Дистонический синдром у детей

Синдром мышечной дистонии у грудничка и его причины

Новорожденный ребенок – это паллидарное существо, большинство ответных реакций которого замыкается на уровне зрительного бугра и бледного шара. В дальнейшем в процессе созревания выше расположенных структур наступает торможение филогенетически более древних образований и, как следствие, видоизменение ответных реакций организма.

Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику. Чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

Вызывает некоторые затруднения дифференциальная диагностика у маленьких детей между пирамидными и экстрапирамидными нарушениями (симптомами). Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторная активность. Симптомы изменений мышечного тонуса могут различаться в различные возрастные периоды ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 месяцев), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы.

Мышечная гипотония – один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием, хромосомных синдромах.

В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогредиентный характер. Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.

Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он, либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп.

Так, посаженный ребенок 9 месяцев сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задерживается надолго. Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (травматический парез ног, акушерский парез руки). В этих случаях задержка будет парциальной.

Дистонический синдром у детей

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига – Гоффманна у ребенка 9 – 10 месяцев могут соответствовать возрасту 2 – 3 месяцев. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций.

Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов, врожденный паралич лицевого нерва), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой.

Качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного, моторного развития.

Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться МЫШЕЧНОЙ ДИСТОНИЕЙ, при которой мышечная гипотония чередуется с гипертонией. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы.

Такие состояния называют “дистоническими атаками”. Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус – или АВО – несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения.

Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков.

Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем, что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью.

Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе. При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики (на цыпочках) – это очень плохо.

Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате родовой травмы или асфиксии, в редких случаях – как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы.

Собственно мозжечковые симптомы – интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двигательной активности ребенка. Заподозрить расстройства координации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений, это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно (к 10 – 11 месяцам). Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет.

Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками. Ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушением реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии.

Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации.

У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных (ГБН), тонические рефлексы появляются внезапно, приводя к повышению мышечного тонуса – дистоническая атака. При гиперкинетической форме ДЦП развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений – гиперкинезов.

Часто у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. При атонически-астатической форме церебрального паралича больше страдают реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы наблюдаются эпизодически. Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако, из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

  • внутриутробная гипоксия;
  • асфиксия в родах;
  • кесарево сечение;
  • гестоз и многоводие во время беременности;
  • вредные привычки мамы.

Общие сведения

Дистонический синдром у детей

Мышечное напряжение (тонус) необходимо для поддержания позы тела, осуществления движений. В отличие от сниженного (гипотонус) и повышенного (гипертонус) напряжения мышц, мышечная дистония (МД) обозначает нарушение адекватного соотношения тонуса отдельных мышц или мышечных групп. МД не является нозологической единицей, представляет собой синдром, встречающийся при различных поражениях центральной нервной системы.

По данным европейских исследований, мышечная дистония встречается в странах Западной Европы с частотой 11,2 случая на 100 тыс. населения. Начало проявлений возможно в любом возрасте. Более ранний дебют симптоматики ведёт к более быстрому прогрессированию синдрома с последующей генерализацией процесса.

Мышечная дистония

Мышечная дистония

Причины

Самая распространенная причина появления этого заболевания – родовая травма или повреждения головного мозга малыша из-за нарушенного кровообращения или из-за кислородного голодания на протяжении беременности или в процессе родовой деятельности (при ишемической или гипоксической энцефалопатии). Дистония возникает из-за дегенеративных наследственных заболеваний или в период приема некоторых медикаментов. Если не смогли установить причину развития болезни, то устанавливают диагноз «идиопатическая мышечная дистония».

Гипертонус у малышей может проходить к 6 месяцам самостоятельно. Но если ребёнок начинает ходить, вставая на цыпочки, то необходимо более серьёзное обследование и лечение.

Самое основное лечение мышечной дистонии у малышей — это массаж. Как правило, после двух курсов тонус приходит к норме.

Комаровский Е. О.: « Вегетативная дистония у детей — достаточно общее понятие, говорящее о проблемах в головном мозге. Необходимо найти опытного детского массажиста. Это один из главных этапов лечения».

Этиофакторами МД могут выступать различные поражения головного мозга, распространяющиеся на структуры ответственной за регуляцию тонуса экстрапирамидной системы. У детей первого года жизни мышечная дистония развивается преимущественно вследствие нарушений развития нервной системы во внутриутробном периоде или её повреждений в процессе родов. К возможным причинам относят гипоксию плода, внутриутробные инфекции, токсические воздействия (курение, приём алкоголя, наркомания, медикаментозное лечение беременной), родовую травму новорожденного. У детей старшего возраста и взрослых выделяют следующие основные этиологические факторы:

  • Генетические изменения. Генные мутации обуславливают изменения медиаторной или рецепторной части нервных синапсов, участвующих в передаче регулирующих тонус воздействий. К наследственным формам МД относятся идиопатический блефароспазм, миоклоническая дистония, первичная торсионная дистония.
  • Черепно-мозговая травма. Повреждение подкорковых структур при ЧМТ, проводящих трактов экстрапирамидной системы обуславливает расстройство центральной регуляции тонуса мышц. При неполном восстановлении мышечная дистония сохраняется в посттравматическом периоде.
  • Опухоль головного мозга. Прорастая церебральные ткани, агрессивные внутримозговые неоплазии разрушают нейроны и проводящие пути. При неинвазивном росте по мере увеличения размеров опухоли возникает компрессия окружающих образований. МД возникает при вовлечении в патологический процесс экстрапирамидных структур.
  • Энцефалит. Воспалительное поражение различных уровней экстрапирамидной системы при энцефалите влечёт расстройство её регулирующего воздействия на мышечный тонус. МД может проявляться на фоне стихания острого воспалительного процесса и регресса более грубой неврологической симптоматики.
  • Медикаментозное воздействие. Спровоцировать дистонические расстройства способны атипаркинсонические фармпрепараты, нейролептики, антидепрессанты, антипсихотики. Факторами риска возникновения побочных эффектов терапии являются большая длительность приёма и высокие дозировки.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)

1. Спонтанной двигательной активности (с 4 дня жизни до 2 месяцев).

2. Монокинетическая фаза (с 2 по 5 месяцы), характеризующаяся самостоятельными движениями отдельных конечностей.

3. Дромокинетическая (с 5 по 12 месяцы), при которой движения получают конкретную направленность, но еще не уверены.

4. Кратикинетическая (с 12 месяца), характеризующаяся переходом к моторике взрослого, совершенствованием координации и нормализацием тонуса.

Детская моторика развивается по восходящей линии – от простых к более сложным движениям. В случае поражения различных отделов головного мозга у ребенка могут возникнуть те рефлекторные двигательные реакции, которые имели место на предыдущих этапах развития.

Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП). Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус.

Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия.

Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).

Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов.

Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, остановимся на влиянии тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

Патогенез

Указанные выше этиофакторы вызывают дисфункцию многоуровневой системы регуляции мышечного напряжения. В результате возникает спонтанная импульсация, чрезмерно активирующая определённые мышцы. Активированная мышечная группа входит в состояние тонического сокращения, что приводит к насильственному движению с последующим застыванием.

E-mail

В зависимости от локализации подверженной патологической импульсации мышечной группы возможен непроизвольный поворот головы, скручивание туловища, зажмуривание глаза, дистонический тризм и т. п. Чередование избыточного напряжения мышц-антагонистов лежит в основе гиперкинезов — непроизвольных двигательных актов различной амплитуды и скорости. Патогенетический механизм развития многих МД продолжает изучаться.

Классификация

По локализации дистонических феноменов выделяют краниальную, параорбитальную, оромандибулярную, цервикальную, фарингеальную, торсионную и прочие формы МД. По этиологии дистонический синдром классифицируют на первичный (наследственный, идиопатический), вторичный (приобретённый). В основу следующей классификации легла распространённость патологического процесса на мышечные группы. В соответствии с данным критерием выделяют следующие формы МД:

  • Фокальная. Патологический процесс охватывает не более одной мышечной группы. К фокальным формам относится писчий спазм, блефароспазм, спастическая дисфония.
  • Сегментарная. Тоническое сокращение распространяется на несколько рядом расположенных мышечных групп. Примером может служить комбинированная оромандибулярная МД.
  • Мультифокальная. Фокальные дистонические феномены наблюдаются в нескольких участках тела. Патологические мышечные сокращения в них могут происходить одновременно и независимо друг от друга.
  • Генерализованная. Непроизвольное мышечное напряжение распространяется практически на всю скелетную мускулатуру. Начавшись с фокальных форм, МД способна трансформироваться в генерализованную форму.

По мере развития дистонического синдрома усугубляется выраженность патологических изменений. В связи с этим выделяют 4 степени выраженности МД. В клинической практике они оцениваются как стадии развития дистонии.

  • I — изменения выражены минимально. Дистонический синдром проявляется в ситуации повышенного психического напряжения, при переутомлении.
  • II — мышечная дистония регулярно возникает при физической активности. В покое дистонические феномены отсутствуют.
  • III — мышечная дистония носит постоянный характер, усиливается при произвольных движениях. Отмечаются затруднения при выполнении действий с участием подверженных дистонии мышечных групп. Возникают ограничения в профессиональной деятельности.
  • IV — выраженная МД, лишающая пациента возможности самостоятельного выполнения отдельных движений. Инвалидизирует больного.

Симптомы

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей могут быть самыми разнообразными.

Нервная система регулирует работу органов и систем, поэтому нарушения будут проявляться со стороны данных органов. Возникают:

  • головные боли, головокружения;
  • непереносимость душных помещений;
  • утомляемость при физических нагрузках;
  • боли в сердце, грудной клетке;
  • периодически повышение артериального давления.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ. Мальчик, 14 лет. В течение месяца беспокоят головные боли, боли в сердце после физкультуры, проходят самостоятельно. При обследовании не выявлено отклонений со стороны органов. Был выставлен диагноз «вегетососудистая дистония». После курса лечения и нормализации режима дня жалобы купировались.

Основные клинические проявления: дистонические позы и двигательные акты. Полиморфизм симптоматики обусловлен различной локализацией процесса, силой, скоростью и частотой мышечных сокращений. Общей закономерностью для дистонических феноменов является их стереотипный характер, возникновение в процессе выполнения произвольных двигательных актов, усиление при переутомлении, депривации сна, стрессе, уменьшение после сна, отдыха, в гипнотическом состоянии.

В большинстве случаев мышечная дистония манифестирует фокальными формами. Писчий спазм проявляется спастическим сокращением мышц кисти, что делает невозможным дальнейшее написание текста. Идиопатический блефароспазм характеризуется сокращением круговой мышцы глаза, приводящим к зажмуриванию. Оромандибулярная форма имеет несколько вариантов: тризм, насильственное открывание рта, вытягивание губ, высовывание языка. Цервикальная МД характеризуется насильственным поворотом, наклоном головы, фарингеальная — нарушением глотания, торсионная — скручивающими туловище поворотами. Приспосабливаясь к дистоническим приступам, пациенты вырабатывают привычные корригирующие жесты и движения, уменьшающие выраженность мышечных нарушений.

У грудничков мышечная дистония проявляется неестественными позами, поворотом головы всегда в одну сторону, переворачиванием только через один бок, отставанием статико-моторного развития. Во многих случаях фокальные проявления постепенно трансформируются в сегментарные, распространяются на другие участки тела, спустя несколько лет переходят в генерализованную МД. Чем раньше произошёл дебют дистонии, тем быстрее возникает генерализация. Длительное изолированное течение фокальных дистоний наблюдается у больных с манифестацией клинической симптоматики после 25-35 лет.

Синдром мышечной дистонии у детей носит односторонний или ассиметричный характер, при котором малыш поворачивает голову и делает перевороты только на одну сторону – это должно обеспокоить родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=HV3zqfKrelc

К главному признаку синдрома мышечной дистонии можно отнести неестественную походку и аномальные позы тела или конечностей (например, при выгибании и выкручивании).

Заболевание характеризуется нарушением двигательных навыков, происходит торможение статико-моторного развития малыша (способность ползать, сидеть, ходить). Прогрессирующий синдром мышечной дистонии ограничивает трудоспособность пациента и является причиной инвалидности, поэтому при начальных симптомах необходимо обращаться к врачу.

Осложнения

Прогрессирующая мышечная дистония значительно нарушает двигательную сферу больного, затрудняет профессиональную и бытовую деятельность. Со временем выполнение профессиональных обязанностей становиться невозможным, пациент переходит на инвалидность. Цервикальная форма осложняется развитием кривошеи. При торсионной МД развиваются искривления позвоночника, на поздних стадиях возможны дыхательные расстройства.

У некоторых пациентов, непроизвольные сокращения мышц спонтанно облегчаются или полностью исчезают. Тем не менее, со временем может быть их повторение.

В тяжелых случаях, непроизвольные сокращения мышц могут привести к осложнениям, например, возникает риск нарушения положения суставов, искривление позвоночника, развитие детского церебрального паралича.

Некоторые пациенты из-за осложнения симптомов, становятся инвалидами. Кроме того, непроизвольное сокращение мышц для многих пациентов является серьезной психологической проблемой, которая может привести к развитию депрессии.

Для того чтобы избежать подобного диагноза и улучшить общее состояние организма, нужно полностью пересмотреть свой образ жизни.

Откажитесь от вредных привычек, измените рацион питания, утром выполняйте несложные физические упражнения, больше гуляйте на свежем воздухе. Берегите себя и свое здоровье!

Диагностика синдрома мышечной дистонии

У грудных детей проявляются симптомы мышечной дистонии, которые можно спутать с признаками других похожих заболеваний неврологического характера. То же касается и взрослых. Поэтому без полноценной диагностики врач не может узнать, что именно беспокоит его пациента.

В ходе обследования пациента применяются методики, которые позволяют отличить синдром от других патологий. Также они направлены на определение формы болезни и ее причины.

Дистонический синдром у детей

В ходе диагностических мероприятий применяются следующие методы исследования:

  • Визуальный осмотр пациента, определение наличия у него внешних признаков дистонии.
  • Оценка родов у женщины и сбор анамнеза, который касается раннего развития младенца.
  • Тестирование пациента на наличие патологий, которые имеют схожую симптоматику с мышечной дистонией.
  • Изучение метаболизма (внимание уделяется обмену меди).
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) для обнаружения функциональных и органических поражений мозга.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ) для получения более детальной информации о состоянии пациента.

На основе результатов диагностики специалист подбирает лечение пациенту, которое позволяет приостановить развитие синдрома мышечной дистонии и улучшить общее состояние человека.

Диагноз устанавливается врачом-неврологом на основании клинических данных с учетом жалоб на дистонические проявления и результатов осмотра. Дальнейшие диагностические обследования направлены на определение причины возникновения дистонического синдрома, верификацию базового заболевания. Основными этапами диагностики являются:

  • Сбор анамнеза. Диагностическое значение имеет возраст дебюта симптоматики, последовательность её развития. У детей младшего возраста обращают внимание на перинатальный анамнез, у старших пациентов — на принимаемые лекарственные препараты. В рамках семейного анамнеза устанавливают наличие заболеваний с дистоническими проявлениями у ближайших родственников. При подозрении на наследственный характер МД назначается консультация генетика, проводится генеалогический анализ.
  • Осмотр невролога. В неврологическом статусе определяется фокальное или генерализованное нарушение тонуса. Мышечная сила сохранена или незначительно снижена. Рефлекторная и чувствительная сферы без патологии, могут быть нарушены при развитии вторичных невропатий.
  • Инструментальные исследования. Проводятся с целью выявления органической патологии нервной системы. В соответствии с симптоматикой могут назначаться рентгенография позвоночника, МРТ одного отдела позвоночника, УЗДГ головы и шеи, МРТ головного мозга, электронейромиография, УЗИ нерва. Блефароспазм выступает показанием к консультации офтальмолога. При исключении всех возможных органических заболеваний устанавливается диагноз идиопатической МД.

Дифференциальная диагностика проводится с боковым амиотрофическим склерозом, нейроакантоцитозом, болезнью Мачадо-Джозефа. Отличительным признаком МД является наличие корригирующего жеста, который отсутствует при иных экстрапирамидных расстройствах. Отсутствие мышечных атрофий позволяет отличить дистонический синдром от болезни двигательного нейрона. Для нейроакантоцитоза характерно наличие невротических расстройств, выявление в анализе крови изменённых эритроцитов (акантоцитов).

Для того чтобы диагностировать заболевание, врачи отправляют пациента на ЭМГ (электромиография) и берут у него анализ крови и мочи. Иногда, для того, чтобы подтвердить болезнь, выполняются генетические тесты.

К сожалению, не существует методов лечения, которые позволяли бы полностью излечиться от заболевания. Врач после обследования назначает наиболее подходящий комплекс мер, который поможет уменьшить симптомы.

Основные способы лечения мышечной дистонии:

  1. Лечение с помощью препарата Ботулотоксин, который действует, как тормозной эффект на стыке нервов с мышцами, и таким образом тормозит передачу нервного раздражения к мышцам.
  2. Оральные препараты — влияют на ингибирующие нейротрансмиттеры (гормоны в головном мозге, которые помогают передавать информацию между нейронами). Они регулируют передачу информации в головном мозге и влияют на снижение мышечных спазмов.
  3. Хирургия. Включает в себя размещение тонких электродов, которые соединены с нейростимулятором помещенного в подкожной клетчатке. Как правило, хирургическое лечение предлагается для пациентов с наиболее тяжелыми формами дистонии, когда другие методы просто бесполезны.
  4. В большинстве случаев, рекомендуется физиотерапия, например, массаж гортани (для улучшения речи).
  5. Некоторые люди прибегают к нетрадиционным методам, не имеющих доказанной эффективности.

Всем известно, что лекарственные препараты начинают действовать в организме человека намного быстрее любого народного средства. Именно по этой причине следует прислушаться к врачу и начать принимать назначенное лекарство.

Специалисты для лечения синдрома мышечной дистонии могут назначить следующие препараты:

  • Семакс;
  • Церебролизин;
  • Мидокалм;
  • Баклофен;
  • Пантокальцин.

В последние годы был достигнут значительный прогресс в области фундаментальной науки, особенно генетики, связанной с развитием заболевания.

Диагностические критерии для диагностики синдрома мышечной дистонии заключаются в следующем:

  • определение наличия дистонических поз или движений;
  • оценка родов у матери и раннего развития ребенка, у которого подозревают дистонию;
  • определение отсутствия болезней или приема препаратов, которые стать причиной дистонии;
  • определение отсутствия паралича и эпилепсии;
  • определение результатов инструментальных и лабораторных анализов (например, исследование обмена меди, электроэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томография).

Диагностика и лечение

Терапия направлена на уменьшение симптоматики, улучшение самочувствия пациента. Её составляющей является исключение усугубляющих дистонию факторов (переутомления, избыточного мышечного напряжения, недостаточного сна, стрессовых ситуаций). С целью достижения лучшего результата в лечении используются сочетание нескольких из указанных ниже методик:

  • Кинезиотерапия. Осуществляется специалистами восстановительной медицины: реабилитологом, кинезиотерапевтом, массажистом. Пациентам рекомендованы как пассивные методики (массаж, механотерапия), так активные занятия специально подобранной корригирующей гимнастикой, плавание в бассейне.
  • Медикаментозное лечение. Базовыми препаратами выступают бензодиазепины, снижающие нейрональную возбудимость. Возможны их комбинации с миорелаксантами, седативными средствами, антидепрессантами. Положительный терапевтический эффект холинолитиков обусловлен их способностью замедлять прохождение нервного импульса.
  • Ботулинотерапия. Применяется при фокальных и сегментарных формах. Введение ботулинического нейротоксина производится непосредственно в мышцы, вовлечённые в патологические феномены. Ботулотоксин блокирует холинергическую передачу в иннервирующих мышцы окончаниях. Действие препарата продолжается до 1 месяца.
  • Физиотерапия. Положительный эффект оказывает водолечение, применение лечебных грязей. В комплексе с общей фармакотерапией назначается электрофорез лекарственных препаратов, локальная магнитотерапия, лечение ультразвуком.

Хирургическое лечение показано при выраженной генерализованной МД на фоне недостаточной эффективности консервативных методов. Наиболее часто применяется стереотаксическая деструкция вентролатерального таламического ядра. Методики хирургического лечения различных форм заболевания продолжают разрабатываться.

Лечение синдрома мышечной дистонии должно быть комплексным. Оно может включать в себя массаж, физиопроцедуры, лечебную гимнастику и, если необходимо, прием медикаментозных препаратов.

С помощью определенных приемов массажист должен расслабить или привести в тонус необходимую группу мышц. Также возможно использование специальных мануальных приемов, чтобы нормализовать общее психомоторное состояние малыша.

На данном этапе можно выделить два основных направления лечения дистонии:

  1. Немедикаментозное.
  2. Медикаментозное.
  • соблюдение распорядка дня;
  • правильная организация труда и отдыха;
  • правильное сбалансированное питание;
  • физиолечение;
  • массаж;
  • психотерапия.

При выборе оптимального лечения врач учитывает разновидность патологии, ее стадию развития и возраст пациента. Как правило, больным подбирается комплексный курс терапии, которого придерживаются в течение длительного времени.

Массажи

Массаж грудничкам при синдроме мышечной дистонии

Maccaж лучшe выпoлнять днeм, нe paнee, чeм чepeз чac пocлe кopмлeния, кoмнaту пepeд пpoвeдeниeм пpoцeдуpы лучшe пpoвeтpить, чтoбы в нeй нe былo душнo

Чтобы улучшить состояние и нормализовать работу пораженной мышцы, пациенту требуется посещать сеансы массажей. Особенно они полезны грудничкам. Тело у новорожденных детей отличается пластичностью и податливостью. Поэтому им делают массажные процедуры в разных вариантах.

При гипотонусе стоит обращать внимание на стимулирующие массажи. Детям с гипертонусом больше подходят расслабляющие процедуры.

Курс лечения с помощью массажа составляет от 7 до 10 дней. В этот период он выполняется специалистом. После родители могут сами проводить массирование тела грудничка ежедневно до того момента, пока малышу не исполнится год.

Рассказать о правилах проведения массажа ребенку с мышечной дистонией может специалист. Также массу ценной информации о таком лечении удастся найти в видеоуроках, которые дает доктор Комаровский.

Для взрослых и детей предлагается терапия на основе физиотерапевтических процедур. При синдроме мышечной дистонии подходит такое лечение:

  • Грязевые ванны.
  • Бальнеологическое лечение.
  • Электрофорез.
  • Лазерная терапия.
  • Магнитотерапия.
  • Прогревание.

Симптомы

Каждый метод лечения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Они должны учитываться при подборе оптимальных вариантов терапии конкретному пациенту.

Дополнительно к физиотерапии назначается лечебная физкультура. Она помогает справиться с симптомом синдрома мышечной дистонии и улучшить текущее состояние ребенка или взрослого с данным диагнозом. ЛФК рекомендуется выполнять под контролем специалиста, чтобы не допустить совершения грубых ошибок в процессе тренировки.

Ноофен при мышечной дистониии

Средняя терапевтическая дозировка для взрослых 0.25-0.5 грамм трижды в сутки, при необходимости дозу можно повысить до 2.5 грамм, а детям препарат назначают в зависимости от возраста

Не всегда пациентам с синдромом мышечной дистонии удается обходиться без медикаментозной терапии. Если им болен грудничок, то подбор подходящих лекарственных средств – сложная задача. Поэтому медики периодически вынуждены назначать малышам препараты для взрослых в уменьшенной дозировке, чтобы добиться улучшения их болезненного состояния.

Заниматься подбором медикамента и его дозировкой должен только грамотный специалист. В противном случае лекарства могут нанести еще больший вред организму ребенка.

При синдроме мышечной дистонии применяют такие лекарственные средства:

  1. Витамины группы В и витаминные комплексы.
  2. Препараты для стимуляции умственного и мышечного развития (Левокарнитин, Кортексин).
  3. Средства для нормализации питания мышечных тканей и сосудов (Церебролизин, Актовегин).
  4. Ноотропные препараты (Когнум, Ноофен).

Основная цель медикаментозной терапии при мышечной дистонии – улучшение работы нервных и мышечных волокон. Курс лечения может составлять 2-8 недель.

Пациенты с мышечной дистонией должны постоянно наблюдаться у невропатолога. Очень важно проводить рекомендованные им процедуры и не забывать о приеме лекарств, если в них имеется необходимость.

Профилактика синдрома мышечной дистонии

Профилактикой дистонии является здоровая мама, контроль развития беременности и состояния плода, исключение вредных привычек, прохождение курса оздоровительного массажа и гимнастики, развивающий уход за малышом, комплексные осмотры для быстрой диагностики и консультация невролога.

Течение вторичного дистонического синдрома зависит от характера основного заболевания. Прогноз идиопатических форм тем серьёзнее, чем раньше произошла манифестация клинических проявлений. Своевременно начатая комплексная терапия позволяет намного улучшить качество жизни пациента, отсрочить инвалидизацию.

гипертонус лечение, лечение гипотонуса

Профилактика состоит в исключении неблагоприятных воздействий на плод в период внутриутробного развития, адекватном выборе способа родоразрешения, предупреждении травматизма, инфекционных и онкологических поражений ЦНС, тщательном планировании сроков и дозировок при проведении медикаментозной терапии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector