Заикание – причины, лечение, классификация

Как проявляется заикание и что это такое

У заикающихся людей нарушен ритм речи. Вместо плавного размеренного течения она спотыкается, застревает на отдельных звуках и словах, чем создает мучительное психоэмоциональное напряжение от неспособности человека высказаться.

При этом нарушается слаженная работа артикуляционного аппарата, дыхания и голоса.

Судорожные движения мышц, гримаса на покрасневшем лице и вздувшиеся жилки на шее, сбивчивое дыхание и напряженный голос — так выглядит заикание.

В логопедии заикание — это нарушение речи, выражающееся в повторении или удлиненном произношении звуков, слогов; либо речь, ритмичность которой нарушена частыми остановками и нерешительностью произнесения.

Если у заикания невротические корни, то это — логоневроз.

Есть ли другие причины, кроме как “от нервов”? Есть.

Причины болезни

Формально выделяют такие типы заикания как

. Эти судороги по тому, где они образуются, делят на

При тонических судорогах отмечается долгое спазматическое сокращение мышц или короткое толчкообразное, например: «м-м-м-ашина». При клоническом типе нарушения формируется равномерное, не столь выраженное повторение одних и тех же судорожных движений: “ма——шина”.

• вдохом (инспираторная);• выдохом (экспираторная);• вдохом и выдохом (респираторная).

Судороги в артикуляционном аппарате делят на язычные, губные и мягкого неба. Как правило, сильнее всего они сказываются при выговаривании определенных согласных звуков – п, к, б, г, д, т.

• Легкая – заикание появляется только при желании быстро что-то сказать и в возбужденном состоянии. При этом заболевание легко лечится и у больных не отмечается психологической травмы;• Средняя – выраженное заикание проявляется при эмоционально-возбужденном состоянии, в спокойной обстановке заикающиеся говорят легко и почти не заикаются;• Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.

При произнесении звуков у ребенка наблюдаются грамматические и фонематические расстройства. Их распространенность у дошкольников равна 66,7%, у школьников старших классов эта цифра снижается до 13,1%.

• волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но полностью не пропадает; • постоянный – дефект речи прослеживается постоянно;• рецидивирующий – заикание после долгого исчезновения появляется вновь.

Выделяют неврозоподобное (органическое) и невротическое (логоневроз) заикание. При первой форме дефекта происходит выраженное неврологическое нарушение, а именно расстройство артикуляции и моторики, параллельно отмечаются другие заболевания связанные с нарушением речи. Вместе с тем возможно появление невротических реакций. Ребенок с неврозоподобным заиканием начинает говорить позже, чем сверстники, возможны нарушения в работе головного мозга.

Логоневроз – заикание, приобретенное по причине психической травмы. Психологическое потрясение свойственно легко внушаемым людям с нестабильной психикой и детям, у которых она до конца не сформирована. Притом работа мозга не нарушена и на ЭЭГ изменений практически не отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной обстановке не наблюдается изменений в речи, а в результате стресса (неожиданный вопрос, публичное выступление) у них не получается ничего сказать из-за сильных речевых судорог.

Причины, вызывающие заикание делят на предрасполагающие и производящие механизмы.

• Перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующим возрасту;• Заболевания ЦНС у близких родственников вызванные инфекционными, нервными и соматическими недугами;• Истощение нервной системы из-за ЗПР, коклюша, дизартрии, рахита, дислалии, паразитических заболеваний;• Поражение головного мозга (именно в нем расположен речевой центр) в результате различных инфекционных, травматических и метаболических болезней, асфиксии;

• Подражание заикающимся;• Энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность и повышенная раздражительность самого заикающегося;• Кратковременная психическая травма (испуг);• Отягощенная наследственность – заикание, формирующееся по причине врожденной слабости речевого аппарата, переданной от родителей.

К неблагоприятным условиям относят физическую обессиленность, дефицит развития мимико-артикуляторных движений и моторики, нехватка положительных эмоциональных контактов с окружающими, возрастные изменения работы мозга (чаще происходят к 5 годам), повышенная реактивность, психическая ущемленность, ускоренное развитие речи.

Причины заикания

Почему в одной и той же ситуации, скажем, при сильном испуге, одни люди начинают заикаться, а других эта проблема обходит стороной? Из-за чего люди заикаются? Причин появления недуга много и они очень индивидуальны.

Начать заикаться можно:

  • в детском возрасте с 2,5 до 5-6 лет, когда ребенок начинает говорить и очень активно включается в этот процесс, испытывая информационные перегрузки;
  • при повышенной эмоциональности, ранимости, впечатлительности, когда человек чересчур восприимчив и чувствителен к проявлениям внешнего мира;
  • в раннем возрасте, если ребенок растет в неблагополучной семье, являясь свидетелем конфликтных ситуаций и агрессивных разборок между родителями;
  • будучи подростком, когда эмоции “зашкаливают”;
  • вследствие генетической предрасположенности;
  • в любом возрасте, если есть другие нарушения речи, связанные с поражением головного мозга;
  • при наличии заболеваний центральной нервной системы, например, склонность к судорогам и тикам.

Заикание у взрослых возникает реже, чем у детей. Во взрослом возрасте человек начинает заикаться, как правило, в результате психоэмоциональной травмы.

Принято различать неврозоподобную и невротическую форму заикания. Дети, страдающие невроозоподобным заиканием, как правило, имеют выраженный неврологический дефект, нарушение моторики в целом и артикуляции в частности.

Они обычно поздно начинают говорить, нередко страдают дизартрией (нарушением произношения звуков вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), в целом развиваются несколько медленнее, их электроэнцефалограмма показывает отклонения от нормы.

Считается, что причинами неврологического дефекта у этих детей могут быть: наследственная предрасположенность, травма при родах, осложнения в течении беременности у матери, частые болезни в первые годы жизни.

При невротической форме заболевания речевое и моторное развитие ребенка идет нормально, а запинки в речи начинаются на фоне переутомления или стресса, однократного (испуг), либо хронического. У таких детей ЭЭГ, как правило, в норме, а выраженность заикания зависит от ситуации: оно усиливается в незнакомой обстановке, при общении с новым человеком. У таких больных отмечается логофобия (страх речи) и избегающее поведение.

Заикание - причины, лечение, классификация

Для невротической формы заикания часто употребляют термин «логоневроз». Риску возникновения логоневроза более подвержены изначально впечатлительные дети.

Все факторы условно делятся на несколько типов.

  1. Первая группа – это физиологические причины. Нарушение может быть спровоцировано нарушениями работы нервной системы, возникшими вследствие травмы при родах или из-за наследственного фактора. Также физиологической причиной может быть нарушение работы подкорковых отделов мозга. Патология может возникнуть после таких заболеваний как тиф, корь, коклюш, рахит, а также при заболевании глотки, гортани и носа.
  2. Еще одна группа причин – это психологические. У детей заикание может возникнуть на нервной почве, вследствие сильного эмоционального потрясения и тревоги. Нарушению часто предшествует ряд детских фобий — боязнь громких звуков, темноты, потеря родителей и т.д.
  3. Третья группа причин – это социальные факторы. Родители должны вести активную работу по развитию разговорных навыков малыша. Если этому не уделять достаточно внимания, у ребенка возникает скороговорение, нарушение звукопроизношения.

Работа над формированием коммуникативных навыков не должна перегружать ребенка и все методы должны соответствовать возрасту. Рассматриваемая патология может быть следствием перегрузки малыша учебной программой по развитию, а также одновременного изучения нескольких языков.

К причинам также относится строгое воспитание, социальное окружение. Часто бывают случаи, что если в группе детского сада есть заикающийся ребенок, то другие дети непроизвольно начинают копировать его. Социальные причины вызывают заикание даже у ребенка с абсолютно здоровой нервной системой.

Следует отличать заикание от скандированной речи. При скандированной речи больной говорит то быстрым, то замедленным темпом, то тихо, то громко. Скандированная речь по-другому называется речевой атаксией, и является следствием заболевания мозжечка. Симптомы логоневроза спадают в спокойной обстановке и усиливаются при нервном напряжении.

Помимо вышеперечисленных причин к провоцирующим факторам можно отнести переутомление, неприятности в школе или в семье. Некоторые исследования подтвердили зависимость от погоды, рациона питания. Часто возникновение логоневроза провоцирует инфекционное заболевание, поскольку в этот период нервная система наиболее уязвима. Хронические заболевания могут усилить уже существующие проблемы речевого развития, но не являются причинами возникновения новых.

Заикание у детей и взрослых : есть ли шансы на выздоровление?

предрасполагающие:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

неблагоприятные условия:

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Симптомы и признаки

Чаще всего встречается повторение звуков или слогов, неестественное их растягивание. Все это сопровождается нервным напряжением, а также гримасами на лице и тиком. К ребенку следует присмотреться внимательнее, если он запинается перед произношением слов, а также повторяет слова. До семи лет у детей часто бывает неуверенная и неплавная речь, но если все это сопровождается нервным поведением и скованностью, следует обратить внимание и показать малыша специалисту.

К основным симптомам начинающей стадии патологии относят:

  • повторы слов;
  • пролонгированные звуки;
  • избегание общения;
  • тревожное состояние ребенка;
  • напряженные мышцы лица и шеи;
  • речь с внезапным повышением громкости голоса.

Все эти симптомы могут указывать на начальную стадию логоневроза. Чем раньше вы заметите эти проблемы, тем с большей вероятностью вам удастся скорректировать речь ребенка.

1. Голоса. При желании что-либо сказать происходит судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью пропадают.

2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время речи, так и в состоянии покоя.

Заикание

3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные психические расстройства. Как правило, появляется страх перед произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В период обострений может разиться немота. У человека появляется чувство неполноценности.

4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же время, производятся осознано. При приступе заикания человек пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то есть осуществляет судорожные движения.

5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки, высокий свод неба и т.д.

Краткие интересные данные – Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.- Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.

Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения.

Заикающийся человек избегает общения

Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие движения и проблемы в общении. Увеличивается количество ситуаций, затруднительных в плане коммуникации. Сложности с произнесением развиваются обычно во время быстрой речи и в многосложных словах. Заикание принимает хроническое течение. Дети осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят свободно при любых обстоятельствах.

В третьей фазе происходит закрепление судорожного синдрома, что совершенно не отражается на объеме общения и абсолютно не вызывает страха и неловкости. Желания лечить патологию обычно не возникает. В конце периода осознается трудность коммуникации, и возникают попытки заменить сложные слова простыми.

В четвертой фазе заикание становится выраженной психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы, появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут продолжаться от 0,2 до 90 секунд.

• малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;• в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;• перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;• трудности перед началом речи;• вынужденные остановки в середине слова, фразы.

При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

Заикание - причины, лечение, классификация

Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

  • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
  • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
  • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

  • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
  • волнообразное заиканиедефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
  • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).

Какие бывают виды и типы заикания

По причине возникновения заикание бывает двух видов и может:

  • иметь невротическую форму, если связано с психологической травмой;
  • быть неврозоподобным, если нарушена центральная нервная система.

При невротическом заикании возникает способность не заикаться при разговоре в спокойной обстановке. В случаях с определенной долей стресса, например, при выступлениях на публике или разговоре с незнакомым человеком, речевые судороги создают непреодолимое препятствие для этого. И тогда страх говорить и избегающее поведение дополняют перечень характерных признаков логоневроза.

При неврозоподобном заикании нарушение речи возникает как следствие физического и психического развития.

Проявляется заикание тоже по-разному и бывает следующих типов:

  • Тонический, когда возникает спазм речевых мышц, и человек не может произнести ни слова или с трудом озвучивает определенный звук; возникает пауза, лицо напряжено, может даже не хватать воздуха.
  • Клонический, когда при непроизвольном сокращении речевых мышц человек заикается при разговоре, повторяя звуки, слоги, слова многократно.
  • Смешанный, когда имеет место проявление двух типов.

Помогая себе выговаривать звуки, заикающийся человек может делать сопутствующие движения, например, стучать кулаком по бедру, притопывать ногой.

При желании скрыть дефект возникает напряженная поза, бегающий взгляд, избегающий взгляда собеседника, тремор рук и молчание при каждом “удобном” случае.

Как же вовремя распознать, что речь не в порядке, и не искать ответов на вопросы: “Почему люди заикаются?” и “Что делать, если заикаешься при разговоре?”

Осложнения

При заикании очень часто развиваются осложнения психологического характера. Человек избегает общения, становится замкнутым, появляются мнительность, чувство неполноценности и ущемленности. Эти проявления могут привести к сложностям в семье, учебе и работе.

Проблема заикания также связана с сопутствующими вегетативными нарушениями, такими, как вегетативная дистония, экстрапирамидальные патологии, повышенное внутричерепное давление, мидроз (расширение зрачков).

Врачи также отмечают физические особенности: стволовые дисфункции, нарушения осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, вегетососудистая дистония, кривошея и остеохондроз.

Как избавиться от заикания взрослому самостоятельно

Заикание - причины, лечение, классификация

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Заикание - нарушение речи

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Если обратиться к специалисту с появлением первых симптомов, от проблемы можно избавиться за две – три недели. Методик лечения заикания множество — от логопедического массажа до гипноза.

Самым целесообразным способом считается комплексный подход к лечению, когда применяются и элементарные, и усложненные техники лечения.

Лечение зависит от типа нарушения. Установить это поможет невропатолог. Если нет нарушений в работе нервной системы, проблема может решиться только при вмешательстве логопеда. Но обычно приходится работать с несколькими специалистами.

Большой вклад в лечение приносит работа логоневролога – рефлексотерапевта, так как с его помощью можно снять мышечное напряжение, скованные движения, двигательное беспокойство и другие подобные проблемы.Если проблема вызвана травмой, стрессом или некоторыми болезнями, чаще всего в результате этого происходит сжатие мышц, и возникают уплотнения в мышечной ткани.

Эти уплотнения мешают передачи нервного импульса. Такие зажимы встречаются у всех заикающихся детей. Основной задачей на первом этапе лечения является снятие напряжения с этих участков. Это можно исправить медикаментозным лечением, но чаще всего эффект непродолжительный. Наиболее эффективным методом является миотерапия.

Патология, возникшая вследствие психологических проблем, нуждается в дополнительной помощи психолога или психотерапевта. Даже если убрать зажимы, страх человека и тревога могут вернуть все проблемы обратно. Психолог должен выяснить, какая психологическая проблема лежит в основе и тщательно проработать ее.

Логопед - специалист, занимающийся коррекцией заикания

В процессе лечения очень важна роль родителей. Чтобы облегчить ребенку сам процесс лечения и помочь быстрее справиться с проблемой, рекомендуется придерживаться следующих советов:

  1. Соблюдение режима дня. Правильный распорядок поможет уменьшить тревогу и беспокойство.
  2. С ребенком важно разговаривать не торопясь, негромким, а главное, спокойным голосом. Важно избегать повышенных тонов, резких действий и строгих интонаций.
  3. Если малыш пытается вам что-то рассказать, важно не торопить его и не перебивать. Поддерживайте его и проявляйте заботу. Меньше критикуйте и хвалите за успехи.
  4. Развитию правильного речевого дыхания способствует пение и занятие музыкой.

Заикание преимущественно встречается у мужчин. Эмоциональное состояние женщины более устойчиво и природой они защищены от проблем с речью. Наблюдается предрасположенность к возникновению патологии у левшей. Наиболее распространенным располагающим фактором является стрессовая ситуация. Важно знать способы оказания первой помощи, так как известны случаи, когда после нескольких элементарных способов нарушения сглаживались, но это не означает исключение обращения к специалистам.

Лечение заикания у взрослых

Преодолеть логоневроз можно с помощью комплексных методик. Причины должны быть устранены – от биологических нарушений до социальных. Необходимо активное участие врачей, психологов и логопедов. Существует несколько авторских методик, позволяющих скорректировать речь.

  1. Первая методика была разработана Л.З. Арутюнян и подразумевает формирование речевых навыков в согласовании с движений ведущей руки. Прием используется для работы с заиканием любой сложности, но есть данные, что плавность речи может быть возвращена, если человек имеет органические отклонения.
  2. Второй метод социальной реабилитации Ю.Б. Некрасовой проводится психотерапевтом. Занятия по методике проходят в группах. На сеансах обучают приемам восстановления дыхания и нервной системы.
  3. Еще один метод биологической обратной связи предполагает применение компьютерных технологий. Занятие включает в себя работу на дыхательных тренажерах. С помощью регистраторов отслеживается активность мозга и частота мышечных сокращений.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое – у 1% всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. По данным разных авторов, это соотношение колеблется от 2:1 до 10:1. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т. е. на 2- 3-м году жизни.

Причинами возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подосттрые психические травмы – испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Невропатические состояния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5% случаев невротического заикания. Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.

• нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков); • сложности и задержка в начале речи;• побочные движения (тик, гримасы).

Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.

Основные симптомы недуга в любом возрасте одинаковы. Это запинки, нарушающие плавное течение речи: повторы, затяжные звуки, остановки на начальном слоге. Процесс сопровождается непроизвольным сокращением мышц лица, напряжением рук, сбившимся ритмом дыхания. Страх, тревога, беспокойство — эмоции, сопутствующие заиканию.

Как лечить заикание и лечится ли оно

1. Логопед поможет слаженной работе артикуляционного аппарата, откорректирует неправильное произношение звуков, научит плавно и правильно разговаривать.

Заикание

2. Психотерапевт отследит момент возникновения заболевания, научит справляться с волнением, тревогой, беспокойством, чтобы перестать заикаться. При необходимости проведет сеанс гипноза.

3. Невролог оценит состояние нервной системы, назначит соответствующую терапию.

4. Рефлексотерапевт при помощи иглоукалывания сможет содействовать избавлению от заикания.

Таким образом заикание поддается коррекции.

Современные методики преодоления заикания основаны на сочетании коррекционной и лечебно-оздоровительной работы. При разработке реабилитационных мер учитываются форма и тип заболевания, индивидуальные особенности в каждом конкретном случае.

При невротической форме основной упор делается на стабилизацию эмоциональной сферы человека, снижение возбудимости нервной системы. Это и медикаментозное лечение от заикания в виде таблеток, и различные психотерапевтические приемы, например, гипноз, аутогенная тренировка. На фоне этого занятия с логопедом эффективнее способствуют устранению заикания.

При неврозоподобной форме с органическим поражением головного мозга назначают лекарства — спазмолитики и транквилизаторы, проводят длительную коррекционную работу по восстановлению психических процессов.

Лечить заикание у взрослых и детей успешно помогают лечебно-оздоровительные мероприятия, которые оздоравливают нервную систему и включают в себя:

  • соблюдение режима дня с достаточным временем для отдыха, отсутствием физических и нервных перегрузок, полноценным сном;
  • организацию здорового питания;
  • создание благоприятной внешней среды — это и благоустроенность помещения, и доброжелательное окружение — все, что способствует жизнерадостному настроению;
  • закаливание в виде прогулок на свежем воздухе, спортивных развлечений, водных процедур;
  • лечебную физкультуру с физическими упражнениями и занятиями ритмикой под музыку;
  • беседы с психологом, когда слово лечит — разъясняет, убеждает, обучает, воодушевляет, меняет взгляд на себя как на личность, помогает адаптироваться в социальной среде.

Музыкально-ритмические упражнения являются очень эффективными при заикании. Это и танцы, и отстукивание такта, и пение, и чтение стихов с соответствующими движениями. Во время таких занятий координация движений благоприятно влияет на плавность речи, благодаря музыке улучшается эмоциональное состояние, а самое главное, рождается сила духа и вера в себя.

Лечится ли заикание у взрослых? Все индивидуально и ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем благоприятней прогноз для лечения логоневроза. Но даже в запущенных случаях описанные выше методики сдвинут процесс с мертвой точки в сторону положительной динамики. Надо только не сдаваться, а прилагать усилия и верить в успех.

Вылечить заикание у детей удается в 70% случаев — так утверждает статистика.

Необходимо воспитывать у ребенка уверенность в своих силах, желание добиваться поставленных целей, умение отстаивать свою точку зрения. Это поможет устранению комплексов и страхов, улучшит его психическое состояние и позволит не попасть в группу риска такого заболевания как логоневроз.

Способы лечения заикания многообразны, однако очень непросто объективно оценить их эффективность, так как заикание может пройти с возрастом и без вмешательства, как и наоборот, достаточно интенсивные меры в ряде случаев могут оказаться неэффективными.

Следует отметить, что целью терапий является не полное преодоление заикания, но достижение большей плавности речи, повышение у пациента чувства уверенности в себе, снижение напряжения и логофобии. Наряду с основным вмешательством – занятиями с логопедом – применяется медикаментозное лечение (используются успокаивающие и противосудорожные препараты), гипноз, иглоукалывание, релаксирующие ванны, общеукрепляющие процедуры.

По заключению Американской ассоциации экспертов по проблемам речи, языка и слуха, у большинства пациентов с заиканием наблюдаются улучшения практически в любом возрасте после занятий с логопедом, направленных на изменение техники речи.

Два основных приема – это изменение темпа (замедление речи, растягивание звуков) и снижение напряжения органов речи во время говорения. Чтобы затормозить центр Брока, также используют метод активизации других двигательных центров. Это достигается с помощью дирижирования речью, ритмичных движений пальцами рук, регуляции дыхания, сопровождения речи письмом.

В последнее время стали активно применяться специальные антизаикательные устройства и компьютерные программы. Они позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, слышать себя с задержкой на доли секунды, заглушают голос фоновыми шумами, позволяют на экране «увидеть» собственную речь, понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

При лечении заикания важен целостный подход, который подразумевает вместе с использованием технических приемов повышения плавности речи работу с пациентом, направленную на то, чтобы снизить негативное влияние заикания на его жизнь, помочь ему сделать общение с людьми более желанным и успешным.

Как целый ряд терапий, связанных с психологией и поведенческими навыками, занятия с логопедом сами по себе могут быть успешными, но не иметь долгосрочных последствий, если не происходит генерализация навыка.

Пациент может спокойно и плавно говорить в кабинете логопеда один на один со своим наставником, однако опять начать заикаться в школе, на работе, при разговоре по телефону. Именно поэтому человеку, лечащемуся от заикания, так важна поддержка родных и близких, а также доброжелательная среда.

Методика лечения заикания у детей

Ранняя диагностика способствует проведению более эффективного лечения заикания. В наше время коррекция заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя логопедические занятия и упражнения по коррекции заикания, помогает избавиться от нарушений речи. Преодоление стеснения и замкнутости происходит при помощи групповых занятий, в игровой форме проводится логопедическая ритмика и психотерапия.

Пение-эффективное средство от заикания

Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации.

Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после – на словах, затем – на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.

Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.

При логоневрозе может быть эффективен гипноз. Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.

Вылечить заикание в домашних условиях без помощи специалистов практически невозможно. Но некоторые народные методы помогают избавиться от чрезмерного психического перенапряжения, страха. В этом случае помогает ароматерапия, нужно капнуть несколько капель масла на носовой платок и вдыхать аромат в течение дня.

Успокаивающим действием обладает мед, желательно каждый день съедать его по ложке до еды. В чай можно добавлять корень валерианы, пустырник.

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный медпортал
Adblock detector