Диагноз рцн у ребенка

Резидуальная церебральная органическая недостаточность РЦОН или РЦН

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН) понимается врачами-невропатологами, а также родителями детей с таким диагнозом как некие проблемы с центральной нервной системой

Такое состояние возникает в результате стойких поражений головного мозгаВ последние годы РЦОН получает все более широкое распространение среди детейИ официальная медицина пока не находит логического объяснения данному феномену

Способы устранения проблемы

Причины развития неврастении кроются в межличностном конфликте. Психофизиологические возможности организма ниже, чем предъявляемые социумом требования. Нервная система пытается адаптировать организм к стрессовым факторам. Если приспособление проходит успешно, человек нормально функционирует и самоутверждается в обществе, работая в требуемом режиме, в противном случае организм не справляется с повышением нагрузок, агрессивно воспринимает раздражающие факторы на органическом уровне.

Неврастения может возникнуть на фоне вегетососудистой дистонии. Синдром появляется в связи с повышенной раздражительностью нервной системы. ВСД, осложненная астено-невротическим синдромом, проявляется обострениями, сменяющимися периодами ремиссии. Без корректирующего лечения появляется хроническая неврастения.

Основные причины нервного расстройства:

  • Перегруженный информационными потоками мозг.
  • Сниженный иммунитет.
  • Повышенная ответственность.
  • Физическое переутомление.
  • Экстремальные условия.
  • Конфликтные ситуации.

Авторитарные родители часто путают психические проблемы школьника с капризами и попытками манипулировать. Вместо того чтобы показать свое чадо детскому невропатологу, суровый родитель нагружает кроху дополнительными занятиями с репетитором, ставит в пример школьнику других, «успешных» детей. Запущенные школьные неврозы приводят к психическим срывам у юных пациентов.

Способы лечения невроза у детей:

  • лечебная гимнастика;
  • дарсонвализация;
  • электросон;
  • гидротерапия — в лечении школьного невроза хорошо зарекомендовало себя обливание и плавание;
  • арт-терапия — занятия рисованием и лепкой помогают снять психическое напряжение;
  • ванны с успокоительными травами (лавандой, мятой);
  • занятия с психотерапевтом — родители, чьи чада страдают школьными неврозами, ищут пути их коррекции, беседы с психотерапевтом помогут осознать свой страх, изменить отношение к ситуации, которая его гнетет;
  • народные средства, травяной сбор, включающий в себя мяту и валериану, мягко устраняет детскую раздражительность.

Диагноз рцн у ребенка

Витаминные комплексы почти всегда назначаются пациентам в возрасте 4–6 лет. Если невроз беспокоит ребенка несильными симптомами, лечение патологии не включает в себя прием успокаивающих средств.

Ярко выраженная неврастения у детей устраняется с помощью таких лекарств:

  • транквилизаторов — медикаменты этой группы убирают раздражительность и повышенную нервозность;
  • ноотропных средств — нормализуют работу головного мозга, улучшают его питание;
  • седативных средств.

Решая, чем лечить невроз малыша 9 лет, врач учитывает такие обстоятельства:

  • наличие хронических болезней (пиелонефрита, астмы);
  • частоту истерик и припадков;
  • способность школьника адаптироваться в социуме.

Чтобы лечение невроза детей было успешным, не игнорируйте советы психолога:

  • важно поддерживать адекватную самооценку, уверенность в себе — лучшая защита от нестабильности психики;
  • не допускайте, чтобы малыш переутомлялся;
  • свободное время, которое малыш проводит на природе вместе с родителями, благотворно действует на его нервную систему.

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

Генетика или болезни?

резидуальная церебральная органическая недостаточность

Далеко не всегда в развитии синдрома виновата наследственность, хотя ее роль также не отрицается. При наличии подобных невротических проявлений у родителей, вероятность того, что дети будут страдать неврозов — выше. Однако причиной может стать не только проблема генов, но и сложности в родах, приводящие к родовым травмам головы или шеи и ребенка. После рождения, на протяжении жизни синдром провоцируют затяжные инфекционные болезни с осложнениями, а также обострение соматических патологий.

Могут быть провокаторами астено-невротического синдрома болезни пищеварения, поражения почек или сосудов, высокие физические нагрузки или психическое переутомление, эмоциональный стресс, постоянная усталость и недосыпание.

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.

Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Родителям важно знать, что РЦОН – это диагноз невролога, который ставится преимущественно в первые месяцы жизни ребенка. В связи с этим при появлении тревожных признаков необходимо показать малыша специалисту.

Клинические проявления патологии:

  • Раздражительность.
  • Капризность.
  • Частая смена настроения.
  • Повышенная степень утомляемости.
  • Беспокойный сон.
  • Скрежет зубами.
  • Пассивность.
  • Метеозависимость.
  • Тремор.
  • Повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам.
  • Тошнота и рвота во время поездок на любом виде транспорта.
  • Холодные конечности.
  • Деформации черепа, в том числе выдвинутая вперед верхняя челюсть.

Нередко приписывают неврологи к диагнозу «РЦОН» астеноневротический синдром. Что это? В этом случае принято говорить о том, что на фоне патологии у ребенка утрачена способность к длительному умственному или физическому напряжению. Выделяют еще ряд синдромов, характерных для РЦОН: цереброастенический (слабость, повышенная степень утомляемости), неврозоподобный (развитие фобий и энуреза), гиперактивности, энцефалопатия (ухудшение памяти, нарушения сна), психопатии (агрессивность, асоциальное поведение).

Проявления синдрома в детском возрасте имеют свои особенности, связанные с незрелостью организма и спецификой реагирования нервной системы. Типично быстрое утомление и частая слабость, головная боль, при этом характерны вспыльчивость и капризы, неусидчивость. Могут формироваться вспышки агрессии по отношению к окружающим или игрушкам.

Диагноз рцн у ребенка

В случае прогрессирования синдром может приводить к развитию постоянной головной боли или болезненности шейного отдела, появлению нервного тика или судорожных подергиваний рук или ног, проблемам с памятью и расстройствам чувствительности. Дети плохо переносят физические нагрузки, резкие повороты головы, катание на качелях.

Астено-невротический синдром у ребенка: симптомы

Астено-невротический синдром в начале проявляется общей слабостью и быстрой утомляемостью. Дитя становится неусидчивым, раздражительным, вспыльчивым и капризным. Нередко это переходит в агрессию по отношению к окружающим. Меняется и его поведение вне дома. Так, к примеру, он может себя плохо чувствовать в транспорте. Это способно проявляться укачиванием с рвотой и тошнотой, головокружениями, могут случаться и обмороки.

Если говорить о симптомах АНС у деток дошкольного и младшего школьного возраста, то у них часто наблюдается ночное недержание мочи (энурез).

Далее при развитии АНС может проявляться сильная боль в зоне шеи, нервный тик глаз, конечности может сводить судорогами. Эти симптомы характерны запущенной форме АНС, когда родители бездействуют и не занимаются лечением своего ребенка. Тогда у него может проявляться сильная боль при выполнении физических упражнений, а поведение характеризуется истериками и повышенной агрессивностью по отношению к окружающим.

Что касается признаков астено-невротического синдрома у подростков, школьников, то это невозможность сконцентрироваться на заданиях, постоянная отвлекаемость. Таким ребятам и в школе трудно, и дома, в спокойной обстановке, тяжело справляться с выполнением домашней работы. Родители должны набраться терпения и не кричать на ребенка, не наказывать его за постоянные ошибки и нервозность.

Диагноз рцн у ребенка

В подростковом возрасте признаком болезни может быть развитие фобий. В дошкольном такое встречается реже. Иногда признаками АНС у подростка могут быть и панические атаки, может возникать и синдром припадков. Проявляется это битьем головы о стену или пол, истериками с падениями на землю, причинением боли самому себе.

Астено-невротический синдром у детей встречается все же чаще, чем у взрослых и связано это с тем, что психика ребенка куда более не стабильна. Какие же причины могут стимулировать развитие такого серьезного психического заболевания?

  1. Инфекции бактериального или вирусного характера, которые сопровождаются нейротоксикозом.
  2. Гипоксия во время родов становится стимулом к появлению синдрома в будущем.
  3. Менингит, энцефалит и другие воспалительные заболевания, влияющие на центральную нервную систему.
  4. Наследственный фактор нельзя сбрасывать со счетов.
  5. Недостаточно витаминов и полезных микроэлементов в рационе.
  6. Травмы головы, даже если они кажутся незначительными.
  7. Вызвать АНС могут постоянные конфликты в школе и дома.

Астено-невротический синдром у взрослых развивается на фоне тех же причин, но к ним добавляются и еще несколько:

  • хроническая интоксикация организма или наркотическая зависимость;
  • хроническое переутомление на фоне не рационального построения повседневного расписания;
  • высокое черепно-мозговое давление;
  • нарушения обменных процессов в головном мозге.

Таким образом, причин развития заболевания даже слишком много. Чаще всего синдром и у взрослых, и у детей возникает по одной причине: чрезмерная интеллектуальная или физическая активность, сопряженная с отсутствием нормального отдыха. Современные карьеристы так упорно идут к вершине в своей профессии, что для них это оборачивается нервным истощением, нарушением режима сна и отдыха.

Давление распространяется и на детей: стремление вырастить гения вряд ли приведет родителей к чему-то хорошему. Интеллектуальные нагрузки только повысят степень психической нестабильности малыша.

Нельзя сбрасывать со счетов и болезни, вызывающие развитие синдрома. Так, например, он появляется из-за развития злокачественных опухолей, из-за сахарного диабета, гипотонии и гипотиреоза. При малейшем риске появления астено-невротического синдрома, врачи предупреждают пациента об этом.

Вегето-сосудистая дистония тоже вызывает подобную проблему, а часто неприятность даже настигает дам в интересном положении. При беременности женщине становится сложнее контролировать страхи и сомнения, следствием чего и становится такой неприятным симптом.

Дополнительное влияние оказывают вредные привычки: алкоголизм, наркомания, табакокурение только стимулируют нарушения в работе нервной системы. Если в жизни человека присутствуют и иные факторы развития заболевания, избежать его не удастся.

Снижение работоспособности и постоянная усталость могут быть только одним из свидетельств патологических изменений в организме человека. Если затяжные стрессы, перенесенные болезни или другие причины привели к нарушениям в работе внутренних органов, отдых от «хронической усталости» не сможет исправить ситуацию.

Диагноз рцн у ребенка

Если при изучении текущей стадии заболевания терапевт диагностирует синдром вегетативной дисфункции, для дальнейшего лечения и составления полной картины может потребоваться помощь других специалистов. Психолог, невропатолог, эндокринолог, кардиолог –всех этих врачей придется пройти, чтобы удостовериться, что синдром ВСД не предоставляет серьезной угрозы.

Ведь нарушение работы сердечно-сосудистой системы, к примеру, может стать причиной серьезного хронического заболевания и в результате – летального исхода. Сама дистония не опасна для жизни, но ее последствия могут оказаться весьма плачевными, если не принять меры вовремя.

Не вылеченный вовремя нейровегетативный синдром может привести к ухудшению общего психического состояния, развитию клинических отклонений вплоть до шизофрении. Есть широкий спектр вариаций и форм, которые могут принимать невротические синдромы.

Среди них:

  • ангиодистонический синдром (головные боли, изменения сосудистого тонуса);
  • синдром периферической вегетативной недостаточности (нарушения в работе органов, эндокринных желез, пр.);
  • гипервентиляционный синдром (одышка, учащенное дыхание и сердцебиение, ощущение удушья).

Все эти состояния так или иначе связаны друг с другом.

При первых признаках указанного заболевания родителям обязательно нужно обратиться к детскому невропатологу. На основе анамнеза, выявления причин болезни и обследования он поставит диагноз, назначит адекватное лечение. Оно при АНС всегда назначается индивидуально. Невропатолог при этом учитывает степень проявления болезни, возраст пациента, длительность проявления симптомов.

Обычно применяемые при астено-невротическом синдроме лекарства купируют симптомы болезни. Среди таких препаратов успокоительные средства, витаминные комплексы, лекарственные средства, улучшающие кровообращение в мозге, влияющие на клеточный обмен.

Правильное и четкое применение курса назначенной неврологом терапии не только заглушает признаки болезни, а и полностью вылечивает заболевание и врожденной, и приобретенной формы.  

Лечение должно базироваться на общеукрепляющих процедурах и улучшении качества питания ребенка, увеличении его пребывания на свежем воздухе и отказе от спортивных тренировок, если он посещает таковые. Больного обязательно надо оградить от стрессовых ситуаций и волнений.

Лечат астено-невротический синдром и травами. Особенно это эффективно на ранних стадиях болезни. Вот отдельные рецепты лечения АНС народными методами:

  1. Валериана лекарственная. Столовая ложка корней валерианы заваривается стаканом кипятка и после двадцатиминутного настаивания фильтруется. Пить настой нужно в три приема на протяжении дня. Последний прием — на ночь.  
  2. Пустырник. Две столовых ложки сухого сырья в стакане кипятка надо томить на водяной бане 15 минут. Выпить средство после процеживания нужно в два приема — в обед и на ночь. 
  3. Сбор трав успокоительный. Надо приготовить равные количества корней валерианы, мяты, вахты трехлистной. Стаканом кипящей воды заливается столовая ложка вышеуказанного сбора и выдерживается 30-40 минут. После фильтрации настой употребляют по ½ стакана вечером и утром. 

Продолжительность терапии травами для детей с АНС составляет месяц. При этом важно, чтобы питание было качественным. В рационе должны присутствовать говяжья печень и морская рыба, свежие куриные яйца и молоко, орехи и творог, цитрусовые и квашеная капуста, болгарский перец и ягоды, богатые витамином С.

Последствия АНС, прогнозы

Клиническое течение болезни проходит три фазы:

  1. Начальная (гиперстеническая) характеризуется нестабильностью настроения, сложностью контроля над эмоциями. Человек срывается на крик при малейшем раздражителе. Плохо концентрируется на одной цели, падает трудоспособность. Первая стадия синдрома не вызывает опасений у близких людей, окружающих больного. Списывается такое состояние на плохое настроение из-за временных проблем.
  2. Вторая стадия – среднетяжелая– протекает на фоне раздражительности и усталости, незначительные нагрузки вызывают слабость, апатию. Отдых не приносит облегчения, состояние сопровождается депрессивным настроением, чувством безысходности. Появляются проблемы на работе, утрачиваются коммуникативные способности, портятся отношения в социуме. Чаще всего обращаются за помощью к психотерапевту на этой стадии, когда самостоятельно с аномалией справиться уже не могут.
  3. Последняя форма заболевания относится к тяжелому проявлению астении, характеризуется полной неспособностью к трудовой деятельности, резким переходом от депрессии к возбужденному состоянию и наоборот. Поведение не соответствует общепринятым нормам, привлекает к себе внимание окружающих. На этой стадии индивид самостоятельно не обращается за помощью, у него нет осознания своей неадекватности. Чаще всего к врачу его приводят близкие люди.

Астено-невротический синдром сопровождают следующие симптомы:

  • нестабильность настроения;
  • нервозность, порой беспричинная раздражительность;
  • снижение трудоспособности из-за хронической усталости;
  • апатия, переходящая в депрессию;
  • снижение умственных возможностей;
  • диссомния (плохой сон);
  • панические атаки;
  • нарушение дефекации (запоры);
  • тахикардия, боль в области сердца;
  • скачки артериального давления, нестабильный пульс;
  • эректильная дисфункция;
  • сбой менструального цикла;
  • у детей – проявление агрессии, капризности, частого плача.

У многих пациентов отмечается повышенная чувствительность к яркому свету, резкие звуки вызывают дискомфорт и вспышки гнева.

Диагноз рцн у ребенка

При халатном отношении к столь серьезной атаксии, отсутствии адекватного и своевременного лечения есть шанс обрести серьезную депрессию, в некоторых случаях могут проявляться желания прекратить жизнь.

В основном люди в период расстройства вполне могут избавиться от него самостоятельно. Но из переросшего в глубокую депрессию осложнения очень сложно выбраться без помощи квалифицированного специалиста, который проведет обследование и назначит комплексный курс лечения.

Не придание значения проявлениям дисфории у малышей влечет за собой нежелательные перемены эндокринной системы и возможные дисфункции при достижении полового созревания. Взрослые, перенесшие в детские годы подобные нарушения, могут иметь определенные проблемы с репродукцией.

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Из-за замедленного процесса овладения навыками речи ребенок будет испытывать сложности коммуникативного характера, а из-за отклонений в поведении ему будет непросто влиться в коллектив. Как результат, будут возникать ситуации-«провокаторы», склоняющие ребенка к депрессивным состояниям, замкнутости.

Терапия

Готовность работать над улучшением собственного состояния и осознание наличия стрессовой ситуации как таковой очень важны для отправной точки реабилитации индивида. Проще говоря, человек не сможет излечиться, пока не признает наличие болезни. Психовегетативный синдром, вызванный подавленным стрессом, требует осторожного разбора ситуации.

Терапия будет направлена на рассмотрение проблемы и планомерный выход из сложившейся ситуации. Во многих случаях именно панические поиски решения «нерешаемой» проблемы приводят к неврозу и дальнейшей астении. Осторожной работой над ошибками, позитивным мышлением и возвращением к здоровому образу жизни можно одолеть астено-вегетативный синдром.

Диагностика астении

Поставить диагноз астении может лишь квалифицированный медик. При обследовании выявляются такие моменты:

  • наследственность;
  • перенесенные заболевания;
  • хирургические вмешательства;
  • травмы;
  • характер сна;
  • условия проживания.

На основании подробного опроса составляется клиническая картина заболевания.

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга. Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Общие (режимные) мероприятия

Общие мероприятия обязательно включаются в лечение церебральной астении у ребенка независимо от причин ее возникновения, к ним относятся:

  • прогулки на свежем воздухе, позволяющие улучшить насыщение тканей головного мозга кислородом;
  • достаточный сон, длительность которого должна соответствовать возрастной норме, не быть менее 8 часов, при этом самым оптимальным является сон с 22.00 до 6.00;
  • семейный отдых на природе
    сбалансированное рациональное питание с достаточным поступлением витаминов в организм;
  • закаливание организма ребенка, прием контрастного душа;
  • создание позитивного психологического настроя, уменьшение негативных эмоций и психологических нагрузок, периодическая смена впечатлений (путешествия, прогулки на природу семьей).

Выполнение общих рекомендаций позволит также предотвратить повторное развитие неврастении у ребенка в будущем.

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем. Единственное условие для этого – своевременное лечение и глубокая вовлеченность родителей в этот процесс.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН или РЦН) — наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога. Данный термин используется для обозначения патологии, имевшей место антенатально, перинатально и в первые 2 года жизни:

  • антенатально и перинатально — как последствия частичной отслойки плаценты, выраженной недоношенности, асфиксии в родах и внутричерепной травмы;
  • постнатально — это сепсис, церебральные осложнения инфекций, тяжелые ушибы и сотрясения головного мозга.

РЦОН известна родителям как ППЦНС. Для определения органически обусловленной нервности, возникающей позже, употребляется конкретный термин вроде «остаточные явления менингита».

В отличие от невропатии, на которую оказывает существенное влияние стресс матери во время беременности, при резидуальной органической патологии достоверно значимой оказывается слабое здоровье матери и плохие условия труда беременной женщины. Сидячая работа, при которой беременная женщина не получает достаточного кислорода для формирования плода, пережимаются артерии, питающие плод.

На работе плод испытывает дискомфорт от громких звуков ( например, телефонные звонки или шум станков), от неупорядоченного режима дня ( когда не соблюдаются технические перерывы либо беременная женщина вынуждена работать на износ из-за нестабильной финансовой ситуации в стране ( при низкооплачиваемой работе или работе при “серой” зарплате). Риск органических повреждений также более высокий у позднородящих женщин. Также это может быть наследственной патологией.

При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.

В общий диагноз РЦОН входят:

  • Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.
  • Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.
  • Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда “мраморные” руки и ноги.
  • Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, необходимо провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.

Значение резидуальной церебральной патологии при неврозах состоит в дополнении их клинической картины церебрастеническим синдромом и более выраженным спектром поведенческих нарушений, главным образом повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Вместе с тем отсутствуют расторможенность и агрессивность, которые наряду с отсутствием чувства вины представили бы клиническую картину психопатоподобно измененного поведения.

В целом, резидуальная патология встречается у 8,5 % детей с неврозами, без заметных различий по нолу. Резидуальная патология и невропатия не связаны между собой и, скорее, представляют взаимоисключающие понятия. Однако они могут сочетаться, обычно на фоне недоношенности и наличия нескольких психомоторных расстройств одновременно.

Детям с заболеваниями нервной системы необходима помощь не только врача, но и родителей, педагогов.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН), РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.

В общий диагноз РЦОН входят: Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов.

Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.

Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.

Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда “мраморные” руки и ноги.

В дошкольном возрасте диагноз гиперактивность. ставится редко в силу того, что гиперактивность крайне трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности. Поэтому с жалобами на чрезмерную активность чаще обращаются в школьные годы, когда неуемная энергия ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим.

Что может послужить поводом для обращения к неврологу? Школьник не может сосредоточиться, чтобы прочитать абзац, очень легко отвлекается (увидел в окне птичку и побежал на нее смотреть, забыв про домашнее задание). Ребенок не может высидеть 45 минут урока, невнимателен, рассеян. Иногда создается ощущение, что он не слышит обращенную к нему речь, поэтому взрослые вынуждены постоянно повторяться.

Осложнения

Дети дошкольного и школьного возраста сложно осваивают учебную программу, имеют расстройства памяти и нарушения речи, энурез, а также добавляются психологические проблемы: страхи, депрессия, тревожность и т. д.

В сложных случаях ребенку с соматическим расстройством рекомендуют обучение в специализированных центрах. У подростков астения чревата расстройством личности, суицидальными наклонностями и излишней агрессивностью.

Симптомы заболевания у школьников

Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:

  • неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
  • вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
  • резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
  • учащенное сердцебиение;
  • сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
  • снижение аппетита.

Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз — продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.

В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.

Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:

  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
  • частая смена настроения;
  • наличие фобий;
  • склонность преувеличивать свои недомогания — если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.

На ранних стадиях астено-невротический синдром лечение подразумевает простое, причем проводить исцеление можно в домашних условиях. Для этого пациенту необходимо использовать следующие меры:

  • нормализовать режим сна и отдыха;
  • следить за своим питанием, поскольку преобладание полезных микроэлементов в рационе заметно повышает вероятность исцеления;
  • необходимо обращаться к успокаивающим ваннам, делать расслабляющий массаж;
  • также рекомендуется снизить рабочую нагрузку, стараться как можно больше свободного времени проводить на свежем воздухе;
  • если человека обуревают постоянные страхи, если он склонен к ипохондрии и мнительности, необходимо посещать психотерапевта;
  • также рекомендуется пить успокаивающие чаи с мятой, валерианой и мелиссой.

Главный секрет быстрого выздоровления элементарно прост: нужно отказаться от чрезмерных нагрузок, больше спать и проводить максимальное количество времени на свежем воздухе.

Отказываться полностью от физических нагрузок и валяться в постели тоже не рекомендуется, ведь это только подкрепляет характерную для симптома апатию. Человек может посещать спорт-зал, бассейн, ездить на природу, ходить в кино и в театр.

Поскольку человека настигает депрессия, психологи советуют искать те средства, которые повышают пациенту настроение. Кому-то помогают занятия танцами, а кто-то записывается на курсы по кулинарии. Такое расслабление за любимым делом порой оказывается куда полезнее и эффективнее любой терапии.

Если самостоятельно справиться с заболеванием не получается, необходимо обратиться к психотерапевту. Врач сможет выяснить причину возникшей проблемы, выяснит источник страхов и стрессов и поможет человеку избавиться от этих стимулирующих факторов.

Сам астено-невротический синдром проходит быстро, но проблема может развиться снова на фоне усилившего стресса. Именно поэтому, если однажды проблема уже развилась, необходимо пересмотреть собственную жизнь, внести в нее чуть больше отдыха и радостей. Тогда и любые тревожные симптомы исчезнут.

Расстройство у малыша 2–6 лет

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

  • неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • дефицит витаминов и минералов — ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
  • дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
  • хронические болезни основных фильтров — почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
  • сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода — сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
  • образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
  • гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
  • отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
  • травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
  • вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга — менингит, энцефалит, арахноидит;
  • длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.

Родителям сложно определить, какое заболевание вызывает апатию и плаксивость у малыша 3 лет. Невроз у детей проявляется противоречивыми симптомами. Успешное лечение патологии возможно, если у малыша отсутствуют тяжелые поражения ЦНС.

Если вашему малышу часто досаждают простуды и вирусные заболевания, а его аппетит снижен, есть основание заподозрить, что психические резервы крохи снижены.

Испуг в присутствии незнакомых людей и капризы являются симптоматическими проявлениями. Распознать невроз помогут такие симптомы у детей:

  • беспокойный сон;
  • недержание мочи в ночное время;
  • вспышки агрессии, малыш часто повышает голос на старших родственников, скандалит со сверстниками, ломает игрушки, стоит показать ребенка доктору;
  • укачивание в транспорте, из-за невротического расстройства у маленьких детей может быть тошнота и рвота;
  • усиленное потоотделение;
  • судороги рук и ног;
  • нервный тик;
  • потеря интереса к играм.

Если родители дошкольника игнорировали вышеупомянутые симптомы и лечение было запоздалым, невроз у детей начнет проявляться сильным физическим дискомфортом. Запущенный недуг дает о себе знать болями в шее и руках. После физических упражнений у малыша может кружиться голова.

Иногда случаются припадки у мальчиков и девочек 5 лет. Если невроз изнуряет ребенка пугающими симптомами, без лечения дошкольник не справится с проблемой. Припадком называется состояние, когда малыш бьется головой о стену или о стол, наносит себе травмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector