Материал: Реферат на тему ” Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения”

Функции педагогического общения

Во́ля—свойствочеловека,
заключающееся в его
способности сознательноуправлятьсвоей психикойипоступками.
Проявляется в достижении сознательно
поставленных целей.

 К
волевым качествам часто относят
мужество, настойчивость, решительность,
самостоятельность, терпение, самообладание
и другие. Понятие во́ля очень тесно
связано с понятием свобода.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Волевая
деятельность состоит из определенных
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли. Они бывают
простыми и сложными.

Стимулирующая
функция обеспечивается
активностью человека .Активность
порождает действие в силу специфики
внутренних состояний человека, которые
возникают в момент самого действия.

Тормозная
функция проявляется
в сдерживании нежелательных проявлений
активности. Эта функция чаще всего
выступает в единстве со стимулирующей.
Человек способен тормозить возникновение
нежелательных мотивов, выполнение
действий, поведения, которые противоречат
представлениям о образце, эталоне и
осуществление которых может поставить
под сомнение или повредить авторитету
личности.

Конфли́кт
— наиболее острый способ разрешения
противоречий в интересах, целях, взглядах,
возникающий в процессе социального
взаимодействия, заключающийся в
противодействии участников этого
взаимодействия, и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями, выходящий за
рамки правил и норм.

Виды
конфликтов

Внутриличностный
конфликт

Межличностный
конфликт

Внутригрупповой
конфликт

Межгрупповой
конфликт

Социальный
конфликт

Межклассовый
конфликт

Внутриорганизационный
конфликт

Межэтнический
конфликт

Педагогический
конфликт

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

Материал: Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

49. Принципы музыкального обучения, их классификация

Музыкальное
обучение
– двусторонний
процесс передачи и усвоения систематических
музыкальных
знаний, приобретения
музыкальных
умений и навыков.

МОНОУРОК
посвящен решению одной задачи или одному
виду деят-ти.

Материал: Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"

1. В СООТВЕТСТВИИ
С ОСНОВНЫМИ
ВИДАМИ МУЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1.
Урок импровизация, 2. Урок подбора по
слуху, 3. Урок
сочинения, 4. Урок
аккомпонирования, 5. Урок
слушания
музыки. 6. Урок
чтения нот с листа.

2. СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ: 1.
Аппликатурный. 2. Урок работы над
инструктивном материалом. 3. Урок
работы
над различными
типами фактур (полифония, крупная форма,
кантилена). 4. Гамма урок.

3. ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО
СОДЕРЖАНИЯ: 1. Урок
разбора произведения. 2. Урок углубленного
изучения. 3. Урок
содержания целостной стр-ры произведения.
4. Урок
проверки полученных знаний, умений,
навыков в процессе исполнения.

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Информационный.
2. Инструктивно-технический. 3. Наглядный.
4. Проблемный.

Музыкальное
обучение
– двусторонний
процесс передачи и усвоения систематических
знаний, приобретение музыкальных
умений и навыков.
Под 2-ух
сторонностью следует понимать –
взаимодействие педагога и ученика в
рамках учебного процесса, когда гармонично
соединяется деятельность педагога –
преподавание и деятельность ученика –
учение.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ
система
обучения
(Хуторской Андрей).

педагогическое общение фото

ПРИНЦИПЫ
ОБУЧЕНИЯ: 1. Личностного целепологания
ученика. 2. Выбора индивидуальной
образовательной
траектории. 3. Метопредметных основ
образовательногого
процесса. 4. Продуктивности обучения.
5. Ситуативности обучения. 6. Образовательной
рефлексии.

ЧАСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБУЧЕНИЯ: 1. Единство эмоционального и
рационального развития ученика в
процессе музыкального
обучения.
2. Единство художественной
и технической сторон муз обучения.
3. Принцип
комплексного и последовательного
развития муз способностей в разных
видах муз деятельности.

Структура
урока –
это его внутреннее
строение, последовательность
отдельных этапов. Тип урока определяется
наличием и последовательностью
структурных частей.
Структура
урока имеет важное значение
в теории и практике современного
урока, т. к. именно она определяет
в конечном итоге результативность
и эффективность
обучения.

1Организационный
момент или организационно-психологическая
настройка
на урок (3-5-мин.)

2
Подготовка
исполнительского
аппарата к работе (до 10-15 мин.)

3Проверка д.з.

4Изучение
и закрепление
нового мат-ла (работа над произв.)

5Повтор. пройденного
материала
(5 мин.)

alt

6Творческие
задания
(импровизация,подбор
по слуху, ансамбль,игры.)

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

7Подведение
итогов урока.(оценка письм. и устная,
д.з.)

Все компоненты
должны представлять
собой единую
систему – урок. Урок будет результативным
и информативно полным лишь при условии,
что учитель будет уверен, что все
компоненты занятия взаимосвязаны.
Посроение
урока сводится
к «приспособлению» учебной инф-ции к
возможностям класса, оценке и выбору
такой схемы организации познавательного
труда и коллективного
сотрудничества, кот.

35. Убеждение как способ коммуникативного воздействия педагога-музыканта на обучающихся

Следует
различать убеждение
как систему знаний, взглядов и норм
поведения и убеждение как способ их
формирования. С помощью убеждения
формируют новые взгляды, отношения или
изменяют неправильные взгляды и
отношения. Формами
убеждения
могут быть диспуты, дискуссии, беседы,
рассказ учителя, личный пример.

Чтобы
убеждение как метод взаимодействия
было максимально действенным, оно должно
удовлетворять целому ряду
требований:
– содержание и форма убеждения должны
отвечать уровню возрастного развития
личности (в младшем школьном возрасте
на примере сказок, былин, фантастических
рассказов, дальше на примерах изучения
реального мира, изучения духовного мира
человека);


убеждение должно строиться с учетом
индивидуальных особенностей воспитываемого;
необходимо знать истинную жизненную
позицию школьника;


убеждения должны содержать как обобщенные
положения (принципы и правила), так и
конкретные факты, примеры; в младшем
школьном возрасте велика роль
наглядно-образного материала;


убеждая других, воспитатель должен
глубоко верить в то, что он сообщает.

К
условиям эффективности убеждающего
взаимодействия относятся:
– обеспечение силы взаимодействия,
которая определяется его содержанием
и авторитетом убеждающего. Чем лучше
ученик относится к учителю, тем лучше
он принимает его убеждения; – учет при
построении убеждения особенностей
психического склада убеждаемого.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

Для
этого педагогу надо знать тип нервной
системы воспитанника, представлять
зону его ближайшего раз­вития в
обучении и воспитании. Например, ребенок
имеет сильный неуравновешенный тип
нервной системы. У него преобладает
процесс возбуждения над процессом
торможения. Воспитателю следует построить
убеждение таким образом, чтобы оно не
вызывало дополнительных  эмоций, не
способствовало бы усилению силы
возбуждения;

Материал: Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"

Метод
убеждения будет действенным только при
условии един­ства в нем мысли, чувства
и волевого стимулирования. В его
при­менении целесообразно следовать
структуре
убеждения:
знания – ­чувства (эмоции) – поведение.
Первые два компонента невозмож­но (и
не нужно) отделять друг от друга. Обращаясь
к рациональ­ному в ученике, вооружая
его знаниями, учитель продумывает, как
придать передаваемым знаниям большую
силу эмоциональ­ного воздействия.

1.Возникновение
потребностей и постановка цели

Любое
волевое действие начинается с осознания
цели действия и связанного с ней мотива.
При ясном осознании цели и мотива,
вызывающего ее, стремление к цели
принято называтьжеланием.

Если
желание осознанно, то влечение всегда
смутно, неясно. Поэтому влечение часто
рассматривают как переходное состояние.
Представленная в нем потребность, как
правило, либо угасает, либо осознается
и превращается в конкретное желание.

2.Стадия
обсуждения и борьбы мотивов – воля
всегда явл. Избирательным аспектом
(суть воли, главный этап)

Психическое
состояние, которое характеризуется
столкновением нескольких желаний или
нескольких различных побуждений к
деятельности, принято называть борьбой
мотивов. Борьба
мотивов включает оценку человеком тех
оснований, которые говорят за и против
необходимости действовать в определенном
направлении, обдумывании того, как
именно действовать.

Существует
и другая точка зрения, характерная для
тех психологов, которые, не отвергая
значимость борьбы мотивов и внутренней
работы сознания, видят сущность воли
в исполнении
принятого решения, поскольку
борьба мотивов и следующее за этим
принятие решения не идут дальше
субъективных состояний. Именно исполнение
решения составляет основной момент
волевой деятельности человека.

3.Принятие
решений

4.Реализация
решения (исполнительный этап)

Исполнительный
этап волевого действия имеет сложную
структуру. Прежде всего исполнение
принятого решения связано с тем или
иным временем, т. е. с определенным
сроком. Если исполнение решения
откладывается на длительный срок, то
в этом случае принято говорить
о намерении исполнить
принятое решение.

5.Оценка
действий (удовлетворение или
неудовлетворение результата)

Заключительный
этап волевого действия может получить
двоякое выражение: в одних случаях он
проявляется во внешнем действии, в
других случаях, наоборот, он заключается
в воздержании от какого-либо внешнего
действия (такое проявление принято
называть внутренним
волевым действием).

47. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения

К
механизмам межличностной перцепции
относят механизмы

1)
познания и понимания людьми друг
(иденти¬фикация, эмпатия, атракция).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

2)
самого себя (рефлексия) в процес¬се
общения

3)
обеспечивающие прогнозирование
поведения партнера по общению (каузальная
атрибуция).

  1. Идентификация
    – это способ познания другого человека,
    при котором предположение о его
    внутреннем состоянии строится на
    ос¬нове попытки поставить себя на
    место партнера по общению. То есть
    происходит уподобление себя другому.
    При идентификации с другим познаются
    его нормы, ценности, поведение, вкусы
    и привычки.

  2. Эмпатию
    определяют как эмоциональное
    вчувствование или со¬переживание
    другому. Через эмоциональный отклик
    мы пониманием внутреннего состояния
    другого. Эмпатия основана на умении
    пра¬вильно представлять себе, что
    происходит внутри другого человека,
    что он переживает, как оценивает
    окружающий мир. Известно, что эмпатия
    тем выше, чем лучше человек способен
    представить себе, как одно и тоже
    событие будет воспринято разными
    людьми, и нас¬колько он допускает право
    на существование этих разных точек
    зре¬ния.

  3. Аттракция
    (дословно – привлечение) представляет
    собой фор¬му познания другого человека,
    основанную на формировании по отно¬шению
    к нему устойчивого позитивного чувства.
    В данном случае понимание партнера по
    общению возникает благодаря формирование
    по отношению к нему привязанности,
    дружеского или более глубокого
    интимно-личностного отношения

  4. Рефлексия
    – это механизм самопознания в процессе
    общения в основе которого лежит
    способность человека представлять
    то, как он воспринимается партнером
    по общению.

  5. Каузальная
    атрибуция – механизм интерпретации
    поступков и чувств другого человека
    (казуальной атрибуции – приписывание
    причин).

Межличностное
восприятие синоним — социальная
перцепция) представляет собой сложный
процесс: а) восприятия внешних признаков
других людей; б) последующего соотнесения
полученных результатов с их действительными
личностными характеристиками; в)
интерпретации и прогнозирования на
этой основе возможных их поступков и
поведения.

В
социальном восприятии в целом всегда
присутствует оценка других людей и
формирование отношения к ним в
эмоциональном и поведенческом плане,
в результате чего и осуществляется
построение их собственной стратегии
деятельности.

• 
познание
себя, являющееся начальной базой для
оценки других людей;

• 
познание
партнеров по взаимодействию, дающее
возможность сориентироваться в
социальном окружении;

• 
установление
эмоциональных отношений, обеспечивающее
выбор наиболее надежных или
предпочтительных партнеров;

В
ходе социального восприятия формируются
образы-представления о себе и партнерах,
имеющие свои особенности. Во-первых,
их содержательная структура соответствует
многообразию свойств человека. В ней
обязательно присутствуют

компоненты
внешнего облика, которые прочно
связываются с характерными
психологическими чертами его личности.
Например: «умные глаза», «волевой
подбородок», «добрая улыбка» и т.п.
Это не случайно, так как путь к
внутреннему миру партнера познающий
его человек прокладывает через
поведенческие сигнаты о состоянии и
особенностях воспринимаемого.
Конституциональные признаки внешнего
облика и своеобразие его оформления
одеждой и косметикой играют роль
эталонов и стереотипов
социально-психологической интерпретации
личности.

Во-вторых,
другая особенность этих образов
заключается в том, что взаимопознание
направлено в первую очередь на понимание
тех качеств партнера, которые наиболее
значимы в данный момент для участников
взаимодействия. Поэтому в
образе-представлении о партнере
выделяются обязательно доминирующие
качества его личности.

Эталоны
и стереотипы взаимного познания
формируются через общение с
непосредственным окружением человека
в тех общностях, с которыми он связан
жизнью. Прежде всего это семья и этнос,
которые пользуются культурно-исторической
спецификой деятельности и поведения
людей. Вместе с этими шаблонами
поведения человек усваивает
политико-экономические, социально-возрастные,
эмоционально-эстетические,
профессиональные и другие эталоны и
стереотипы познания человека человеком.

Практическое
назначение взаимных представлений
партнеров заключено в том, что понимание
психологического облика личности
является исходной информацией для
определения тактики своего поведения
по отношению к участникам взаимодействия.
Это означает, что эталоны и стереотипы
взаимопознания выполняют функцию
регуляции общения людей. Положительный
и отрицательный образ партнера
закрепляет отношение той же
направленности, снимая или возводя
психологические барьеры между ними.
В расхождениях взаимных представлений
с самооценками партнеров скрыты
причины психологических конфликтов
когнитивного плана, которые время от
времени перерастают в конфликтные
отношения между взаимодействующими
людьми.

Эффект
первичности состоит в том, что вероятность
припоминания нескольких первых элементов
однородного материала более высока,
чем средних (при этом чем объемнее
предъявляемый материал и чем выше темп
его предъявления, тем меньшее количество
первых элементов припоминается).

Эффект
ореола — это распространение первичной
общей оценки человека (людей) на восприятие
его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке
(людях) в целом благоприятно, то в
дальнейшем все его (их) поведение, черты
и поступки начинают переоценивать в
положительную сторону.

В них вьщеляют
и преувеличивают лишь положительные
моменты, а отрицательные как бы
недооценивают или вообще не замечают.
Если же общее первое впечатление о
каком-либо человеке (людях) оказалось
отрицательным, то даже положительные
его (их) качества и поступки в последующем
не замечают либо недооценивают на фоне
гипертрофированного внимания к
недостаткам.

Эффект
новизны при восприятии людьми друг
друга заключается в том, что по отношению
к знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т.е. более новая
информация о нем. А по отношению к
незнакомому человеку более значима
первая информация

13. Музыкальное воспитание на территории Европы в эпоху Возрождения

В эпоху Раннего
Средневековья
и Среднего
муз.
воспитание
подчинено религиозно-дидактическим
целям.
В иерархии
дух.и эстетич.ценностей музыка занимала
последнее место,
и к.13в. муз.
снова воспринималась
как свободное
иск-во и включало
в систему
обучения, как часть
7 свободных наук. Муз.

воспринимали
как науку, а не как иск-во.
Муз. Ср.
сохраняет традиции культуры
и
светского музицирования и стала основой
современной
проф.европ.музыки.
Проф.муз. Сред. развивалась
в рамках церк.обрядов и ритуалов главным
образом в
виде хор.пения и игры на органе. Монастыри
и кафедральные певческие
школы в
этот период становятся
центрами
муз.образования (религ.хар-р).

В 11-12вв открылись
первые университеты
– в Италии, Болоньи, Соперно.

В 13в – в Англии
(Оксфорд, Кембридж), в Париже.

Университеты
Сред. включали
4 факультета: вольных иск-в,
юридический,

медицинский,
богословский.
Музыка
изучалась на всех фак-тах, но в рамках
философии. Центрами свет.иск-ва стали
рыцарские замки. Трубадуры, труверы,
минезингеры, менестрели, скоморохи(в
России).

Тип
культуры,
характерный
для европ.общества, кот.
не имеет
точных временных
границ.

Отличит.черты:
светский хар-р, гуманизм, возвращение
к
антич.ценностям.В Европе к к.16в.насчитывалось
более 70 университетов.
В это время окончательно
складывается
современное
профессиональное
муз.иск-во,
четко разгранич. профессии композитора
и исполнителя.
В Италии
появл. Объединения
музыкантов
– ”Муз.

К к.15в.начинается.
нотопечатание
(в Венеции).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

В Беларуси
нотопечатание
нач. со
2п.16в. с центрами в Несвиже и Вильнюсе.
Здесь складывалась система различных
учеб.заведений разных конфессий
–православные
школы при церквях и монастырях – братские
школы; католич.и протестаские школы, в
кот.преподавали
муз. и
инст.предметы. Подготовка музыкантов
четко делилась на вокалистов/инструменталистов.

Вопрос 50 Групповая динамика. Структура малой группы.

Групповая
динамика – это совокупность внутригрупповых
процессов, которые характеризуют весь
жизненный цикл группы.

-Этап
проверки и зависимости.

-«Внутригрупповой
конфликт» (отсутствует групповое
единство, участники стремятся навязать
свою позицию, модель поведения)

-Развитие
групповой сплочённости (складываются
нормы и ценности группы)

-Функционально-ролевая
соотнесённость (Образуется статусно-ролевая
структура группы, распределяются задачи)

Структура
малой группы – это совокупность связей
или отношений, которые складываются
между индивидами:
= Формально-статусная
(доминирование и подчинение)

= Социометрические
отношения (Симпатии и антипатии в группе)

= Коммуникативные
связи и отношения (потоки информации)

= Ролевые
отношения

12. Музыкальное воспитание в эпоху Средневековья

Форма – внешнее
очертание, наружный вид.

По отношению к
обучению форма:
1. Как форма обучения, 2. Как форма
организации обучения.

Форма обучения
– внешняя сторона организации учебного
процесса: групповая форма, индивидуальная
форма, коллективная форма, аудиторная
и неаудиторная, классная и внеклассная,
школьная и внешкольная форма.

Форма организации
обучения
представляет собой конструкцию отдельного
звена, процесса обучения: урок, лекция,
семинар, факультативные занятия, экзамен,
концерт, экскурсия и т. д.

Урок классифицируется:
– индивидуальные, групповые, лекции,
консультации, концерты, диспуты и т. д.;
– вводный, ознакомление новых знаний,
закрепление, повторение и обобщение,
контрольный урок; – комбинированный и
моно урок.

Виды моно урока:
1 урок – в соответствии с основными видами
муз. деятельности – импровизации, урок
подбора по слуху, урок сочинения музыки,
слушание музыки, урок аккомпанирования,
урок чтения нот с листа; 2 урок – как
критерии содержания учебной работы –
аппликатурный, урок работы над
инструктивным материалом, урок работы
над полифонией, над крупной формой, над
кантиленой, урок – гамма;

3 урок – этапы
освоения муз. содержания, моно уроки
бывают – урок разбора произведения,
урок углублённого изучения произведения,
урок создания целостной структуры
произведения, урок проверки полученных
знаний, умений и навыков процессе
исполнения произведения. Использованные
методы обучения – информационный,
инструктивно – технический, наглядный,
проблемный.

Комбинированный
урок посвящён
решению некоторых дидактических задач:1
– организационный момент или организационно
– психологическая настройка на урок
занимает не более 3 – 5 мин.; 2 – подготовка
исполнительского аппарата к работе; 3
– проверка домашнего задания; 4 –
изучение домашнего материала; 5- повтор
пройденного материала = 5 мин. проведение
итогов урока.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

3Проверка д.з.

ТАКТ-
прикосновение; это нравственная категория
основанная
на принципе гуманизма и проявляющаяся
в сложных и противоречивых ситуациях
в виде сохранений человеческого
достоинства. Часть педагогического
мастерства.

Педагогический
такт
– обозначает
не только св-ва личности педагога,
но и предполагает
наличие умения подбирать правильный
подход к каждому ученику. Педагогический
такт
– это мера
педагогики целесообразного воздействия
педагога
на учеников и умение устанавливать
прадуктивный стиль общения.

Проявляется
в уравновешенности педагога и предполагает
доверие к ученику. Это показатель
культуры общения педагога
и проявление
в четкости, корректности, строгости
общения. Вне класса

непринужденность, задушевность, доверие,
гибкость
поведения. Умение пользоваться ролевыми
позициями.
Их 4: 1.

Позиция
родителя(
пристройка сверху) педагог
демонстрирует независимость и берет
ответственность на себя. 2.
Позиция «дитяти»
(пристройка снизу) проявляется
как неуверенная, подчиняемая личность.
3. Позиция
взрослого
(пристройка рядом) выражается в умении
считаться с ситуацией, понимание др
люд. 4.

Позиция
неучастия
(отстраненность на уроке; все течет
своим чередом). Выбор позиции зависит
от ситуации, цели
урока. Деловой уровень общения, так же
проектирует в ученике равнопр партнера.
Позиция
дитяти

развитие
самостоятельности
ребенка. Позиция
родителя

тормозит
развитие
и приводит к конфликтам.

1. Знание
психологического
возраста и индивидуальных
особенностей
современных детей.

2. Знание основ
моралей и умение видеть нравственность
в поступках.

3. Знание способов
воздействия
на уч-ся.

4. Формирование
выдержки, самообладание педагога и
творческий
подход к анализу нужного опыта.

5. Развитие
педагогической
техники и чувство юмора.

6. Развитие
коммуникативных умений ( чтение по
лицу).

Вопрос 51 Личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.

Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.


Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).


Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)


Внешнее подчинение


Внутреннее подчинение (мнение группы
воспринимается как собственное даже
вне группы)


Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)

Социальная
роль – это нормативно заданный и
коллективно-одобряемый образец поведения,
ожидаемый от конкретного члена группы.

-Формальные
(статус, профессия, официальное положение
в группе).

-Неформальные
(спонтанно складываются в процессе
групповой жизнедеятельности)

– Нонконформисты
(Способны противостоять мнению
большинства)

Ли́дер
— лицо в какой-либо группе (организации),
пользующееся большим, признанным
авторитетом, обладающее влиянием,
которое проявляется как управляющие
действия. Член группы, за которым она
признает право принимать ответственные
решения в значимых для нее ситуациях,
то есть наиболее авторитетная личность,
играющая центральную роль в организации
совместной деятельности и регулировании
взаимоотношений в группе.

по
содержанию деятельности (лидер-вдохновитель
и лидер-исполнитель);по характеру
деятельности (универсальный лидер и
ситуативный лидер);по направленности
деятельности (эмоциональный лидер и
деловой лидер) и т. д. Лидер может быть
одновременно и официальным руководителем
группы.
Различают:
-формальное
лидерство — процесс влияния на людей
с позиции занимаемой должности;

-неформальное
лидерство — процесс влияния на людей
при помощи своих способностей, умения
или других ресурсов.

-Авторитарный
— установление жёсткой дисциплины,
чёткое распределение обязанностей,
лидер не вступает в дискуссии, не
прислушивается к мнению группы, навязывает
свое мнение.

-Демократичный
— лидер советуется с коллегами,
прислушивается к их аргументам, поощряет
их инициативу, ориентируется на мнение
группы, часть полномочий делегирует
другим членам группы.

-Либеральный
— лидер не предъявляет никаких требований
к членам группы, ни на что не настаивает,
принимает все предложения членов группы,
не конфликтует. Группа практически не
организованна, разобщена, функциональные
обязанности в группе распределяются
хаотично.

Вопрос 54 Элементы конфликта

ЭЛЕМЕНТЫ
КОНФЛИКТА – структурные составляющие
конфликта как системы. Конфликт является
сложным объективно-субъективным
образованием. Поэтому среди Э. к. выделяют
объективные и субъективные. К объективным
Э. к. относятся оппоненты, объект и
предмет конфликта, группы поддержки,
др. участники, те составляющие микро–
и макросреды, в пределах которых
происходит конфликт.

Основными
субъективными, т. е. психологическими,
Э. к. являются устремления (цели, мотивы)
сторон, стратегии и тактики их поведения,
а также их информационные модели
конфликта. Среди Э. к. можно выделить
те, которые оказывают на развитие
конфликта гораздо более значительное
влияние по сравнению с др. элементами.

Такие значимые элементы называются
компонентами конфликта. Э. к. является
не любая составляющая часть конфликта,
а только та, которая образует его
подструктуру. Напр., должность, которую
занимает первый оппонент в межличностном
организационном конфликте, является
элементом не конфликта в целом, а
элементом первого оппонента как системы.

61Компоненты утомления

Утомление
– это состояние, связанное со снижением
работоспособности.

Чувство
слабосилия. Утомление
сказывается в том, что человек чувствует
снижение своей работоспособности, даже
когда производительность труда еще не
падает. Это снижение работоспособности
выражается в переживании особого,
тягостного напряжения и в неуверенности;
человек чувствует, что не в силах должным
образом продолжать работу.

Расстройство
внимания.
Внимание – одна из наиболее утомляемых
психических функций. В случае утомления
внимание легко отвлекается, становится
вялым, малоподвижным или, наоборот,
хаотически подвижным, неустойчивым.

Расстройство
в сенсорной области. Таким
расстройством под влиянием утомления
подвергаются рецепторы, которые принимали
участие в работе. Если человек долго
читает без перерывов, то, по его словам,
у него начинают «расплываться» в глазах
строчки текста. Продолжительная ручная
работа может привести к ослаблению
тактильной и кинестетической
чувствительности.

Нарушение
в моторной сфере.
Утомление сказывается в замедлении или
беспорядочной торопливости движений,
расстройстве их ритма, в ослаблении
точности и координированности движений,
их деавтоматизации.

Дефекты
памяти и мышления. Эти
дефекты также относятся непосредственно
к той сфере, с которой связана работа.
В состоянии сильного утомления оператор
может забыть инструкцию и одновременно
хорошо помнить все, что не имеет отношения
к работе. Мыслительные процессы особенно
нарушаются при утомлении от умственной
работы, но при физической работе человек
нередко жалуется на понижение
сообразительности и умственной
ориентации.

Ослабление
воли. При
утомлении ослабляются решительность,
выдержка и самоконтроль. Отсутствует
настойчивость.

Сонливость. При
сильном утомлении возникает сонливость
как выражение охранительного торможения.
Потребность во сне при изнурительной
деятельности такова, что человек засыпает
часто в любом положении, например, сидя.

62Предмет и задачи инженерной психологии

Инженерная
психология – это отрасль психологической
науки, которая изучает закономерности
взаимодействия человека и техники с
целью использовать данные закономерности
для создания систем «человек-машина-среда»
(СЧМС).

Задачи:

  1. Участие
    в конструировании техники и организации
    технологических процессов.

  2. Профессиональный
    отбор людей с необходимым уровнем
    профессионально важных качеств для
    работы со сложными техническими
    системами.

  3. Профессиональная
    подготовка человека-оператора.

Особенности
инженерной психологии: имеет двойственный
характер:

  1. Изучает
    проявления психики человека при
    взаимодействии с техникой.

  2. Имеет
    ярко выраженный технический характер.

64Характеристика систем чмс

СЧМС
включает в себя:

  1. Техническое
    устройство

  2. Человека-оператора
    – это человек, осуществляющий трудовую
    деятельность посредством информационных
    систем и органов управления.

  3. Внешняя
    среда.

СЧМС
являются:

  1. Сложными
    динамическими системами.

  2. Целеустремлёнными
    системами (обусловлено включением в
    них человека).

  3. Адаптивными
    системами (благодаря гибкости и
    пластичности человека).

◙ По
целевому назначению


Обслуживающие.


Исследовательские


Обучающие


Управляющие (большой класс)

◙ По
характеристикам человека


Моносистемы


Полисистемы

◙ По
характеристикам техники


Простые


Сложные


Система-комплекс (очень сложные)

◙ По
характеристикам взаимодействия человека
и техники


Непрерывное

♠ Эпизодическое

65Особенности деятельности человека-оператора

Особенности
деятельности человека-оператора:

  1. Опосредованное
    восприятие внешнего мира и управляемого
    объекта.

  2. Кодирование
    информации на средствах её отображения
    затрудняет формирование адекватного
    образа объекта и ситуации.

  3. Передача
    ряда функций автоматическим устройствам
    повышает значимость контроля за их
    работой.

  4. Управление
    разнокодовой информацией.

Из
всего этого следует – специфика
деятельности человека-оператора
формирует предрасположенность его к
информационному стрессу.

Средства
деятельности человека-оператора

  1. Средства
    отображения информации.

♦ По
модальности сигнала

  1. Визуальные

  2. Акустические

  3. Тактильные

♦ По
функциям выдаваемой информации

  1. Ситуативная

  2. Командная

♦ По
форме сигнала

  1. Абстрактные

  2. Изобразительные

  1. Органы
    управления – используются для

♦ Ввода
командной информации

♦ Установки
требуемых режимов работы

♦ регулировки
параметров

♦ вывода
информации

  1. Вспомогательные
    средства

66Особенности практического мышления

1.
Непосредственно включено в трудовую
деятельность и результаты тут же
подвергаются проверке.

2.
Создаётся план операции, который
соотносится с реальными объектами или
процессами.

3.
Почти всегда имеется лимит времени,
создающий невозможность выдвижения и
проверки нескольких гипотез.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Функции
оперативного мышления

  1. Планирование

  2. Контроль
    и регулирование

  3. Диагностика

  4. Решение
    задач по устранению резких отклонений
    от новмы в управляемых процессах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector