, как основа коррекционной и воспитательной работы с аутичным ребенком.

Так или иначе, современные психологи сходятся во мнении о том, что обучение аутистов в школе по массовой программе лучше всего способствует преодолению аутизма, особенно в его «легких» формах (высокофункциональный аутизм). Детей с РДА можно «обучить обучению», как второму языку – и тогда они смогут полноценно овладевать новыми знаниями и общаться, даже если при этом частично будут оставаться «внутри себя».

Что такое аутизм и что важно о нём знать? Определение и симптомы

Причина аутизма до сих пор остается неизвестной, но существующие данные указывают на роль генов, возможно, в сочетании с факторами, влияющими на внутриутробное развитие. 

Общий когнитивный тест
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.

Как понять, что у ребёнка аутизм? Принято выделять группы развития синдрома раннего детского аутизма. Для каждой характерен определённый способ отгораживания от внешнего мира.

  1. Полная отрешённость от происходящего вокруг. Такие дети стараются минимизировать соприкосновения с окружающим миром, вплоть до избегания витальных потребностей. Не устанавливают визуальный контакт и тяжело переносят телесный.
  2. Активное отвержение окружающей среды. Здесь речь идёт не об отрешенности, а об избирательности в контактах с внешним миром. Это может касаться людей, еды, одежды и т.д. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий.
  3. Захваченность аутистическими интересами. Дети предпочитают скрыться от окружающего мира в своих интересах, но занятия носят стереотипный и цикличный характер, а не познавательный. 
  4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Это наиболее лёгкий вариант проявления аутизма. Основной чертой выступает повышенная уязвимость таких детей, избегание отношений и чувствительность к чужой оценке.

Симптомы аутизма можно разделить на две большие группы. 

  1. Симптомы, проявляющиеся в постоянном дефиците социальной коммуникации в разных контекстах: дефицит социально-эмоционального взаимодействия, невербального коммуникативного проявления и дефицит в понимании и поддержании взаимодействия с людьми. Это проявляется в неспособности разделять чужие интересы и эмоции, невозможности удерживать зрительный контакт, а также отсутствии интереса к другим людям.
  2. Симптомы, характеризующиеся стереотипиями в интересах, деятельности и поведении. Так, дети повторяют простые моторные действия, испытывают стресс от малейших изменений и не проявляют гибкость в отклонении от ритуалов, имеют фиксированные интересы.

Как заниматься с аутистами

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесён в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трёх лет.

Когнитивные особенности детей с аутизмом
Когнитивные особенности детей с аутизмом

Аутизм: практические упражнения на уроке и дома. Советы родителям и учителям

Большинство аутичных детей отличается неравномерностью интеллектуального развития, когда к «сильным сторонам» относятся визуальное восприятие, внимательность к мелким деталям, прекрасная механическая память. Благодаря этим особенностям, некоторые маленькие аутисты обучаются читать очень рано, особенно если их учат по методике глобального чтения – не по буквам или слогам, а целыми словами. Однако эти же особенности могут стать и причиной специфических проблем в учебе, например:

  • неспособность понять общий смысл текста;
  • неспособность пересказать текст или пересказ механически заученными фразами;
  • восприятие чужой речи и другой информации отдельными фрагментами. В результате смысл задания ускользает от ребенка, что затрудняет, например, занятия математикой – ученик умеет считать и знает арифметические действия, но не понимает условия задания.

Многие дети аутисты в школе демонстрируют как бы «вывернутую наизнанку» иерархию сложностей. Например, они могут легко усваивать объективно сложную информацию (например, моментально запоминать и правильно применять запутанные правила иностранного языка), но при этом нуждаться в посторонней помощи для выполнения простых действий.

Также педагог может столкнуться и с ситуациями, когда ученик:

  • неусидчив, может встать и начать бродить по классу во время занятия;
  • занимается собственными играми, не проявляя интереса к уроку;
  • не выполняет инструкции – ни устные, ни наглядно продемонстрированные, как бы «не видя» и «не слыша» учителя (на самом деле ребенок все воспринимает, проблема только в трудностях концентрации внимания и замедленной реакции) и т. д.

Отметим, что довольно часто вышеописанные проблемы заметно «сглаживаются» за первый год школьной учебы. Необходимо понимать, что преодолеть их ребенок сможет только при реальном опыте обучения вместе с другими учениками, и этот опыт не может быть полноценно заменен индивидуальной работой.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Задача учителя в данной ситуации – проявить максимальное терпение в постепенном приучении аутичного ребенка к учебному процессу. Чтобы эта непростая работа проводилась корректно, учитель должен постоянно консультироваться со школьным психологом, совместно с ним анализируя возникающие трудности, устанавливая причины нежелательного поведения ученика и находя способы решения проблем.

Как заниматься с аутистами

Учитель, не успевший пройти специальную подготовку, в начале работы с аутичными учениками обычно сталкивается с различными трудностями. Чтобы профессионально справиться с ситуацией, нужно придерживаться следующего плана действий:

  1. сбор информации о РАС из соответствующих статей и форумов в интернете, бесед с родителями аутичных детей, специальной литературы. Чем больше учитель будет знать об аутистах – тем проще ему будет даваться работа с ними. Помните, что необычный ученик – это человек, очень нуждающийся в вашей помощи, поэтому вы должны стать сильным и терпеливым помощником, а не «жертвой обстоятельств»;
  2. наблюдение за учеником. Для успешной работы вы должны выяснить нюансы поведения ребенка в различных ситуациях, а также факторы, пугающие его, раздражающие, успокаивающие и т. д. Обязательно поддерживайте диалог с родителями – лучшими «знатоками» вашего необычного ученика;
  3. преобразование учебного пространства, особое структурирование среды, в которой находится ученик. Если нейротипичному ребенку достаточно расписания, просто записанного в дневник, его аутичному соученику жизненно важно постоянно видеть это расписание. Дети с РАС хотят всегда знать последовательность дальнейших действий – это успокаивает их и создает внутренний комфорт. Пусть расписание висит на видном месте на стене или классной доске, к парте будет приклеен листок с подсказками, основные направления будут указаны стрелками и т. д. Предсказуемость и безопасность образовательной среды – одно из главных условий успешной учебы ребенка-аутиста;
  4. проявление интереса, внимания, увлеченности. Самый адекватный способ взаимодействия с аутичным ребенком – искренняя заинтересованность. Конечно, такой ученик – не самое легкое испытание на вашем педагогическом пути, но в какой-то мере его появление в классе является для вас «проверкой на профпригодность»: действительно ли вы любите детей и можете блестяще продолжать свою работу даже в непростой ситуации?

ВАЖНО! При необходимости для ребенка-аутиста можно составить индивидуальный учебный план. Детали индивидуального подхода к обучению зависят от того, что именно будет наиболее полезным для ребенка из программы обычного класса. К примеру, если ученик категорически не воспринимает и не понимает математику – он может во время уроков математики посещать школьного психолога или логопеда.

В разработке индивидуальных учебных планов для аутичных школьников должны участвовать не только учителя, но и психолог, логопед, АВА-терапист.

Ощутимо развить не только моторные, но и социальные навыки может помочь следующий комплекс упражнений ЛФК при аутизме:

  1. Марш. Хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым. Можно предложить малышу начать с движений ногами на одном месте, потихоньку подключая к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким подъемом ног, а также движения руками. Для повышения интереса можно показать ребенку видео смены караула у Букингемского дворца в Лондоне или другие подобные материалы;
  2. Батут – «король» ЛФК при аутизме у детей для улучшения крупной моторики. Прыжки на батуте – это прекрасная сенсорная стимуляция, эффективно снимающая сенсорную перегрузку и способствующая снижению тревожности. Достаточно часто регулярные прыжки на батуте помогают детям с РАС снизить частоту и интенсивность повторяющегося поведения, а также начать лучше организовывать собственное поведение;
  3. Игры с мячом – сначала самые простые (перекатывание мячика вперед и назад), а затем и более сложные («вести» мяч, хлопая по нему ладонью или подбрасывая ногой, ловить и/или отбивать мяч и т. д.). Такие игры способствуют развитию как навыков визуального слежения за объектом, так и моторных навыков;
  4. Символические игры. Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках ЛФК. Ребенку-аутисту гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная активность. Развить моторику можно символическими играми «летаю как самолетик», «прыгаю как зайчик», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д.;
  5. Ползание в туннеле – специально купленном или самостоятельно построенном из больших коробок либо стульев и покрывал. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также играть в прятки, поезд в метро, лисичку в норе и т. д.;
  6. Шаги или запрыгивание в картонную коробку, стоящую на полу. Сначала ставьте перед ребенком простые задачи (просто наступить в коробку и выйти обратно), а затем усложняйте их, добавляя определенную последовательность движений, увеличивая глубину коробок и т. д.

В занятия физкультурой для детей с аутизмом полезно включать и упражнения на развитие чувства равновесия – сначала прохождения по тонкой линии, нарисованной на полу, а затем и к балансированию на специальных качелях. Перед началом упражнений необходимо определить, как долго малыш может неподвижно простоять закрыв глаза и не теряя равновесия – такой тест позволит понять, с какой интенсивностью нужно будет заниматься развитием чувства равновесия.

Кроме того, в комплекс упражнений при аутизме рекомендуется включить катание на двух-, трех- или четырехколесном велосипеде, а также танцы. Танцевальные движения под музыку прекрасно подходят для стимулирования навыка моторной имитации и других полезных бытовых навыков – например, чистки зубов, подметания пола, протирания посуды после мытья и т. д.

Как заниматься с аутистами

Эффективно развить крупную моторику и навык упорядочивания действий помогут упражнения для детей-аутистов с использованием полосы препятствий. Изначально такая полоса может состоять из одного препятствия, которое ребенок должен преодолеть в рамках кросса, а в дальнейшем количество препятствий увеличивается. Можно задействовать предметы для лазания, скакалки, ходьбу по тонкой линии, перекатывания, «лягушачьи» прыжки, «крабовые» движения и т. д.

В некоторых случаях в ЛФК для детей с аутизмом могут включаться элементы Бобат-терапии – нейро-развивающей терапии по методу Бобатов (физиотерапевта Берты Бобат и психиатра Карела Бобата). Супруги Бобат начали разработку своей методики еще в 40-х годах прошлого века, постоянно совершенствуя ее вплоть до 80-х годов.

Суть Бобат-терапии состоит в подборе поз тела, при которых пациент не может выполнять патологические рефлекторные движения. К примеру, в «позе эмбриона» у ребенка уменьшаются тонусы мышц и конечностей, а вместе с ними – позотонический (постуральный) рефлекс, из-за которого тело или его части сохраняют патологическое «неправильное» положение, как бы цепенея в нем.

В случае стойких нарушений двигательных функций также может быть применен метод чешского невролога Вацлава Войты (Войта-терапия). Упражнения из этой методики представляют собой стимуляцию движений ползания и поворотов, способствующих моторному развитию. С помощью Войта-терапии активизируются нервная система и мозг пациента, а также происходит «разблокировка» механизмов передачи мозговых нервных импульсов в мышцы.

Когнитивные особенности детей с аутизмом: сильные и слабые стороны

Интеллектуальный уровень детей, страдающих аутизмом, может варьироваться в крайне широких пределах — от умственной отсталости до сверхспособностей. 

Внимание характеризуется недостаточностью общего тонуса, который сочетается с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. Это обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. Внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд.

У детей с РДА наблюдается своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители — характерно игнорирование воздействий, а также расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Помимо этого, в восприятии такого ребенка отмечается нарушение ориентировки в пространстве и искажение целостности картины реального предметного мира. Для ребёнка с аутизмом важен не целый предмет, а его отдельные части.

Как заниматься с аутистами

Свои специфические черты имеет также и развитие речи. Главной особенностью является недоразвитие экспрессивной речи, снижение реакции на говорящего. Специфическими нарушениями речи у детей с РДА являются разнообразные речевые штампы, это выражается в использовании фраз с чётким ритмическим рисунком, рифмованных и известных выражений. Тем самым ребёнок фактически избегает речевого общения с окружающими.

Что касается формальных показателей речевого развития, то состояние словаря, сложность грамматических конструкций и звукопроизношение у большинства интеллектуально сохранных детей с РДА не превышает возрастной нормы.

Две противоположные точки зрения есть относительно качеств воображения детей с РДА. Согласно первой гипотезе, аутистов отличает богатое, можно даже сказать причудливое воображение, которое компенсирует недостаток впечатлений извне. Специалисты, придерживающиеся второй гипотезы, говорят о патологическом фантазировании, присущем таким детям, однако воображение в этом случает развито крайне слабо.

Для детей с РДА характерен высокий уровень развития механической памяти. Механическое запоминание и воспроизведение информации проявляется в стереотипиях, присущих таким детям. Память на эмоции также очень развита у детей данной категории. Для них характерна яркая реакция негативизма на те ситуации, о которых дети сохранили отрицательные воспоминания.

В случае сохранного интеллекта, к сильным сторонам лиц с РДА можно отнести специальный интерес, память, сосредоточенность, внимание к деталям. 

Их отличает:— Уровень интеллекта от среднего до высокого;— Хорошие вербальные навыки; богатый словарный запас;— Способность воспринимать и запоминать большие объёмы информации, особенно по теме специального интереса;— Способность мыслить визуальными образами;— Склонность мыслить нешаблонно и находить нестандартные подходы;

— У некоторых есть выдающиеся способности и знания в конкретных областях;— Способность (а в некоторых случаях и предпочтение) заниматься делами в одиночку;— Заинтересованность в нестандартных областях знаний;— Способность к длительному сосредоточению во время чтения, письма, проведения опытов;— Способность замечать мелкие детали в идее, теории, числовом ряде, объекте, визуальном образе, книге, фильме;

Как заниматься с аутистами

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие неравномерно. К сильным сторонам можно отнести зрительное восприятие, внимание к деталям и большой объём механической памяти. Слабые стороны выражаются в фрагментарном восприятии речи, сложностях в обработке сенсорной информации и управлении вниманием и действиями.

Аутизм и школа
Может ли ребёнок-аутист учиться в обычной школе?

Как помочь адаптироваться ребенку аутисту в школе

https://www.youtube.com/watch?v=https:2Qi0Gh5QFeQ

Работа с аутистами в школе с массовой программой подразумевает создание для таких детей безопасной и комфортной обстановки, в которой учебный процесс не омрачается никакими раздражающими факторами. Чтобы правильно адаптировать аутичного ученика к школьной жизни и свести к минимуму дискомфорт, педагог может:

  • заранее напоминать всему классу, что «через столько-то минут мы займемся тем-то» – смена деятельности не должна быть неожиданностью для ребенка с РАС;
  • разрешить особому ученику носить с собой определенную игрушку или другую вещь, чтобы ему было проще переходить из одного помещения в другое (классы, столовая, спортзал);
  • разрешить рисовать или теребить в руках какой-то предмет, слушая учителя – так многим аутичным детям легче сосредоточиться на получаемой информации;
  • поручить ученику с аутизмом какую-либо рутинную предсказуемую работу – разбирать и сортировать книги, лабораторное оборудование, спортивные принадлежности и т. д.;
  • позволить делать небольшие перерывы, во время которых ребенок может встать и пройтись по классу. Такой регулярный «отдых» необходим аутистам из-за их повышенной утомляемости и пресыщенности учебной информацией.

Отличные результаты может принести предварительная работа с классом, когда педагог собирает всех или только самых инициативных учеников и проводит с ними «спецподготовку», рассказывая об особенностях аутичных детей и объясняя, как правильно взаимодействовать с таким учеником. Можно обучить нескольких добровольцев, которые будут помогать необычному ребенку в разных непростых для него ситуациях – например, успокаивать его, если он будет напуган громким звуком школьного звонка.

Также работа с детьми аутистами в школе обязательно должна включать в себя и помощь психолога – его поддержка поможет ребенку переносить знания и навыки из ситуаций терапевтических занятий в естественную социальную среду.

Помощь ребенку с аутизмом в овладении учебным материалом

Чтобы занятия с детьми аутистами в школе проходили максимально плодотворно, а учебный материал усваивался ими наиболее полноценно, необходимо:

  • дозировать нагрузку, поскольку дети с РАС быстро переутомляются от непрерывного потока информации;
  • не давить на ученика, не пытаться заставить его быть «абсолютно правильным», насильно подтягивая до уровня нейротипичных детей. Необходимо дать ученику время привыкнуть к школьной атмосфере, усвоить порядок и стереотип учебы, сформировать учебное поведение. Давление, поспешность и завышенные требования могут привести к обострению стереотипий и уходу ребенка «в себя»;
  • при необходимости разработать индивидуальный учебный план, учитывающий сильные и слабые стороны ученика:
  • продумать организацию перемены, поскольку ребенку с РАС может быть гораздо труднее спонтанно «отдыхать», чем учиться, ведь учебный процесс четко структурирован и более понятен ребенку. Чтобы ученик полноценно отдыхал в перерывах между уроками, а затем лучше усваивал учебную информацию, можно разрешить присутствие на переменах родителя или другого родственника, в присутствии которого ребенок морально расслабится.

Нейротипичные дети в классе будут выступать моделью для подражания, создавая нормальную коммуникационную среду, что тоже поможет ученику с РАС более успешно осваивать школьную программу, а также расширять жизненный опыт, преодолевать «социальную наивность» и лучше социализироваться. По окончании школы аутичный человек будет жить в том же социуме, что и нейротипичные люди – поэтому стоит познакомить их друг с другом как можно раньше, чтобы максимально повысить шансы на взаимопонимание и взаимодействие.

Может ли педагог успешно обучать детей с РАС, не пройдя специальной подготовки? Может, но это будет крайне трудно. Именно поэтому учителям, как и родителям аутичных детей, необходима профессиональная подготовка, дающая всю необходимую информацию об особенностях ребенка с РАС и об эффективных способах поведенческой коррекции и успешного обучения такого ребенка.

Педагог должен уметь понимать, что происходит с учеником в каждый конкретный момент. Он встревожен? Испуган? С ним необходимо поговорить или молча отвести в тихое место? А может, просто показать ему определенную картинку? Разобраться в этих нюансах гораздо проще не методом проб и ошибок, а получив соответствующую подготовку.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Отличным способом быстро овладеть необходимой информацией станеттренинг АВА-терапии, полностью посвященный теме включения (инклюзии) особого ученика в общеобразовательную среду. Тренинг проводится дистанционно, что делает его доступным для жителей не только Москвы, но и любых других городов и стран.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector