Дизартрия: виды, степени, признаки и лечение

Почему развивается патология

При диагностике данной патологии дальнейшие перспективы пациента зависят не только от своевременности начатого лечения, но и от причины отклонения. У взрослых оно вторично, проявляется, как правило, после инсульта, перенесенной травмы головы, органического заболевания головного мозга. К факторам риска относятся:

  • ЧМТ;
  • инсульт;
  • онкология;
  • клещевой энцефалит;
  • операции;
  • сифилитическое поражение мозга;
  • синдром Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • туберкулез центральной нервной системы;
  • рассеянный склероз.

В детском дошкольном возрасте дизартрия может являться следствием ДЦП на фоне поражения нервной системы. К перинатальным причинам возникновения дефекта можно отнести токсикоз, резус-конфликт, травмы в родах, тяжелую гипоксию плода, недоношенность. В раннем послеродовом периоде в зоне риска дети, перенесшие менингит, средний отит, тяжелые интоксикации.

Разновидности форм

Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.

Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:

  • Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
  • Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
  • В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
  • Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
  • Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.

При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:

  1. выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
  2. речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
  3. больного понимают только близкие и родственники;
  4. частичное или полное отсутствие речи.

Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.

Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:

  • звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
  • фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
  • фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.

Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:

  • спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
  • спастическую (в случае поражения нейронов);
  • спастико-ригидную;
  • атактическую (затронут мозжечок);
  • гиперкинетическую;
  • смешанную.

У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом.

У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой.

Проявления болезни

Дизартрия: виды, степени, признаки и лечение

Для заболевания характерны нечеткость и невнятность речи. Симптомы отличаются в зависимости от стадии развития патологии: от нарушений произношения отдельных звуков до их пропусков. Наиболее тяжело протекает болезнь, сопровождающаяся параличом мышц речевого аппарата.

Тонус мышц лица может быть пониженным или повышенным. В зависимости от этого органы артикуляции напрягаются или становятся вялыми, отмечается обильное слюнотечение. Среди сопутствующих отклонений искажается восприятие речи на слух, ухудшается общее развитие ребенка. Дизартрический компонент сочетается с нарушением мелкой моторики рук.

При дизартрии страдает моторная функция органов речи. Часто регистрируется смешанная форма: например, язык может быть спастичным, а губы вялыми. Отличительные характеристики в сравнении с другими нарушениями речи:

  • стойкие изменения произношения фонем, сложность в их освоении;
  • свистящие произносятся неправильным образом;
  • трудная автоматизация звуков;
  • искажение гласных и согласных;
  • звонкие фонемы произносятся тихо, твердые мягко;
  • дефект более выражен при ускорении темпа речи.

Дыхание может быть недостаточно глубоким, учащенным. Голос больного становится тихим, слабым, а тембр хриплым и прерывистым. Всегда страдает голосовая модуляция: речь звучит монотонно, немодулированно. Для маленьких детей свойственно появление в словах дополнительных ударений.

При появлении избыточной выработки слюны следует подозревать неврологическую симптоматику заболевания. Могут присоединяться вегетативные расстройства: гиперемия или бледность кожи, повышенное потоотделение. Из-за гипотонуса глотки и органов ротовой полости во время еды возникает захлебывание и поперхивание пищей, больному трудно проглатывать еду, может возникать рвотный рефлекс.

Диагностика дизартрии

Постановка диагноза начинается с неврологического обследования, консультации логопеда и сдачи лабораторных анализов. К инструментальным методам обследования относятся:

  • МРТ головного мозга;
  • оценка биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ);
  • обследование мышц и периферических нервов (ЭНМГ).

Логопед после осмотра и беседы с пациентом оценивает тонус мышц лица, дыхание. Кроме того, он может попросить больного записать текст под диктовку, прочесть его. Так специалист отметит тембр, интонацию и темповые характеристики речи.

Также специалист сравнивает работу речевого аппарата с общими двигательными нарушениями: способность ребенка удерживать голову, поворачивать ее в разные стороны, стоять, сидеть и ходить. Отдельно оценивается мелкая моторика рук (захват предметов ладонью и пальцами, согласованность действий).

Обязательно проверяют мышление, концентрацию, память, зрительное восприятие. Родственникам больного необходимо будет предоставить информацию о своевременности психического развития. Оценивают пассивные движения и при разговоре. Для этого ребенка просят выполнить различные задания по подражанию. При умеренной дизартрии проверяют пассивный и активный словарный запас, у неговорящих детей – понимание смысла слов и действий, использование мимики и жестов. Также выявляют вид отклонения: что пропускается или заменяется, искажается.

Причины приобретенной и врожденной дизартрии

При слабовыраженных симптомах дети могут посещать обычное образовательное учреждение, в остальных случаях нуждаются в обучении в специализированном учебном заведении. Лечить проявления отклонения необходимо в любом случае, самостоятельно они не пройдут. Для получения положительного результата, занятия нужно проводить регулярно до закрепления речевых навыков и восстановления функций артикуляционного аппарата.

Способы терапии

Коррекция включает в себя комплексное лечение с помощью медикаментов, занятий у логопеда, физиопроцедур. Монотерапия лекарственными препаратами не исправит ситуацию, в лучшем случае только купирует симптомы. Положительным терапевтическим эффектом обладают массаж, иглоукалывание, принятие лечебных ванн. Среди нестандартных методов: дельфинотерапия, рисование, лепка, игры с песком.

Лечение на первых этапах должно проводиться под контролем специалиста (логопед, невролог), в дальнейшем после закрепления положительного эффекта можно продолжать заниматься в домашних условиях. Можно самостоятельно проводить пощипывание и поглаживание щек, языка. Работая перед зеркалом, вы научите больного контролировать свою мимику.

Артикуляционная гимнастика, как одно из средств логопедии, включает движения на открывание и закрытие рта, фиксацию челюсти, сворачивание губ трубочкой. Совсем маленькому пациенту понравится игра с конфеткой на палочке. Он должен удерживать ее одними губами, а родители будут стараться вытянуть ее изо рта.

Медикаментозно лечат только по рекомендации врача. Назначают лекарственные препараты для улучшения мозгового кровообращения и процессов метаболизма. У взрослых при возникновении дизартрии вследствие инсульта или инфекционного заболевания первоначально устраняют причину. Восстановление речи после инфаркта мозга является прерогативой афазиолога.

Прогноз и профилактика

Дизартрия: виды, степени, признаки и лечение

По статистическим данным, полученным при обследовании детей в дошкольных учреждениях, у 40-60% из них имеются те или иные отклонения в речевом развитии. Чаще встречаются дислалия, ринофония, неправильное произношение и ошибки фонетического характера, стертая форма дизартрии. В то же время на долю стертой дизартрии выпадает до 35% нарушений. В большинстве случаев отклонения являются излечимыми и корректируются в младшем школьном возрасте.

Для тренировки мышц, предупреждения их атрофии нужно обучать детей езде на велосипеде, полезной будет любая двигательная активность (игра в прятки, скакалка, теннис и бадминтон, катание на коньках или роликах). Мелкую моторику развивают на уроках рисования, лепки, при собирании конструктора. В школьном возрасте необходимо тренировать письменную речь, рисовать по очереди левой и правой рукой, читать книги и пересказывать их. Чтобы разрабатывать речевой аппарат, не бойтесь давать ребенку пищу, которую нужно пережевывать.

Исход течения заболевания зависит от своевременной диагностики и начатого лечения. Полное восстановление функций речи возможно при легкой или стертой форме дизартрии. В тяжелых случаях − только частичное улучшение состояния. Важное значение имеет социальная адаптация человека, он не должен чувствовать себя обделенным, особенно в кругу своих близких.

Этапы коррекции дизартрии

Первый этап коррекция стёртой дизартрии – подготовительный. Работа по преодолению расстройств речи начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению:

  • Обильного слюнотечения;
  • Пассивности мышц;
  • Недостатков фонематического внимания и восприятия;
  • Подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.

На втором этапе работа логопеда направлена на преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи. Она заключается в постановке звуков. Третий этап – включение пациента в активное общение.

Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, уделяют внимание с раннего возраста. Пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, страдающего дегеративными заболеваниями нервной системы или детским церебральным параличом, обучают приёмам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, учат попеременно жевать правой и левой стороной рта.

Если у старших детей наблюдаются ранние рефлексы (сосательный), проводят работу, направленную на затормаживание задержанных рефлексов. Логопеды используют приём механического препятствия для ненужного движения. Мышцы рта логопед фиксирует руками, непроизвольные движения языка фиксирует с помощью шпателя или прикусывания языка зубами.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед пациентом ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль и поощряют малейшие успехи. Сложно затормозить рефлексы в оральной области, так это зона жизненно важна и чувствительна. В ней весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: тактильная, вкусовая, температурная.

Для преодоления слюнотечения обучают пациента проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывают глотательные движения, запрокидывают голову назад и предлагают проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений можно дать пациенту печенье или булку и учить жевать перед зеркалом, чередую жевание с глотанием.

Пациента учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Он помещает свою руку под нижнюю челюсть, под подбородок, другую кладёт на голову пациента и смыкает челюсти путём лёгкого надавливания. Затем приучают пациента выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Пациента обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации. Учат произвольно расслаблять мышцы верхних и нижних конечностей, затем шеи и головы. Развивают способность различать напряжение и расслабление и регулировать по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Дизартрия после инсульта: упражнения для восстановления речи

Для расслабления применяют поглаживание, вибрацию и другие приёмы расслабляющего массажа. С этой же целью используют точечный массаж. Эту работу массажисты Юсуповской больницы проводят после консультации невролога и реабилитолога.

Логопедический массаж при коррекции дизартрии по Приходько

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия при дизартрии. Его применяют в тех случаях, когда имеет место нарушения тонуса артикуляционных мышц, изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата. Он опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Логопедический массаж по Приходько проводится на всех этапах коррекционного воздействия. Его используют на начальных этапах реабилитации, когда у пациента ещё отсутствует принципиальная возможность выполнить определенные артикуляционные движения. Дифференцированный логопедический массаж в Юсуповской больнице осуществляет старший инструктор ЛФК, который имеет знания по анатомии и физиологии мышц, речевого аппарата, прошёл специальную подготовку, в совершенстве владеет техникой массажа.

Реабилитологи обучают лиц, осуществляющих уход за пациентом с дизартрией, элементарным приёмам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики. Дифференцированный логопедический массаж необходим для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а в более тяжёлых случаях – для уменьшения степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры:

  • Гиперкинезов (избыточных насильственных двигательных актов, возникающих помимо воли пациента);
  • Спастического пареза,
  • Атаксии (нарушения координации движений, не связанного с мышечной слабостью);
  • Синкинезий (дополнительных движений, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях).

С его помощью активизируют те группы мышц периферического речевого аппарата, которые не могут полноценно сокращаться, или активируют новые мышечные группы, до этого бездействующие, стимулируют проприоцептивные ощущения, уменьшают выделение слюны. Логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс, подготавливает условия к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Сущность логопедического массажа состоит в нанесении механических раздражений:

  • Поглаживания;
  • Пощипывания;
  • Разминания;
  • Растирания;
  • Вибрации;
  • Поколачивания.

Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет реабилитологам Юсуповской больницы понизить мышечный тонус при спастичности мышц или повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. В дальнейшем у пациента формируются и осуществляются произвольные (активные), координированные движения органов артикуляции.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии

Особенность коррекции голоса при дизартрии заключается в том, что это сложный и длительный процесс. С точки зрения физиологии обучить человека произношению звуков равнозначно созданию нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях логопеды чаще используют смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, специальных приспособлений и зондов придает языку и губам пациента нужную позу. Можно использовать вспомогательные предметы: чайную ложку, трубочки, палочки различного диаметра.

Дизартрия: виды, степени, признаки и лечение

Технология коррекции голоса при дизартрии – это длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Артикуляционную гимнастику и логопедический массаж на этапе постановки голоса и не прекращают, а продолжают и сочетают. Логопеды применяют индивидуальные приёмы постановки звуков, анализируя причины и характер нарушений.

Коррекция произносительной стороны речи при дизартрии

Произносительная сторона речи включает звукопроизношение и просодику (интонацию, мелодику, паузу, ударение, темп, ритм и тембр). Функционирование произносительной стороны речи тесно связано с артикуляционной моторикой и фонематической стороной речи. Произношение звуков – это фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.

Коррекционная работа строится с учётом следующих принципов:

  1. Связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществляется не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность пациента в целом;
  2. Системного подхода. Произносительная сторона рассматривается в качестве системы, которая включает ряд компонентов. На их развитие направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, просодики);
  3. Принцип развития – предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у пациентов с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, которые могут быть выражены в разной степени. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Коррекционную работу направляют не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие упражнения, игры и моделирование. К наглядным – наблюдение, рассматривание профилей, схем, показ образца задания и способа действия. Основными словесными методами являются беседа, чтение, рассказ.

Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:

  • Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
  • Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Дифференциация различных видов интонации.

Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.

Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме.

Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:

  1. На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
  2. Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
  3. Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
  4. Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Дарья Дмитриевна Елисеева
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Татьяна Александровна Косова
Заведующий отделением восстановительной медицины – врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Елена Геннадьевна Петрова
Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Максим Владимирович Чулков
Инструктор-методист, кинезитерапевт Юсуповской больницы
Сергей Олегович Молчанов
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector