Эхолалия – причины, диагностика и лечение

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Эхолалия у взрослых

У детей без нарушений психического развития функции немедленного речеподражания в раннем возрасте таковы:

  • поддержание беседы. Например, ребенок уже знает, что диалог складывается из обмена фразами, но его собственный лексический запас пока еще мал и нужные слова подобрать трудно. Поэтому малыш просто повторяет услышанное, чтобы показать, что готов взаимодействовать с собеседником;
  • желание выразить согласие. По наблюдениям психологов, немедленным речеподражанием часто пользуются дети, уже выучившие слово «нет», но еще не знающие слова «да». Повторяя услышанное, они дают понять, что соглашаются с человеком;
  • освоение речи. Здесь ситуация подобна процессу усвоения иностранных языков, когда учащийся вновь и вновь повторяет слово, чтобы понять его и запомнить. Ребенок, который только начинает осваивать устную речь, действует по такой же схеме.

В норме симптом повторения услышанного типичен для малышей, поскольку разговорные навыки формируются в два этапа: 6–12 мес. и 3–4 года. Таким маленьким детям свойственно повторять всё услышанное для обогащения словарного запаса и формирования «базы» взаимодействия с миром.Если же ребенок уже достиг четырехлетнего возраста, но эхолалия к этому времени все еще продолжает оставаться его основной формой речи, необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологу, психоневрологу, логопеду, коррекционному педагогу.

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-либо психических патологий – шизофрении (наиболее часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.

У взрослых аутистов с эхолалией, помимо многократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто наблюдается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • в процессе работы над какой-либо задачей – бессознательное повторение шепотом различных инструкций, полученных для выполнения этой задачи;
  • повторение названий предметов в процессе работы с ними;
  • частое цитирование реплик из фильмов или телепередач (в основном в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или тихое проговаривание текста книги в процессе чтения.

Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание является для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте является неотъемлемой составляющей становления речи, длительное сохранение этого явления рассматривают как повод для беспокойства. Очень важно вовремя провести диагностику патологической эхолалии для более быстрого ее излечения.

Чтобы диагностировать патологическую форму данного состояния, необходимо провести комплексный анализ целого ряда функций психики. Данный метод позволяет выявить имеющиеся у пациента неврологические заболевания и/или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

В большинстве случаев коррекция эхолалии осуществляется при помощи специальных программ занятий и упражнений с использованием наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента имеется аутизм либо другие особенности психического развития – лечение проводится в комплексе с другими терапевтическими методами.

Лечение эхолалии в каждом отдельном случае должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, учителем коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности напрямую зависит результат. При разработке терапевтической схемы необходимо учитывать возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести патологии.

Эхолалия - причины, диагностика и лечение

Родители детей с эхолалией должны придерживаться определенных правил в повседневном общении с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а постараться понять, что именно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже если кажется, что они бессмысленны. Нельзя игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это позволит наладить полноценный контакт между вами;
  • постепенно увеличивать количество слов в словарном запасе малыша путем ненавязчивого добавления в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать краткий ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, необходимо использовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и прочие инструменты невербальной коммуникации.

Важно помнить, что эхолалия зачастую является основным инструментом для самовыражения ребенка, имеющего речевые проблемы, и исполняет многие полезные функции – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки выстроить диалог и выразить свои эмоции.

В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов. Это форма общения. Теперь давайте посмотрим, как можно превратить эхолалию в отличный инструмент для взаимодействия с ребенком.

Формы заболевания

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Причины

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми. Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность. Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
  • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях. Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов. Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
  • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
  • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
  • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
  • Генетические психоневрологические заболевания. Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой голосовые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.

Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:

  • Аутизм;
  • Энцефалопатия;
  • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
  • Шизофрения;
  • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;
  • Синдром Туретта. Заболевание относится также к генетическим обусловленным, проявляет множественными моторными и голосовыми тиками;
  • Новообразования в головном мозге;
  • Олигофрения;
  • Нейроинфекции.

Эхолалия может сочетаться с дисфазией (характеризуется затрудненным произношением слов или их пониманием) и дислексией (сниженная способность к овладению навыками письма и чтения). При таких нарушениях интеллектуальное развитие чаще всего бывает в пределах нормы.

Симптомы

Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.

На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:

  • Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
  • Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
  • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
  • Отсутствие реакции на обращение по имени;
  • Искаженные интонации;
  • Периодические галлюцинации.

У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.

Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.

Эхолалия при аутизме

В силу особенностей устройства своей психики аутичные дети наиболее восприимчивы к эхолалии. Ребенок с аутизмом вряд ли полностью «перерастет» свое речеподражание, однако при условии своевременной профессиональной коррекции это состояние в дальнейшем может стать гораздо менее интенсивным и даже практически незаметным, хотя некая своеобразность речи останется на всю жизнь.

Эхолалия - причины, диагностика и лечение

По результатам последних исследований, проявления эхолалии у детей с аутизмом являются хорошим знаком, поскольку свидетельствуют о том, что ребенок расположен к общению. Правда, он пока не понимает, как это правильно делать, а потому пользуется единственно доступными ему средствами. Бесконечно повторяя одно и то же слово или фразу, аутист просто коммуницирует с окружающими, бессознательно рассчитывая на их внимание не к самому слову/фразе, а к его эмоциональной окраске.

Аутичный ребенок, в отличие от нейротипичного, обладает недостаточным «интуитивным чувством языка», а потому вынужден изучать родной язык как иностранный. Поэтому, если аутичные дети с эхолалией не получают профильной помощи, их речь может так и остаться на уровне шаблонных повторов чужих фраз, а вербальная коммуникация будет существенно ограничена.

Последствия эхолалии

К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;

  • Позднее становление речевой функции;
  • Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
  • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

Диагностика

Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу. Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда. Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса. Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
  • Логопедическое тестирование. Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
  • Патопсихологическое тестирование. Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
  • Нейропсихологическое тестирование. Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет нужно обратиться к детскому неврологу. Опытный врач диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.

Причины патологии определяются после проведения:

  • Электроэнцефалограммы. Обследование выявляет очаги патологического возбуждения в головном мозге;
  • УЗИ-сканирования;
  • МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, а также внутричерепного давления;
  • ДНК-обследования. Необходимо, если имеются подозрения на генетические аномалии.

Консультация и осмотр у отоларинголога позволяет определить есть ли у ребенка тугоухость, так как при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.

Необходимо обследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.

Принципы лечения

Физиологическая эхолалия лечения не требует, но за ребенком нужно наблюдать, это позволит вовремя обратиться к врачу в том случае, если после 4-5 лет проблема не исчезнет.

Лечение патологической эхолалии заключается в терапии основного заболевания. В зависимости от выявленных нарушений детям могут быть прописаны:

  • Ноотропы;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы;
  • Успокаивающие препараты

Медикаменты, их дозировка и продолжительность курса определяются врачом. Медикаментозная терапия должна дополняться занятиями с логопедом или афазиологом, психотерапевтом.

Немаловажное значение имеет отношение родителей к ребенку и изменение поведения в семье.

Важными условиями для преодоления речеподражания считаются:

  • Спокойная обстановка. Малыша нужно ограждать от стрессовых ситуаций, общаться в его присутствии со всеми членами семьи и окружающими доброжелательно;
  • Желание к контакту и общению. Детей всегда нужно внимательно выслушивать, предлагать интересные и понятные по возрасту темы для беседы;
  • Использование в разговоре только тех вопросов, на которые малыш можно ответить четко или да, или нет. Другой вариант — озвучивание вопроса, на который ребенок может дать свой вариант ответа. То есть можно спросить – «Кто живет в лесу»? или «Кто умеет мяукать»?;
  • Поощрение ребенка при адекватно выраженных эмоциях;
  • Внимательное выслушивание. Ребенка с эхолалией нельзя прерывать, особенно в грубой форме;
  • Использование в беседе предметов или картинок, указав на которые ребенок сможет точно выразить, что он хочет. Такой подход позволяет избежать истерик и повышает уверенность малыша в своих силах.

Ускорить формирование речевой функции позволяют подвижные и сюжетные игры, сказкотерапия. Дошкольников можно записать на различные кружки, где он, общаясь со сверстниками, сможет найти большее понимание.

Эхолалия легко поддается коррекции, если органических поражений мозга нет. Но родителям нужно вовремя обратить внимание на проблему и полностью выполнять все рекомендации врача.

При соблюдении всех выше указанных условий речевое поведение уже к школьному возрасту становится нормальным.

При генетических отклонениях в большинстве случаев определенные речевые дисфункции сохраняются на протяжении всей жизни.

Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома. Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом. Важные условия для получения положительного результата – способность пациента удерживать контакт, отсутствие выраженных эмоциональных и поведенческих расстройств, достаточный уровень интеллекта для ведения беседы.

На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы. На начальном этапе применяются диалоговые упражнения, в которых пациенту предлагается заменить эхолалический «ответ» выбором визуального стимула – указанием на картинку, предмет. Постепенно зрительная опора заменяется речевыми высказываниями, увеличивается продолжительность и сложность диалога. После диалоговой речи осваивается монолог и общение в группе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector